Распоряжение Федерального дорожного агентства
от 28 марта 2016 г. № 461-р
"Об утверждении Стратегии развития инновационной деятельности Федерального
дорожного агентства на период 2016 - 2020 годов"
В целях повышения эффективности применения прогрессивных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов на объектах дорожного хозяйства, повышения качества дорожных работ и реализации единой научно-технической политики органами управления дорожного хозяйства:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2016 - 2020 годов (далее - Стратегия).
2. Руководителям федеральных казенных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству, руководствоваться положениями Стратегии на стадии разработки предложений в план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Федерального дорожного агентства, планирования дорожных работ, а также при формировании заданий на проектирование нового строительства (реконструкции), капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
3. Управлению научно-технических исследований и информационного обеспечения (А.В. Бухтояров) при планировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организовать реализацию мероприятий и учет достижения целевых показателей, предусмотренных Стратегией.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя И.Г. Астахова.
Руководитель |
Р.В. Старовойт |
Стратегия развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2016 - 2020 гг.
В соответствии с положениями Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р), поручениями Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации "О совершенствовании сети автомобильных дорог в целях комплексного освоения и развития территорий Российской Федерации" (Новосибирск, 8 октября 2014 года) и реализации поручений Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России ключевой задачей транспортного комплекса является переход к интенсивному, инновационному, социально-ориентированному типу развития, что требует адекватных стратегических решений по инновационному развитию дорожного хозяйства на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В настоящее время потребность в инновационном развитии дорожного хозяйства продолжает определяться влиянием следующих фундаментальных факторов:
- рост численности парка транспортных средств, увеличение доли легковых автомобилей с высокими динамическими характеристиками и грузовых автомобилей с повышенными осевыми нагрузками требует пересмотра требований к основным потребительским свойствам автомобильных дорог;
- высокая автомобилизация и подвижность населения, интенсивность движения транспортных потоков способствуют существенному увеличению уровня загрузки дорог и появлению транспортных заторов, особенно в зонах влияния крупных городов, это требует ускоренного развития автомагистралей и скоростных дорог, отвечающих международным стандартам развития и строительства, применения усовершенствованных систем организации дорожного движения;
- значительная стоимость основных дорожно-строительных материалов, современной высокопроизводительной техники при одновременном повышении требований к соблюдению межремонтных сроков требует совершенствования механизмов ценообразования в дорожном хозяйстве;
- распространение новых (в том числе зарубежных) технологий при строительстве и эксплуатации дорог влечет за собой рост требований к качеству производства дорожных работ с учетом региональных особенностей Российской Федерации;
- масштабное строительство местных дорог для соединения населенных пунктов с опорной сетью дорог требует ускоренной разработки и применения экономически оправданных технологий и материалов (главным образом, местных), подготовки обновленных стандартов проектирования, строительства и эксплуатации таких дорог;
- приоритет учета требований обеспечения безопасности дорожного движения, доступности транспортной среды и экологических норм в дорожном строительстве.
Влияние указанных факторов требует от дорожного хозяйства развития на инновационных принципах.
В современных экономических условиях эффективность развития дорожного хозяйства в значительной степени будет определяться научно-техническим прогрессом. Основой его является научно-техническая и инновационная деятельность, направленная на получение, распространение и использование новых знаний и технических решений для решения экономических, технологических, социальных и иных проблем в дорожном хозяйстве.
В ходе реализации стратегии инновационной деятельности Росавтодора прошлого периода с 2011 по 2015 годы была проведена масштабная работа по совершенствованию нормативно-технической базы дорожного хозяйства.
Реализована Программа по разработке межгосударственных стандартов, связанных с введением Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011). В рамках программы по разработке межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011) осуществлена разработка 132 межгосударственных стандартов.
В рамках реализации Программы нормативно-технического обеспечения применения композиционных материалов в дорожном хозяйстве на 2012 - 2015 годы было выполнено 23 НИОКР, по результатам которых подготовлено 14 ОДМ и 1 ГОСТ-P. Кроме того, Росавтодором за период с 2012 по 2015 год был согласован в общей сложности 31 стандарт организации по использованию композитных материалов. Таким образом, практически завершено формирование базы нормативно-технических документов для внедрения композитов в дорожном хозяйстве.
В ходе реализации плана мероприятий по внедрению современных требований и методов испытаний органических вяжущих для дорожного хозяйства и дорожного асфальтобетона на основе методологии Superpave подготовлен комплекс из 50 нормативно-технических документов, которые позволяют перейти Федеральному дорожному агентству к системе регламентации выбора битумных и полимерно-битумных вяжущих для конкретных природно-климатических условий и транспортной нагрузки и использованию методов объемного проектирования асфальтобетонных смесей на сети автомобильных дорог федерального значения.
Широкое применение получила разработка непосредственными производителями инновационной продукции Стандартов организаций для применения на федеральных дорогах. Для нормативного обеспечения выпуска новой продукции на объекты федеральной автомобильной сети: в 2011 году было согласовано 33 СТО; 2012 - 48; 2013 - 26; 2014 - 36; 2015 - 60.
Мониторинг внедрения инноваций показывает, что за период с 2011 года прослеживается следующая динамика по внедрению инновационных технологий:
1) в 2011 году освоение инноваций осуществлялось на 1134 участках освоения;
2) в 2012 году освоение инноваций осуществлялось на 1088 участках освоения;
3) в 2013 году освоение инноваций осуществлялось на 816 участках освоения;
4) в 2014 году освоение инноваций осуществлялось на 631 участке освоения;
5) в 2015 году освоение инноваций осуществлялось на 620 участках освоения.
В целом, результаты реализации Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2011 - 2015 годов показали, что применение новых образцов высокопроизводительной дорожной техники и соответствующих технологий существенно сокращает сроки строительства автомобильных дорог, улучшает качество их содержания, а широкомасштабное использование инноваций при эксплуатации автомобильных дорог позволяет обеспечить их приведение к нормативному состоянию даже в условиях финансовых ограничений.
Несмотря на серьезную работу по регулированию инновационной деятельности, проведенную в рамках реализации Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства 2011 - 2015 годов, сохранилось немало проблем в управлении инновациями, характерных не только для дорожного хозяйства. Одна из основных проблем заключается в том, что не все потребители инновационной продукции: федеральные и территориальные органы управления дорожным хозяйством, проектные и подрядные организации рассматривают применение инноваций в качестве одной из приоритетных задач своей практической деятельности, что негативно отражается на эффективности дорожных работ, темпах и стоимости дорожного строительства.
Одной из ключевых задач Стратегии является развитие среды, благоприятной для инноваций. С этой целью необходимо создание безоговорочного приоритета инноваций через повышение мотивации сотрудников федеральных казенных учреждений, подведомственных Росавтодору, доступности информации об инновациях, совершенствование системы управления инновациями, создание площадок для диалога заинтересованных сторон.
Необходимым элементом Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2016 - 2020 гг. станет совершенствование методики мониторинга ее реализации, которое обеспечит контроль за эффективным применением новых технологий на объектах дорожного хозяйства в соответствии с перечнем приоритетных технологий. Положения Стратегии должны стать основой ежегодных и среднесрочных адресных Планов освоения инноваций, разрабатываемых федеральными казенными учреждениями, подведомственными Федеральному дорожному агентству, а также обобщенного Плана освоения инноваций Росавтодора.
Выбор направлений инновационного развития дорожного хозяйства базируется на положениях Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., поручениях Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации "О совершенствовании сети автомобильных дорог в целях комплексного освоения и развития территорий Российской Федерации" (Новосибирск, 8 октября 2014 года), мерах, направленных на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия, мероприятиях, направленных на обеспечение в ближайшие 10 лет увеличения объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения в два раза по сравнению с периодом 2003 - 2012 годов, "дорожной карте" по расширению применения инновационных технологий, материалов, в том числе битумов, и конструкций, комплексной программе внедрения композитов в дорожном хозяйстве на период до 2020 г., а также на широком спектре документов, регламентирующих применение новых технологий в дорожном хозяйстве и других отраслях экономики.
При формировании приоритетных направлений развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве учтен опыт разработки и реализации программ и планов применения новых технологий в области дорожного строительства в отечественной и зарубежной практике.
Стратегия предназначена для использования в практической деятельности органов управления дорожным хозяйством, проектных, научно-исследовательских, строительных и эксплуатационных дорожных предприятий при организации разработки и применения прогрессивных дорожных технологий, техники и материалов.
В Стратегии использованы следующие термины и определения:
Внедрение новых технологий, техники, конструкций и материалов - освоение инноваций в целях широкомасштабного применения инновационной продукции и введения ее в хозяйственный оборот.
Жизненный цикл - период времени, за который выполняются совокупность процессов от момента проектирования автомобильной дороги, включая строительство (возведение) и содержание, до ее утилизации (ликвидации);
Инновационная деятельность - выполнение и (или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.
Инновация (инновационный продукт) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Для целей статистического учета используется более широкое определение инноваций, включающее новизну для рынка и самого предприятия.
Классификация инноваций - отраслевые инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации) подразделяются по направлениям расходования средств федерального бюджета (строительство, реконструкция; капитальный ремонт, ремонт; содержание), которые в свою очередь подразделяются на области применения (земляное полотно; дорожная одежда; дренаж и водоотвод; тоннели и трубы; мосты, путепроводы и эстакады; защитные сооружения; объекты сервиса и элементы обустройства автомобильных дорог), каждая из которых подразделяется на следующие разделы: техника; технология и материалы; безопасность дорожного движения; организация труда и управление.
Также все инновации подразделяются на технологические, продуктовые и организационные.
Отраслевая инновация - введение впервые в отрасли в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги), процесса, организационного метода в области техники, технологии и материалов, безопасности дорожного движения, организации труда и управления.
Инновация дорожно-климатической зоны - введение впервые в климатическом поясе в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги), процесса, организационного метода в области техники, технологии, безопасности дорожного движения, организации труда и управления, которые требовали адаптации для данного климатического пояса.
Инновация организации - введение впервые в том или ином федеральном управлении автомобильных дорог, управлении автомобильных магистралей, дирекции строящихся дорог в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги), процесса, организационного метода в области техники, технологии и материалов, безопасности дорожного движения, организации труда и управления.
Технологическая инновация - инновация, связанная с освоением новых или значительно улучшенных технологических процессов.
Продуктовая инновация - инновация, связанная с освоением новых или значительно улучшенных материалов и техники.
Организационная инновация - инновация, связанная с созданием или совершенствованием организации и управления производством, процессами, трудовыми ресурсами, в том числе в области организации безопасности дорожного движения.
Приоритетные технологии дорожного хозяйства - технологии, имеющие решающее (важное) значение для инновационного развития и обеспечения эффективности функционирования дорожного хозяйства страны, улучшения потребительских свойств автомобильных дорог.
Освоение инноваций в дорожном хозяйстве - применение прогрессивных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании дорог и сооружений на них.
Участок освоения - участок строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта или содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения или искусственного сооружения на ней, на которых в федеральном казенном учреждении, подведомственном Росавтодору, осуществляется опытно-экспериментальное или широкое применение одной или нескольких отраслевых инноваций (инноваций дорожно-климатической зоны, инноваций организации).
Инновационное развитие - тип экономического развития (страны, региона, организации), основным фактором которого выступают инновации.
Инновационная политика Росавтодора - одно из направлений политики Росавтодора, связанное с реализацией комплекса организационных, экономических и правовых мер, направленных на стимулирование инновационного развития отрасли.
Инновационная система Росавтодора - совокупность субъектов, институтов (отношений между субъектами, правил взаимодействия) и инфраструктуры (финансовой, организационной), обеспечивающих производство (генерацию) и распространение инноваций в отрасли.
Цикл освоения инновации в Росавтодоре - процесс, связанный с освоением отраслевой инновации в федеральных казенных учреждениях, подведомственных Федеральному дорожному агентству, в различных климатических зонах, начинаемый с опытно-экспериментального применения и до получения результатов оценки эффективности.
Цикл освоения инновации в организации - процесс, связанный с последовательным освоением отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации), состоящий из следующих стадий:
- опытно-экспериментальное применение;
- широкое применение, включая оценку эффективности от использования отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации).
Опытно-экспериментальное применение - применение впервые в том или ином федеральном казенном учреждении, подведомственном Федеральному дорожному агентству, отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации) на одном или нескольких участках освоения.
Широкое применение - применение в том или ином федеральном казенном учреждении, подведомственном Федеральному дорожному агентству, отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации) на одном или нескольких участках освоения с года, следующего за опытно-экспериментальным применением.
Оценка эффективности отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации) - совокупность приёмов и методов (мониторинг освоения инновации в организации, ведение отчётных материалов об освоении инновации в организации, документация по достигнутому эффекту от использования инновации, анализ данных мониторинга, отчётных материалов и документации по достигнутому эффекту), направленных на получение данных о целесообразности использования отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации). Оценку эффективности разделяют на расчётную и фактическую оценку эффективности.
Расчётная оценка эффективности - оценка эффективности, которая должна быть произведена в течение опытно-экспериментального применения.
Фактическая оценка эффективности - оценка эффективности, которая должна быть осуществлена не позднее:
- для техники, технологии и материалов в течение межремонтного срока объектов дорожной инфраструктуры, на которых она использована;
- в области безопасности дорожного движения, организации труда и управления в течение первого года широкого применения.
Мониторинг освоения инновации - осуществление на основании технического задания мониторинга комплекса мероприятий, направленных на получение информации о результатах каждой стадии цикла освоения инновации в казенных учреждениях Росавтодора по критериям, определенным техническим заданием. Разделяют текущий и последующий мониторинг.
Текущий мониторинг - это мониторинг, направленный на получение информации об успешности освоения отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации).
Последующий мониторинг - это мониторинг, направленный на получение информации об успешности отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации).
Инновационная деятельность в дорожном хозяйстве имеет высокую социально-экономическую значимость. Применение новых технологий, техники, конструкций и материалов способствует существенному улучшению потребительских свойств автомобильных дорог, к которым относятся:
- непрерывность, безопасность, скорость и удобство движения;
- высокая пропускная способность и низкий уровень загрузки дорог движением;
- способность пропускать автомобили и автопоезда с заданными габаритами, осевыми нагрузками и грузоподъемностью (общей массой);
- экологическая безопасность;
- обоснованная стоимость строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
Основным сдерживающим фактором обеспечения высоких потребительских свойств дорог является прямое влияние требований к этим свойствам на стоимость строительства (реконструкции) дорог и требуемый объем затрат на их поддержание в процессе эксплуатации. Применение усовершенствованных стандартов проектирования и эксплуатации автомобильных дорог, энерго- и ресурсосберегающих технологий, долговечных дорожных конструкций и материалов позволяет оптимизировать стоимость объектов строительства, обеспечивать увеличение межремонтных сроков, то есть улучшение потребительских свойств автомобильных дорог с необходимой экономической эффективностью. Дорожное хозяйство создает мультипликативный эффект в смежных областях и является стимулом к развитию многих отраслей экономики за счет качественного улучшения транспортной инфраструктуры.
Таким образом, развитие инновационной деятельности в дорожном хозяйстве необходимо рассматривать как один из важнейших системообразующих факторов, имеющих тесную связь с основными элементами транспортной экономики и социальной сферы.
В этих условиях формирование стратегических направлений развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве должно осуществляться на базе всестороннего анализа состояния и проблем научно-технического развития дорожной отрасли в тесной взаимосвязи с общими проблемами строительства автомобильных дорог и развития автомобильного транспорта.
Значительный рост интенсивности движения на автомобильных дорогах федерального значения (до 5 - 7 % ежегодно), резкое увеличение в составе транспортного потока доли большегрузных автомобилей (с осевыми нагрузками, превышающими расчетные), автопоездов и автобусов привело к существенному увеличению изнашивающего и разрушающего воздействия автомобилей на дороги и дорожные сооружения, сокращению межремонтных сроков.
При сегодняшних темпах роста автомобилизации в условиях перегрузки по интенсивности трафика уже работает треть автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
По данным автоматизированных пунктов весогабаритного контроля с превышением установленных нагрузок следует более 30 % грузовых автотранспортных средств. Средний перевес составляет 45 %. Расчеты показывают, что такая перегрузка повышает разрушающий эффект в 4,4 раза. Объем наносимого дорогам ущерба при таком количестве нарушений составляет 2,6 трлн руб. ежегодно. При этом общий объем вложений государства (из федерального и региональных дорожных фондов) в дорожную сеть страны составляет порядка 1 трлн руб. в год.
Все эти факторы в совокупности вызывают необходимость обеспечения существенно более высоких требований к техническому уровню и эксплуатационному состоянию дорог и дорожных сооружений, разработки и применения в этих целях новых технических норм, прогрессивных технических решений, дорожных технологий и материалов, отвечающих современным потребностям. В этих условиях развитие инновационной деятельности в дорожном хозяйстве приобрело особую актуальность.
При условии освоения имеющейся инновационной продукции в полном объеме в отрасли может быть достигнут значительный экономический эффект за счет применения новых технологий, энерго- и ресурсосбережения, повышения долговечности дорог, сокращения себестоимости перевозок и повышения безопасности движения. Согласно анализу аварийности, участки дорог, запроектированные и построенные с использованием прогрессивных технических решений, применением современной дорожно-строительной техники, имеют наиболее высокий уровень обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно информации отраслевого банка данных к таким объектам относятся автомобильные дороги г. Сочи, кольцевая дорога вокруг г. Санкт-Петербурга, ряд участков автомобильных дорог М-53 "Байкал", М-7 "Волга", М-2 "Крым" и т.д.
В рамках расширения применения при строительстве и реконструкции автомобильных дорог современных технологий, материалов и конструкций, а также с учётом результатов выполнения утверждённых в установленном порядке Комплекса мер, направленных на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия, Плана мероприятий по расширению применения современной отечественной продукции нефтегазохимии, Плана мероприятий, направленных на обеспечение в ближайшие 10 лет увеличения объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения в два раза по сравнению с периодом 2003 - 2012 годов, Росавтодором осуществляется комплексная работа по разработке современных нормативных технических документов (НТД) и совершенствованию существующей базы НТД.
Для организации внедрения инноваций в органах управления дорожным хозяйством назначены ответственные за внедрение инноваций, в рамках АСУ МКВИ формируется ежегодный План Федерального дорожного агентства по освоению инноваций и выполняется мониторинг его реализации.
Таким образом, в период до 2020 года следует уделить повышенное внимание совершенствованию системы управления инновациями, для чего необходимо реализовать комплекс организационных, экономических и правовых мер, направленных на стимулирование инновационного развития отрасли.
Позитивные шаги предприняты в сфере информационного обеспечения дорожного хозяйства о новых технологиях, конструкциях, технике и материалах. В части информационного обеспечения инновационной деятельности следует отметить выстроенную в период с 2013 по 2015 годы эффективную двухуровневую систему взаимодействия Федерального дорожного агентства и подведомственных учреждений на федеральном и региональном уровнях.
На базе подведомственного агентству ФГБУ "ИНФОРМАВТОДОР" сформирован Отдел по работе со СМИ, выполняющий функции пресс-службы Росавтодора. Данное подразделение отвечает за эффективность информационной политики ведомства в публичном пространстве.
Работа этого подразделения четко структурирована и основана на выполнении ряда целевых показателей Коммуникационной стратегии Федерального дорожного агентства, в которой обозначены целевые/референтные группы информационной политики Росавтодора, указаны целевые индикаторы соотношения количества "позитивных", "нейтральных" и "негативных" материалов в СМИ о деятельности агентства и конкретные пути достижения поставленных целей.
По данным аналитической системы мониторинга СМИ "Медиалогия", в настоящее время общие количественные показатели тональности освещения деятельности Росавтодора в прессе оцениваются в следующем процентном соотношении:
- 63 % - нейтральная тональность публикаций;
- 30 % - позитивная тональность публикаций;
- 7 % - негативная тональность публикаций.
Это свидетельствует об "управляемости" информационного поля вокруг Федерального дорожного агентства, инициативности ведомства в рамках презентации своих достижений.
Вместе с тем, в сфере развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве сохраняется целый ряд проблемных вопросов, требующих системного решения.
В настоящее время, ввиду отсутствия механизмов экономической заинтересованности участников инновационного процесса преобладают директивные методы внедрения новых технологий, которые зачастую не дают желаемых результатов.
Одним из основных сдерживающих факторов развития инновационной деятельности является то, что имевшаяся ранее опытно-экспериментальная база научных дорожных центров, которая призвана ускорить процесс создания и освоения новых технологий, морально и физически устарела (а по многим позициям утрачена), не отвечает современным потребностям и международному уровню.
Имеются сложности в апробации и оценке эффективности технологий, материалов, ввиду отсутствия опытно-экспериментальных полигонов внедрения новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве в различных природно-климатических зонах Российской Федерации.
Пробел в этом отношении может быть устранен за счет использования ресурсов лабораторий, сформированных на базе ФКУ "Севзапуправтодор", ФКУ "Центравтомагистраль" и ФКУ Упрдор Москва - Бобруйск, оборудование которых позволяет производить испытания по прогнозу долговечности работы дорожных конструкций.
Необходимо использовать и потенциал лабораторий крупных производителей полимерных и геосинтетических материалов.
Подписание трехстороннего соглашения (меморандума) о сотрудничестве между Федеральным дорожным агентством, Открытым акционерным обществом "СИБУР Холдинг" и Открытым акционерным обществом "Газпром нефть" открывает перспективы создания общеотраслевой системы контроля качества полимерных материалов, в том числе с участием производственных лабораторий, принадлежащих производителям полимерных материалов.
В настоящее время отсутствуют центры обучения и передачи технологий, доказавшие свою эффективность в международной практике.
В субъектах Российской Федерации бюджетные расходы на НИОКР в дорожном хозяйстве крайне низки или вовсе отсутствуют.
Деятельность дорожного хозяйства финансируется за счет бюджета через систему государственных закупок, в то время как в мировой практике закупки для государственных нужд выступают в качестве важного ресурса для создания спроса на инновации.
Таким образом, сдерживающими факторами разработки и расширения использования инноваций на отраслевом уровне являются:
- несовершенство налоговой политики, в части обеспечения стимулирования инновационного развития дорожной отрасли;
- недостаточное финансирование научных разработок;
- отсутствие финансирования на создание опытно-экспериментальных полигонов внедрения новых технологий и материалов;
- устаревшие методы оценки эффективности проектных решений, основанные только на минимизации единовременных строительных затрат, препятствующие внедрению новых технологий, техники, конструкций и материалов;
- отсутствие законодательных механизмов, формирующих материальную заинтересованность подрядчика и заказчика во внедрении инноваций;
- снизившийся научный потенциал отраслевой науки и дефицит научных разработок для их внедрения;
- недостаточный потенциал отраслевой инфраструктуры, обеспечивающей внедрение инноваций в производство;
- отсутствие системы программно-целевого планирования и финансирования научных исследований и их внедрения в производство;
- отсутствие системы учета патентования в дорожном хозяйстве;
- отсутствие системы взаимодействия в части координации развития и стимулирования внедрения инноваций с субъектами Российской Федерации;
- необходимость совершенствования системы изучения зарубежного опыта, импорта патентов, лицензий и прогрессивных технологий.
В инновационной деятельности дорожного хозяйства необходимо повысить эффективность технологической цепочки, связывающей научные исследования и реализацию их результатов: разработка - проверка на практике и опытное внедрение - мониторинг и закрепление в нормативно-технических документах - широкая реализация с научным сопровождением. Реализация этого направления требует совершенствования системы организации и управления процессом внедрения научно-технических достижений.
Таким образом, анализ современного состояния и проблем развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве указывают на необходимость формирования стратегии долгосрочного инновационного развития отрасли и основных мероприятий по ее реализации для эффективного решения ключевых задач дорожного хозяйства с целью улучшения потребительских свойств автомобильных дорог.
Целью инновационной деятельности Федерального дорожного агентства является улучшение потребительских свойств автомобильных дорог, повышение безопасности дорожного движения, снижение затрат на дорожные работы, повышение сроков службы автомобильных дорог и инженерных сооружений, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду за счет повышения технологического уровня проектирования, строительства и эксплуатации дорог и искусственных сооружений.
Исходя из целей Стратегии, необходимо решить следующие задачи по развитию инновационной деятельности в дорожном хозяйстве:
- формирование инновационной инфраструктуры для масштабного освоения в дорожном хозяйстве прогрессивных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов, включая систему опытно-экспериментальных полигонов на действующей сети автомобильных дорог, систему информационного обеспечения, систему экспертизы, систему сертификации и продвижения разработок и т.д., создание производств наукоемких видов продукции;
- координация действий научных, проектных и производственных организаций и предприятий дорожного хозяйства, вузовской науки в целях разработки комплексного подхода к решению задач инновационного развития;
- обеспечение благоприятных экономических условий для активизации инновационной деятельности, в том числе развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
- совершенствование системы управления дорожным хозяйством, включая развитие механизма государственно-частного партнерства;
- совершенствование оценки эффективности внедрения инноваций в дорожной отрасли;
- разработка механизмов, формирующих материальную заинтересованность подрядчика и заказчика во внедрении инноваций с учётом цикла освоения инновации в организации;
- выявление и поддержка конкурентоспособных технологий, стимулирование предприятий, внедряющих отечественные научно-технические разработки;
- обеспечение реализации приоритетных технологий и стимулирование их применения проектными, строительными и производственными организациями для нужд дорожного хозяйства;
- сохранение и развитие научно-технического потенциала дорожного хозяйства для поддержания современного технологического уровня и эффективного использования приоритетных технологий;
- вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, результатов изобретательской деятельности и обеспечение защиты от их несанкционированного использования;
- интенсификация разработки стандартов организаций, направленных на расширение использования новых технологий, техники, конструкций и материалов;
- организация работ и совершенствование гармонизации нормативно-технических документов с зарубежными аналогами;
- использование технологий двойного назначения;
- развитие лизинга новой прогрессивной дорожной техники и оборудования для ускорения производства дорожных работ и повышения качества дорожно-строительных материалов, а также уникального наукоемкого оборудования для научных исследований.
Необходимо обеспечить на конкретных объектах автомобильных дорог и сооружений на них опытно-экспериментальное и промышленное внедрение инновационных продуктов, включая новые технологии, материалы, конструкции и технические решения, обеспечивающих повышение качества дорожных работ, эксплуатационных характеристик, долговечность дорожных конструкций и направленных на эффективное использование бюджетных ассигнований при проектировании, строительстве (реконструкции), ремонте и содержании автомобильных дорог и повышение эффективности использования в дорожном хозяйстве интеллектуального и научно-технического потенциала.
Основные мероприятия по реализации положений Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2016 - 2020 гг. включают:
- совершенствование нормативной правовой базы развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве;
- модернизацию системы управления инновационной деятельностью в дорожном хозяйстве;
- развитие инновационной деятельности в дорожном хозяйстве на основе применения перечня приоритетных технологий;
- развитие инновационной деятельности в органах управления дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации;
- создание системы опытно-экспериментальных полигонов внедрения новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве на действующей сети автомобильных дорог в различных природно-климатических зонах Российской Федерации;
- развитие информационного обеспечения инновационной деятельности в дорожном хозяйстве;
- научное и кадровое обеспечение инновационной деятельности;
- мониторинг внедрения новых технологий, техники и материалов.
В целях реализации основных положений Стратегии по ключевым направлениям на отраслевом уровне будут разработаны планы (программы) мероприятий по их реализации.
Формы и методы управления реализацией Стратегии определяет Федеральное дорожное агентство. Мероприятия предусматривается реализовывать, в том числе, на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке. Контроль реализации Стратегии осуществляет Управление научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства.
Результаты основных работ, предусмотренных Стратегией, выносятся на рассмотрение Научно-технического совета Росавтодора. Отдельные мероприятия реализации Стратегии, объемы и сроки их выполнения устанавливаются ежегодно с учетом планов дорожных работ.
Стратегия предусматривает развитие механизмов стимулирования (в том числе финансово-экономических) инновационной деятельности для всех ее участников за счет совершенствования нормативной правовой базы и методов государственного регулирования.
В ходе реализации Стратегии должен быть осуществлен следующий комплекс мер по совершенствованию нормативной правовой базы инновационной деятельности.
На законодательном уровне планируется:
- подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающих стимулирование внедрения инноваций в дорожном хозяйстве, а также гармонизацию с техническим регламентом Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011);
- подготовить предложения по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, в части, касающейся стимулирования инновационной деятельности и создания механизмов, позволяющих обеспечить заинтересованность исполнителей дорожных работ в финансировании прикладных научных исследований;
- поэтапно увеличить финансирование научных исследований и разработок для нужд отрасли.
На уровне Правительства:
- разработать и утвердить порядок внедрения новых материалов и технологий в строительстве с исчерпывающим перечнем необходимых документов и согласований, позволяющих легитимно применять новые материалы и технологии как на стадии реализации экспериментальных (пилотных) проектов, так и на последующих стадиях;
- подготовить предложения о пересмотре действующего порядка ценообразования с переходом от нормативного метода составления расценок на статистические методы;
- подготовить и направить в Минстрой России предложения по внесению поправок в положение о государственной экспертизе, предусматривающие упрощение порядка внесения изменений в проектную документацию, связанную с внедрением инноваций, и пересмотр задач экспертизы в части эффективности стоимостной оценки проектных решений, в частности, внести изменения в постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 23.01.2016) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" с требованием "в составе проектной документации и в заключении государственной экспертизы в обязательном порядке предусматривать выделение "основных технических показателей и характеристик" проектируемого объекта, изменение которых требует повторного прохождения экспертизы";
- переработать действующие методы оценки эффективности проектных решений с переходом к оценке на основе стоимостного анализа жизненного цикла автомобильной дороги;
- разработать и утвердить положение о реализации Гражданского Кодекса РФ в части участия подрядной организации в доле экономии от применения инновационной продукции в контрактах, финансируемых из средств бюджетов Российской Федерации и бюджетов субъектов РФ.
На уровне Минтранса России и Федерального дорожного агентства:
- обеспечить переход на программно-целевой метод планирования внедрения инноваций с обеспечением целевого финансирования отдельных научных программ и мероприятий;
- регулярно актуализировать программу дорожно-мостовых исследований в целях инновационного развития дорожного хозяйства Российской Федерации с привлечением широких кругов экспертного дорожно-мостового сообщества;
- активно привлекать научно-технический потенциал дорожно-мостового бизнес-сообщества для решения исследовательских задач в рамках реализации программы дорожно-мостовых исследований;
- совершенствовать взаимодействие с высшими учебными заведениями при подготовке и повышении квалификации кадров с учетом инновационного развития дорожного хозяйства;
- в заданиях на проектирование автомобильных дорог и искусственных сооружений в обязательном порядке устанавливать требования к внедрению инноваций на основе ежегодных планов внедрения;
- предусмотреть возможность внедрения инноваций федеральными казенными учреждениями, подведомственными Росавтодору, в рамках заключенных Государственных контрактов на строительство, ремонт, содержание объектов в пределах 5 % от общего объема выполняемых работ без внесения изменений в проектную документацию;
- предусмотреть возможность федеральным казенным учреждениям, подведомственным Росавтодору, определять необходимость внесения в технические задания к заключаемым Государственным контрактам на строительство, ремонт, содержание объектов возможности внедрения инноваций в пределах 5 % от общего объема выполняемых работ;
- привлекать академическую и вузовскую науку для проведения прикладных научных исследований;
- разработать мотивационный механизм, позволяющий обеспечить инициативность и заинтересованность заказчика во внедрении инноваций и получении оценки результатов освоения в течение жизненного цикла освоения инновации в организации;
- разработать механизм опытно-эксплуатационного внедрения инновационной продукции производителями, поставщиками, разработчиками инновационной продукции на объектах дорожного хозяйства на безвозмездной основе с учетом разделения ответственности за эксплуатационное состояние инновационной продукции в период ее срока службы и передачу прав собственности на инновационную продукцию, использованную на объекте дорожного хозяйства;
- формировать благоприятные условия для функционирования малых инновационных организаций и оказывать им государственную поддержку на начальном этапе деятельности;
- осуществлять анализ выполненных ранее научных разработок для выбора из их числа наиболее актуальных для внедрения;
- совершенствовать экспертизу инновационных разработок, финансово-экономическую систему стимулирования инновационной деятельности, системы сертификации и продвижения разработок;
- обеспечить создание в рамках предусмотренных бюджетных обязательств механизма государственной поддержки российских производителей при экспорте конкурентоспособной продукции, предусмотрев компенсацию таким производителям затрат на патентование и сертификацию конкурентоспособной продукции и других аналогичных затрат;
- разработать и согласовать механизм стимулирования разработки и внедрения инновационных и импортозамещающих материалов и технологий из средств, сэкономленных учреждениями Минтранса России и Федерального дорожного агентства в ходе проведения конкурентных закупочных процедур и/или за счет применения инновационных технологий;
- актуализировать "Руководство по оценке эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса", утверждённое Министерством транспорта РФ от 10.12.2002 № ОС-1109-р., в том числе в части полноты анализа жизненного цикла автомобильной дороги, оценки социального эффекта, а также с учетом региональных особенностей строительства и эксплуатации дорог, влияния природно-климатических факторов;
- внедрять на пилотных участках строящихся дорожных объектов BIM-технологии и проведение опытно-промышленных испытаний новых нормативно-технических разработок в сфере проведения изысканий, проектирования и планирования работ.
По мере совершенствования нормативной правовой базы и методов государственного регулирования инновационной деятельности планируется внесение соответствующих изменений в "Методические рекомендации по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в системе Федерального дорожного агентства".
Для эффективного управления использованием инноваций в дорожном хозяйстве создана трехуровневая система организации планирования внедрения новых технологий (Росавтодор, федеральные казенные учреждения, подведомственные Федеральному дорожному агентству, органы управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации), определены структурные подразделения в Росавтодоре и подведомственные организации, ответственные за развитие инновационной деятельности.
Стратегия предусматривает модернизацию системы управления инновационной деятельностью на базе АСУ МКВИ, в том числе по разработке и контролю за реализацией Планов инновационной деятельности, координации федеральных и территориальных инновационных программ в дорожной сфере, а также участию в международных программах инновационной деятельности, организации их экономического анализа и экспертизы, содействия своевременному внедрению прогрессивных технологий.
В рамках модернизации АСУ МКВИ программный продукт будет доведён до современного уровня и будет расширен аналитический потенциал системы, что позволит автоматизировать процесс формирования и корректировки базы данных нормативных и методических документов - результатов выполнения научно-исследовательских работ, а также базу данных осваиваемых инноваций.
Одновременно планируется разработка электронных библиотек данных стоимостных показателей на новые материалы и технологии дорожной номенклатуры, сметных данных реализованных объектов-аналогов, а также рекомендаций по их использованию в сметной документации.
Координация деятельности по организации развития инноваций в дорожном хозяйстве возлагается на научно-технический совет (НТС) Росавтодора, при котором будет создана целевая временная рабочая группа из представителей структурных подразделений центрального аппарата, заинтересованных научных, образовательных организаций, дорожных ассоциаций, бизнеса и общественности. В функции НТС Росавтодора входит рассмотрение планов (программ) развития инновационной деятельности, анализ их эффективности с позиции решения актуальных проблем отрасли, корректировка перечня приоритетных технологий, организация экспертизы новизны предлагаемых технологий и оценка их соответствия мировому уровню, другие ключевые вопросы развития и освоения инноваций.
Стратегия предусматривает планирование применения инноваций исходя из установленного перечня приоритетных технологий, отражающего потребность решения наиболее актуальных проблем отрасли с учетом прогрессивных технологий, при применении которых может быть достигнут наибольший эффект.
Исходя из целей и задач Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. и результатов анализа уровня развития и потребительских свойств дорожной сети, к актуальным проблемам дорожного хозяйства, решение которых может быть достигнуто на основе инновационного развития следует отнести:
- высокий уровень загрузки дорог (особенно в зонах влияния крупных городов и мегаполисов), вызванный темпами роста интенсивности движения, опережающими развитие дорожной сети;
- недостаточная долговечность и конструктивная надежность автомобильных дорог и искусственных сооружений в условиях возросших транспортных нагрузок;
- высокий относительный уровень аварийности на автомобильных дорогах;
- необходимость ускоренного приведения значительной доли автомобильных дорог и искусственных сооружений в нормативное состояние по основным транспортно-эксплуатационным показателям;
- низкое качество содержания части автомобильных дорог;
- потребность актуализации нормативно-технической базы отрасли на основе ее гармонизации с ТР ТС 014/2011;
- потребность модернизации нормативно-технической базы отрасли на основе ее гармонизации с нормами, принятыми в международной практике;
- необходимость модернизации нормативной правовой и материально-технической базы отрасли на основе ее гармонизации с нормами и методами, принятыми в международных стандартах, а также в соответствии с технологическими и природно-климатическими особенностями Российской Федерации.
Перечень приоритетных технологий был сформирован на основе перечня критических технологий, принятого в рамках Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2011 - 2015 годов, и в Стратегии инновационной деятельности Росавтодора на период 2016 - 2020 годов дополнен направлениями "дорожно-строительные материалы" и "стандартизация".
Конкретные дорожные технологии, конструкции, техника, материалы, технические инновационные решения при проектировании, строительстве, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог должны соответствовать установленному перечню приоритетных технологий при разработке планов (программ) освоения инноваций. Для организации эффективного планирования инновационной деятельности в Приложении А даны основные направления инноваций, соответствующие приоритетным технологиям, включенным в перечень. Реализация перечня приоритетных технологий помимо решения ключевых проблем дорожного хозяйства одновременно способствует энерго- и ресурсосбережению при строительстве и эксплуатации дорог, оптимизации стоимости и обеспечению качества дорожных работ, а также гармонизации нормативной правовой и материально-технической базы отрасли с нормами и методами, принятыми в международных стандартах. Перечень приоритетных технологий будет периодически уточняться Федеральным дорожным агентством на основе анализа эффективности применения имеющихся и разработки новых технологий, применение которых может иметь приоритетное значение для развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве.
Основные положения Стратегии распространяются на инновационную деятельность органов управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации (далее - территориальные органы управления дорожным хозяйством).
Стратегии инновационной деятельности субъектов Российской Федерации должны корреспондироваться с положениями настоящей Стратегии. Формирование системы взаимно увязанных мероприятий предполагает разделение интересов и ответственности между Федеральным дорожным агентством, регионами и муниципалитетами, а также между государством и организациями.
Основой разработки и реализации планов и программ инновационной деятельности является Перечень приоритетных технологий. Выбор конкретных технологий, материалов, техники должен учитывать специфику развития и эксплуатационного состояния территориальной дорожной сети, природно-климатические условия регионов, приоритеты социально-экономического развития.
Для обеспечения единой отраслевой научно-технической политики в сфере науки и технологий целесообразно создание при дорожных администрациях координационных органов по инновационному развитию дорожного хозяйства на базе региональных научных центров, ВУЗов дорожного, строительного и материаловедческого профиля, проектных и производственных дорожных организаций и предприятий.
Создание опытно-экспериментальных полигонов внедрения новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве в различных природно-климатических зонах Российской Федерации позволит существенно ускорить процесс оценки эффективности применения на практике инновационной продукции.
В рамках реализации Стратегии инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2011 - 2015 годов в 2012 - 2013 годах выполнена разработка частного технического задания (ЧТЗ) на создание 3-х полигонов.
В соответствии с Техническим заданием в ходе разработки ЧТЗ выполнены следующие основные работы:
1. Выполнен анализ отечественного и зарубежного опыта создания и эксплуатации дорожных полигонов.
2. Разработаны рекомендации по размещению полигонов в регионах с типичными для РФ природно-климатическими условиями.
3. Определены основные направления исследований на полигонах и разработаны Программы исследований для каждого полигона.
4. Обоснован перечень стандартного (для испытаний по российским стандартам) и уникального (для испытаний по зарубежным стандартам и перспективным исследовательским методикам) оборудования для оснащения полигонов. Разработаны Программы комплексного оснащения полигонов.
5. Разработаны рекомендации по созданию Центра управления полигонами ФДА.
6. Подготовлены предложения по организационно-правовым условиям создания и эксплуатации полигонов.
С учетом целого ряда факторов (природно-климатические и грунтово-геологические условия, интенсивность и состав движения, наличие сети федеральных автомобильных дорог, развитость инфраструктуры и удаленность от крупных населенных пунктов, условия землеотвода и т.д.) были предложены следующие места дислокации полигонов.
Место дислокации Северного полигона в Республике Якутия. Полигон линейного типа длиной 3 км, состоит из 12 опытных дорожных секций (длиной по 250 м). В составе полигона предусмотрен ж/б мост из сборных балок оптимизированного сечения и водопропускные трубы. Численность научно-технического персонала Северного полигона 18 человек. Капитальные вложения могут составить ориентировочно 1,5 млрд рублей.
Место дислокации Центрального полигона на КАД СПб. Полигон из 2-х участков: линейный ход вдоль КАД длиной 4 км и расположенный рядом кольцевой ход длиной 4 км. Общее число опытных секций (длиной от 200 до 250 м) и опытных объектов более 40. В состав опытных объектов входят мостовые сооружения, тоннели, подпорные стенки, испытательные стенды. Численность научно-технического персонала Центрального полигона 72 человека. Капитальные вложения могут составить ориентировочно 3,7 млрд рублей.
Место дислокации Южного полигона в Краснодарском крае. Полигон распределенного типа их нескольких частей: линейный ход длиной 1,5 км (7 опытных секций длиной по 250 м и металлический мост) вдоль а/д А-146 "Краснодар - Новороссийск", два участка для изучения оползневых процессов на "Обходе г. Сочи" и а/д М-27. Численность научно-технического персонала Южного полигона 18 человек. Капитальные вложения могут составить ориентировочно 1,2 млрд рублей.
Из-за отсутствия источников финансирования в настоящее время планируется создать систему опытно-экспериментальных полигонов на реальных участках автомобильных дорог для сопоставительных исследований новых типов дорожных покрытий с улучшенными свойствами, прогрессивных материалов для дорожной разметки, геосинтетических материалов, пленок для дорожных знаков с различными световозвращающими свойствами, новых типов шероховатых поверхностных обработок, противогололедных материалов, ряда других материалов и конструкций.
Стратегия предусматривает в целях моделирования работы дорожных одежд для совершенствования методов их расчета, исследований износа покрытий под воздействием движущейся многократной колесной нагрузки применение в соответствии с международной практикой мобильных испытательных установок, обеспечивающих ускоренный контроль состояния дорожных одежд.
Будут продолжены оправдавшие себя на практике опытно-экспериментальные работы по натурным испытаниям конструкций и элементов искусственных сооружений в целях разработки эффективных решений по продлению сроков службы мостов с учетом возросших транспортных нагрузок.
Для организации работ по информационному обеспечению широкого применения прогрессивных технологий, материалов и техники Федеральным дорожным агентством в период 2016 - 2020 гг. будет предусмотрена реализация следующих мероприятий:
- оперативное информационное обеспечение органов управления дорожным хозяйством, проектных и подрядных дорожных организаций о результатах инновационной деятельности в соответствии с Перечнем приоритетных технологий дорожного хозяйства;
- развитие Баз данных об отечественных и зарубежных инновационных разработках;
- наполнение и сопровождение Базы данных мониторинга результатов использования инновационных разработок и оценки их эффективности;
- дальнейшее формирование справочно-информационного фонда переводов зарубежных периодических изданий с приоритетным анализом публикаций о прогрессивных технологиях;
- поддержание Базы данных НИОКР (о результатах НИОКР, выполненных по заказу Росавтодора) и интернет-приложения с возможностью просмотра и поиска нужной информации в отраслевом БД "АРХИВ НИОКР" для вовлечения результатов научно-исследовательских работ в хозяйственный оборот;
- создание и наполнение базы данных патентного сопровождения внедрения инноваций в дорожном хозяйстве;
- ежегодное формирование и издание каталога прогрессивных дорожных технологий (включая опыт их использования органами управления дорожным хозяйством и информацию об утвержденных Росавтодором нормативных и методических документах, связанных с использованием прогрессивных технологий).
Для формирования благоприятной информационной среды, стимулирующей развитие инновационной деятельности в дорожном хозяйстве, планируется в средствах массовой информации (включая Интернет-сайт Росавтодора) на регулярной основе размещать информацию (в том числе фото- и видеоматериалы) о позитивном опыте применения прогрессивных технологий на объектах строительства, ремонта и содержания дорог и мостов.
Стратегия предусматривает научное обеспечение инновационной деятельности, которое заключается в проведении комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку новых прогрессивных технологий, техники, дорожно-строительных материалов, отвечающих перечню приоритетных технологий.
Указанные работы будут предусмотрены:
- на уровне Федерального дорожного агентства - в планах НИОКР Росавтодора;
- на уровне федеральных казенных учреждений, подведомственных Росавтодору, и территориальных органов управления - в технических заданиях на проектирование, строительство (реконструкцию), ремонт и содержание автомобильных дорог, предусматривающих внедрение новых технологий (в том числе, для опытно-экспериментального применения);
- на уровне отраслевых научно-образовательных центров - при выполнении конкретных НИОКР, экспериментальных пилотных проектов, обеспечивающих отработку методик, механизмов нормативного правового, технического, технологического и информационного обеспечения научных работ, а также работ по научному сопровождению внедренных результатов;
- на уровне производственных подрядных дорожных организаций, производителей и поставщиков инновационной продукции для нужд дорожного хозяйства - в планах деятельности указанных организаций и предприятий.
Будут продолжены исследования по оценке эффективности применяемых технологий. В этих целях планируется:
- исследовать динамику изменения показателей технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния дорог, безопасности дорожного движения, межремонтных сроков и стоимости дорожных работ на участках дорог, построенных (реконструированных) и отремонтированных с применением различного вида инновационной продукции, новых технических решений, технологий и материалов. Для проведения таких комплексных исследований будут использованы результаты ежегодной инструментальной диагностики и оценки состояния федеральных дорог и мостов с применением отраслевых автоматизированных банков данных (АБДД "ДОРОГА", АБДМ) и организованы специальные наблюдения на опытных участках;
- разработать методические рекомендации по оценке эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса;
- актуализировать "Руководство по оценке эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса", утверждённое Министерством транспорта РФ от 10.12.2002 № ОС-1109-р., в том числе в части полноты анализа жизненного цикла автомобильной дороги, оценки социального эффекта, а также с учетом региональных особенностей строительства и эксплуатации дорог, влияния природно-климатических факторов;
- разработать современный программный продукт (взамен программы "Effect"), учитывающего актуальные требования к оценке экономического эффекта, а также исполненного на новом технологическом уровне;
- разработать методику по определению срока, в течение которого техническое решение является инновационным, и базы данных нормативных и методических документов по классификации и применению инновационных технологий, материалов и механизмов;
- актуализировать методические рекомендации по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в системе Федерального дорожного агентства.
На основе обобщения результатов научно-исследовательских работ будут готовиться технико-экономические обоснования по внесению изменений в установленные межремонтные и гарантийные сроки дорог и дорожных сооружений, периодичность выполнения работ по содержанию с учетом применения новых технологий, обеспечивающих повышение долговечности дорог и эффективное использование средств на дорожные работы.
Поставленные задачи инновационного развития дорожного хозяйства могут быть решены только при условии обеспечения отрасли достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов. Кадровое обеспечение инновационного развития направлено на подготовку, привлечение и закрепление квалифицированных кадров посредством:
- подготовки и реализации Программы совершенствования лабораторной базы подведомственных учреждений и государственных предприятий научной сферы, в том числе, с привлечением внебюджетного финансирования и лизинга наукоемкого оборудования;
- подготовки и реализации Программы поддержки научного кадрового потенциала дорожной отрасли (с выделением Подпрограммы "Поддержка молодых ученых дорожного хозяйства");
- устойчивого повышения заработной платы научных работников отрасли за счет широкого участия отраслевых НИИ и вузовской науки в реализации планов НИОКР Федерального дорожного агентства, территориальных органов управления дорожным хозяйством, выполнения работ по заказам подрядных дорожных организаций;
- совершенствования требований к программам повышения квалификации специалистов и дорожных рабочих;
- установления уровня квалификационных требований для разных категорий работников дорожной отрасли и методов их достижения;
- организации стажировки научных работников отрасли в авторитетных зарубежных научных центрах;
- активизации обучения перспективных молодых ученых и специалистов в аспирантурах и докторантурах;
- проведения в период 2016 - 2020 гг. конкурса молодых специалистов в сфере инноваций в дорожном хозяйстве.
Для контроля исполнения планов и программ инновационной деятельности и оценки эффективности применяемых технологий, материалов, техники Стратегия предусматривает регулярный мониторинг освоения новых технологий.
Мониторинг внедрения инноваций будет выполняться в целях:
- определения соответствия фактических объемов и качественных показателей внедрения новых прогрессивных технологий на объектах внедрения установленным планами и программами инновационной деятельности;
- оценки эффективности внедрения новых технологий, техники, конструкций и материалов;
- оценки соответствия применяемых и планируемых к применению новых технологий перечню приоритетных технологий;
- оценки выполнения плана освоения инноваций и его эффективности.
Мониторинг реализации Стратегии развития инновационной деятельности включает:
- мониторинг целевых показателей Стратегии;
- мониторинг изменения основных потребительских свойств автомобильных дорог в результате реализации перечня приоритетных технологий дорожного хозяйства;
- мониторинг реализации плана инновационной деятельности, как основы достижения целевых показателей Стратегии.
ФКУ "Росдортехнология" в соответствии с уставом обеспечить мониторинг реализации Стратегии федеральными казенными учреждениями, подведомственными Федеральному дорожному агентству.
Реализация Стратегии обеспечивается стабильной и надежной системой финансирования дорожного хозяйства, с учетом необходимости его инновационного развития.
Финансирование мероприятий Стратегии планируется осуществлять в порядке, предусмотренном подпрограммой "Автомобильные дороги" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", а также с учетом перехода на финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения по нормативам, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета" (с изменениями от 14.07.2015 № 704).
Средства из федерального бюджета направляются на следующие цели:
- мероприятия по проведению прикладных научно-исследовательских работ по разработке новых дорожных технологий, конструкций, техники и материалов (в соответствии с Планами НИОКР Росавтодора на 2016 - 2020 гг.);
- мероприятия по научному обеспечению работ в области технического регулирования в дорожном хозяйстве;
- развитие информационного обеспечения инновационной деятельности (в соответствии с Планами информационного обеспечения дорожного хозяйства, Планами проведения выставок, конференций и семинаров);
- строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог с применением новых технологий и материалов (согласно планам и программам дорожных работ) в порядке, предусмотренном "Методическими рекомендациями по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в системе Федерального дорожного агентства".
Стратегия предусматривает привлечение внебюджетных источников:
- собственных средств подрядных строительных дорожных организаций; предприятий, производящих инновационную продукцию и заинтересованных в ее продвижении на рынок дорожных работ и услуг;
- дорожных ассоциаций, заинтересованных в модернизации нормативно-технической базы отрасли и развитии инновационной деятельности членов ассоциации;
- средств, сэкономленных учреждениями Минтранса России и Федерального дорожного агентства в ходе проведения конкурентных закупочных процедур и/или за счет применения инновационных технологий.
В результате реализации Стратегии ожидается повышение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, увеличение межремонтных сроков, повышение безопасности дорожного движения, сокращение затрат на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений за счет использования прогрессивных дорожно-строительных материалов, ресурсо- и энергосберегающих технологий, применения эффективных средств инженерного оборудования и обустройства дорог, современных информационных технологий и систем связи, обеспечения действующих требований дорожной экологии.
Целевые индикативные показатели выполнения основных мероприятий Стратегии соответствуют установленным ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" подпрограммы "Автомобильные дороги" и включают:
- показатель развития дорожной сети;
- долю участков дорог в нормативном состоянии;
- долю дорожно-транспортных происшествий, возникновению которых способствовали неблагоприятные дорожные условия;
- среднюю скорость движения транспортных потоков на автомобильных дорогах.
Планируется, что ежегодное улучшение указанных показателей будет достигаться за счет реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой "Автомобильные дороги", в том числе на основе развития инновационной деятельности по направлениям, указанным в Стратегии, создания и широкомасштабного применения новых эффективных технологий, техники и материалов, соответствующих перечню приоритетных технологий.
Применение перечня приоритетных технологий, установленных в Стратегии, способствует достижению индикативных показателей ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" подпрограммы "Автомобильные дороги" с учетом перехода на финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения по нормативам, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета" (с изменениями от 14.07.2015 № 704), в том числе:
- стабилизации и последующему сокращению протяженности участков федеральных дорог, перегруженных движением на основе применения новых норм проектирования и реконструкции дорог, развитию применения интеллектуальных транспортных систем, других инноваций;
- увеличению срока службы дорожных одежд на основе применения прогрессивных технологий ремонта автомобильных дорог, долговечных дорожно-строительных материалов, других инноваций;
- увеличению срока службы мостовых сооружений на основе внедрения обновленных норм и методов их проектирования, совершенствования конструктивных элементов, использования долговечных материалов при новом строительстве, реконструкции и ремонте;
- повышению безопасности дорожного движения на сети федеральных дорог на основе сокращения участков концентрации дорожно-транспортных происшествий;
- повышению уровня эксплуатационного содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Достижение целевых показателей реализации Стратегии основывается на широкомасштабном развитии инновационной деятельности в дорожном хозяйстве, основанном на ее эффективном планировании, непосредственном применении новых технологий на объектах строительства (реконструкции), ремонта и содержания дорог, мониторинге внедрения технологий. Планируемое развитие инновационной деятельности в период реализации Стратегии характеризуется следующими целевыми индикаторами и показателями государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (подпрограмма "Дорожное хозяйство"):
- количество инновационных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов, применяемых на сети федеральных автомобильных дорог, единиц;
- доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в оперативном управлении федеральных казенных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству, на которых при реализации программ строительства (реконструкции), капитального ремонта и ремонта объектов предусмотрено применение инновационных технологий, материалов, конструкций машин и механизмов, в общей протяженности автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении указанных федеральных казенных учреждений, %.
Учитывая, что применение прогрессивных технологий, конструкций, техники и материалов в дорожном хозяйстве осуществляется при проектировании, строительстве (реконструкции), капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, целевые показатели Стратегии установлены исходя из ресурсного обеспечения, предусмотренного подпрограммой "Автомобильные дороги" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" и постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 № 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета" (с изменениями от 14.07.2015 № 704).
Перечень основных направлений инноваций, соответствующих приоритетным технологиям
№ п/п |
Наименование приоритетных технологий |
Основные направления инноваций, соответствующие приоритетным технологиям |
|
Код |
Наименование направления |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Технологии увеличения пропускной способности и оптимизации уровня загрузки автомобильных дорог |
1.1 |
Технологии проектирования автомобильных дорог на основе усовершенствованных норм, дополненных с учетом функциональной классификации автомобильных дорог и гармонизированных с международными |
1.2 |
Технологии применения интеллектуальных транспортных систем (ITS) |
||
1.3 |
Методы расчета и прогнозирования пропускной способности дорог, технологии оптимизации уровня загрузки |
||
1.4 |
Технологии проектирования автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения и дорог в населенных пунктах, по которым не предусматривается грузовое движение |
||
1.5 |
Автоматизированные системы управления транспортными потоками |
||
1.6 |
Технологии и методы планирования оптимальных дорожных сетей |
||
1.7 |
Автоматизированные системы маршрутного ориентирования водителей |
||
1.8 |
Усовершенствованные методы и технологии прогнозирования интенсивности движения транспортных потоков |
||
1.9 |
Технологии устройства выделенных полос для скоростного общественного транспорта на подъездах к транспортно-пересадочным узлам и иным объектам инфраструктуры |
||
2. |
Технологии увеличения сроков службы дорожных одежд и покрытий автомобильных дорог |
2.1 |
Технологии конструирования и расчета дорожных одежд повышенной долговечности |
2.2 |
Технологии создания дорожных покрытий, устойчивых к колееобразованиям |
||
2.3 |
Прогрессивные методы и технологии повышения ровности дорожных покрытий |
||
2.4 |
Технологии снижения стоимости строительства и эксплуатации дорожных одежд и покрытий автомобильных дорог, в том числе снижения расчетных нагрузок на автомобильных дорогах с низкой интенсивностью движения |
||
2.5 |
Технологии создания тонкослойных макрошероховатых покрытий и поверхностных обработок повышенной сдвигоустойчивости и износостойкости |
||
2.6 |
Технологии регенерации дорожных покрытий |
||
2.7 |
Новые приборы и оборудование для контроля весовых параметров транспортных средств |
||
2.8 |
Технологии автоматизированного планирования работ по ремонту дорог с учетом ресурсных ограничений |
||
2.9 |
Асфальтобетонные покрытия с дренирующими и антигололедными свойствами |
||
2.10 |
Теплоизоляционные материалы для земляного полотна автомобильных дорог |
||
2.11 |
Создание и применение композитных материалов в конструкциях автомобильных дорог |
||
2.12 |
Технологии применения местных дорожно-строительных материалов |
||
2.13 |
Технологии и материалы для укрепления грунтов земляного полотна |
||
2.14 |
Технологии сбора, хранения и обработки результатов измерения индикаторов состояния дорожных покрытий (продольной ровности, глубины колеи, повреждений поверхности) |
||
3. |
Технологии увеличения сроков службы искусственных сооружений на автомобильных дорогах |
3.1 |
Технологии проектирования искусственных сооружений на основе усовершенствованных норм, принятых в международной практике, в том числе новые конструкции: - типовых пролетных строений мостовых сооружений с пролетами 12 - 33 м с монолитной плитой проезжей части, - пролетных строений мостовых сооружений с обеспечением температурной неразрезности, - конструкции мостов рамного типа без применения опорных частей и деформационных швов, - пролетных строений мостовых сооружений со сталежелезобетонными пролетными строениями, - мостового полотна искусственных сооружений, - водоотвода с проезжей части мостовых сооружений |
3.2 |
Методы и технологии прогнозирования срока службы мостовых сооружений и их конструкций |
||
3.3 |
Технологии снижения стоимости строительства и эксплуатации искусственных сооружений на автомобильных дорогах, в том числе снижения расчетных нагрузок на автомобильных дорогах с низкой интенсивностью движения |
||
3.4 |
Новые конструкции типовых пролетных строений мостовых сооружений с пролетами 12 - 33 м с монолитной плитой проезжей части на основе усовершенствованных |
||
3.5 |
Технологии ремонта мостовых сооружений повышенной надежности и долговечности |
||
3.6 |
Новые эффективные конструкции деформационных швов и опорных частей искусственных сооружений |
||
3.7 |
Создание и применение композитных материалов в конструкциях искусственных сооружений |
||
3.8 |
Технологии применения гофрированных конструкций искусственных сооружений |
||
3.9 |
Технологии автоматизированного планирования работ по ремонту искусственных сооружений с учетом приоритетности |
||
3.10 |
Новые конструкции мостовых ограждений |
||
3.11 |
Новые долговечные гидроизоляционные материалы и системы антикоррозионной защиты искусственных сооружений, антивандальные покрытия |
||
3.12 |
Новые конструкции очистных сооружений на мостах |
||
4. |
Технологии обеспечения экологической безопасности и безопасности дорожного движения |
4.1 |
Методы и технологии контроля качества проектирования автомобильных дорог по условиям обеспечения безопасности движения |
4.2 |
Системы обеспечения транспортной безопасности |
||
4.3 |
Мероприятия по улучшению условий движений велосипедного транспорта |
||
4.4 |
Мероприятия по охране окружающей среды и снижению негативного воздействия от эксплуатации объектов дорожного хозяйства (шумозащитные экраны, системы экологического мониторинга и т.п.) |
||
4.5 |
Мероприятия по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объектам дорожного хозяйства |
||
4.6 |
Методы и технологии аудита и инспекции безопасности движения при эксплуатации автомобильных дорог |
||
4.7 |
Технологии профилактики аварийности по причине неблагоприятных дорожных условий |
||
4.8 |
Технологии устранения и профилактики возникновения участков концентрации дорожно-транспортных происшествий |
||
4.9 |
Новые эффективные конструкции дорожных ограждений |
||
4.10 |
Материалы и изделия для дорожной разметки с увеличенной продолжительностью функциональной долговечности, включая световозвращение (значение удельного коэффициента световозвращения) |
||
4.11 |
Пленки для дорожных знаков и других технических средств организации дорожного движения (вертикальная дорожная разметка, дорожные световозвращатели) с повышенной световозвращающей способностью и функциональной долговечностью |
||
4.12 |
Технологии и технические средства обеспечения безопасности движения в местах производства дорожных работ и других событий, вызывающих необходимость временного изменения организации дорожного движения |
||
4.13 |
Технические средства организации дорожного движения с улучшенными свойствами восприятия и увеличенной функциональной долговечностью |
||
4.14 |
Технологии устройства разделительных полос на двухполосных дорогах с использованием различных технических средств организации дорожного движения |
||
4.15 |
Энергоэффективные технологии освещения автомобильных дорог |
||
4.16 |
Информационные технологии оповещения участников дорожного движения об условиях и ограничениях движения транспортных средств |
||
5. |
Технологии обеспечения заданного уровня эксплуатационного содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них |
5.1 |
Автоматизированные технологии паспортизации автомобильных дорог |
5.2 |
Новые высокопроизводительные передвижные лаборатории для диагностики автомобильных дорог и мостов |
||
5.3 |
Автоматизированные системы зимнего содержания автомобильных дорог и мостов |
||
5.4 |
Методы и технологии борьбы с зимней скользкостью и снежными заносами на автомобильных дорогах |
||
5.5 |
Антигололедные реагенты с улучшенными свойствами |
||
5.6 |
Технологии и материалы для содержания дорог с низкой интенсивностью движения |
||
5.7 |
Технологии и материалы для обеспыливания дорог с щебеночными и гравийными покрытиями |
||
5.8 |
Энерго- и ресурсосберегающие технологии содержания автомобильных дорог и мостов |
||
5.9 |
Новая техника и оборудование для содержания дорог |
||
5.10 |
Озеленение автомобильных дорог сортами многолетних растений, устойчивых к воздействию внешних факторов |
||
5.11 |
Технологии борьбы с нежелательной растительностью в придорожной полосе |
||
5.12 |
Технологии и материалы для всесезонного содержания дорожных покрытий |
||
5.13 |
Новые высокоточные приборы и оборудование для автоматизированного учета интенсивности и состава транспортных потоков |
||
6 |
Дорожно-строительные материалы |
||
Каменные материалы |
6.1 |
Совершенствование нормативно-технической базы, позволяющей использовать исходные материалы в соответствии с требованиями ТР ТС 014/2011 для щебеночно-гравийно-песчаных смесей |
|
6.2 |
Совершенствование нормативно-технической базы, позволяющей использовать исходные материалы в соответствии с требованиями ТР ТС 014/2011 для щебеночно-гравийно-песчаных смесей, обработанных неорганическими вяжущими |
||
6.3 |
Совершенствование нормативно-технической базы, позволяющей использовать исходные материалы в соответствии с требованиями ТР ТС 014/2011 для органоминеральных смесей |
||
Битумные материалы |
6.4 |
Разработка нормативной базы, устанавливающей требования, методы испытаний и правила применения битумно-полимерной эмульсии |
|
6.5 |
Актуализация действующих норм, устанавливающих требования и методы испытаний полимерно-битумных вяжущих материалов с учетом передовых отечественных и зарубежных исследований |
||
6.6 |
Дорожные битумы и битумные эмульсии с улучшенными свойствами по системе классификации битумных вяжущих (PG) |
||
Геосинтетические материалы |
6.7 |
Совершенствование нормативно-технической базы по применению геосинтетических материалов в дорожном строительстве по областям применения: борьба с эрозией, водопроницаемость, армирование асфальтобетона |
|
6.8 |
Совершенствование нормативно-технической базы по методам расчета дорожных одежд с применением геосинтетических материалов |
||
6.9 |
Геосинтетические материалы с улучшенными свойствами |
||
Асфальтобетон |
6.10 |
Разработка комплекса национальных стандартов, устанавливающих требования, методы испытаний и правила применения регенерированного (переработанного) асфальтобетона |
|
6.11 |
Совершенствование нормативно-технической базы, позволяющей использовать исходные материалы в соответствии с требованиями ТР ТС 014/2011 для асфальтобетонных смесей, щебеночно-мастичных асфальтобетонов и литого асфальтобетона |
||
6.12 |
Разработка нормативной базы, устанавливающей требования, методы испытаний и правила применения теплого асфальтобетона |
||
6.13 |
Разработка нормативной базы, устанавливающей требования, методы испытаний и правила применения слоев износа |
||
6.14 |
Объемный метод проектирования асфальтобетонных смесей |
||
Цементобетон |
6.15 |
Разработка нормативной базы, устанавливающей требования, методы испытаний и позволяющей использовать исходные материалы в соответствии с требованиями ТР ТС 014/2011 |
|
6.16 |
Модифицированные бетоны для строительства искусственных сооружений |
||
6.17 |
Модифицированные бетоны для строительства автомобильных дорог |
||
Лабораторное оборудование |
6.18 |
Проведение опытно-конструкторских работ по разработке и изготовлению лабораторного оборудования с учетом передовых отечественных и зарубежных технологий, обеспечивающего импортозамещение и проведение испытаний дорожно-строительных материалов и изделий |
|
7 |
Стандартизация |
||
Национальная база нормативно-технических документов в области дорожного хозяйства |
7.1 |
Актуализация нормативно-технической базы в соответствии с требованиями ТР ТС 014/2011 и с учетом передовых отечественных и зарубежных инновационных технологий |