ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
(РОСТЕХНАДЗОР)
ПРИКАЗ
14 мая 2019 г. |
№ 181 |
Москва
Об
утверждении федеральных норм и правил
в области использования атомной энергии «Требования к содержанию
плана мероприятий по защите персонала в случае аварии
на исследовательских ядерных установках» (НП-075-19)
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, Ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451; 2016, № 14, ст. 1904; № 15, ст. 2066; № 27, ст. 4289; 2018, № 22, ст. 3042; № 32, ст. 5135; № 53, ст. 8452; 2019, № 12, ст. 1230), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50, ст. 7385; 2012, № 29, ст. 4123; № 42, ст. 5726; 2013, № 12, ст. 1343; № 45, ст. 5822; 2014, № 2, ст. 108; № 35, ст. 4773; 2015, № 2, ст. 491; № 4, ст. 661; 2016, № 28, ст. 4741; № 48, ст. 6789; 2017, № 12, ст. 1729; № 26, ст. 3847; 2018, № 29, ст. 4438), приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках» (НП-075-19).
Руководитель |
А.В. Алёшин |
УТВЕРЖДЕНЫ
|
Федеральные нормы и правила
в области использования атомной энергии
«Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала
в случае аварии на исследовательских ядерных установках»
(НП-075-19)
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках» (НП-075-19) (далее - Требования) разработаны в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Положением о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49, ст. 5600; 2012, № 51, ст. 7203), устанавливают требования к содержанию планов мероприятий по защите персонала в случае аварии на сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации исследовательских ядерных установках (далее - ИЯУ) и определяют порядок их разработки и внесения изменений и дополнений.
2. Настоящие Требования распространяются на мероприятия по защите персонала, осуществляемые на площадках ИЯУ и эксплуатирующей ее организации, а также в санитарно-защитной зоне.
3. План мероприятий по защите персонала в случае аварии на ИЯУ (далее - План мероприятий) разрабатывается эксплуатирующей организацией и должен быть утвержден ее руководителем.
4. План мероприятий должен пересматриваться не реже одного раза в 10 лет.
5. План мероприятий должен быть разработан исходя из рассмотренных возможных проектных и запроектных аварий на ИЯУ, характеризующихся радиационными последствиями, приводящими к максимальному облучению, и с учетом специфики этапа жизненного цикла ИЯУ.
6. План мероприятий должен состоять из основной части и приложений. Текст основной части должен включать следующие разделы:
«Общие положения»;
«Исходные данные для планирования мероприятий по защите персонала»;
«Основные мероприятия по защите персонала»;
«Обеспечение готовности эксплуатирующей организации к аварийному реагированию».
7. Требования к содержанию основной части Плана мероприятий установлены в главе III настоящих Требований.
Требования к содержанию приложений Плана мероприятий (в том числе требования к плану площадки ИЯУ и плану санитарно-защитной зоны) приведены в главе IV и приложениях №№ 1 - 4 к настоящим Требованиям.
8. План мероприятий должен быть разработан и утвержден до завоза ядерного топлива на площадку ИЯУ.
9. Изменения и дополнения в План мероприятий вносятся:
при вводе в эксплуатацию новых ИЯУ;
после реконструкции действующих ИЯУ;
при выводе ИЯУ из эксплуатации;
в случае внесения изменений в штатное расписание эксплуатирующей организации, а также при изменении должностных обязанностей ответственных работников или при изменении организационно-распорядительных документов эксплуатирующей организации, указанных в Плане мероприятий;
в случае вступления в силу новых нормативных правовых актов, содержащих положения, относящиеся к аварийному реагированию (или к его планированию) на радиационно опасные ситуации, возможные на ИЯУ, а также в случае внесения в них изменений;
по результатам проверки готовности эксплуатирующей организации к аварийному реагированию в процессе тренировок и учений;
по результатам анализа аварий на ИЯУ, а также на других объектах использования атомной энергии, находящих на площадке эксплуатирующей организации;
в случае изменения запланированных организационных или технических мер аварийного реагирования на других объектах использования атомной энергии на площадке ИЯУ, в отношении которых эксплуатирующей организацией ИЯУ осуществляются виды деятельности в области использования атомной энергии.
Порядок утверждения вышеуказанных изменений и дополнений аналогичен порядку утверждения Плана мероприятий.
10. Наличие средств противоаварийной защиты на ИЯУ должно соответствовать информации, представленной в Плане мероприятий.
11. Эксплуатирующая организация, имеющая несколько ИЯУ, должна обеспечить разработку Плана мероприятий для каждой ИЯУ. Мероприятия по защите прикомандированных на ИЯУ лиц и лиц из организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующей организации, должны приводиться в плане мероприятий по защите персонала в случае аварии в эксплуатирующей организации.
12. В разделе «Общие положения» должна содержаться следующая информация:
12.1 краткое описание выполняемых на ИЯУ ядерно- и радиационно опасных работ, а также перечень объектов использования атомной энергии, находящихся на площадке эксплуатирующей организации;
12.2 схема созданной в эксплуатирующей организации системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также реквизиты организационно-распорядительных документов, в соответствии с которыми:
а) устанавливаются полномочия комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в эксплуатирующей организации (далее - КЧС и ПБ), обеспечивающей организацию и руководство над выполнением работ по предупреждению аварий и ликвидации их последствий;
б) назначаются члены КЧС и ПБ и руководитель аварийных работ;
в) определяются полномочия специальных подразделений или работников эксплуатирующей организации, уполномоченных решать задачи по защите персонала в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
г) устанавливаются полномочия дежурно-диспетчерской службы, осуществляющей повседневное управление системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций эксплуатирующей организации;
д) функции экспертно-аналитической группы, обеспечивающей научно-техническую и консультативную поддержку при организации и осуществлении мер по ослаблению и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций;
е) процедура допуска персонала к аварийно-спасательным и другим неотложным работам с повышенным облучением, обусловленным ионизирующими излучениями. Должно быть указано, в какую медицинскую организацию будут направлены на лечение лица, получившие сверхнормативные дозы облучения, обусловленного ионизирующими излучениями.
13. В разделе «Исходные данные для планирования мероприятий по защите персонала» должны содержаться следующие подразделы:
- «Общие сведения об ИЯУ»;
- «Организация аварийного радиационного контроля»;
- «Радиационная обстановка»;
- «Организации, осуществляющие мероприятия по ликвидации аварии и ее последствий»;
- «Критерии для объявления состояний «Аварийная готовность»1 и «Аварийная обстановка».
____________
1 Определение данного термина и иных терминов, использованных в настоящих Требованиях, приведены в приложении № 5 к настоящим Требованиям
14. В подразделе «Общие сведения об ИЯУ» должны содержаться:
- географические и административные характеристики размещения ИЯУ;
- сведения о месторасположении площадки ИЯУ относительно границ административного деления, а также относительно водных объектов, план площадки ИЯУ, санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) (при ее наличии);
- сведения о возможном радиационном воздействии на человека и окружающую среду в случае аварии на ИЯУ;
- описание зданий, где размещается ИЯУ, компоновка его основных технологических помещений;
- основные параметры и режимы эксплуатации ИЯУ;
- категория потенциальной радиационной опасности ИЯУ.
15. В подразделе «Организация аварийного радиационного контроля» должны содержаться:
- информация о составе, возможностях и режимах функционирования системы контроля радиационной обстановки в производственных помещениях, на площадке ИЯУ, в СЗЗ (при ее наличии) и за их пределами и технических средствах передачи информации по каналам указанной системы;
- схема размещения оборудования системы контроля радиационной обстановки в производственных помещениях, на площадке ИЯУ, в СЗЗ (при ее наличии) и за ее пределами;
- информация о хранении результатов радиационного контроля (место и срок их хранения, формат представления);
- данные о группе (службе) индивидуального дозиметрического контроля и порядке ее функционирования в условиях аварии на ИЯУ.
16. В подразделе «Радиационная обстановка» должны содержаться:
- данные о радиационной обстановке в основных технологических помещениях ИЯУ и в СЗЗ (при ее наличии), определенные по результатам расчетных оценок или выполненных измерений в условиях нормальной эксплуатации ИЯУ;
- результаты расчетного прогноза последствий возможных аварий;
- краткое описание сценариев возможных аварий, а именно:
возможные проектные и запроектные аварии на ИЯУ с максимальными радиационными последствиями;
ожидаемые уровни радиоактивных поверхностных загрязнений помещений и оборудования;
ожидаемые уровни радиоактивного загрязнения площадки ИЯУ, территории СЗЗ и зоны планирования защитных мероприятий (при их наличии);
возможные индивидуальные эффективные (эквивалентные) дозы облучения персонала при аварии;
максимально возможное количество пострадавших из числа персонала, для которых потребуется медицинская помощь;
- оценка ожидаемой радиационной обстановки при погодных условиях, приводящих к наибольшим дозам облучения, обусловленным ионизирующим излучением (для ИЯУ I - III категорий потенциальной радиационной опасности).
17. В подразделе «Организации, осуществляющие мероприятия по ликвидации аварии и ее последствий» должен содержаться перечень организаций, с которыми эксплуатирующей организации следует взаимодействовать в случае аварии на ИЯУ в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими порядок объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи ИЯУ в случаях радиационно опасных ситуаций, и Планом мероприятий, и методы обеспечения связи с указанными организациями. Указанный перечень должен быть составлен с учетом тяжести последствий возможных аварий.
18. В подразделе «Критерии для объявления состояний «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка» должны содержаться установленные в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими порядок объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи ИЯУ в случаях радиационно опасных ситуаций:
- критерии для объявления состояний «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка» в эксплуатирующей организации в целом;
- перечень должностных лиц, утвержденный руководством эксплуатирующей организации, имеющих право принимать решение об объявлении в эксплуатирующей организации состояний «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка» и о начале выполнения Плана мероприятий;
- перечень должностных лиц, имеющих право объявления на ИЯУ состояний «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка».
19. В разделе «Основные мероприятия по защите персонала» должны содержаться следующие подразделы:
- «Материально-техническое обеспечение»;
- «Организация оповещения и связи»;
- «Порядок приведения в готовность служб и подразделений эксплуатирующей организации, участвующих в проведении работ по ликвидации последствий аварии»;
- «Защита участников работ по ликвидации последствий аварии»;
- «Радиационная и инженерная разведка»;
- «Оказание первой и медицинской помощи пострадавшим»;
- «Физическая защита ИЯУ»;
- «Обеспечение общественного порядка»;
- «Мероприятия по эвакуации персонала»;
- «Действия должностных лиц, в том числе персонала ИЯУ, участвующих в ликвидации последствий аварии»;
- «Меры по локализации и ликвидации очагов (участков) радиоактивного загрязнения»;
- «Противопожарные мероприятия»;
- «Аварии, не связанные с нарушением нормальной эксплуатации ИЯУ».
20. В подразделе «Материально-техническое обеспечение» должны содержаться:
- информация об имеющихся в эксплуатирующей организации защитных сооружениях (убежищах, противорадиационных укрытиях и приспосабливаемых сооружениях), обеспечивающих возможность экстренного укрытия работников эксплуатирующей организации и иных лиц, которые могут быть допущены на ИЯУ в порядке, установленном эксплуатирующей организацией;
- информация об имеющемся в эксплуатирующей организации центре технической поддержки (аварийном центре) и его оснащенности программно-техническими комплексами, средствами связи и документацией;
- номенклатура и места размещения хранимого в эксплуатирующей организации аварийного запаса средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), дозиметрических приборов, приборов радиационной разведки, средств дезактивации, средств связи, инструментов, медикаментов, оборудования и материалов для оснащения служб и подразделений, привлекаемых к выполнению работ по ликвидации последствий аварии;
- информация о том, как соотносятся рабочие диапазоны имеющихся в эксплуатирующей организации дозиметров и радиометров с максимальными радиационными последствиями возможных аварий;
- номенклатура аварийного запаса СИЗ, хранящегося непосредственно на ИЯУ.
21. В подразделе «Организация оповещения и связи» должны содержаться:
- установленный в эксплуатирующей организации порядок оповещения (в том числе об объявлении состояний «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка») с помощью средств связи и оповещения персонала и должностных лиц ИЯУ и других работников эксплуатирующей организации;
- установленный в эксплуатирующей организации порядок оповещения (в том числе об объявлении состояний «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка») с помощью средств связи и оповещения должностных лиц организаций, с которыми она должна осуществлять взаимодействие при ликвидации последствий аварии;
- установленный в эксплуатирующей организации порядок доведения информации о типе аварии до органа повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно- и радиационно опасными объектами и органов повседневного управления функциональных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- схема оповещения и список абонентов оповещения, а также номера рабочих, домашних и мобильных телефонов всех членов КЧС и ПБ и руководителя аварийных работ;
- состав и порядок функционирования дежурно-диспетчерской службы эксплуатирующей организации;
- данные об имеющихся линиях связи (основных и резервных), обеспечивающих экстренное оповещение персонала ИЯУ и должностных лиц эксплуатирующей организации, а также устойчивую связь с органами местного самоуправления, органом управления использованием атомной энергии и уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
- описание организации информационного обмена между центром технической поддержки (аварийным центром), основным и резервным пунктами управления для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности;
- описание организации информационного обмена между центром технической поддержки (аварийным центром) эксплуатирующей организации и органом повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно- и радиационно опасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
22. В подразделе «Порядок приведения в готовность служб и подразделений эксплуатирующей организации, участвующих в проведении работ по ликвидации последствий аварии» должны содержаться:
- состав сил служб и подразделений, участвующих в работах по ликвидации последствий аварии, планы-графики приведения их в готовность;
- предполагаемый состав привлекаемых (при необходимости) формирований других организаций и органа управления использованием атомной энергии в случае их участия в работах по ликвидации последствий аварии, объем оснащения указанных формирований СИЗ и индивидуальными дозиметрами, приборами радиационной разведки, автотранспортом и другой инженерной техникой;
- порядок приведения в готовность экспертно-аналитической группы КЧС и ПБ эксплуатирующей организации, центра технической поддержки (аварийного центра) (для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности).
23. В подразделе «Защита участников работ по ликвидации последствий аварии» должны содержаться:
- процедура допуска персонала и других лиц к радиационно опасным работам в зоне аварии;
- места хранения аварийного запаса СИЗ, дозиметрических приборов и индивидуальных дозиметров, порядок их выдачи и использования;
- организация и техническое обеспечение мониторинга радиационной обстановки в районе проведения работ по ликвидации последствий аварии;
- процедура контроля и учета индивидуальных эффективных (эквивалентных) доз облучения лиц, привлекаемых к работам по ликвидации последствий аварии;
- информация о порядке проведения йодной профилактики, включая определение дозовых и ситуационных критериев начала приема противорадиационных лекарственных средств;
- места и процедура проведения санитарной обработки участников аварийных работ, частичной санитарной обработки при нарушении целостности кожи и слизистых оболочек;
- экспресс-методы предварительной оценки внутренних поступлений радионуклидов и процедура выявления лиц, подлежащих дополнительному обследованию биофизическими методами и спектрометрией тела;
- процедура и методы контроля загрязнения спецодежды и кожных покровов на выходе из загрязненной зоны, а также личной одежды при эвакуации с площадки ИЯУ, на которой произошла авария (далее - аварийная ИЯУ).
24. В подразделе «Радиационная и инженерная разведка» должны содержаться:
- состав групп радиационной и инженерной разведки и их оснащение;
- процедура сбора, анализа и обобщения данных, полученных группами радиационной и инженерной разведки;
- места сбора групп радиационной и инженерной разведки, места хранения технических средств;
- процедура представления информации руководителю аварийных работ, руководству эксплуатирующей организации, экспертно-аналитической группе, а также руководителям организаций, с которыми взаимодействует эксплуатирующая организация при проведении работ по ликвидации последствий аварии.
25. В подразделе «Оказание первой и медицинской помощи пострадавшим» должны содержаться:
- сведения о силах и средствах подразделений, привлекаемых эксплуатирующей организацией для оказания медицинской помощи;
- сведения об организации медицинского обеспечения по защите персонала в случае аварии на ИЯУ, предусматривающего:
оказание само- и взаимопомощи с использованием аптечек первой помощи или индивидуальных аптечек персонала предприятий атомной энергетики;
оказание первой помощи работниками организаций, уполномоченных осуществлять соответствующие виды деятельности;
- сведения о мерах по оказанию первой помощи пострадавшим, а именно:
информация о местах сбора пострадавших;
информация о запасах, местах и сроках хранения и обновлении лекарственных средств и имущества;
информация об оборудовании мест и порядке проведения санитарной обработки пострадавших;
- сведения о мерах по оказанию первичной медико-санитарной помощи эвакуированному в медицинские организации персоналу, а также процедура выявления, регистрации и медицинского освидетельствования лиц из числа персонала ИЯУ и участников работ по ликвидации последствий аварии, которые получили сверхнормативное облучение;
- расчет сил и средств медицинского обеспечения с учетом возможного количества пострадавших.
26. В подразделе «Физическая защита ИЯУ» должны содержаться:
- перечень организационно-технических мероприятий по обеспечению физической защиты аварийной ИЯУ и других объектов на территории эксплуатирующей организации, а также информация о действиях резервных сил и подразделений охраны, направленных:
на обеспечение контролируемого допуска аварийных формирований в охраняемые помещения ИЯУ;
на создание мобильного резерва для усиления охраны аварийной ИЯУ;
на обеспечение устойчивого управления охраной ИЯУ в условиях аварии;
на предупреждение несанкционированного доступа на площадку аварийной ИЯУ, своевременное обнаружение и пресечение несанкционированных действий (в том числе действий по несанкционированному распространению ядерных материалов и радиоактивных веществ);
- заключение о соответствии запланированных на случай аварии на ИЯУ мероприятий требованиям по физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;
- сведения о мерах по обеспечению координации аварийно-спасательных работ с мерами физической защиты, предусмотренными порядком, установленным эксплуатирующей организацией.
27. В подразделе «Обеспечение общественного порядка» должны содержаться:
- сведения о должностном лице (должностных лицах), на которое (на которых) возлагается обеспечение общественного порядка на территории размещения эксплуатирующей организации, в пределах санитарно-защитной зоны (при ее наличии) и на маршрутах эвакуации персонала;
- перечень подразделений эксплуатирующей организации, а также других сип и средств, которые будут использоваться для обеспечения общественного порядка;
- перечень организационных мероприятий, реализация которых должна обеспечить поддержание общественного порядка на территории размещения эксплуатирующей организации, в пределах территории СЗЗ (при ее наличии) и на маршрутах эвакуации персонала. Указанные мероприятия должны включать:
прекращение движения всех видов транспорта на площадке аварийной ИЯУ, кроме транспорта, участвующего в ликвидации последствий аварии;
регулирование движения персонала при следовании в защитные сооружения;
ограничение доступа на площадку аварийной ИЯУ;
регулирование движения автотранспорта на маршрутах эвакуации персонала.
28. В подразделе «Мероприятия по эвакуации персонала» должны содержаться сведения:
- о должностных лицах, имеющих право принятия решения об эвакуации персонала с площадки аварийной ИЯУ и с территории размещения эксплуатирующей организации в целом;
- о лицах, ответственных за организацию и проведение эвакуации;
- о местах сбора эвакуируемых, а для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности - также о местах посадки эвакуируемых в транспортные средства;
- об организациях и конкретных лицах, ответственных за выделение автотранспорта для эвакуируемых (только для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности);
- о маршрутах эвакуации и технических средствах для связи с транспортными колоннами;
- о радиационном контроле и мерах по ограничению распространения радиоактивных веществ вместе с эвакуируемыми.
29. В подразделе «Действия должностных лиц, в том числе персонала ИЯУ, участвующих в ликвидации последствий аварии» должны содержаться действия должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ, по ликвидации последствий аварии. Действия должны разрабатываться с учетом специфики и категории по потенциальной радиационной опасности конкретной ИЯУ и типа аварии, при этом:
- первоочередные действия должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ, приведены в приложении № 1 к настоящим Требованиям;
- действия второй и третьей очереди должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ, при ликвидации последствий аварии на ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности приведены в приложении № 2 к настоящим Требованиям;
- действия второй и третьей очереди должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ, при ликвидации последствий аварии на ИЯУ III категории потенциальной радиационной опасности приведены в приложении № 3 к настоящим Требованиям;
- действия второй и третьей очереди должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ, при ликвидации последствий аварии на ИЯУ IV категории потенциальной радиационной опасности приведены в приложении № 4 к настоящим Требованиям.
30. В подразделе «Меры по локализации и ликвидации очагов (участков) радиоактивного загрязнения» должны содержаться:
- исходные данные для определения очередности дезактивационных работ;
- сведения о технических средствах, применение которых предполагается для ликвидации завалов и для обеспечения доступа к участкам и оборудованию, подлежащим дезактивации;
- информация о методах и технических средствах для проведения дезактивации;
- сведения о методах сбора и удаления, а также местах временного хранения радиоактивных отходов аварийной ИЯУ;
- перечень организаций и формирований, которые привлекаются к проведению дезактивационных работ;
- информация о мероприятиях по предупреждению распространения радиоактивного загрязнения;
- меры по минимизации образования жидких радиоактивных отходов.
31. В подразделе «Противопожарные мероприятия» должна содержаться информация о соответствии мер пожарной безопасности на ИЯУ Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2415; 2019, № 11, ст. 1132). В указанном подразделе также должна быть приведена информация об ограничениях по тушению пожаров, связанных с материалами, используемыми на ИЯУ (включая информацию об ограничениях, связанных с контактом воды с щелочными металлами и попаданием воды на раскаленные поверхности).
32. В подразделе «Аварии, не связанные с нарушением нормальной эксплуатации ИЯУ» должны содержаться сведения о разработанных в эксплуатирующей организации мероприятиях, касающихся чрезвычайных ситуаций, вызванных характерными для района размещения ИЯУ внешними воздействиями природного и техногенного происхождения, которые могут иметь радиационные последствия.
33. В разделе «Обеспечение готовности эксплуатирующей организации к аварийному реагированию» должны содержаться сведения об организационно-технических мероприятиях, обеспечивающих оперативное аварийное реагирование персонала ИЯУ и должностных лиц эксплуатирующей организации и предусматривающих:
- ознакомление должностных лиц (в пределах их компетенции), участвующих в реализации Плана мероприятий, с его содержанием;
- размещение на рабочих местах инструкций и памяток о первоочередных действиях персонала в случае аварии, местах хранения и порядке применения СИЗ, противорадиационных лекарственных средств, а также местах укрытия и маршрутах следования в укрытия, к местам посадки на автотранспорт при эвакуации с площадки ИЯУ;
- наличие у персонала пункта управления ИЯУ и (или) центра технической поддержки (аварийного центра) (для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности) приборов и инструкций для классификации возможных аварий исходя из состояния систем безопасности и физических барьеров на пути распространения радиоактивных веществ в помещения ИЯУ и окружающую среду;
- отработку действий персонала в процессе проведения учений и тренировок, учебно-методических сборов, а также проверку системы оповещения работников эксплуатирующей организации и организаций, с которыми она взаимодействует при ликвидации последствий аварии;
- обновление аварийного запаса противорадиационных лекарственных средств.
34. На плане площадки ИЯУ должны быть приведены места расположения:
- зданий, сооружений и основных инженерных коммуникаций;
- центра технической поддержки (аварийного центра) для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности (при его наличии на площадке);
- защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий и приспосабливаемых сооружений) для укрытия работников эксплуатирующей организации;
- мест сбора пострадавших и медицинского пункта (при его наличии);
- контрольно-пропускных пунктов;
- постов контроля окружающей среды и датчиков автоматизированной системы контроля радиационной обстановки;
- сирен оповещения и громкоговорителей;
- оборудования и материалов для оснащения аварийно-спасательных служб и формирований, привлекаемых к выполнению работ по ликвидации последствий аварии;
- основных и резервных путей эвакуации;
- мест прибытия транспортных средств для эвакуации;
- емкостей со взрывоопасными, легковоспламеняющимися и горючими веществами, аварийно химически опасными веществами.
35. На плане СЗЗ должны быть приведены:
- границы СЗЗ;
- место размещения ИЯУ;
- границы площадки ИЯУ;
- места расположения защитных сооружений (убежищ и противорадиационных укрытий);
- место расположения центра технической поддержки (аварийного центра) для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности (при его размещении за пределами площадки ИЯУ в СЗЗ);
- автомобильные дороги и железнодорожные пути;
- места размещения сирен оповещения и громкоговорителей;
- места размещения постов контроля окружающей среды и датчиков автоматизированной системы контроля радиационной обстановки;
- места размещения пунктов специальной обработки персонала;
- роза ветров, средняя скорость приземного ветра и средняя температура воздуха в течение теплого и холодного периодов времени года.
к
федеральным нормам и правилам |
Первоочередные действия должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ
Действие |
Ответственные |
Условие начала выполнения действия1) |
Установить, имеет ли нарушение в работе ИЯУ (в том числе нарушение пределов и/или условий безопасной эксплуатации ИЯУ) признаки аварии, предусмотренные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими порядок расследования и учета нарушений в работе ИЯУ |
Оперативный персонал ИЯУ |
В случае воздействия природного и/или техногенного происхождения на территории ИЯУ или иных признаков, свидетельствующих о возможности нарушения в работе ИЯУ |
Сообщить о наличии нарушения в работе ИЯУ, имеющего признаки аварии, начальнику смены ИЯУ |
Оперативный персонал ИЯУ |
При установлении признаков аварии, предусмотренных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими порядок расследования и учета нарушений в работе ИЯУ |
Перевести ИЯУ в режим временного останова, убедиться в достижении безопасного состояния ИЯУ, сообщить руководителю подразделения о состоянии ИЯУ |
Начальник смены ИЯУ, оперативный персонал ИЯУ |
В случае наличия нарушения в работе ИЯУ и/или воздействия природного и/или техногенного происхождения на территории ИЯУ |
Установить наличие достижения критериев объявления состояния «Аварийная готовность» и/или «Аварийная обстановка» |
Начальник смены ИЯУ |
В случае, если нарушение в работе ИЯУ имеет признаки, предусмотренные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими порядок расследования и учета нарушений в работе ИЯУ и/или в случае воздействия природного и/или техногенного происхождения на территории ИЯУ |
Сообщить руководителю эксплуатирующей организации (руководителю аварийных работ) или лицу, исполняющему его обязанности, о достижении критериев объявления состояний «Аварийная готовность» или «Аварийная обстановка» |
Начальник смены ИЯУ |
После установления факта достижения критериев |
Принять решение об объявлении состояния «Аварийная готовность» или «Аварийная обстановка» |
Руководитель эксплуатирующей организации или лицо, исполняющее его обязанности |
После получения информации о достижении критериев объявления состояний «Аварийная готовность» или «Аварийная обстановка» |
Начальник смены ИЯУ |
При невозможности установления связи с руководителем эксплуатирующей организации или лицом, исполняющим его обязанности. После получения информации о достижении критериев объявления состояний «Аварийная готовность» или «Аварийная обстановка» |
|
Объявить состояние «Аварийная готовность» или «Аварийная обстановка» (оповестить председателя КЧС и ПБ, персонал, диспетчера органа повседневного управления объектового уровня, членов экспертно-аналитической группы об объявлении указанных состояний) |
Начальник смены ИЯУ |
После принятия решения об объявлении состояния «Аварийная готовность» или «Аварийная обстановка» |
Действовать в соответствии с инструкцией о первоочередных действиях персонала в случае аварии |
Оперативный персонал ИЯУ |
После объявления на ИЯУ состояний «Аварийная готовность» или «Аварийная обстановка» |
Принять меры по недопущению вскрытия аппаратуры системы управления защиты и изменению уставок аварийной защиты |
Начальник смены ИЯУ |
|
Принять меры по ограничению последствий нарушения на ИЯУ, в том числе привести в действие средства аварийной локализации радиоактивных выбросов |
Оперативный персонал ИЯУ |
После обнаружения предаварийной ситуации в соответствии с инструкциями по эксплуатации систем технологического оборудования и экспериментальных устройств ИЯУ |
Дать указания об эвакуации персонала в помещения (здания) с удовлетворительной радиационной обстановкой и об оказании первой помощи пострадавшим |
Начальник смены |
В случае неприемлемой радиационной обстановки в помещениях постоянного пребывания и в обслуживаемых помещениях ИЯУ, характеризующейся превышением установленных контрольных уровней |
Активизировать деятельность подразделений и лиц, уполномоченных решать задачи по защите персонала от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне |
Руководитель аварийных работ |
После объявления состояния «Аварийная готовность» или «Аварийная обстановка» |
Активизировать деятельность КЧС и ПБ и экспертно-аналитической группы и дать указание о приведении в готовность аварийного центра |
Председатель КЧС и ПБ |
После объявления состояния «Аварийная готовность» или «Аварийная обстановка» |
Установить тип аварии |
Начальник смены ИЯУ и экспертноаналитическая группа |
После объявления состояния «Аварийная готовность» и/или «Аварийная обстановка»2) |
Вести записи в оперативном журнале с отражением в хронологическом порядке фактов отказов оборудования, принятых команд и указаний должностных лиц, выполненных оперативных действиях и их результатах, а также о принятии руководства работами на ИЯУ руководителем аварийных работ |
Лицо из состава смены работников ИЯУ по указанию начальника смены |
С момента обнаружения нарушения нормальной эксплуатации ИЯУ |
Примечания.
1) Все действия, осуществляемые ответственными лицами, выполняются непрерывно вплоть до их полного завершения.
2) Действие должно быть завершено не позднее чем через 15 минут после начала его выполнения.
к
федеральным нормам и правилам |
Действие |
Тип аварии |
Ответственные |
Сроки выполнения |
||
локальная |
местная |
общая |
|||
Действия второй очереди |
|||||
Оповестить организации, с которыми взаимодействует эксплуатирующая организация при ликвидации последствий аварии1) |
-** |
+2),* |
+3) |
Дежурно-диспетчерская служба |
После классификации аварии. Не позднее чем через 15 минут после определения типа аварии |
Оценивать параметры выброса, его пути, условия, при которых он произошел, состояние активной зоны ИЯУ |
- |
+ |
+ |
Начальник смены, экспертно-аналитическая группа |
Оценить после объявления состояния «Аварийная готовность» на ИЯУ. Далее оценивать в процессе проведения всех аварийно-спасательных работ, вплоть до установления контроля над ИЯУ |
Анализировать все изменения параметров ИЯУ и изменения радиационной обстановки для выяснения, приведут ли эти изменения к изменению типа аварии. Результаты зарегистрировать в оперативном журнале |
+ |
+ |
+ |
Начальник смены (начальник подразделения), экспертно-аналитическая группа |
В процессе проведения всех аварийно-спасательных работ до момента установления контроля над ИЯУ |
Направить группу для проведения радиационной разведки |
- |
+4) |
+5) |
Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности |
В пределах площадки ИЯУ - после объявления состояния «Аварийная обстановка»; в СЗЗ и (или) за ее пределами - после определения типа аварии |
Спрогнозировать защитные меры за пределами площадки ИЯУ |
- |
+ |
+ |
Специалист по радиационному прогнозу из состава экспертноаналитической группы |
После получения необходимых исходных данных |
Предоставлять органам местного самоуправления рекомендации по проведению защитных мероприятий и по установлению зоны, на территории которой необходимо провести подготовку к проведению защитных мероприятий, выполнение которых в соответствии с действующими нормами радиационной безопасности необходимо на начальном периоде радиационной аварии |
- |
+ |
+ |
Руководитель аварийных работ |
После получения результатов прогноза защитных мер, подготовленного экспертноаналитической группой. Не позднее чем через 15 минут после определения типа аварии. |
При необходимости сообщить в органы местного самоуправления, а также в орган управления использованием атомной энергии и в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии о невозможности ликвидации (локализации) последствий аварии силами эксплуатирующей организации |
+ |
+ |
+ |
Председатель КЧС и ПБ |
После установления фактов, подтверждающих отсутствие возможности ликвидации последствий аварии (локализации аварии) силами эксплуатирующей организации. Не позднее чем через 15 минут после определения типа аварии |
Обеспечить средствами радиационной защиты всех лиц, участвующих в ликвидации последствий аварии на ИЯУ, в том числе прибывших из других организаций |
+ |
+ |
+ |
Лицо, ответственное за материально-техническое обеспечение неотложных работ |
До начала проведения аварийно-спасательных работ |
Предоставить специальное укрытие или обеспечить эвакуацию персонала, присутствие которого на площадке аварийной ИЯУ не является необходимым |
- |
+ |
+ |
Лицо, ответственное за проведение эвакуации персонала |
После установления неудовлетворительной радиационной обстановки |
Провести выборочный мониторинг персонала для определения необходимости проведения дезактивации. Результаты зарегистрировать в оперативном журнале |
+ |
+ |
+ |
Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности |
До начала эвакуации персонала аварийной ИЯУ за пределы промплощадки |
Исключить (ограничить) допуск лиц, не имеющих отношения к аварийно- спасательным работам, на территорию эксплуатирующей организации |
+ |
+ |
+ |
Начальник охраны эксплуатирующей организации |
После объявления состояния «Аварийная обстановка» |
Организовать отправку пострадавших в медицинские организации |
+ |
+ |
+ |
Руководитель аварийных работ |
После получения информации об обнаружении пострадавших и ее подтверждения |
Действия третьей очереди |
|||||
Отобрать пробы выпадений радиоактивных веществ и провести их анализ. Результаты зарегистрировать в оперативном журнале |
- |
+ |
+ |
Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности |
После окончания выброса радиоактивных веществ или после прохождения радиоактивного облака |
Подготовить рекомендации по работе спецвентиляции, периодичности и ограничению выбросов, исходя из радионуклидного состава и активности выбросов из аварийной ИЯУ |
- |
+ |
+ |
Специалист по радиационному прогнозу из экспертно-аналитической группы |
После получения параметров выброса |
Организовать поиск пропавших |
+ |
+ |
+ |
Руководитель аварийных работ |
После получения сведений о факте пропажи |
Использовать средства мониторинга и дезактивации эвакуированных лиц |
+ |
+ |
+ |
Руководитель аварийных работ |
При принятии решения об эвакуации персонала |
Разработать предложения по защитным мероприятиям в области сельскохозяйственного производства |
- |
+ |
+ |
Председатель КЧС и ПБ, экспертноаналитическая группа |
После получения информации о загрязнении земель сельскохозяйственного назначения |
Обеспечить условия для последующего наблюдения за облученным персоналом и лицами, участвующими в аварийно-спасательных работах |
+ |
+ |
+ |
Уполномоченное эксплуатирующей организацией лицо |
В процессе проведения лечебных и оздоровительных мероприятий |
Обеспечить учет доз, полученных участниками аварийно-спасательных и других неотложных работ |
+ |
+ |
+ |
Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности |
По мере поступления информации |
Примечания.
* Знак «+» указывает на необходимость выполнения действия в случае аварии данного типа.
** Знак «-» указывает на отсутствие необходимости выполнения действия в случае аварии данного типа.
1) Все действия, осуществляемые ответственными лицами, выполняются непрерывно вплоть до их полного завершения.
2) Оповещение должно осуществляться в соответствии с утвержденным эксплуатирующей организацией перечнем организаций, взаимодействие с которыми необходимо при ликвидации последствий местной аварии.
3) Оповещение должно осуществляться в соответствии с утвержденным эксплуатирующей организацией перечнем организаций, взаимодействие с которыми необходимо при ликвидации последствий общей аварии.
4) Радиационная разведка должна проводиться в пределах СЗЗ.
5) Радиационная разведка должна проводиться в СЗЗ, а также за ее пределами.
к
федеральным нормам и правилам |
Действие |
Тип аварии на ИЯУ III категории |
Ответственные |
Сроки выполнения |
|
локальная |
местная |
|||
Действия второй очереди |
||||
Оповестить организации, с которыми эксплуатирующая организация взаимодействует при ликвидации последствий аварии1) |
+2)* |
+3) |
Дежурно-диспетчерская служба |
После классификации аварии. Не позднее чем через 60 минут после определения типа аварии |
Оценивать параметры выброса, его пути, условия, при которых он произошел, состояние активной зоны ИЯУ |
-** |
+ |
Начальник смены, экспертно-аналитическая группа |
Оценить после объявления состояния «Аварийная готовность» на ИЯУ. Далее оценивать в процессе проведения всех аварийно-спасательных работ, вплоть до установления контроля над ИЯУ |
Анализировать все изменения параметров ИЯУ и изменения радиационной обстановки для выяснения, приведут ли эти изменения к изменению типа аварии. Результаты зарегистрировать в оперативном журнале |
+ |
+ |
Начальник смены (начальник подразделения), экспертноаналитическая группа |
В процессе проведения всех аварийно-спасательных работ до момента установления контроля над ИЯУ |
Направить группу для проведения радиационной разведки в пределах площадки ИЯУ и СЗЗ |
- |
+ |
Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности |
В пределах площадки ИЯУ - после объявления состояния «Аварийная обстановка»; |
В СЗЗ - после определения типа аварии |
||||
Спрогнозировать защитные меры за пределами площадки ИЯУ |
- |
+ |
Специалист по радиационному прогнозу из состава экспертноаналитической группы |
После получения необходимых исходных данных |
Предоставлять органам местного самоуправления рекомендации по проведению защитных мероприятий и по установлению зоны, на территории которой необходимо провести подготовку к проведению защитных мероприятий, выполнение которых, в соответствии с действующими нормами радиационной безопасности, необходимо на начальном периоде радиационной аварии |
- |
+ |
Руководитель аварийных работ |
После получения результатов прогноза защитных мер, подготовленного экспертно-аналитической группой. Не позднее чем через 15 минут после определения типа аварии |
При необходимости сообщить в органы местного самоуправления, а также в орган управления использованием атомной энергии и в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии о невозможности ликвидации (локализации) последствий аварии силами эксплуатирующей организации |
+ |
+ |
Председатель КЧС и ПБ |
После установления фактов, подтверждающих отсутствие возможности ликвидации последствий аварии (локализации) силами эксплуатирующей организации. Не позднее чем через 15 минут после определения типа аварии |
Обеспечить средствами радиационной защиты всех лиц, участвующих в ликвидации последствий аварии на ИЯУ, в том числе прибывших из других организаций |
+ |
+ |
Лицо, ответственное за материально-техническое обеспечение неотложных работ |
До начала проведения аварийно-спасательных работ |
Предоставить специальное укрытие или обеспечить эвакуацию персонала, присутствие которого на площадке аварийной ИЯУ не является необходимым |
- |
+ |
Лицо, ответственное за проведение эвакуации персонала |
После установления неудовлетворительной радиационной обстановки |
Провести выборочный мониторинг персонала для определения необходимости проведения дезактивации. Результаты зарегистрировать в оперативном журнале |
+ |
+ |
Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности |
До начала эвакуации персонала аварийной ИЯУ за пределы промплощадки |
Исключить (ограничить) допуск лиц, не имеющих отношения к аварийно-спасательным работам, на территорию эксплуатирующей организации |
+ |
+ |
Начальник охраны эксплуатирующей организации |
После объявления состояния «Аварийная обстановка» |
Организовать отправку пострадавших в медицинские организации |
+ |
+ |
Руководитель аварийных работ |
После получения информации об обнаружении пострадавших и ее подтверждения |
Действия третьей очереди |
||||
Отобрать пробы выпадений радиоактивных веществ и провести их анализ. Результаты зарегистрировать в оперативном журнале |
- |
+ |
Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности |
После окончания выброса радиоактивных веществ или после прохождения радиоактивного облака |
Подготовить рекомендации по работе спецвентиляции, периодичности и ограничению выбросов, исходя из радионуклидного состава и активности выбросов из аварийной ИЯУ |
- |
+ |
Специалист по радиационному прогнозу из экспертно-аналитической группы |
После получения параметров выброса |
Организовать поиск пропавших |
+ |
+ |
Руководитель аварийных работ |
После получения сведений о факте пропажи |
Использовать средства мониторинга и дезактивации эвакуированных лиц |
+ |
+ |
Руководитель аварийных работ |
При принятии решения об эвакуации персонала |
Разработать предложения по защитным мероприятиям в области сельскохозяйственного производства |
- |
+ |
Председатель КЧС и ПБ, экспертно-аналитическая группа |
После получения информации о загрязнении земель сельскохозяйственного назначения |
Обеспечить условия для последующего наблюдения за облученным персоналом и лицами, участвующими в аварийно-спасательных работах |
+ |
+ |
Уполномоченное эксплуатирующей организацией лицо |
В процессе проведения лечебных и оздоровительных мероприятий |
Обеспечить учет доз, полученных участниками аварийно-спасательных и других неотложных работ |
+ |
+ |
Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности |
По мере поступления информации |
Примечания.
* Знак «+» указывает на необходимость выполнения действия в случае аварии данного типа.
** Знак «-» указывает на отсутствие необходимости выполнения действия в случае аварии данного типа.
1) Все действия, осуществляемые ответственными лицами, выполняются непрерывно вплоть до их полного завершения.
2) Оповещение должно осуществляться в соответствии с утвержденным эксплуатирующей организацией перечнем организаций, взаимодействие с которыми необходимо при ликвидации последствий локальной аварии.
3) Оповещение должно осуществляться в соответствии с утвержденным эксплуатирующей организацией перечнем организаций, взаимодействие с которыми необходимо при ликвидации последствий местной аварии.
к
федеральным нормам и правилам |
Действие |
Ответственные |
Сроки выполнения |
Действия второй очереди |
||
Оповестить организации, с которыми эксплуатирующая организация взаимодействует при ликвидации последствий аварии1) |
Дежурно-диспетчерская служба |
После классификации аварии. |
Не позднее чем через 60 минут после определения типа аварии |
||
Анализировать все изменения параметров ИЯУ и изменения радиационной обстановки для выяснения, приведут ли эти изменения к изменению типа аварии. Результаты зарегистрировать в оперативном журнале |
Начальник смены (начальник подразделения), экспертно-аналитическая группа |
В процессе проведения всех аварийно-спасательных работ до момента установления контроля над ИЯУ |
При необходимости сообщить в органы местного самоуправления, а также в орган управления использованием атомной |
Председатель КЧС и ПБ |
После установления фактов, подтверждающих отсутствие возможности ликвидации (локализации) последствий аварии силами эксплуатирующей организации. |
энергии и в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии о невозможности ликвидации (локализации) последствий аварии силами эксплуатирующей организации |
|
Не позднее чем через 15 минут после определения типа аварии |
Обеспечить средствами радиационной защиты всех лиц, участвующих в ликвидации последствий аварии на ИЯУ, в том числе прибывших из других организаций |
Лицо, ответственное за материально-техническое обеспечение неотложных работ |
До начала проведения аварийно-спасательных работ |
Провести выборочный мониторинг персонала для определения необходимости проведения дезактивации. Результаты зарегистрировать в оперативном журнале |
Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности |
До начала эвакуации персонала аварийной ИЯУ за пределы промплощадки |
Исключить (ограничить) допуск лиц, не имеющих отношения к аварийно-спасательным работам, на территорию эксплуатирующей организации |
Начальник охраны эксплуатирующей организации |
После объявления состояния «Аварийная обстановка» |
Организовать отправку пострадавших в медицинские организации |
Руководитель аварийных работ |
После получения информации об обнаружении пострадавших и ее подтверждения |
Действия третьей очереди |
||
Организовать поиск пропавших |
Руководитель аварийных работ |
После получения сведений о факте пропажи |
Использовать средства мониторинга и дезактивации эвакуированных лиц |
Руководитель аварийных работ |
При принятии решения об эвакуации персонала |
Обеспечить условия для последующего наблюдения за облученным персоналом и лицами, участвующими в аварийно-спасательных работах |
Уполномоченное эксплуатирующей организацией лицо |
В процессе проведения лечебных и оздоровительных мероприятий |
Обеспечить учет доз, полученных участниками аварийно-спасательных и других неотложных работ |
Начальник отдела (лаборатории) радиационной безопасности |
По мере поступления информации |
Примечания.
1) Все действия, осуществляемые ответственными лицами, выполняются непрерывно вплоть до их полного завершения.
к
федеральным нормам и правилам |
1. Авария локальная - авария, последствия которой ограничиваются одним помещением (зданием).
2. Авария местная - авария, последствия которой ограничиваются территорией санитарно-защитной зоны.
3. Авария общая - авария, последствия которой распространяются за пределы санитарно-защитной зоны.
4. Зона планирования защитных мероприятий - территория вокруг ИЯУ, в границах которой при запроектных авариях на ИЯУ возможно радиационное воздействие, превышающее установленные действующими нормами радиационной безопасности значения дозовых критериев, и запланированы мероприятия по защите населения.
5. Разведка радиационная - мероприятия, проводимые в зоне чрезвычайной ситуации с целью установления границ зон радиоактивного загрязнения территории, интенсивности ионизирующего излучения, состава радионуклидов, степени радиоактивного загрязнения помещений, зданий и оборудования.
6. Состояние «Аварийная готовность» (режим повышенной готовности) - режим функционирования эксплуатирующей организации в условиях предаварийной ситуации на ИЯУ, в рамках которого выполняются действия по предотвращению аварий и по подготовке к ликвидации их возможных последствий.
7. Состояние «Аварийная обстановка» (режим чрезвычайной ситуации) - режим функционирования эксплуатирующей организации в условиях аварии на ИЯУ, в рамках которого выполняются действия по ликвидации последствий аварии.
8. Центр технической поддержки (аварийный центр) - помещение или комплекс помещений, оснащенные программно-техническими комплексами, средствами связи и документацией, необходимыми для организации аварийного реагирования.
СОДЕРЖАНИЕ