Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
от 23 сентября 2019 г. № 15-1/В-2326

Вопрос:

С 1 ноября 2019 года ст. 11.23 КоАП РФ устанавливает ответственность для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нарушение режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. Такое нарушение является также и нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, что образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. При этом ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, предусматривающая при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы разных административных правонарушений, назначение одного наиболее строгого административного наказания, в данном случае не применяется, поскольку дела по ст. 11.23 и ст. 5.27 КоАП РФ уполномочены рассматривать разные органы - Ространснадзор и ГИТ соответственно. В связи с этим возникает два вопроса:

1. Правильно ли мы понимаем, что и после 1 ноября 2019 года в случае выявления в ходе проверки ГИТ факта нарушения режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха, работодатель будет привлекаться к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ?

2. Как будет действовать ГИТ, если выявит такое нарушение режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха, за которое работодатель уже был привлечен к ответственности Ространснадзором по ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ?

Ответ:

Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции обращение ООО о порядке применения отдельных положений законодательства об административных правонарушениях и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом обращаем внимание, что письма Минтруда России являются мнением специалистов министерства по поставленным в обращении вопросам и не являются нормативными правовыми актами.

Одновременно информируем, что Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Рострудом и его территориальными органами.

В этой связи Минтруд России не вправе давать правовую оценку действиям должностных лиц государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации при осуществлении возложенных на них полномочий.

За разъяснениями по вопросу рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо обращаться непосредственно в Роструд.

 

Директор Департамента условий и охраны труда

В.А. Корж