Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
от 23 сентября 2019 г. № 15-1/В-2326
Вопрос:
С 1 ноября 2019 года ст. 11.23 КоАП РФ устанавливает ответственность для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нарушение режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. Такое нарушение является также и нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, что образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. При этом ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, предусматривающая при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы разных административных правонарушений, назначение одного наиболее строгого административного наказания, в данном случае не применяется, поскольку дела по ст. 11.23 и ст. 5.27 КоАП РФ уполномочены рассматривать разные органы - Ространснадзор и ГИТ соответственно. В связи с этим возникает два вопроса:
1. Правильно ли мы понимаем, что и после 1 ноября 2019 года в случае выявления в ходе проверки ГИТ факта нарушения режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха, работодатель будет привлекаться к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ?
2. Как будет действовать ГИТ, если выявит такое нарушение режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха, за которое работодатель уже был привлечен к ответственности Ространснадзором по ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ?
Ответ:
Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции обращение ООО о порядке применения отдельных положений законодательства об административных правонарушениях и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом обращаем внимание, что письма Минтруда России являются мнением специалистов министерства по поставленным в обращении вопросам и не являются нормативными правовыми актами.
Одновременно информируем, что Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Рострудом и его территориальными органами.
В этой связи Минтруд России не вправе давать правовую оценку действиям должностных лиц государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации при осуществлении возложенных на них полномочий.
За разъяснениями по вопросу рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо обращаться непосредственно в Роструд.
Директор Департамента условий и охраны труда |
В.А. Корж |