Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ
от 19 августа 2019 г. № 25-47/19633
"По вопросам нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами"
Минприроды России рассмотрев обращение в адрес Генерального Прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки от 13.05.2019 года № 1305-01 сообщает.
В соответствии пунктом 10 статьи 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с изм. от 19.07.2019) "Об отходах производства и потребления" (далее - закон № 89-ФЗ) региональные оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами, в том числе и с ТКО субъекта Российской Федерации (далее - территориальная схема), на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Пунктом 5 "Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 (далее - Правила № 1130), установлено, что территориальная схема включает разделы, в том числе - о местах нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и о зонах деятельности региональных операторов по обращению с ТКО.
Более того, пунктом 12 Правил № 1130 Территориальная схема должна содержать раздел - "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов".
Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - правила № 1156) предусмотрено, что региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Следовательно, по мнению Минприроды России, исходя из системного толкования законодательства, в случае если территориальная схема субъекта Российской Федерации содержит сведения об объектах обработки и утилизации ТКО и схема потоков отходов соответственно, предусматривает направление ТКО на обработку и утилизацию, региональный оператор по обращению с ТКО обязан осуществлять такую обработку и (или) утилизацию самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Таким образом, в соответствии с подпунктом "г" пункта 40 правил № 1156 юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора за нарушение схемы потоков ТКО от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. В этой связи, следует учитывать, что письма Минприроды России, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Директор
|
А.В. Петрищев |