Приказ Федерального медико-биологического агентства
от 17 февраля 2017 г. № 24
"Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований
законодательства о донорстве крови и ее компонентов на 2017 год"
В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в целях организации Федеральным медико-биологическим агентством и его территориальными органами деятельности по профилактике нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований и снижения рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, приказываю:
1. Утвердить Программу профилактики нарушений обязательных требований законодательства о донорстве крови и ее компонентов на 2017 год (далее - Программа профилактики), согласно приложению № 1.
2. Утвердить форму отчета о профилактических мероприятиях, выполненных территориальным органом ФМБА России, согласно приложению № 2.
3. Управлению организации службы крови ФМБА России (О.В. Эйхлер):
3.1. Разместить до 01.03.2017 г. Программу профилактики на официальном сайте ФМБА России.
3.2. Обеспечить выполнение Программы профилактики.
3.3. Подготовить до 25.01.2018 г. сводный отчет по результатам оценки эффективности и результативности Программы профилактики.
3.4. Разместить до 01.02.2018 г. сводный отчет по результатам оценки эффективности и результативности Программы профилактики на официальном сайте ФМБА России.
4. Руководителям территориальных органов ФМБА России:
4.1. Разместить до 01.03.2017 г. Программу профилактики на официальном сайте территориального органа ФМБА России.
4.2. Обеспечить выполнение Программы профилактики.
4.3. Представить до 19.01.2018 г. в Управление организации службы крови отчеты о профилактических мероприятиях, выполненных территориальным органом ФМБА России по форме, указанной в приложении № 2 к настоящему приказу.
4.4. Разместить до 01.02.2018 г. отчеты по результатам оценки эффективности и результативности Программы профилактики на официальном сайте территориального органа ФМБА России.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФМБА России В.В. Романова.
Руководитель |
В.В. Уйба |
к приказу Федерального
медико-биологического агентства
от 17 февраля 2017 г. № 24
Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства о донорстве крови и ее компонентов на 2017 год
1. Настоящая программа разработана в целях реализации положений:
федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 559-р;
основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. № 934-р;
методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, утвержденных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 20.01.2017 № 1).
2. В настоящей программе используются следующие основные понятия:
профилактическое мероприятие - мероприятие, проводимое ФМБА России (территориальными органами ФМБА России) в целях предупреждения возможного нарушения обязательных требований, направленное на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающее следующим признакам:
- реализация мероприятий в отношении неопределенного круга лиц или в отношении конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
- отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;
- отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
- направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
- отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями;
обязательные требования - требования к деятельности хозяйствующих субъектов, используемым ими производственным объектам, к их персоналу, а также к производимой и (или) реализуемой хозяйствующими субъектами продукции (выполняемым работам, предоставляемым услугам), имеющие обязательный характер и установленные международными договорами Российской Федерации, актами органов Евразийского экономического союза, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами и нормативными документами органов государственной власти СССР и РСФСР, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также иными нормативными документами;
охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;
подконтрольные объекты - здания, помещения, сооружения, установки (объекты защиты), территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, перевозимые ими грузы, объекты охраны окружающей среды и иные подобные объекты, используемые гражданами и организациями при осуществлении своей деятельности и (или) совершении действий;
подконтрольные субъекты - юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную приносящую доход деятельность в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации, лицензии или в силу членства в саморегулируемой организации, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного контроля (надзора), физические лица, обратившиеся в уполномоченный государственный орган с заявлением о присвоении одного из вышеуказанных статусов, а также государственные органы и органы местного самоуправления при осуществлении ими вне рамок своих властных полномочий обычной хозяйственной деятельности (в части соблюдения обязательных требований, предъявляемых к организациям независимо от их ведомственной принадлежности).
3. Профилактические мероприятия проводят ФМБА России и его территориальные органы.
4. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
- обеспечение к концу 2017 г. снижения количества реакций и осложнений, возникших у доноров в связи с донацией крови и (или) ее компонентов и реципиентов в связи с трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов на 1 % от уровня 2015 года;
- предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- создание мотивации к добросовестному поведению, и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
- повышение прозрачности системы государственного контроля, деятельности ФМБА России (территориальных органов ФМБА России);
- снижение издержек как ФМБА России (территориальных органов ФМБА России), так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
- управление рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
5. Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
- формирование единого понимания обязательных требований в сфере донорства крови и ее компонентов у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
- инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и оценка состояния подконтрольной сферы;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов).
6. При планировании и проведении профилактических мероприятий соблюдаются следующие базовые принципы:
- принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.;
- принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
- принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с контрольно-надзорными органами по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
- принцип полноты охвата - включение в программу профилактики нарушений обязательных требований максимального числа подконтрольных субъектов;
- принцип обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий;
- принцип актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактики нарушений обязательных требований, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;
- принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;
- принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
7. Виды и типы подконтрольных субъектов (объектов) на 2016 год:
№ п/п |
Виды и типы подконтрольных субъектов (объектов) |
1. |
Организации здравоохранения (структурные подразделения), осуществляющие заготовку, переработку, хранение, транспортировку и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов: - станции переливания крови (центры крови) - 112. |
2. |
Структурные подразделения организаций здравоохранения, осуществляющие оказание медицинской помощи, заготовку, переработку, хранение донорской крови, ее компонентов, организацию трансфузионной терапии: - отделения переливания крови (трансфузиологические отделения), больницы, заготавливающие кровь - 315. |
3. |
Структурные подразделения организаций здравоохранения, осуществляющие транспортировку, хранение компонентов донорской крови, организацию трансфузионной терапии: - трансфузиологические кабинеты (кабинеты переливания крови) - 6039 |
8. Описание ключевых наиболее значимых рисков (распределение в зависимости от видов подконтрольных субъектов (объектов) и динамика их изменений за отчетный год) (рис. 1 - 2):
Наиболее значимый риск - причинение вреда жизни, здоровью доноров в связи с донацией крови и (или) ее компонентов и реципиентов в связи с трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов.
9. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы:
На состояние подконтрольной сферы могут оказать влияние:
- разработка, внедрение и поддержание в рабочем состоянии в подконтрольных субъектах (объектах) системы качества, охватывающей все виды осуществляемой деятельности и направленной на обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;
- проведение внутренних аудитов системы качества.
10. Статистические показатели подконтрольной сферы (рис. 3 - 5):
11. Описание уровня развития профилактических мероприятий:
В настоящее время на официальном сайте ФМБА России размещен перечень актов, содержащих обязательные требования в сфере донорства крови и ее компонентов, проводятся консультации подконтрольных объектов по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах при проведении тематических съездов, форумов, по "горячей линии", через средства массовой информации.
12. Целевой показатель результативности мероприятий программы профилактики нарушений обязательных требований:
Показатель |
Базовое значение (2015 год) |
Плановое значение (2017 год)* |
Количество реакций и осложнений, возникших у доноров в связи с донацией крови и (или) ее компонентов и реципиентов в связи с трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов |
81 |
-10 % (73) |
_____________
* В соответствии с целевыми показателями приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".
13. Перечень уполномоченных лиц (с контактами), ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий в контрольно-надзорном органе, ссылка на официальный сайт для размещения информации о профилактической работе:
ФМБА России |
Заместитель руководителя ФМБА России, исполняющий функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации (тел. +7 (499) 190-33-25, +7 (495) 601-96-52) http://fmbaros.ru/ |
Территориальные органы ФМБА России |
Руководитель территориального органа ФМБА России (http://fmbaros.ru/fmba/struckt_fmba/territ/katalog_terorg/) |
14. Территориальные органы при планировании профилактических мероприятий на текущий год проводят анализ состояния подконтрольной сферы за предшествующие 3 года, включая:
- инвентаризацию состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов), оценку состояния подконтрольной сферы;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
- установление целевых показателей результативности профилактических мероприятий на текущий год.
15. Результаты анализа подконтрольной сферы используются для оценки эффективности и результативности программы профилактики нарушений обязательных требований.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Дата проведения |
Адресаты мероприятия |
Ожидаемые результаты проведения мероприятия |
1. |
Размещение перечней актов, содержащих обязательные требования |
|||
1.1. |
Размещение на официальном сайте территориального органа ФМБА России перечней актов, содержащих обязательные требования в области обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов |
I квартал 2017 года |
Подконтрольные субъекты |
Повышение прозрачности государственного контроля, формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности |
1.2. |
Поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте ФМБА России (территориального органа ФМБА России) текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в области обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов |
В течение 2017 года |
Подконтрольные субъекты |
Повышение прозрачности государственного контроля, формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности |
2. |
Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований |
|||
2.1. |
Разработка ФМБА России руководств по соблюдению действующих обязательных требований |
В течение 2017 года |
Подконтрольные субъекты |
Повышение прозрачности государственного контроля, формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности |
2.2. |
Размещение руководств по соблюдению действующих обязательных требований на официальном сайте ФМБА России (территориального органа ФМБА России), помещениях территориальных органов ФМБА России |
В течение 2017 года |
Подконтрольные субъекты |
Повышение прозрачности государственного контроля, формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности |
2.3. |
Подготовка ФМБА России информации об изменениях в законодательстве Российской Федерации в области обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов |
В течение 2-х месяцев с даты принятия соответствующих изменений обязательных требований |
Подконтрольные субъекты |
Повышение прозрачности государственного контроля, формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности |
2.4. |
Размещение информации об изменениях в законодательстве Российской Федерации в области обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов на официальном сайте ФМБА России (территориального органа ФМБА России) |
В течение 2-х месяцев с даты принятия соответствующих изменений обязательных требований |
Подконтрольные субъекты |
Повышение прозрачности государственного контроля, формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности |
2.5. |
Проведение ФМБА России (территориальными органами ФМБА России) консультаций с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований: семинаров, инструктажей, тематических конференций, заседаний рабочих групп, "горячих линий", консультаций в общественных приемных и др. |
Не реже 1 раза в квартал |
Подконтрольные субъекты |
Предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, мотивация к добросовестному поведению, снижение издержек |
2.6. |
Информирование ФМБА России (территориальными органами ФМБА России) неопределенного круга подконтрольных субъектов о важности добросовестного соблюдения обязательных требований посредством средств массовой информации (печатные издания, телевидение, радио) и др. |
В течение 2017 года |
Подконтрольные субъекты |
Мотивация к добросовестному поведению |
3. |
Обобщение практики осуществления государственного контроля за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов |
|||
3.1. |
Обобщение и анализ ФМБА России (территориальными органами ФМБА России) результатов контрольно-надзорной деятельности |
В течение 2017 года |
Подконтрольные субъекты |
Предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, мотивация к добросовестному поведению, выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения |
3.2. |
Размещение результатов обобщения и анализа результатов контрольно-надзорной деятельности на официальном сайте ФМБА России (территориального органа ФМБА России) |
В течение 2017 года |
Подконтрольные субъекты |
Предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, мотивация к добросовестному поведению, выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения |
3.3. |
Обобщение и анализ ФМБА России (территориальными органами ФМБА России) правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности |
В соответствии с приказом ФМБА России от 22.12.2016 года № 268 |
Подконтрольные субъекты |
Предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, мотивация к добросовестному поведению, выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения |
3.4. |
Размещение результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности на официальном сайте ФМБА России (территориального органа ФМБА России) |
В соответствии с приказом ФМБА России от 22.12.2016 года № 268 |
Подконтрольные субъекты |
Предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, мотивация к добросовестному поведению, выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения |
16. Меры, принимаемые в случае выявления в ходе профилактических мероприятий признаков нарушений обязательных требований:
- доведение до подконтрольного субъекта информации о возможности противоправного действия (бездействия);
- профилактическая беседа (инструктаж);
- внесение субъекту профилактики предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований с уведомлением;
- предложение субъекту профилактики о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;
- в случае непринятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований субъектом профилактики, инициирование в отношении него проведение внеплановой проверки;
- информирование органов прокуратуры, органов государственной власти по вопросам несоблюдения субъектом профилактики обязательных требований.
17. ФМБА России (территориальными органами ФМБА России) по результатам проведенных профилактических мероприятий проводится оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий, результаты которой размещаются на официальном сайте ФМБА России (территориального органа ФМБА России).
18. При проведении оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий территориальным органом ФМБА России, используются результаты анализа подконтрольной сферы, а также данные отчета о профилактических мероприятиях, выполненных территориальным органом ФМБА России.
к приказу Федерального
медико-биологического агентства
от 17 февраля 2017 г. № 24
Форма отчета о профилактических мероприятиях, выполненных территориальным органом ФМБА России
____________________________________________________________________ наименование территориального органа ____________________ отчетный год |
№ п/п |
Наименование показателя |
Значение |
1. |
Целевой показатель результативности профилактических мероприятий по территориальному органу ФМБА России |
Указывается плановое и фактическое значение по итогам года |
2. |
Размещение на официальном сайте территориального органа ФМБА России перечней актов, содержащих обязательные требования в области обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов |
Указывается наличие Перечня на официальном сайте территориального органа ФМБА России и ссылка на электронный адрес (раздел) сайта |
3. |
Поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте территориального органа ФМБА России текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в области обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов |
Указывается количество нормативных правовых актов, размещенных на сайте территориального органа ФМБА России с разбивкой на федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также указывается должностное лицо территориального органа ФМБА России, ответственное за поддержание раздела в актуальном состоянии |
4. |
Размещение руководств по соблюдению действующих обязательных требований на официальном сайте территориального органа ФМБА России, помещениях территориальных органов ФМБА России |
Указывается место расположения (Web-адрес) на официальном сайте территориального органа ФМБА России |
5. |
Размещение комментариев об изменениях в законодательстве Российской Федерации в области обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов на официальном сайте территориального органа ФМБА России |
Указывается место расположения (Web-адрес) на официальном сайте территориального органа ФМБА России |
6. |
Проведение территориальным органом ФМБА России консультаций с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований: семинаров, инструктажей, тематических конференций, заседаний рабочих групп, "горячих линий", консультаций в общественных приемных и др. |
Указать порядок проведения, количество, дату |
7. |
Информирование территориальным органом ФМБА России неопределенного круга подконтрольных субъектов о важности добросовестного соблюдения обязательных требований посредством средств массовой информации (печатные издания, телевидение, радио), социальной наружной рекламы |
Указать порядок проведения, количество, дату |
8. |
Обобщение и анализ территориальным органом ФМБА России результатов контрольно-надзорной деятельности |
Указывается наличие справки территориального органа ФМБА России о результатах контрольно-надзорной деятельности за отчетный период |
9. |
Размещение результатов обобщения и анализа результатов контрольно-надзорной деятельности на официальном сайте территориального органа ФМБА России |
Указывается место расположения (Web-адрес) справки территориального органа ФМБА России о результатах контрольно-надзорной деятельности за отчетный период на официальном сайте территориального органа ФМБА России |
10. |
Обобщение и анализ территориальным органом ФМБА России правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности |
Указывается наличие справки территориального органа ФМБА России по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за отчетный период |
11. |
Размещение результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности на официальном сайте территориального органа ФМБА России |
Указывается место расположения (Web-адрес) справки территориального органа ФМБА России по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за отчетный период на официальном сайте территориального органа ФМБА России |