Постановление Федеральной службы по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды от 28 февраля 2018 г. № 3/1
"О деятельности Росгидромета в 2017 году и приоритетных задачах на 2018 год"

Коллегия Росгидромета отмечает, что деятельность Росгидромета в 2017 году была направлена на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года, достижение определённых Правительством Российской Федерации стратегических целей и показателей Росгидромета, выполнение текущих поручений Президента и Правительства Российской федерации.

Коллегия Росгидромета постановляет:

1. Отметить, что задачи Росгидромета, определённые постановлением коллегии Росгидромета от 15.03.2017 № 3/1, в основном выполнены.

2. Определить, что основное внимание подразделений центрального аппарата, территориальных органов и учреждений Росгидромета на 2018 год должно быть уделено реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учётом аспектов изменения климата), Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдалённую перспективу, Антикризисного плана Правительства Российской Федерации - для обеспечения:

- защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений;

- потребностей государства, отраслей экономики и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также информации о загрязнении окружающей среды;

- геополитических интересов Российской Федерации в Антарктике (в районе действия Договора об Антарктике);

- реализации Климатической доктрины Российской Федерации; - оптимизации деятельности учреждений Росгидромета;

- сохранения высокого кадрового потенциала российской гидрометеорологической службы.

Решение указанных задач должно осуществляться в условиях принятых Правительством Российской Федерации решений по оптимизации бюджетных расходов на ближайшую перспективу.

3. Считать приоритетными задачами на 2018 год:

I. В области обеспечения населения, органов государственной власти, отраслей экономики экстренной гидрометеорологической и гелиогеофизической информацией:

- о сохранение на уровне не ниже 92 - 93 % оправдываемости штормовых предупреждений об опасных природных (гидрометеорологических) явлениях, и оправдываемости суточных прогнозов погоды по субъектам Российской Федерации на уровне 93 - 95 %;

- обеспечение оперативного представления учреждениями Росгидромета гидрометеорологической информации, необходимой для обеспечения безаварийной работы отраслей экономики, безопасности населения и критически важных объектов;

- выполнение мероприятий по гидрометеорологическому обеспечению безопасного пропуска весеннего половодья и дождевых паводковых вод;

- организацию гидрометеорологического обеспечения в пожароопасный период;

- обеспечение постоянной готовности системы предупреждения о цунами на Дальнем Востоке;

- обеспечение выполнения Плана мероприятий Минприроды России по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года;

- обеспечение выполнения Федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах".

II. В области развития обслуживания потребителей гидрометеорологической информацией общего и специализированного назначения, а также данными о загрязнении окружающей среды:

- расширение перечня услуг и видов гидрометеорологической продукции для погодозависимых отраслей экономики;

- развитие работ специального назначения, в том числе по определению границ водных объектов, зон затопления, изучению загрязнения водных объектов в целях рационального и безопасного их использования;

- сохранение и поддержание высоких производственных показателей авиаметеорологической деятельности;

- выполнение мероприятий Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" по техническому переоснащению авиаметподразделений;

- оптимизацию, централизацию структуры учреждений, занятых авиаметобеспечением, с учетом финансирования авиаметеорологического обслуживания;

- обеспечение исполнения протокольных решений совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 13.02.2018 № АД-П9-13пр в части установления тарифа за предоставление метеорологической информации в составе ставки сбора за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации на 2019 - 2021 гг.

- дальнейшее внедрение в оперативную практику автоматических информационных систем и ВЕБ-сервисов на основе Интернет-технологий для метеообеспечения гражданской авиации;

- развитие информационных Интернет-ресурсов Росгидромета (официального сайта Росгидромета, сайтов территориальных органов и подведомственных учреждений Росгидромета, виртуальных лабораторий, веб-технологий электронного обслуживания пользователей данными ЕГФД);

- обеспечение потребителей федерального, регионального и муниципального уровней гидрометеорологической информацией общего и специализированного назначения, а также данными о загрязнении окружающей среды;

- обеспечение спутникового мониторинга лесных пожаров, весеннего половодья, летних дождевых паводков, тайфунов и других опасных гидрометеорологических явлений на всей территории Российской Федерации;

- разработку программы создания регионального центра космической погоды для обеспечения авиации Российской Федерации при получении положительного заключения по результатам проведения аудита в 2018 г. ФГБУ "ИПГ" специалистами ИКАО;

- обеспечение подготовки к метеорологическому обеспечению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 г. в г. Красноярске;

- обеспечение в рамках компетенции Росгидромета выполнения плана мероприятий по организации усиленного контроля радиационной, химической и биологической обстановки в районах проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г.

III. В области обеспечения функционирования и развития государственной наблюдательной сети, систем сбора и обработки данных:

- повышение эффективности функционирования и развитие государственной наблюдательной сети;

- сохранение состава действующей государственной наблюдательной сети за загрязнением окружающей среды и программ наблюдений, необходимых для обеспечения органов государственной власти и населения полной и достоверной информацией, а также обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации;

- проведение технического переоснащения действующей государственной наблюдательной сети за загрязнением окружающей среды в рамках мероприятий федеральных целевых программ "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" и "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 гг.";

- улучшение качества работы труднодоступных станций и повышение уровня обеспечения их жизнедеятельности;

- разработку и утверждение методик поверки средств измерений, используемых на наблюдательной сети Росгидромета;

- планирование поддержания геофизической наблюдательной сети, при отсутствии достаточности централизованного обеспечения эксплуатационными расходами, в том числе за счет внебюджетных источников НИУ;

- выделение приоритетных секторов наблюдательной сети для расширения функциональных возможностей по получению более полной информации о космической погоде, с учетом расширения круга потребителей;

- приоритетное развитие отечественной космической группировки в части ускорения разработки и запуска новых космических аппаратов гидрометеорологического, океанографического и гелиогеофизического назначения;

- обеспечение дальнейшего развертывания системы сбора и передачи гидрометеорологических и геофизических данных с помощью спутниковых радиотерминалов, устанавливаемых на государственной наблюдательной сети Росгидромета, через отечественные геостационарные космические аппараты "Электро-Л" и "Луч";

- обеспечение функционирования и развития Государственной территориально-распределенной системы космического мониторинга окружающей среды Росгидромета в составе Европейского, Сибирского и Дальневосточного спутниковых центров ФГБУ "НИЦ "Планета", в части обеспечения эксплуатации действующих космических аппаратов серий "Ресурс-П", "Канопус-В", "Электро-Л" и "Метеор-М"; подготовки наземного комплекса приема, обработки, архивации и распространения спутниковой информации Росгидромета к проведению летных испытаний КА "Электро-Л" № 3 и "Метеор-М" № 2-2; оснащения ФГБУ "НИЦ "Планета" станцией приема спутниковой радиолокационной информации высокого пространственного разрешения (в рамка реализации проекта "Росгидромет-2");

- проведение комплексных работ по картографическому обеспечению перспективных магнитометрических навигационных систем морского и воздушного базирования;

- ввод в эксплуатацию новых высокопроизводительных суперЭВМ в Москве, Новосибирске и Хабаровске.

IV. В области организации работ и экспедиционных исследований в Мировом океане, Арктике и Антарктике:

- начало работ по проектированию и строительству плавучей ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс";

- продолжение работ по обеспечению функционирования Российского научного центра на архипелаге Шпицберген;

- расширение международного сотрудничества в рамках Российского научного центра на архипелаге Шпицберген, работ научно-исследовательского стационара "Ледовая база "Мыс Баранова", Гидрометеорологической обсерватории Тикси;

- реализацию Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу;

- реализацию федеральных законов от 5 июня 2012 г. № 50-ФЗ "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" и № 51-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике", подзаконных актов, направленных на их реализацию;

- обеспечение подготовки и своевременного выхода в рейс по программе 64-й Российской антарктической экспедиции НЭС "Академик Федоров" и НЭС "Академик Трёшников";

- обеспечение подготовки предложений к проекту федеральной целевой программы "Мировой океан" в соответствии с концепцией ФЦП "Мировой океан", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 1143-р;

- обеспечение подготовки предложений к новой редакции Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу.

V. В области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы и геофизических исследований:

- разработку новых методов и моделей для совершенствования технологий диагноза и прогноза состояния средней и верхней атмосферы, околоземного космического пространства;

- разработку программного обеспечения для формирования консультативных извещений о степени радиационной опасности при авиаперевозках в соответствии с форматами ИКАО;

- мониторинг и исследование грозовой активности, электрического состояния атмосферы и радиационных характеристик облаков для улучшения понимания происходящих в них процессов;

- развитие технологий активных воздействий на грозоградовые процессы, снежные лавины, искусственного регулирования осадков и рассеивания облаков и туманов с целью увеличения эффективности и экономичности работ по активным воздействиям;

- создание трехмерной численной модели системы конвективных облаков для решения задач активных воздействий;

- разработку руководящих документов по геофизическим исследованиям и активным воздействиям;

- проведение комплекса мероприятий по внедрению гаубицы Д-30 в практику противолавинных работ в связи с выходом распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.11.2017 № 2461-р;

- заключение государственных контрактов с субъектами Российской Федерации на проведение работ по защите сельскохозяйственных растений от градобитий;

- дальнейшую проработку вопроса технической модернизации военизированных служб Росгидромета и обеспечения их устойчивого финансирования, в том числе за счет средств заказчиков, в целях выполнения задачи, способствующей обеспечению продовольственной безопасности государства;

- организацию мероприятий в рамках полномочий по нормативному регулированию вопросов в области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации.

VI. В области научных исследований:

- реализацию утвержденного Плана НИОКР Росгидромета на 2018 год с обязательным достижением ожидаемых результатов по приоритетным задачам;

- реализацию Программы Союзного государства "Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства" на 2017 - 2021 годы;

- создание системы бесшовного моделирования и прогнозирования гидрометеорологических процессов; развитие иерархии моделей (метеорологических, морских и речных гидрологических) на базе суперкомпьютерного вычислительного комплекса;

- разработку, издание и внедрение научно-технической и научно-методической документации, необходимой для успешной реализации проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2";

- актуализацию руководящих документов Росгидромета (РД), определяющих функции НИУ по научно-методическому руководству сетевыми подразделениями Росгидромета, устанавливающих регламент работы сетевых подразделений и правила предоставления и использования информации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

- проведение патентных исследований, закрепление прав на объекты интеллектуальной деятельности, регистрация в Роспатенте охраноспособных результатов НИОКР, полученных в 2017 году;

- постановку на бухгалтерский учет нематериальных активов (объектов интеллектуальной собственности);

- подготовку предложений по совершенствованию деятельности НИУ Росгидромета;

- подготовку и публикацию ежегодного Доклада Росгидромета об изменениях климата и последствиях этих изменений, осуществление мероприятий по участию Росгидромета в реализации Климатической доктрины Российской Федерации и Комплексного плана научных исследований погоды и климата;

- участие в разработке Национального плана адаптации к неблагоприятным изменениям климата;

- оценку результатов деятельности НИУ Росгидромета.

VII. В области институционального развития Росгидромета и реализации концепции открытости:

- подготовку изменений в Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе";

- совершенствование отраслевой нормативной базы в части реализации федерального законодательства, определяющего правовое положение государственных учреждений;

- обеспечение выполнения мероприятий "Дорожной карты" по реализации Концепции совершенствования системы мониторинга загрязнения окружающей среды с учетом конкретизации задач федерального, регионального и локального уровней на 2017 - 2025 годы, утвержденной приказом Росгидромета от 2 февраля 2017 г. № 23;

- проведение оценки эффективности и результативности деятельности территориальных органов Росгидромета в целях оптимизации структуры территориальных органов Росгидромета;

- совершенствование работы по контролю и надзору в территориальных органах Росгидромета;

- проведение учебного курса для специалистов территориальных органов Росгидромета по вопросам осуществления государственного надзора и лицензионного контроля;

- разработку административных регламентов по осуществлению государственных услуг (функций) Росгидромета;

- размещение на Интернет-ресурсах информации Росгидромета в формате открытых данных;

- реализацию мероприятий по межведомственному информационному взаимодействию и предоставлению государственных услуг (функций) в электронном виде;

- расширение вовлечения гражданского общества в выработку и реализацию государственной политики в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды путем поддержки и развития взаимодействия с Общественным советом при Росгидромете и общественными советами при департаментах Росгидромета по федеральным округам;

- содействие созданию всероссийской общественной организации "Российское Гидрометеорологическое общество".

VIII. В области планово-финансовой и хозяйственной деятельности:

- принятие исчерпывающих мер по исполнению мероприятий Проекта "Росгидромет-2", мероприятий государственных программ и ФАИП с целью недопущения образования объектов незавершенного строительства, срыва технического перевооружения организаций и их подразделений, неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств;

- выполнение работ по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на здания и земельные участки, находящиеся на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений Росгидромета;

- подготовку плана - графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Росгидромета;

- обеспечение подготовки актуальных обосновывающих материалов для привлечения дополнительных бюджетных ассигнований, в том числе на повышение заработной платы сотрудникам учреждений государственной наблюдательной сети, обеспечение нормативного финансирования содержания приобретаемого технологического оборудования и их продвижения в рамках бюджетного цикла 2019 года.

IX. В области работы с кадрами и решения социальных задач:

- обеспечение действенного функционирования должностных лиц кадровой службы, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Росгидромете;

- организацию правового просвещения федеральных государственных гражданских служащих, а также работников системы по правовым вопросам и антикоррупционной тематике (совещания, семинары, лекции);

- обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Росгидромета и работниками подведомственных Росгидромету учреждений ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральными законами от 27 июля 2004 г. 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

- обеспечение исполнения заказа по повышению квалификации государственных гражданских служащих Росгидромета;

- обеспечение сохранения в НИУ системы подготовки кадров высшей квалификации, в том числе через аспирантуру и докторантуру;

- организацию повышения квалификации руководителей, специалистов среднего и высшего звена в ФГБОУ ДПО "ИПК" Росгидромета в соответствии с утверждённым государственным заданием;

- осуществление действенного контроля за состоянием охраны труда и техники безопасности;

- проведение мероприятий по подготовке и внедрению профессиональных стандартов в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

- принятие руководителями учреждений Росгидромета мер по привлечению молодежи и повышению средней заработной платы работников за счет средств от приносящей доход деятельности и оптимизации деятельности учреждения.

X. В области международного сотрудничества:

- обеспечение работ, связанных с выполнением обязательств Росгидромета в рамках ВМО, ЮНЕСКО, других международных организаций, конвенций, многосторонних и двусторонних соглашений и договоров, в том числе обязательств Российской Федерации по Протоколу об охране окружающей среды к Договору об Антарктике;

- дальнейшее укрепление сотрудничества в рамках Межгосударственного совета по гидрометеорологии стран СНГ, и реализация Стратегии развития гидрометеорологической деятельности государств-участников СНГ (второй этап: 2016 - 2020 годы);

- обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по РКИК ООН, включая переговорный процесс по разработке правил реализации Парижского соглашения, находящихся в сфере ответственности Росгидромета;

- развитие сотрудничества в рамках Глобальной рамочной основы климатического обслуживания;

- выполнение обязательств Росгидромета в рамках двусторонних соглашений о научно-техническом сотрудничестве с НГМС дальнего и ближнего зарубежья;

- развитие сотрудничества в рамках Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды;

- укрепление представительства экспертов Росгидромета в деятельности под эгидой международных организаций, в частности, ВМО и ее конституционных органов, Межправительственной группе экспертов по изменению климата, в Межправительственной океанографической Комиссии ЮНЕСКО и др.

4. Руководителям учреждений Росгидромета, профсоюзным организациям в рамках дальнейшего развития в системе Росгидромета социального партнёрства направить основные усилия на сохранение и реальное повышение уровня жизни работников российской гидрометеорологической службы, стабилизацию работы трудовых коллективов, укрепление профсоюзных организаций ОПАР, поиск и реализацию путей последовательного решения социальных проблем. Обеспечить безусловное выполнение Отраслевого соглашения и заключённых на его основе коллективных договоров.

5. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата обеспечить реализацию задач, предусмотренных в п. 3 настоящего постановления, через разработку соответствующих конкретных мер в Плане основных мероприятий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2018 год, планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Росгидромета для государственных нужд в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и международного научно-технического сотрудничества Росгидромета на текущий год.

6. Заместителю Руководителя Росгидромета Н.В. Радьковой совместно с начальниками структурных подразделений центрального аппарата Росгидромета обобщить замечания и предложения, высказанные участниками итогового заседания коллегии Росгидромета от 28.02.2018, и до 20.03.2018 разработать и представить на утверждение соответствующее дополнение к Плану основных мероприятий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2017 год.

Председатель Коллегии Росгидромета

М.Е. Яковенко