Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 17 февраля 2010 г. № 91
"О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда"
В соответствии с пунктом 14 плана мероприятий по реализации в 2008 - 2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р, и в целях снижения смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактики и своевременного выявления профессиональных заболеваний приказываю:
1. Утвердить Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда согласно приложению.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
проводить мониторинг условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации;
представлять в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации сведения, необходимые для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда.
3. Департаменту заработной платы, охраны труда и социального партнерства (Н.В. Жарова) обеспечить единое методическое сопровождение общероссийского мониторинга условий и охраны труда.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Л. Сафонова.
Министр |
Т. Голикова |
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 17 февраля 2010 г. № 91
Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда
1. Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда (далее - Положение) разработано в соответствии с пунктом 14 Плана мероприятий по реализации в 2008 - 2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р.
2. Положение определяет порядок организации и проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда (далее - Мониторинг).
3. Целью Мониторинга является:
а) комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее улучшению;
б) повышение эффективности системы социального страхования, оптимизации страховых тарифов и выработка мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда.
4. Основными объектами Мониторинга являются:
а) состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах;
б) уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
в) компенсации работникам за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
г) сведения о социальном страховании работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
д) результаты государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
е) результаты проведения государственной экспертизы условий труда;
ж) информация о реализации в субъектах Российской Федерации государственной политики в области охраны труда, Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 годы, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. № 586;
з) информация о разработке и реализации территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
и) результаты проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
к) информация о соответствии организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
л) результаты добровольного декларирования организациями соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
м) информация о реализации мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;
н) сведения об обеспеченности работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами, лечебно-профилактическим питанием;
о) сведения об обучении безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим, проведении проверки знаний работниками требований охраны труда;
п) сведения о проведении обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований), включая психофизиологические обследования отдельных категорий работников потенциально опасных производств в соответствии с законодательными актами, нормативно-методическими документами и медицинскими рекомендациями;
р) сведения о предоставлении досрочных трудовых пенсий гражданам в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
5. Проведение Мониторинга обеспечивает:
а) информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, всероссийских объединений работодателей, всероссийских объединений профсоюзов, организаций и граждан о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда;
б) осуществление прогнозирования развития важнейших процессов в сфере охраны труда;
в) формирование ежегодного доклада в Правительство Российской Федерации о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда.
6. Мониторинг проводится Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Министерство).
Мониторинг проводится с участием (далее - участники Мониторинга):
а) Федеральной службы по труду и занятости;
б) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
в) Фонда социального страхования Российской Федерации;
г) Пенсионного фонда Российской Федерации;
д) иных органов и организаций в пределах их компетенции.
7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, принимающие участие в Мониторинге, представляют сведения, необходимые для проведения Мониторинга, согласно приложению № 1 к Положению, в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Участники Мониторинга представляют сведения, необходимые для проведения Мониторинга, в Министерство по формам отчетности, предусмотренным приложением № 2 к Положению, на бумажном носителе и в электронном виде.
8. Министерство осуществляет:
а) единое методическое обеспечение Мониторинга;
б) подготовку предложений по реализации мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактику и своевременное выявление профессиональных заболеваний и сохранение профессионального здоровья работников с участием социальных партнеров;
в) опубликование результатов Мониторинга на официальном сайте Министерства.
к Положению
Сведения, необходимые для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда, представляемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда
Сведения, необходимые для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда, представляемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, включают:
1) сведения о реализации на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 годы, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. № 586 (далее - Программа), - представляются в соответствии с перечнем целевых показателей Программы;
2) сведения о разработке и реализации территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда - представляются в соответствии с перечнем показателей, определяемых в территориальных целевых программах по улучшению условий и охраны труда, утверждаемых уполномоченными органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на определенный период, и обобщаемых ими по муниципальным образованиям;
3) сведения о результатах проведения государственной экспертизы условий труда:
о количестве обращений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации для осуществления государственной экспертизы условий труда;
о количестве обращений с целью осуществления государственной экспертизы условий труда на основании определений судебных органов, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;
об организациях, в которых была осуществлена государственная экспертиза условий труда, а также результатах экспертизы и выявленных нарушениях, в том числе качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники и технологий государственным нормативным требованиям охраны труда и фактическим условиям труда работников;
о привлечении аккредитованных исследовательских (измерительных) лабораторий при осуществлении государственной экспертизы условий труда в целях проведения лабораторных исследований (измерений) факторов производственной среды;
4) сведения о результатах проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащие данные:
о формировании системы аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области аттестации рабочих мест по условиям труда;
о результатах проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
5) сведения о результатах подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, содержащие информацию об оценке условий труда по отчетным данным испытательных лабораторий, аккредитованных в Системе сертификации работ по охране труда в организациях;
6) сведения о результатах добровольного декларирования организациями соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, содержащие информацию о представляемой в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации корпоративной социальной отчетности, включающей информацию о состоянии условий труда в отчитывающейся организации;
7) сведения о профессиональной подготовке специалистов по охране труда в учреждениях среднего и высшего профессионального образования и повышении их квалификации, включающие перечень средних специальных и высших профессиональных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов по охране труда, а также сведения о количестве подготовленных ими специалистов;
8) сведения об организации в субъектах Российской Федерации общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, включающие информацию об указанной деятельности профсоюзных организаций, других уполномоченных организаций работников, общественных организаций, региональных общественных палат;
9) сведения о реализации в рамках социального партнерства задач в области улучшения условий и охраны труда, содержащие информацию о наличии в региональных трехсторонних соглашениях обязательств по обеспечению и улучшению условий и охраны труда сверх требований, установленных нормативными правовыми актами, а также информацию о коллективных трудовых спорах в области охраны труда.
к Положению
Перечень форм отчетности, по которым представляются сведения, необходимые для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда, и сроков их представления
Наименование формы отчетности |
Участники Мониторинга, представляющие сведения |
Периодичность, сроки представления |
Сведения о видах несчастных случаев с тяжелыми
последствиями |
Федеральная служба по труду и занятости |
Ежеквартально, до 10 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом |
Оперативные данные о происшедших групповых, тяжелых и
смертельных несчастных случаях и пострадавших со смертельным исходом |
Федеральная служба по труду и занятости |
Ежеквартально, до 25 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным |
Сведения о причинах несчастных случаев с тяжелыми
последствиями |
Федеральная служба по труду и занятости |
Ежеквартально, до 10 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом |
Форма № 21-ГИТ "Отчет о работе государственной
инспекции труда" |
Федеральная служба по труду и занятости |
Ежегодно, до 20 марта |
Сводные данные о результатах проведенных аттестаций
рабочих мест по условиям труда |
Федеральная служба по труду и занятости |
Ежегодно, до 20 марта |
Форма № 2-НТП "Сведения о количестве выявленных
нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права" |
Федеральная служба по труду и занятости |
Ежегодно, до 20 марта |
Форма № 1-травматизм "Сведения о количестве
зарегистрированных групповых несчастных случаев на производстве, несчастных
случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом" |
Федеральная служба по труду и занятости |
Ежегодно, до 25 мая |
Форма № 2-травматизм "Сведения о количестве
пострадавших со смертельным исходом в результате зарегистрированных
несчастных случаев на производстве" |
Федеральная служба по труду и занятости |
Ежегодно, до 25 мая |
Форма 4-ФСС РФ (раздел 3) "Сведения об использовании
сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование
предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и
профессиональных заболеваний работника" |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
Ежегодно, до 20 марта |
Форма № 24 "Сведения о числе лиц с впервые
установленными профессиональными заболеваниями (отравлениями)" |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека |
Ежегодно, до 25 апреля |
Форма № 94 (ПЕНСИИ) "Сведения о численности
пенсионеров и суммах назначенных им пенсий" |
Пенсионный фонд Российской Федерации |
Ежегодно, до 1 апреля |
Форма № 12-Д-1-09 "Сведения о дополнительной
диспансеризации работающих граждан" |
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения |
1 раз в полгода, до 25 июля (25 января) |