Письмо Минприроды РФ от 21 июля 1994 г. № 01-15/29-2115
"О Временных правилах охраны окружающей среды от отходов производства и
потребления в Российской Федерации"
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 375 Минприроды России разработало "Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации" и просит обеспечить применение правил на подведомственной территории со II полугодия 1994 года.
Замечания и предложения по совершенствованию Временных правил направлять до 1 декабря 1994 г. в Управление охраны окружающей среды от отходов производства и потребления Минприроды России.
Приложение: на 45 листах.
Министр |
В.И. Данилов-Данильян |
(утв. Минприроды России от 15.07.1994 г.)
1.1. Временные правила (далее - Правила) распространяются на предприятия, объединения, организации, учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физических лиц, а также на иностранных юридических и физических лиц (далее именуются - природопользователи), осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации в результате которых образуются, используются, обезвреживаются, складируются и захораниваются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов.
Специализированные предприятия, осуществляющие производственную деятельность с целью размещения отходов, также являются природопользователями и на них распространяются требования Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", настоящих Правил, а также решений исполнительных орунов власти субъектов Российской Федерации.
1.2. Правила предназначены для регулирования отношений между исполнительными органами власти, природопользователями и специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей среды и охватывают все виды деятельности, связанные с образованием, сбором, хранением, переработкой, транспортировкой и захоронением отходов производства и потребления (далее - обращением с отходами).
1.3. Правила обязательны для использования в деятельности природопользователей и специально уполномоченных органов по охране окружающей среды.
1.4. В Правилах применяются единые термины и определения (приложение 1).
1.5. Правила действуют до 01.01.95 г. и утверждения нормативно-методических документов, разрабатываемых в составе Федеральной целевой программы "Отходы".
1.6. На период действия Правил следует руководствоваться нормативно-методическими документами, указанными в приложении 2.
2.1. Природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов, меры по обращению с отходами (приложение 2, п. 1); соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами (приложение 2, пп. 1, 4);
осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение;
обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологической цикле или направления на объект для размещения) (приложение 2, п. 26);
обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов (приложение 2, п. 1);
оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.
2.2. Образование, сбор, накопление, хранение и первичная обработка отходов является неотъемлемой составной частью технологических процессов в ходе которых они образуются и должны быть отражены в технологических регламентах и другой нормативно-технической документации.
2.3. Деятельность природопользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение безотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Места складирования отходов на территории предприятия, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя.
2.5. Предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке утверждается республиканским, краевым, областным, окружным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (далее - территориальным органом Минприроды России) по согласованию с территориальными органами других специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
2.6. Транспортировка отходов должна осуществляться способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки, создание аварийных ситуаций, причинение вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам (приложение 2, пп. 41 - 46, 58, 62). Транспортировка опасных отходов допускается только специально оборудованным транспортом, имеющим специальное оформление согласно действующим инструкциям.
2.7. Специализированные предприятия и установки по переработке отходов проектируют и эксплуатируют в соответствии с нормами технологического проектирования, строительными и санитарными нормами и правилами и действующим законодательством (приложение 2, пп. 23, 30, 31, 38, 39).
2.8. Размещение отходов допускается только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения, которое выдается территориальным органом Минприроды России и согласовывается с территориальными органами Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Роскомнедр, Роскомвода, а также с организациями, на территории которых планируется размещение отходов (приложение 2, п. 1).
2.9. Разрешение на размещение отходов выдается только при обосновании невозможности их переработки (отсутствии технологии, оборудования и др.).
2.10. Выбор места для строительства объекта по размещению отходов определяется решениями органа исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований, гг. Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на основе специально выполненных геологических, инженерно-геологических и гидрологических исследований (приложение 2, пп. 1, 2, 3, 4). При необходимости проводится государственная экологическая экспертиза.
2.11. Объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную и геологическую экологическую экспертизу, экологическими, строительными и санитарными нормами и правилами (приложение 2, пп. 23, 30, 31, 38, 39).
2.12. Строительство и эксплуатация подземных сооружений для захоронения отходов производства осуществляется в соответствии с лицензией, выдаваемой территориальным органом Роскомнедр по согласованию с территориальными органами Минприроды России, Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Роскомвода (приложение 2, п. 14).
2.13. Отходы I, II, III, а при необходимости и IV классов опасности можно размещать только на полигонах по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, обустроенных в соответствии со СНиП (приложение 2, п. 28).
2.14. Не допускается размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах и зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в районах развития геотектонических структур, образовании и процессов, запрещается сброс отходов в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты.
2.15. Природопользователь в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и природоохранными нормативными документами Российской Федерации ведет учет наличия, образования, поставок, использования и размещения всех отходов собственного производства и отходов завозимых со стороны.
2.16. На основании постановления Госкомстата Россия от 14 сентября 1993 г. № 180 природопользователь представляет ежегодный отчет "Об образовании и удалении токсичных отходов" по форме № 2-тп (токсичные отходы) в территориальные органы Минприроды России.
2.17. Определение класса опасности отходов, образующихся и используемых на предприятии, входит в обязанность природопользователя (приложение 2, п. 29).
2.18. Передача (или получение) отходов от одного природопользователя другому с целью их использования в качестве вторичного сырья для производства какой-либо продукции осуществляется при наличии соответствующего разрешения на размещение отходов.
3.1. С целью обеспечения экологических требований законодательства Российской Федерации для природопользователей устанавливаются предельные нормы на образование и размещение отходов. Организация разработки и утверждения нормативов объемов образования и размещения отходов осуществляется Минприроды России совместно с другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Нормирование объемов образования и размещения отходов производится с целью недопущения превышения предельно допустимого воздействия отходов на окружающую среду, а также охраны жизни и здоровья людей.
3.2. Для поэтапного достижения нормативных объемов образования и размещения отходов природопользователям, не обеспечивающим выполнение этих нормативов, устанавливаются лимиты на образование и размещение отходов.
3.3. Методические документы по определению нормативов предельного размещения отходов производства и потребления утверждаются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.*
3.4. Нормативы предельного размещения отходов производства и потребления утверждаются территориальным органом Минприроды России по согласованию с территориальным органом Госсанэпиднадзора России.
3.5. Природопользователь обязан разрабатывать и представлять для утверждения в территориальный орган Минприроды России согласованные с территориальным органом Госсанэпиднадзора России проекты нормативов предельного размещения отходов на основании методических указаний Минприроды России.
3.6. Для проектируемых объектов нормативы предельного размещения отходов устанавливаются проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы. Требования к составу проектных материалов определяются СНиП, ГОСТ и нормативными документами Минприроды России.
4.1. На период разработки методических документов по нормированию размещения отходов действует система установления лимитов размещения отходов производства и потребления.
4.2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 года № 545 лимиты размещения отходов устанавливают место их применения, предельные размеры выделяемой площади (объемов отходов) для складирования и захоронения, способы и условия размещения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения.
4.3. Лимит размещения отходов - это объем (масса) отходов, который допускается размещать в установленный период времени. Он определяется исходя из норм расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема производства продукции, за вычетом планового объема (массы) отходов, используемых в качестве сырья и материалов в соответствии с программами по использованию отходов, или переданных сторонним природопользователям в качестве сырья и материалов, с учетом мероприятий по сокращению объемов (массы) образования отходов и возможности экологически приемлемого размещения отходов данного наименования.
4.4. Лимиты размещения отходов устанавливаются по всем наименованиям отходов в совокупности значений для отдельных объектов для размещения отходов.
4.5. Лимиты размещения отходов утверждаются территориальным органом Минприроды России по согласованию с территориальным органом Госсанэпиднадзора России по типовой форме (приложение 3). Обеспечение согласования и утверждения лимита размещения отходов вменяется в обязанность природопользователя.
4.6. Для установления лимитов размещения отходов природопользователь должен представить на согласование и утверждение материалы, содержащие заявку, обоснование и первичную информацию, основанные на действующих нормативах, технологических регламентах, стандартах, технических условиях и т.п., результаты расчетов проектов лимитов и планы мероприятий по их достижению (приложения 4, 5, 6, 7).
4.7. Планы мероприятий по достижению природопользователем лимитов размещения отходов должны содержать конкретные мероприятия по снижению объемов образования и поступления в окружающую среду отходов производства и потребления, степени их опасности, а также строительству, реконструкции и повышению эффективности эксплуатации действующих объектов для размещения отходов.
При разработке мероприятий следует отдавать приоритет внедрению экологически прогрессивных технологий с учетом достижений отечественной и зарубежной науки и техники. Указанные планы утверждаются руководителем предприятия и должны быть обеспечены финансовыми, материально-техническими ресурсами, проектными и строительно-монтажными работами (приложение 7).
4.8. Территориальный орган Минприроды России рассматривает представленные материалы и в месячный срок принимает решение об утверждении лимитов размещения отходов или отклонении их на доработку. По особо крупным объектам (в отдельных случаях) срок рассмотрения материалов может быть продлен до двух месяцев.
Проекты лимитов размещения отходов, представленные после доработки, рассматриваются в те же сроки.
В случаях повторного отклонения материалов, представленные после доработки проекты лимитов размещения отходов направляются на государственную экологическую экспертизу.
4.9. Лимиты размещения отходов производства и потребления устанавливаются сроком на один год.
4.10. Порядок пересмотра лимитов размещения отходов до истечения срока их действия при изменении экологической обстановки в регионе, появлении новых или уточнении параметров существующих источников загрязнения окружающей среды отходами в связи с расширением (сокращением) производства, ликвидации (вводе в эксплуатацию) общерегиональных объектов для размещения отходов, отсутствии у природопользователя возможностей для обеспечения дальнейшего безопасного хранения отходов на промышленной площадке и по другом причинам, устанавливается территориальным органом Минприроды России.
Пересмотр установленных лимитов размещения отходов осуществляется природопользователем в соответствии с п. 4.6.
4.11. Сверхлимитное количество размещения отходов - это масса размещаемых отходов, которая превышает установленный лимит.
5.1. Выдача природопользователю разрешений на размещение отходов на специально предназначенных для этого объектах производится территориальным органом Минприроды России по типовой форме (приложение 8).
5.2. В разрешении устанавливается объем (масса) размещения отходов на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.
Количество отходов, разрешенное к размещению, устанавливается с учетом утвержденных природопользователю лимитов размещения отходов, планов мероприятий по их достижению и характеристики объектов для размещения отходов.
5.3. При размещении объемов (массы) отходов, превышающих установленный лимит, а также при отсутствии на территории республики, края, области объектов для размещения отходов, оборудованных в соответствии с природоохранными требованиями, территориальный орган Минприроды России выдает разрешение на временно согласованное размещение отходов.
5.4. Разрешение на размещение отходов выдается сроком на один год.
5.5. Для получения разрешения на размещение отходов природопользователь обязан представить в территориальный орган Минприроды России следующие документы по установленной форме:
Заявку на размещение отходов (приложение 9);
Лимит размещения отходов, установленный природопользователю на данный период;
Перечень и характеристику отходов, подлежащих размещению (приложение 6);
Плановые мероприятия по достижению лимитов размещения отходов (приложение 7);
Характеристику объектов, на которых предполагается размещение отходов. Представляется на каждый объект (собственный или арендуемый), в т.ч. расположенный на территории предприятия (приложение 10);
Копию (по рекомендуемой форме) договора с администрацией объекта для размещения отходов в случае, если отходы направляются для размещения на объект, не принадлежащий данному природопользователю. Владелец объекта кроме того представляет копии договоров с природопользователями, месторасположение которых находится за пределами территории, подведомственной территориальному органу Минприроды России (приложение 11).
Кроме этого природопользователь должен иметь:
обоснование условий и сроков временного накопления отходов на промышленной площадке до момента их использования или направления на объект для размещения отходов;
заключения территориальных органов Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Роскомнедр (базирующееся на результатах геологических, инженерно-геологических и гидрогеологических исследований), Роскомвода; Госатомнадзора России (при необходимости); копии актов, удостоверяющих горный и земельный отвод;
плановые мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций при размещении отходов;
заключение государственной экологической экспертизы территориального органа Минприроды России на размещение отходов. При этом устанавливается возможность размещения опасных отходов на конкретном объекте с учетом полного предотвращения их вредного влияния на окружающую среду и здоровье населения, а также возможности природопользователя по сокращению объемов образования отходов и их использованию, а также внедрению безотходных и малоотходных технологических процессов производства, обеспечивающих комплексное использование природных ресурсов.
5.6. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации природопользователь несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в материалах, обосновывающих размещение отходов.
5.7. Выдача разрешения не освобождает природопользователя от поиска потребителей, для которых данные виды отходов являются сырьевыми ресурсами или технологий, сокращающих объемы образования отходов, а также выполнения мероприятий по организации, строительству и повышению эффективности эксплуатации объектов для размещения отходов.
5.8. Разрешение (отказ) на размещение отходов выдается природопользователю территориальным органом Минприроды России в месячный срок, считая с момента получения всех документов от природопользователя. По особо крупным объектам (в отдельных случаях) срок может быть продлен до двух месяцев.
5.9. Аннулирование разрешения на размещение отходов осуществляется по решению территориального органа Минприроды России, выдавшего данное разрешение, или вышестоящего органа системы Минприроды России в случаях угрозы загрязнения окружающей природной среды свыше допустимых норм, нарушения правил эксплуатации объекта для размещения отходов, выхода из строя объекта или его сооружений (механизмов), нарушающих нормальный режим его эксплуатации.
6.1. Экологический контроль за всеми видами хозяйственной деятельности в системе обращения с отходами осуществляется на основе ст. 68, 69, 70, 71 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
6.2. Экологический контроль производится территориальным органом Минприроды России, осуществляющим государственный контроль, а также экологической службой предприятий, организаций и учреждений, которые осуществляют производственный экологический контроль (приложение 2, п. 13).
6.3. Экологический контроль в области обращения с отходами включает:
анализ существующих производств с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
проверку порядка и правил обращения с отходами, включая требования, предусмотренные международными соглашениями и договорами о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;
проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов; определение массы размещаемых отходов, в соответствии с выданными разрешениями;
проверку эффективности и безопасности для окружающей среды и здоровья населения эксплуатации объектов для размещения отходов;
анализ информации о процессах, происходящих в местах размещения отходов.
6.4. Служба производственного экологического контроля согласует с территориальным органом Минприроды России места и периодичность отбора проб для проведения замеров, перечень контролируемых показателей, применяемые методики анализов, объем и порядок представления информации о размещении отходов.
6.5. Контроль принятых или переданных на размещение отходов, осуществляет природопользователь на основании акта сдачи отходов и контрольных талонов приема отходов к нему (приложение 12).
6.6. Территориальный орган Минприроды России осуществляет государственный контроль за природоохранной деятельностью в соответствии с планом работ, а также при возникновении аварийных ситуаций, резком ухудшении экологической обстановки и по сигналам граждан и организаций.
6.7. При контроле за размещением отходов производится измерение объемов (массы) отходов, определение концентраций содержащихся в них веществ и установление по этим данным массы отходов в период времени и класса опасности. Полученные данные сравниваются с установленными в разрешении на размещение отходов.
6.8. Исходными данными для определения фактической массы размещаемых отходов служат:
- данные материального баланса на единицу выпускаемой продукции и инструментальные замеры;
- нормативы образования и использования отходов, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, в т.ч. утвержденные отраслевые удельные характеристики отходов на единицу продукции;
- данные о временном режиме работ оборудования за квартал, год.
6.9. Фактическая масса отходов, принимаемых на объектах для размещения отходов, определяется владельцами этих объектов инструментальными замерами или расчетно и подлежит учету в установленном порядке в специальном журнале (приложение 13). Выписка из журнала ежеквартально передается территориальному органу Минприроды России.
При необходимости пересчета объемных показателей количества отходов в весовые следует учитывать плотность конкретного отхода.
6.10. Прием от природопользователя отходов на размещение без наличия у него соответствующего разрешения запрещен. В этих случаях природопользователь должен обратиться в территориальный орган Минприроды России за получением соответствующего разрешения для размещения отходов.
6.11. При превышении природопользователем количества отходов, установленных в разрешении на размещение для данного объекта, владелец этого объекта обязан в месячный срок представить выписку из журнала территориальному органу Минприроды России.
6.12. При невыполнении в нормативные сроки планов мероприятий или отдельных этапов этих планов, в случаях превышения количества размещения отходов, установленного в разрешении на период выполнения указанных планов, а также при размещении отходов без соответствующего разрешения территориальные органы Минприроды России вправе предъявить природопользователю исковые претензии, руководствуясь действующим законодательством.
6.13. Должностные лица территориального органа Минприроды России в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:
проводить проверки предприятий и объектов по всем видам деятельности, связанным с обращением отходов, получать необходимые объяснения, справки и сведения;
давать обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасного обращения с опасными отходами; в случае необходимости приостанавливать работы;
аннулировать при согласовании этой акции с органами, участвующими в оформлении разрешения, или приостанавливать действие разрешения на право ведения деятельности по обращению с отходами, в случае нарушений условий его действия, а также при возникновении опасности аварий, причинения вреда окружающей природной среде;
привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в народный суд, предъявлять иски в арбитражный суд о возмещении ущерба и убытков, причиненных окружающей природной среде.
6.14. Количество отходов, обнаруженных размещенными в несанкционированных местах, определяется территориальным органом Минприроды России расчетно или инструментальным замером.
Регистрация фактов самовольного размещения отходов в несанкционированных местах ведется территориальным органом Минприроды России в специальном журнале (приложение 14). Территориальный орган Минприроды России решает вопрос о приостановке самовольно размещенных отходов и применяет по отношению к виновным соответствующие санкции.
7.1. Должностные лица и граждане, учреждения, организации и предприятия независимо от организационно-правовой формы, виновные в нарушении экологических требований законодательства Российской Федерации, выразившемся в:
осуществлении деятельности по обращению с отходами без разрешения;
нарушении правил сбора и временного накопления отходов на производственной площадке;
перевозке опасных отходов в неисправных, либо необорудованных для этих целей транспортных средствах;
размещении отходов в несанкционированных, либо необорудованных для этих целей местах;
нарушении учета, норм и правил образования, переработки, использования, размещения отходов;
получении и передаче отходов без оформленной в установленном порядке документации;
отказе в предоставлении или представлении неполной, искаженной документации (информации) по обращению с отходами;
подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке в размерах, установленных ст. 84 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
8.1. Причиненный вред должен быть возмещен в установленном порядке или на основе расчетов по методикам исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природной среды с учетом понесенных убытков (приложение 2, п. 63).
______________
* В настоящее время Управлением охраны окружающей среды от отходов производства и потребления Минприроды России организована работа по подготовке методических документов по нормированию размещения отходов.
к Временным правилам
охраны окружающей среды
от отходов производства
и потребления
в Российской Федерации
Термины и определения
Отходы - отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве
Отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства; вновь образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения. В отходы производства включаются вмещающие и вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, побочные и попутные продукты, отходы сельского хозяйства.
Отходы потребления - изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа. К отходам потребления относятся и твердые бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности людей.
Размещение (удаление) отходов - любая операция по хранению и захоронению отходов.
Хранение (складирование) отходов - изоляция с учетом временной нейтрализации отходов, направленная на снижение опасности для окружающей среды. Для хранения устанавливается срок его нахождения в местах складирования.
Захоронение отходов - изоляция отходов, направленная на исключение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и исключающая возможность дальнейшего использования этих отходов.
Использование (переработка, утилизация) отходов - вовлечение отходов в хозяйственный оборот в целях получения различных видов продукции (работ) путем их переработки или непосредственно.
Лимит размещения отходов - предельное, граничное количество отходов, которые допускается размещать на объектах, предназначенных для их размещения, в установленный период времени и не нарушающее экологическое равновесие природных сред.
Неиспользуемые отходы - вторичные материальные ресурсы, для которых в настоящее время отсутствуют условия использования.
Опасные отходы - отходы, которые в силу их реакционной способности или токсичности представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья человека или состояния окружающей среды самостоятельно или при вступлении в контакт с другими отходами и окружающей среды.
Трансграничная перевозка отходов - внешняя: любое перемещение отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район (или через район), находящийся под национальной юрисдикцией другого государства; внутренняя: любое перемещение отходов по территории Российской Федерации из одной республики, края, области, автономного образования в другие.
Природопользователи - предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Специально уполномоченные органы по охране окружающей среды - Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы, а также другие государственные органы Российской Федерации в соответствующих сферах управления (постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 943).
Объекты для размещения отходов - полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами; санкционированные свалки, т.е. разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП. Являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
Разрешение на размещение отходов - устанавливает объем (массу) размещения отходов на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека с учетом утвержденных лимитов размещения отходов и характеристики объектов для размещения отходов.
Несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов.
Временное накопление отходов на промплощадке - хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов. Является временной мерой, предельные количества единовременного накопления отходов, сроки и способы их накопления утверждаются территориальными органами Минприроды России.
к Временным правилам
охраны окружающей среды
от отходов производства
и потребления
в Российской Федерации
Перечень российских (союзных) нормативных актов, действующих в сфере обращения с отходами производства и потребления
1. Законы Российской Федерации:
1. "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91 № 2060-1.
2. "О недрах" от 21.02.92 № 2395-1.
3. "О плате за землю" от 11.10.91 б/н.
4. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19.04.91.
2. Директивные постановления:
5. CM СССР от 03.05.84 № 394 "Об утилизации, обезвреживании и захоронении токсичных промышленных отходов".
6. CM РСФСР от 12.06.84 № 250 "Об утилизации, обезвреживании и захоронении токсичных промышленных отходов".
7. CM РСФСР от 30.01.85 № 46 "О серьезных недостатках в использовании ВМР в народном хозяйстве РСФСР".
8. CM РСФСР от 18.03.88 № 93 "О коренной перестройке дела охраны природы в РСФСР".
9. CM РСФСР от 16.03.90 № 93 "О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в 1990 - 1995 гг. и основных направлениях охраны природы в XIII пятилетке и на период до 2005 года".
10. ВС СССР от 27.11.89 "О неотложных мерах экологического оздоровления страны".
11. Правительства РФ от 03.08.92 № 545 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов".
12. Правительства РФ от 28.08.92 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды воздействия".
13. Правительства РФ от 23.04.94 № 375 "Положение о Минприроды России".
14. ВС РФ от 15.07.92 № 3314-1 "Положение о порядке лицензирования пользования недрами".
3. ГОСТы и ОСТы:
15. ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности".
16. ГОСТ 17.0.0.04-90 "Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения". Госстандарт СССР.
17. ГОСТ 17.4.1.02-83 "Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения". Госстандарт СССР.
18. ГОСТ 12.0.003 "Опасные и вредные факторы".
19. ГОСТ 17.4.3.04 "Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения".
20. ГОСТ 25916-83 "Ресурсы материальные, вторичные. Термины и определения".
21. ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка".
22. ГОСТ 2.2235-76 "Правила перевозок грузов".
4. Санитарные, строительные нормы и правила:
23. Санитарные правила устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов, Москва, 1983, Минздрав СССР.
24. Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (санитарные правила), Москва, 1985, Минздрав СССР.
25. Предельное количество накопления токсичных промышленных отходов на территории предприятия (организации), Москва, 1985, Минздрав СССР, Минводхоз СССР, Мингео СССР.
26. Предельное количество токсичных промышленных отходов, допускаемое для складирования в накопителях (на полигонах) твердых бытовых отходов (нормативный документ), Москва, 1985, Минздрав СССР, Минжилкомхоз РСФСР.
27. Предельное содержание токсичных соединений в промышленных отходах в накопителях, расположенных вне территории предприятия (организации), Москва, 1985, Минздрав СССР, Минводхоз СССР, Мингео СССР, Минсельхоз СССР, Госкомгидромет СССР.
28. Временный классификатор токсичных промышленных отходов и методические рекомендации по определению класса токсичности промышленных отходов, Москва, 1987, Минздрав СССР, ГКНТ СССР.
29. Строительные нормы и правила СНиП 2.01.28-85. Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию, Москва, 1985, Госстрой СССР.
30. Пособие по проектированию полигонов по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов (к СНиП 2.01.28-85), Москва, 1990, Госстрой СССР.
31. Санитарные правила работы при работе со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением, 1988.
32. Санитарные нормы допустимых концентраций химических веществ в почве, Москва, 1988, Минздрав СССР, СанПиН 42-128-4433-87.
33. Перечень предельно-допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно-допустимых количеств (ОДК) химических веществ в почве. СанПиН 6229-91, Минздрав СССР, 1991.
34. Правила по охране труда при работе со ртутью. ПоТ-РМ-001-93, Минтруд России, 1993.
35. Правила разработки схем санитарной очистки городов РСФСР, 1986, АКХ6 ЖКХ.
36. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, Москва, 1988, Минздрав СССР, (СанПиН 42-128-4690-88).
37. Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторсырья, Москва, 1982, Минздрав СССР.
38. Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения,неутилизируемых промышленных отходов, Москва, 1986, Минздрав СССР.
39. СНиП П-89-80. Генеральные планы промышленных предприятий (с изм. 1985, 1986, 1987 и 1990 г.).
40. СанПиН 42-128-4433-87. Санитарные нормы допустимых концентраций химических веществ в почвах, Москва, 1988, Минздрав СССР (утв. Минздравом СССР 30.10.87 № 4433-87).
41. Правила перевозок пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям СССР. Приказ Министерства гражданской авиации СССР от 02.06.71 № 401.
42. Правила перевозок грузов. Минречфлот РСФСР от 14.08.78 № 114.
43. Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом РСФСР. Минавтотранс РСФСР 30.07.71.
44. Правила безопасной морской перевозки генеральных грузов. Минморфлот СССР от 02.04.81 № НТУ-3-48/586.
45. Правила перевозки опасных грузов. Сборник правил перевозки и тарифов железнодорожного транспорта, № 392. МПС СССР, 1987.
46. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуации с опасными грузами при перевозке их по железной дороге. Утв. МПС СССР 10.12.83.
5. Методические указания:
47. Методические указания по осуществлению государственного санитарного надзора за проектированием, строительством и эксплуатацией заводов биотермической переработки ТБО, Москва, 1979, Минздрав СССР.
48. Методические указания для органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы по контролю за реализацией мероприятий, направленных на санитарную охрану окружающей среды от загрязнения твердыми и жидкими токсичными отходами промышленных предприятий, Москва, 1985, Минздрав СССР.
49. Методические указания по определению низких концентраций токсичных и особо токсичных веществ в различных средах и степени миграции (в различных формах) этих веществ в окружающей среде, Москва, 1986, АН СССР, Минздрав СССР.
50. Методические указания по оценке степени опасности загрязнения почвы химическими веществами, Москва, 1987, Минздрав СССР.
51. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, Минприроды России, 26.01.93.
52. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы, Минприроды России, 27.11.92.
53. Методика по оценке экономической эффективности использования твердых отходов производства и потребления, 1986.
54. Методические указания по контролю за реализацией мероприятий, направленных на санитарную охрану окружающей среды от загрязнения отходами промышленных предприятий, Москва, 1985, Минздрав СССР.
55. Методические указания по определению низких концентраций токсичных и особо токсичных веществ в различных средах и степени миграции (в различных формах) этих веществ в окружающей среде, Москва, 1985 (утв. Минздравом СССР от 06.06.85 № 3901-85).
56. Методические указания по оценке степени опасности загрязнения почвы химическими веществами, Москва, 1987, Минздрав СССР от 13.03.87 № 4266-87.
57. Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте, Ленинград, 1990, ГТО им. А.И. Воейкова Госкомгидромета СССР.
6. Инструкции:
58. Инструкция о порядке перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Утверждена МВД СССР 20.11.80 № 371.
59. Инструкция по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов, Москва, 1983, Минжилкомхоз РСФСР, АКХ им. Памфилова.
60. Инструкция по методике и планированию использования отходов жилищно-коммунального хозяйства, Москва, 1986, АКХ.
61. Временная инструкция по подготовке к захоронению запрещенных и непринятых к применению в сельском хозяйстве пестицидов и тары из-под них, Рязань, 1989, ВНИПИагрохим.
62. Инструкция по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Утверждена МВД СССР 23.09.85.
63. Временный порядок оценки и возмещения вреда окружающей среде в результате аварии. Утвержден приказом Минприроды России от 27.06.94 № 200.
7. Рекомендации:
64. Рекомендации по условиям приема слаботоксичных промышленных отходов на полигоны (усовершенствованные свалки) ТБО, 1977, АКХ, ЖКХ.
65. Методические рекомендации по контролю за использованием отходов коксохимических производств в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, Минздрав СССР, 1984.
66. Рекомендации по проектированию и эксплуатации заводов по сжиганию ТБО, Москва, 1987, МЖКХ, АКХ.
67. Рекомендации по проектированию и эксплуатации заводов по переработке твердых бытовых отходов в компост, Москва, 1986, АКХ.
68. Рекомендации по организации сбора и планово-регулярного удалении бытовых отходов с городских территорий, КЖКХ.
69. Методические рекомендации по охране окружающей среды при применении, хранении и транспортировке пестицидов и минеральных удобрений, Москва, 1990, Госкомприрода СССР.
70. Рекомендации по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР, Москва, 1982, АКХ.
71. Методические рекомендации об усилении контроля за соблюдением правил обезвреживания и захоронения токсичных отходов, Москва, 1986, Минздрав СССР.
72. Рекомендации по выбору методов и организации удаления бытовых отходов, Москва, 1985, АКХ.
73. Рекомендации по условиям приема слаботоксичных промышленных отходов на полигоны (усовершенствованные свалки) ТБО, Москва, 1977, АКХ.
74. Рекомендации по безотходному производству: использование шлака и золы котельной, 1985, ГПИ Сантехпроект.
8. Прочие нормативные документы
75. Положение о порядке принятия решений о выдаче лицензий на экспорт и импорт промышленных отходов, 1993, Минприроды России.
76. Методические рекомендации. Гигиеническая оценка утилизации твердых и концентрированных жидких отходов химических производств на предприятиях других отраслей промышленности, 1988, Кемерово.
к Временным правилам
охраны окружающей среды
от отходов производства
и потребления
в Российской Федерации
Согласовано Руководитель территориального органа Госсанэпиднадзора России "__" ___________ 199_ г. |
Утверждаю Руководитель территориального органа Минприроды России "__" ___________ 199_ г. |
Лимиты размещения отходов установлены _______________________________________ на 199_ год (наименование предприятия, организации) ________________________________________________________________________ ____________________ Лимит размещения отходов (тонн) _____________________ |
№ п/п |
Наименование отходов |
Всего |
в том числе на: |
|
объектах общегородского (регионального) |
специализированных объектах (собственных или назначения арендуемых) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А. |
Промышленные отходы по классам опасности |
|
___________________________________ ___________________________________ |
||
Б. |
Отходы потребления |
|
___________________________________ ___________________________________ |
Подпись уполномоченного работника территориального органа Минприроды России |
|
Подпись руководителя предприятия |
|
Внесено в книгу регистрации лимитов на размещение отходов территориального органа Минприроды России за № __ от "___" ________ 199_ г. Дата выдачи лимита "___" _______ 199_ г. Действительно до "___" ________ 199_ г.
М.П. Подпись должностного лица |
к Временным правилам
охраны окружающей среды
от отходов производства
и потребления
в Российской Федерации
|
Комитету охраны природы и природных ресурсов _______________________ республики в составе Российской Федерации, края, области, округа, автономного образования |
Заявка на установление лимитов размещения 1. Наименование предприятия, его ведомственная принадлежность ________________________________________________________________________ 2. Адрес предприятия _____________________________________________________ 3. Наименование объектов, на которых предполагается размещение отходов, их ведомственная принадлежность ____________________________________________ 4. Месторасположение (адрес) объектов _____________________________________ Подпись руководителя предприятия |
к Временным правилам
охраны окружающей среды
от отходов производства
и потребления
в Российской Федерации
Рекомендации по оформлению экологического обоснования проектов лимитов размещения отходов
1. Титульный лист
Титульный лист является первой страницей проекта лимитов размещения отходов и оформляется в соответствии с ГОСТом.
2. Аннотация
Текст аннотации должен содержать основные результаты проведенной работы с указанием наименований и объема (массы) отходов, сроки реализации плана мероприятий по снижению объемов образования отходов и степени их опасности.
3. Содержание
Содержание проекта лимитов размещения отходов должно включать наименование всех разделов с указанием номеров страниц.
4. Введение
Во введении приводят перечень основных документов, на основании которых разработан проект лимитов размещения отходов. Основание для проведения работ по нормированию.
5. Общие сведения о предприятии
5.1. Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение промплощадок и граничащих с ними характерных объектов - жилых массивов, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей. Наличие объектов для размещения отходов (площадок временного хранения, полигонов промышленных отходов).
5.2. Карта-схема промплощадок с нанесением на нее объектов для временного размещения отходов.
5.3. Ситуационная карта-схема района расположения объекта для размещения отходов с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха, территорий заповедников и др. в радиусе не менее 2-х километров.
6. Характеристика предприятия как источника загрязнения
6.1. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования, при использовании которых образуются отходы (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, нормы расхода его, нормы образования отходов и др.).
6.2. Перечень, характеристика и объем (масса) отходов, подлежащих размещению на специально предназначенных для этого объектах (по форме приложения 6 к Правилам).
6.3. Правила экологической безопасности и техники безопасности при сбросе, транспортировке и хранении отходов. Действия в аварийных ситуациях.
6.4. Плановые мероприятия по снижению количества образования отходов, степени их опасности (по форме приложения 7 к Правилам).
6.5. Характеристика мест временного накопления отходов на территории промплощадок предприятия. Обоснование основных производственных показателей: объемов, номенклатуры, способа хранения, сроков реализации и др.
7. Характеристика объектов размещения отходов
7.1. Наличие объекта (собственного или арендуемого) для размещения отходов. Его основные характеристики: мощности, обоснование способов размещения отходов, наименование отходов и другие показатели (по форме приложения 10 к Правилам).
7.1.1. Наличие перерабатывающих технологий, мощностей. Способы переработки, объемы, глубина, возможная реализация продукции.
7.1.2. Оценка воздействия на окружающую среду. Наличие выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (объемы, концентрации, расчет рассеивания) по результатам анализов. Влияние на подземные и поверхностные воды по результатам контрольных анализов. Обоснование сети и программы контроля качества окружающей среды в районе объекта.
8. Предложения по лимитам размещения отходов (по форме приложения 3 к Правилам).
Место печати |
|
Подпись руководителя предприятия |
|
к Временным правилам
охраны окружающей среды
от отходов производства
и потребления
в Российской Федерации
Перечень,
характеристика и масса отходов производства и потребления, подлежащие
размещению на 199_ год
_________________________________________________________________________
(наименование предприятия)
Наименование отходов |
Код отходов |
Технология производства, где образуются отходы |
Класс опасности отходов |
Физико-химическая характеристика |
Нормативный объем образования |
Получено от других предприятий |
Использовано отходов |
Передано отходов другим предприятиям |
Размещение отходов |
Предельное количество временного накопления отходов на территории предприятия |
Наличие отходов на предприятии в местах организованного размещения на конец года |
Причина неиспользования отходов, код |
||||
агрегатное состояние |
содержание основных компонентов, % массовый |
растворимость в воде г/100 г воды |
летучесть |
код операции по размещению |
объем подлежащий размещению |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись руководителя предприятия Пояснения к заполнению таблицы приложения 6 "Перечень, характеристика и масса отходов производства и потребления, подлежащих размещению" Графа 1 - указывается полное наименование отхода согласно технической документации, образующегося как при производстве основной продукции, так и в результате вторичного использования отходов. Графа 2 - указывается код отхода.* Графа 3 - указывается наименование производства или стадии технологического процесса в ходе которого образуется отход. Графа 4 - указывается класс опасности отхода, который определяется в соответствии с "Временным классификатором токсичных промышленных отходов и методическими рекомендациями по определению класса токсичности промышленных отходов" (Минздрав СССР, 1987). Графы 5 - 8 - указывается физико-химическая характеристика отходов: - агрегатное состояние (твердые, жидкие, пастообразные, газообразные); - состав отхода в процентах по 3 - 4 основным компонентам согласно технической документации. Первым указывается тот компонент, по которому данный вид отхода отнесен к соответствующему классу опасности; - растворимость в воде для многокомпонентных смесей показывается для 3 - 4 основных компонентов, имеющих наибольшие показатели по классу опасности. При отсутствии справочных данных допускается указание растворим / нерастворим; - летучесть; в данном случае под термином "летучесть" принимается давление насыщенного пара индивидуальных компонентов при температуре 25 °С (справочные данные для 3 - 4 наиболее токсичных компонентов). При отсутствии справочных данных допускается указание летуч / нелетуч. Графы 9 - указывается масса отходов, рассчитанная исходя из норм расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема производства продукции. Графа 10 - указывается количество отходов, которое поступит от других предприятий и будет использовано в виде сырья и материалов. Графа 11 - указывается количество отходов, которое будет использовано (переработано) в виде сырья и материалов. Например, использование в виде топлива (кроме прямого сжигания) или иным образом для получения энергии, утилизация / восстановление растворителей, кислот и оснований, рециркуляция металлов и их соединений, других неорганических соединений, рекуперация компонентов катализаторов, повторная перегонка нефтепродуктов или иное повторное применение ранее использованных нефтепродуктов. Графа 12 - указывается количество отходов, которое будет передано другим предприятиям для складирования, уничтожения, обезвреживания или переработки (при наличии подтверждающих документов). Графа 13 - указывается код операции по размещению отхода: "01" - размещение на общегородском полигоне ТБО; "02" - размещение на собственном специализированном полигоне, в шламонакопителе, хвостохранилище, отвале и другом объекте для размещения отходов, принадлежащем предприятию; "03" - размещение на большую глубину (например в скважины, соляные купола и т.д.); "04" - размещение на специализированном арендованном полигоне; "05" - временное накопление отходов на специально оборудованной для этих целей территории предприятия в ожидании операций "01" - "04"; "10" - временное накопление отходов на специально оборудованной для этих целей территории предприятия в ожидании операций по их использованию (графа 11); "11" - размещение отходов на специализированном полигоне, в шламонакопителе, хвостохранилище, отвале и другом объекте для размещения отходов в ожидании операций по их использованию (графа 11) и т.д. Графа 14 - указывается количество отходов, предназначенное для размещения. Если размещение отхода осуществляется несколькими операциями (графа 13), то указываются все операции и соответствующие им объемы. Графа 15 - указывается максимально возможное количество единовременного накопления отходов на специально оборудованной для этих целей территории предприятия в ожидании использования их в технологическом процессе, передачи на переработку другому предприятию или на объект для размещения отходов. Графа 16 - указывается фактически имеющееся (накопленное) количество отходов на объектах для размещения отходов, принадлежащих предприятию, расположенных как на территории предприятия, так и за ее пределами, по состоянию на конец предшествующего года. Графа 17 - указываются причины (коды) неиспользования отходов на предприятии: "1" - отсутствие технологии переработки; "2" - отсутствие перерабатывающих мощностей; "3" - отсутствие специального оборудования; "4" - высокая стоимость транспортировки; "5" - токсичность отхода; "6" - причины организационного характера (не требующие капитальных вложений, дополнительных затрат и пр.); "7" - отсутствие транспортных средств; "8" - малое содержание полезных компонентов; "9" - отсутствие потребителей; "10" - отсутствие площадей для хранения; "11" - загрязненность отхода (маслами и др.); "12" - износ оборудования (устаревшее, маломощное) и т.д. ______________ * Классификатор отходов с кодами в настоящее время разрабатывается |
к Временным правилам
охраны окружающей среды
от отходов производства
и потребления
в Российской Федерации
Плановые мероприятия
по достижению лимитов размещения отходов (наименование предприятия) |
№ п/п |
Наименование отходов |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Ожидаемая эффективность (снижения количества образования отходов или степени их опасности, уменьшение воздействия на окружающую среду) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись руководителя предприятия |
к Временным правилам
охраны окружающей среды
от отходов производства
и потребления
в Российской Федерации
Минприроды России ________________________________________________ территориальный орган Минприроды России Разрешение на размещение отходов на 199_ год Выдано _____________________________________________________ (наименование и адрес природопользователя) |
№ объекта, категория, адрес, ведомственная принадлежность |
Наименование отходов, объем, класс опасности (тонн) |
||||
Всего |
в том числе |
||||
1 класса |
2 класса |
3 класса |
4 класса |
||
|
|
|
|
|
|
1. Объекты, отвечающие требованиям экологической безопасности: - специализированный полигон для токсичных промышленных отходов; - общегородской (районный) полигон ТБО (санкционированная свалка); - специализированный полигон, шламонакопитель, свалка, отвал и др., принадлежащие предприятию; - размещение на длительный срок на объектах, расположенных на территории предприятия; - временное накопление на промышленной площадке. 2. Временно согласованное разрешение на размещение отходов в объемах, превышающих установленный лимит на объектах, отвечающих требованиям экологической безопасности: - специализированный полигон для токсичных промышленных отходов; - общегородской (районный) полигон ТБО (санкционированная свалка); - специализированный полигон, шламонакопитель, свалка, отвал и др., принадлежащие предприятию; - размещение на длительный срок на объектах, расположенных на территории предприятия; - временное накопление на промышленной площадке. 3. Временно согласованное разрешение на размещение отходов на объектах, не отвечающих требованиям экологической безопасности: - специализированный полигон, шламонакопитель, свалка, отвал и др., принадлежащие предприятию; - размещение на длительный срок на объектах, расположенных на территории предприятия; - временное накопление на промышленной площадке. |
4. Передано другим предприятиям, организациям, населению 5. Получено от других предприятий, организаций, населения |
|
Разрешение выдается отдельно на каждую операцию |
6. Итого Настоящее разрешение составлено в двух экземплярах и внесено в книгу регистрации разрешений территориального органа Минприроды России за № ____ от "__" _____ 199_ г. Дата выдачи разрешения "__" _____ 199_ г. Разрешение действительно до "__" _____ 199_ г. М.П. |
Подпись
руководителя |
|
к Временным правилам
охраны окружающей среды
от отходов производства
и потребления
в Российской Федерации
Комитету охраны природы и природных ресурсов _______________________ республики в составе Российской Федерации, края, области, округа, автономного образования |
|
Заявка на
получение разрешения (производственных, потребления) 1. Наименование предприятия, его ведомственная принадлежность ________________________________________________________________________ 2. Адрес предприятия _____________________________________________________ 3. Наименование объектов, на которых предполагается размещение отходов, их ведомственная принадлежность ____________________________________________ 4. Месторасположение (адрес) объектов _____________________________________ Подпись руководителя предприятия |
к Временным правилам
охраны окружающей среды
от отходов производства
и потребления
в Российской Федерации
Характеристика
объекта (производственных, потребления) Наименование объекта ____________________________________________________ Назначение _____________________________________________________________ (полигон, свалка, шламохранилище, промплощадка и др.) Месторасположение (адрес) _______________________________________________ Ведомственная принадлежность ____________________________________________ |
№ п/п |
Характеристика объекта |
1. |
Решение об отводе земли (№, дата) |
2. |
Построено по проекту (№, год, разработчик) |
3. |
Год ввода в эксплуатацию |
4. |
Расчетный срок эксплуатации |
5. |
Вместимость, тыс. м куб., (т) |
6. |
Занимаемая площадь, га |
7. |
Наличие санитарно-защитной зоны, м |
8. |
Защита поверхностных и грунтовых вод (№, дата заключения органов геологии) |
9. |
Наличие систем защиты: от воздействия атмосферных осадков, ветра; сбора и очистки дождевых, талых и дренажных вод и др. |
10. |
Количество наблюдательных скважин |
11. |
Накоплено отходов по состоянию на __, тыс. м куб., (т). в т.ч.: Отходов потребления, тыс. м куб., (т) Производственных отходов по классам опасности, тыс. м куб., (т) |
12. |
Условия размещения отходов (вид тары, стеллаж, штабель, навалом и т.д.) |
13. |
Перечень предприятий, вывозящих отходы на объект |
14. |
Соблюдение правил эксплуатации объекта |
Подпись руководителя объекта для размещения отходов |
к Временным правилам
охраны окружающей среды
от отходов производства
и потребления
в Российской Федерации
Рекомендуемый типовой договор на размещение отходов
"__" __________ 199_ г. Объект для размещения отходов ___________________________________________ (наименование, ведомственная принадлежность) _______________________________, именуемый в дальнейшем "объект", в лице его руководителя _________________________, с одной стороны, и предприятие, сдающее отходы, ________________________________________________________, (наименование, ведомственная принадлежность) именуемое в дальнейшем "заказчик", в лице его руководителя ___________________, с другой стороны, заключили между собой договор о нижеследующем: I. Предмет договора 1. Заказчик сдает, а объект принимает отходы (производственные, бытовые) в соответствии с актом приема-сдачи отходов (приложение 12 к Правилам). 2. Заказчик обязан: а) сдавать отходы в соответствии с установленными правилами транспортировки и упаковки для данного вида отходов; б) соблюдать правила, установленные на объекте. 3. Представители объекта осуществляют прием отходов с ________ часов до _________ часов (включая субботу, воскресенье и праздничные дни). 4. Представители объекта в присутствии представителей заказчика обеспечивают своевременную разгрузку доставленных отходов с использованием механизмов объекта. Обезвреживание и размещение отходов осуществляется силами и средствами объекта. 5. Руководитель объекта имеет право в исключительных случаях, вызванных производственной необходимостью, переносить сроки приема отходов по согласованию с заказчиком. 6. После сдачи опасных промышленных отходов на объект представители объекта заполняют и выдают заказчику контрольный талон о приеме конкретных отходов (приложение 12 к Правилам). 7. На объекте при приеме отходов заполняется журнал регистрации их поступления. 8. В случае нарушения заказчиком правил транспортировки и сдачи отходов руководитель объекта имеет право прекратить или приостановить выполнение работ, предусмотренных настоящим договором, о чем обязан немедленно проинформировать органы по охране природы, санэпиднадзора и другие специально уполномоченные на то органы. II. Условия расчета между заказчиком и объектом _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ III. Порядок разрешения споров Споры по настоящему договору решаются в установленном порядке. Примечание: В случае аннулирования разрешения на размещение отходов, произошедшего по вине объекта, он возмещает заказчику ущерб в установленном порядке. Срок действия настоящего договора _______________. Настоящий договор составлен и подписан в двух экземплярах, из которых один хранится у заказчика, а другой на объекте. Оба экземпляра идентичны и имеют силу подлинников. Юридические адреса договаривающихся сторон: |
Руководитель объекта _______________________ |
|
Руководитель предприятия _______________________ |
||
М.П. |
подпись |
|
М.П. |
подпись |
Копия договора представляется в соответствующие органы по охране природы при подаче заявок для получение разрешения на размещение отходов. |
к Временным правилам
охраны окружающей среды
от отходов производства
и потребления
в Российской Федерации
Акт № ____
сдачи отходов, (наименование природопользователя, сдающего отходы) ________________________________________________________________________ (наименование объекта для размещения отходов) |
№ п/п |
Наименование отходов |
Количество отходов, т |
Химический состав, класс опасности, характеристика (агрегатное состояние, влажность, летучесть и др.) |
Тара, упаковка |
Способ обезвреживания, захоронения, складирования отходов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись ответственного работника предприятия -------------------------------------------- линия отреза -------------------------------------------- Контрольный талон приема отходов № _____ (выдается заказчику, заполняется представителем объекта) Наименование объекта, принявшего отходы _________________________________ Наименование предприятия, сдавшего отходы _______________________________ Лицо, ответственное за сдачу отходов ______________________________________ (должность, фамилия, подпись, дата) |
Дата приема ______________ |
|
№ автомашины ________________ |
Тара _____________________ |
|
Количество (тонн) _____________ |
Наименование отходов ___________________________________________________ Лицо, принявшее отходы _________________________________________________ М.П. |
к Временным правилам
охраны окружающей среды
от отходов производства
и потребления
в Российской Федерации
Журнал учета отходов, поступивших на объект для размещения отходов
№ п/п |
Наименование предприятия, организации владельца отхода |
Наименование отхода |
Масса отхода, т |
Дата поступления отхода на объект |
Способ обезвреживания, захоронения, складирования отходов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к Временным правилам
охраны окружающей среды
от отходов производства
и потребления
в Российской Федерации
Минприроды
России (территориальный орган Минприроды России) |
Журнал |
№ п/п |
Наименование предприятия, организации владельца отхода размещенного в несанкционированном месте |
Наименование отхода |
Масса отхода |
Класс |
Дата |
Дата |
Характеристика несанкционированного места (овраг, карьер, обочина дороги, закрытая свалка, несанкционированная свалка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|