Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека
от 26 марта 2004 г. № 1100/929-04-111
"О мерах по улучшению санитарного состояния территорий населенных
мест"
В Российской Федерации имеет место значительное загрязнение почвы отходами производства и потребления, а также бытовыми отходами. Общая площадь занятых отходами земель превышает две тысячи квадратных километров, при этом ежегодно вновь образуется 30 млн. тонн твердых бытовых и 120 млн. тонн промышленных отходов. По результатам проведенных в 2003 году рейдов отмечено, что санитарное состояние ряда административных территорий неудовлетворительное. Так в Красноярском крае выявлено 230 несанкционированных свалок, на полигонах ТБО принимаются отходы 1-ого класса опасности (люминисцентные лампы), допускается сжигание мусора; в Кировской области только 27 % свалок узаконены, при этом 24,1 % проб почвы в селитебной зоне не отвечает гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям; в Оренбургской области из 1794 свалок и мест складирования ТБО отвечают гигиеническим требованиям 16 (0,89 %); в Краснодарском крае свалка ТБО в п. Лоо площадью 4,8 га расположена в 200 м от пляжа и т.д. Система очистки населенных мест несовершенна, не соблюдаются сроки плановой очистки территорий от бытового мусора, особенно в неканализованном жилом секторе. Имеет место нехватка специализированного автотранспорта и контейнеров для сбора бытовых и пищевых отходов, отсутствуют условия для мойки и дезинфекции автотранспорта, что приводит к высокому уровню микробного загрязнения почвы территорий жилой застройки. В среднем по России 14,41 % проб почвы в селитебной зоне не соответствуют гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. Доля пищевых в составе бытовых отходов составляет одну треть, что приводит к увеличению заселенности населенных мест грызунами, являющихся переносчиками таких инфекционных заболеваний, как псевдотуберкулез, иерсиниоз, лептоспироз. В последние годы заболеваемость этими инфекциями и число пострадавших от укусов крыс возрастают, чему способствует и снижение объема дератизационных работ. Большой проблемой является систематическое неуправляемое загрязнение почвы ртутью в результате вывоза на полигоны ТБО, а в ряде случаев и на несанкционированные свалки ртутьсодержащих ламп и приборов с ртутным заполнением.
Вывоз на полигоны и свалки отходов, содержащих токсичные вещества приводит к интенсивному загрязнению почвы в селитебной зоне тяжелыми металлами (свинец, ртуть, кадмий), ежегодно возрастает доля исследованных Центрами госсанэпиднадзора проб почвы, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям. Потенциальную опасность для человека представляют отходы фармацевтических производств, лекарственные препараты с просроченным сроком действия и фальсификаты, число которых в последнее время растет. В последнее время отмечается тенденция к росту количества полигонов, не отвечающих санитарным нормам, требованиям СанПиН 2.1.7.722-98 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов". Во многих административных территориях полигоны не имеют гидроизолирующего (бетонного, глиняного или другого) основания, препятствующего распространению токсичных веществ по водоносным горизонтам. Проекты полигонов и технические регламенты их эксплуатации либо не разрабатываются, либо реализуются не полно, многие полигоны практически исчерпали свои объемы вместимости. Так, например из действующих 55 полигонов Московской области практически исчерпали свои объемы вместимости 27 полигонов (коэффициент заполнения 100 %), 19 полигонов близки к завершению своей деятельности (коэффициент заполнения 90 %). Во многих сельскохозяйственных областях России не решена проблема хранения и утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений. На основании выше изложенного предлагаю:
- провести проверку санитарного состояния населенных мест и совместно с органами местного самоуправления организовать работу по устранению выявленных нарушений в системе сбора, удаления и переработки бытовых и промышленных отходов, а также обеспечению сохранности пришедших в негодность пестицидов до решения вопросов их утилизации;
- установить строгий контроль за соблюдением требований санитарного законодательства при сборе, транспортировке, хранении и обезвреживании отходов производства и потребления, обратив особое внимание на медицинские отходы;
- предусмотреть при разработке региональных целевых программ в области обращения отходов производства и потребления, принятие эффективных мер по стимулированию инвестиций в строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, транспортировку бытовых и промышленных отходов, рекультивацию свалок и полигонов ТБО, а также создание условий для раздельного сбора, сортировки и переработки бытового мусора и промышленных отходов;
- усилить разъяснительную работу в средствах массовой информации об эпидемиологической опасности несанкционированных свалок, негативных последствиях нарушений в области санитарной очистки населенных мест для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- принять меры по повышению действенности государственного санитарного надзора с широким использованием мер административного принуждения, в том числе передачу дел в следственные органы за нарушение санитарного законодательства в этой области. О принятых мерах прошу проинформировать к 01.07.04.
Руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере |
Г.Г. Онищенко |