Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 2 июля 2013 г. № 283

"Об утверждении Методических рекомендаций по проведению проверки состояния системы учета и контроля ядерных материалов с использованием федеральной информационной системы Российской Федерации по учету и контролю ядерных материалов"

В целях реализации полномочий, установленных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению проверки состояния системы учета и контроля ядерных материалов с использованием федеральной информационной системы Российской Федерации по учету и контролю ядерных материалов.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя В.С. Беззубцева.

 

Врио руководителя

А.В. Ферапонтов

 

Методические рекомендации по проведению проверки состояния системы учета и контроля ядерных материалов с использованием федеральной информационной системы Российской Федерации по учету и контролю ядерных материалов

(утв. приказом Ростехнадзора от 2 июля 2013 г. № 283)

I. Общие положения

Методические рекомендации по проведению проверки состояния системы учета и контроля ядерных материалов с использованием федеральной информационной системы Российской Федерации по учету и контролю ядерных материалов (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Положением о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352 (далее - Положение о СГУК ЯМ), федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. № 255 (зарегистрирован Минюстом России 17 августа 2012 г., регистрационный № 25210) (далее - Правила УК ЯМ), Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2011 г. № 703 (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2012 г., регистрационный № 23845).

2. Методические рекомендации касаются порядка проверки состояния системы учета и контроля ядерных материалов с использованием данных федеральной информационной системы Российской Федерации по учету и контролю ядерных материалов (далее - ФИС) в случае, если при проведении проверки рассматриваются вопросы предоставления отчетных документов организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, и соответствующих зон отчетности организации, сформированных в соответствии с пунктом 20 Положения о СГУК ЯМ.

3. Проверка состояния системы учета и контроля ядерных материалов (далее - ЯМ) с использованием ФИС проводится в целях проверки правильности заполнения и своевременности представления сводных форм отчетных документов по ЯМ за организацию (зону отчетности).

4. Основанием для проведения проверки состояния системы учета и контроля ЯМ с использованием ФИС является включение в программу проверки вопросов, связанных с предоставлением отчетных документов организации (зоны отчетности).

5. В документе используются термины и определения, установленные в Положении о СГУК ЯМ и Правилах УК ЯМ.

II. Основные направления проверки состояния системы учета и контроля ядерных материалов с использованием ФИС

6. При проведении проверки состояния учета и контроля ЯМ могут проверяться как все вопросы, связанные с предоставлением отчетных документов организации в ФИС, так и отдельные документы:

проверка соответствия информации о ЯМ, имеющейся в ФИС, и информации о ЯМ в сводных формах отчетных документов по ЯМ зон отчетности проверяемой организации;

проверка соответствия информации в сводных формах отчетных документов по ЯМ зон отчетности организации и отчетных документов зон баланса материалов (далее - ЗБМ) организации;

проверка соответствия информации в сводных формах отчетных документов по ЯМ зон отчетности организации данным учетных документов в ЗБМ организации (может включать проверку фактических параметров ядерных материалов с применением технических средств).

7. Проверка по пункту 6 проводится комиссией центрального аппарата Ростехнадзора, назначаемой приказом руководителя Ростехнадзора, или комиссией МТУ ЯРБ, назначаемой приказом руководителя соответствующего управления, по тем вопросам, которые включены в программу инспекции или решение о проверке которых в дополнение к программе инспекции принято в ходе инспекции.

8. Под сводными формами отчетных документов по ЯМ понимаются сводный отчет об изменениях инвентарного количества (далее - ОИК ЗО) и сводный список наличного количества (далее - СНК ЗО) по зоне отчетности.

При наличии в организации нескольких зон отчетности допускается организовывать проверку как во всех, так и в отдельных зонах отчетности.

III. Получение информации для проверки

9. В распоряжении о проведении всех видов проверок состояния учета и контроля ЯМ с использованием ФИС в списке документов рекомендуется указать документы, которые предоставляет проверяемая организация (отчетные документы по зонам отчетности, отчетные и учетные документы по ЗБМ).

10. Если при проведении проверки состояния учета и контроля ЯМ планируется проведение проверки соответствия информации о ЯМ, имеющейся в ФИС, и информации о ЯМ в сводных формах отчетных документов по ЯМ зон отчетности проверяемой организации, то не менее чем за три недели до проведения проверки делается запрос в ФИС на получение данных по сводным формам отчетности по проверяемому предприятию.

11. Для осуществления запроса в ФИС направляется письмо центрального аппарата Ростехнадзора (при проведении проверки комиссией центрального аппарата) или письмо межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - МТУ ЯРБ) (при проведении проверки комиссией МТУ ЯРБ) с запросом о предоставлении сведений из ФИС по сводной форме отчетности.

В запросе указываются:

организация и зона отчетности организации, по которой запрашиваются сведения;

период, за который запрашиваются сведения (отчетный период для СНК ЗО или ОИК ЗО);

объем запрашиваемых данных (вся сводная форма отчетности или выборка из нее).

В запросе рекомендуется указать предполагаемые сроки проверки организации, а также предложить ФИС направить указанную информацию также и в адрес проверяемой организации с пометкой "Сведения ФИС по запросу Ростехнадзора. Вскрывать только представителю Ростехнадзора".

IV. Проверка соответствия информации

12. При проведении проверки состояния учета и контроля ЯМ с использованием ФИС, соответствия информации о ЯМ, имеющейся в ФИС, и информации о ЯМ в сводных формах отчетных документов по ЯМ зон отчетности проверяемой организации:

работник Ростехнадзора, участвующий в проверке, в установленном порядке получает документы со сведениями из ФИС;

проверяемая организация предоставляет сводные формы отчетности по своим зонам отчетности (в том числе корректирующие отчеты, при их наличии);

работники Ростехнадзора, участвующие в проверке, проводят сравнение данных в сводных формах отчетности организации со сведениями из ФИС.

Проверяется совпадение информации по всем полям с учетом корректирующих отчетов (в том числе: дата отчета, номер отчета, количество отчетных партий, количество учетных единиц, код организации и код зоны отчетности).

13. При проведении проверки состояния учета и контроля ЯМ с использованием ФИС и проведением проверки соответствия информации в сводных формах отчетных документов по ЯМ зон отчетности организации и отчетных документов ЗБМ организации проверяются предоставленные проверяемой организацией сводные формы отчетности по своим зонам отчетности (в том числе корректирующие отчеты, при их наличии) и отчетные документы по ЗБМ, входящим в состав проверяемых зон отчетности (отчетные документы по физическим инвентаризациям ЯМ для сравнения с СНК ЗО и отчетные документы по изменению инвентарного количества ЯМ в ЗБМ (далее-ОИК) для сравнения с ОИК ЗО).

При проверке соответствия информации в СНК ЗО информация из сводной формы отчетности сравнивается с информацией в отчетных документах по результатам физической инвентаризации по ЗБМ, входящим в зону отчетности.

Если не для всех ЗБМ, входящих в зону отчетности, была проведена физическая инвентаризация ЯМ на дату составления СНК ЗО, то для таких ЗБМ для проверки соответствия рекомендуется использовать отчетные документы по последней физической инвентаризации (на дату составления СНК ЗО) и ОИК соответствующих ЗБМ за период с момента проведения данной физической инвентаризации до даты составления СНК ЗО.

При проверке соответствия информации в ОИК ЗО информация из сводной формы отчетности сравнивается с ОИК ЗБМ, входящих в зону отчетности.

Если ОИК ЗБМ был составлен с частотой большей, чем ОИК ЗО, рекомендуется для проверки соответствия использовать все ОИК ЗБМ, входящих в зону отчетности, за отчетный период ОИК ЗО.

Работники Ростехнадзора, участвующие в проверке, проводят сравнение данных в сводных формах отчетности организации со сведениями из отчетных документов по ЗБМ.

Если зона отчетности соответствует одной ЗБМ, то информация в сводных формах отчетности организации полностью соответствует сведениям из отчетных документов по ЗБМ. Если зона отчетности состоит из двух и более ЗБМ, то информация в сводных отчетах соответствует обобщенной (суммарной) информации по всем ЗБМ, входящим в зону отчетности.

Для СНК ЗО информация сравнивается с документами по физической инвентаризации соответствующих ЗБМ (списком наличного количества (далее - СНК), списком фактически наличного количества (далее - СФНК), материально-балансовом отчетом (далее - МБО). Данные по партиям ЯМ, как правило, приведены в СФНК (в соответствии с требованиями Правил УК ЯМ), также информация по партиям ЯМ может быть в СНК и МБО. Информация с учетом корректирующих отчетов совпадает по всем данным СНК ЗО (в том числе: количество отчетных партий, количество учетных единиц, обогащение, собственность, физическая и химическая форма, радиационный статус, масса элемента и изотопа).

Для ОИК ЗО информация сравнивается с ОИК соответствующих ЗБМ. Рекомендуется, чтобы информация с учетом корректирующих отчетов совпадала по всем данным ОИК ЗО (в том числе: тип и дата изменения, количество отчетных партий, количество учетных единиц, собственность, физическая и химическая форма, радиационный статус, масса элемента и изотопа).

14. При проведении проверки состояния учета и контроля ЯМ с использованием ФИС и проведением проверки соответствия информации в сводных формах отчетных документов по ЯМ зон отчетности организации данным учетных документов в ЗБМ организации проверяются предоставленные организацией сводные формы отчетности по зонам отчетности (в том числе корректирующие отчеты, при их наличии) на соответствие с учетными документами по ЗБМ, входящим в состав проверяемых зон отчетности (в соответствии с Правилами УК ЯМ в учетных документах указываются все изменения количества ЯМ для каждой учетной партии, параметры (характеристики) партии и исходные данные для формирования партии; указаны даты изменения количества ЯМ, сведения об организации-отправителе и организации-получателе (при передачах ЯМ между организациями), сведения о ЗБМ-отправителе и ЗБМ-получателе (при передачах ЯМ между ЗБМ одной организации);

Работники Ростехнадзора, участвующие в проверке, проводят сравнение данных в сводных формах отчетности организации со сведениями из учетных документов по ЗБМ.

Для проверки соответствия информации в СНК ЗО информация из сводной формы отчетности сравнивается с информацией в учетных документах (как правило, используются следующие учетные документы: журналы учета, паспорта, акты постановки на учет и списания ядерных материалов) о количестве и параметрах (характеристиках) ЯМ. Если с момента составления СНК ЗО произошли изменения в количестве, составе, параметрах (характеристиках) ЯМ и т.д., проверяется наличие в учетных документах соответствующих записей.

Для проверки соответствия информации в ОИК ЗО информация из сводной формы отчетности сравнивается с информацией из учетных документов обо всех изменениях количества ЯМ для каждой учетной партии, параметры (характеристики) (как правило, используются следующие учетные документы: приходно-расходный журнал, журналы учета, акты постановки на учет и списания ЯМ, накладные на передачу ЯМ).

Рекомендуется, чтобы информация с учетом корректирующих отчетов совпадала по всем данным сводных форм отчетности (в том числе: количество отчетных партий, количество учетных единиц, собственность, физическая и химическая форма, радиационный статус, масса элемента и изотопа).

15. При проведении проверки соответствия информации в сводных формах отчетных документов по ЯМ зон отчетности организации данным учетных документов в ЗБМ организации может быть проведена как полная проверка, так и выборочная проверка записей в сводных формах отчетности. Для этого работники Ростехнадзора, участвующие в проверке, выбирают записи в сводных формах отчетности и сверяют информацию по выбранным записям с учетными документами.

16. При проведении проверки соответствия информации в сводных формах отчетных документов по ядерным материалам зон отчетности организации данным учетных документов в ЗБМ организации также может быть проведена проверка фактических параметров ЯМ с применением технических средств. Проверяется соответствие фактических параметров данным учетных документов, в том числе информация, которая используется в сводных формах отчетных документах (вид ЯМ, масса ЯМ, обогащение или изотопный состав ЯМ), и информация, которая в таких документах не используется (масса контейнера с ЯМ). Проверка проводится в соответствии с нормативными и методическими документами по применению технических средств.

V. Документирование результатов проверки

17. По результатам проведенной проверки в установленном порядке составляется акт проверки, а также при необходимости выдается предписание об устранении выявленных нарушений и оформляются протоколы измерений ЯМ и другие документы.

18. Если по результатам проведенной проверки установлено несоответствие сведений в сводных формах отчетных документов и за время проведения проверки организация не предоставила соответствующие корректирующие отчеты, то в этом случае организации оформляется предписание на устранение выявленного нарушения. Одновременно рекомендуется уведомить ФИС об обнаруженных несоответствиях.

19. При необходимости в установленном порядке применяются административные санкции (протокол об административном правонарушении и, при наличии полномочий, постановление о наложении административного штрафа), также могут быть направлены документы по результатам проверки для рассмотрения возможности приостановления/аннулирования выданной Ростехнадзором лицензии на виды деятельности в области использования атомной энергии или выданного Ростехнадзором разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии. Документы по приостановлению/аннулированию лицензии на виды деятельности в области использования атомной энергии или разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии направляются в подразделение Ростехнадзора, выдавшее соответствующую лицензию или разрешение.