Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека
от 22 апреля 2019 г. № 09-4611-2019-19

"О рассмотрении обращения"

Вопрос: Согласно п. 1 ч. 1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12. 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в 2019 - 2020 годах не проводятся плановые проверки при осуществлении государственного надзора в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением плановых проверок в рамках тех видов надзора, по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности либо производственных объектов к определенной категории риска/классу опасности.

Таким образом, по смыслу указанного положения, мораторий на плановые проверки субъектов малого бизнеса не распространяется на те виды госнадзора, которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (РОП).

Роспотребнадзор уполномочен на осуществление, в том числе, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (п. 5.1.2 Положения о Роспотребнадзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, а также п. 3 Положения о надзоре в области защиты прав потребителей, утв. постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 № 412).

Однако вопрос введения риск-ориентированного подхода в данной сфере остается открытым.

С одной стороны, п. 26 Перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806) обязывает осуществлять данный вид надзора с использованием РОП, а пп. "л" п. 3.1 того же Постановления обязывает Роспотребнадзор внести до 15 мая 2017 года в Правительство РФ проект акта об утверждении критериев отнесения деятельности к определенной категории риска для федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

С другой стороны, до сих пор не утверждены критерии отнесения деятельности к категориям риска, и таковые не установлены (в частности, не внесены соответствующие изменения в упомянутое постановление Правительства РФ от 02.05.2012 № 412).

Кроме того, согласно правовой позиции Генеральной прокуратуры РФ, недопустимо проведение плановых проверок для видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением РОП, без категорирования подконтрольных объектов (письмо от 09.02.2018 № 76/2-156-2018).

Таким образом, получается, что в 2019 году плановые проверки субъектов малого бизнеса в рамках надзора за соблюдением прав потребителя невозможны:

- либо потому, что РОП в данном виде надзора еще не применяется - в этом случае действует режим надзорных каникул, установленный ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ,

- либо потому, что РОП в данном виде надзора уже применяется, однако категорирование подконтрольных объектов не проведено.

В связи с этим просим обосновать: законно ли проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства Роспотребнадзором в рамках надзора за соблюдением прав потребителя в 2019 году?

Ответ: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с обращением от 13.03.2019 № 13/КР/660 по вопросу применения Роспотребнадзором риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности разъясняет.

Внесенные Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ). устанавливающие с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. порядок организации и проведения проверок ("надзорные каникулы") в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 1 статьи 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ), не распространяются на плановые проверки, проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска.

Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление № 806).

В соответствии с пунктом 17 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 (далее - Положение о надзоре), в целях применения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемые ими производственные объекты подлежат отнесению к определенной категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением № 806.

Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, к категории риска определены постановлением Правительства Российской Федерации № 806.

Также сообщаем, что в утвержденных ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год содержатся плановые проверки с целью оценки соответствия деятельности или действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о техническом регулировании.

Плановые проверки с целью оценки соответствия деятельности или действий (бездействия) всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей в ежегодный план проверок на 2019 год, согласованный Генеральной прокуратурой Российской Федерации, не включены.

 

Статс-секретарь

заместитель руководителя

М.С. Орлов