Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
от 17 мая 2019 г. № 21-3/В-574

Вопрос: Согласно ст. 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ страхователь обязан, помимо прочего, получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и выдавать их под роспись застрахованным лицам. При этом в редакции закона, действующей с 1 апреля 2019 года, более не содержится упоминаний о том, что работник может получать какие-либо документы, подтверждающие регистрацию в системе, по месту работы. Обязанности ПФР передавать такие документы работодателю также не предусмотрено. Более того, в статьях 14 и 16 Закона прямо указывается, что документы, подтверждающие регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, направляется работнику органами ПФР по его запросу. Какого-либо посредничества работодателя при этом не предусмотрено.

Просим пояснить, в каких именно случаях работодатель обязан получать в ПФР документы, подтверждающие регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и выдавать их под роспись работникам?

Ответ: Департамент пенсионного обеспечения рассмотрел письма ООО от 10.04.2019 № 13/4064 и от 25.04.2019 № 13/4064 по вопросам о порядке регистрации гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета, поступающего на работу впервые, и о способах выдачи документов, подтверждающих такую регистрацию, застрахованному лицу и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. Индивидуальный лицевой счет открывается, в том числе на основании заявления лица, поданного им лично, через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Указанное заявление в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (далее - Инструкция), предоставляется в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации посредством заполнения анкеты, форма которой утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 2п.

В соответствии с Инструкцией при представлении анкеты страхователем, правильность указанных в анкете сведений заверяется личной подписью гражданина. Если гражданин не имеет возможности лично заверить анкету по причине длительного (свыше одного месяца) нахождения в командировке, длительной болезни или иной причине, страхователь указывает эту причину в анкете и заверяет ее.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение пяти рабочих дней со дня получения анкеты, принимает решение об открытии лицевого счета.

С учетом положений статьи 16 Федерального закона № 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации обязан информировать физическое лицо способом, указанным в обращении, о результатах его регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета путем направления документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащего сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета.

Таким образом, в случае подачи физическим лицом заявления через работодателя, информирование, а также выдача ему документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, осуществляется через указанного работодателя.

 

Врио директора Департамента

Д.Г. Беловалов