Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ
от 16 ноября 2017 г. № 12-47/30950
"Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов"
Минприроды России рассмотрело письмо Фонда развития трубной промышленности от 02.11.2017 № 10173 и по вопросам, изложенным в нем, сообщает.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) определено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно статье 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.
В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, выделена отдельная группа отходов "Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" (4 69 520 00 00 0) в составе которой, выделено 5 видов отходов отнесенных к IV классу опасности.
В соответствии со статьей 9 Закона № 89-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
На основании статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Вместе с тем статьей 18 Закона № 89-ФЗ установлено, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
При этом лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов и представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
- на основании пункта 2 общих положений приказа Росстата № 17 от 28.01.2011 г. "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, предоставляют до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления";
- на основании пункта 3 приказа Минприроды России от 16.02.2010 № 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке "Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов" в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы в срок до 15 января года, следующего за отчетным периодом;
- в соответствии с пунктом 7 приказа Минприроды России от 05.08.2014 № 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора технический отчет по обращению с отходами.
Согласно определению "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения, является обезвреживанием. Также в соответствии с определением Закона № 89-ФЗ уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду является обезвреживанием.
В связи с изложенным отходы "Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" можно передавать сторонним юридическим лицам только после обезвреживания данных отходов. В случае наличия у организации, осуществляющей прием указанных отходов, лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в части обезвреживания отходов металла, загрязненных нефтепродуктами, возможна передача отходов на обезвреживание с последующей утилизацией:
Одновременно Минприроды России сообщает, что в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно, а также нарушение законодательства об экологической экспертизе влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.4, ч. 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ.
Директор
Департамента государственной политики |
А.В. Колодкин |