Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 18 апреля 2001 г. № 8
"О нарушениях санитарного законодательства при обращении с отходами
производства и потребления"
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав материалы о соблюдении санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, отмечаю, что в этой сфере имеют место многочисленные нарушения, создающие в ряде случаев угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Во многих субъектах Российской Федерации не принимаются меры по повышению эффективности системы плановой очистки территории от бытового мусора, отсутствуют мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, не соблюдаются Санитарные правила "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", практически не ведется строительство новых полигонов для складирования, и захоронения промышленных и бытовых отходов. Многими хозяйствующими субъектами не решается проблема утилизации и обезвреживания отходов, в том числе токсичных, продолжается порочная практика вывоза их на несанкционированные свалки, допускается захоронение пришедших в негодность люминесцентных ламп и ртутьсодержащих приборов в непосредственной близости от детских дошкольных учреждений и школ.
В результате происходит накопление токсичных веществ в почве, отмечается увеличение количества проб в селитебной зоне, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям. В 2000 году удельный вес таких проб почвы составил в целом по стране 13,4 %, а в гг. Москве и С. Петербурге, Приморском крае, Нижегородской, Свердловской областях - 10 - 50 %. При этом загрязнение происходит преимущественно за счет тяжелых металлов (свинец, ртуть и др.), обладающих высокой стабильностью и представляющих наибольшую потенциальную опасность для здоровья населения.
Во многих лечебно-профилактических учреждениях не соблюдаются правила сбора, хранения, обезвреживания и утилизации медицинских отходов, в том числе инфицированного материала, одноразового инструментария и шприцев, практикуя вывоз их на свалки. Все это создает реальную угрозу распространения инфекционных заболеваний среди населения. Особую опасность представляют шприцы, так как в случае их обнаружения они могут использоваться внутривенными потребителями наркотических средств, способствуя заражению ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами В и С.
Многие центры государственного санитарного надзора неудовлетворительно осуществляют контроль за деятельностью предприятий и организаций в сфере обращения с отходами, не привлекают к установленной законом ответственности лиц, виновных в нарушениях санитарных норм, не принимают мер к возмещению хозяйствующими субъектами причиненного ущерба в судебном порядке.
Указанные недостатки в осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора были отмечены и Генеральной прокуратурой Российской Федерации при проверке исполнения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обращении с отходами производства и потребления.
В связи с вышеизложенным и руководствуясь статьей 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" постановляю:
1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:
осуществить необходимые организационные и практические мероприятия по обеспечению эффективной системы плановой очистки территории населенных мест от бытового мусора, строительству полигонов для складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов, а также мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов;
принять меры по ликвидации несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов;
потребовать от руководителей предприятий и организаций осуществления безопасной утилизации ртутьсодержащих приборов и люминесцентных ламп.
2. Предприятиям и организациям обеспечить выполнение требований санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, не допускать их несанкционированного складирования, нарушений порядка сбора опасных отходов и правил эксплуатации полигонов.
3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации осуществить необходимые организационные и практические мероприятия по неукоснительному соблюдению Санитарных правил 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".
4. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации и регионам на транспорте:
4.1. Внести в органы исполнительной власти и местного самоуправления предложения по совершенствованию системы сбора, транспортирования и утилизации отходов производства и потребления.
4.2. Установить строгий контроль за соблюдением требований санитарного законодательства при сборе, транспортировке, хранении и обезвреживании отходов производства и потребления, обратив особое внимание на медицинские отходы.
4.3. Осуществлять ежегодно рейдовые проверки деятельности организаций и предприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления с рассмотрением их результатов в органах исполнительной власти и местного самоуправления.
4.4. Провести анализ работы по осуществлению государственного надзора в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обращении с отходами производства и потребления, принять меры по повышению его качества и эффективности, шире использовать меры административного принуждения, в том числе передачу дел в следственные органы за нарушения санитарного законодательства в этой области.
4.5. О проделанной работе информировать Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России до 01.06.2001 г.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России.
|
Г.Г. Онищенко |