Распоряжение
Правительства Российской Федерации
от 28 февраля 2019 г. № 348-р
(в редакции, актуальной с 15
февраля 2020 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно постановлению Правительства РФ от
15.02.2020 г. № 304-р)
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - план).
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана:
обеспечить реализацию плана;
осуществлять при необходимости взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными организациями в ходе реализации плана;
ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, начиная с апреля 2019 г., представлять в Минэнерго России информацию о ходе реализации плана.
3. Минэнерго России 1 раз в год, до 31 января года, следующего за отчетным годом, на основе информации, предусмотренной пунктом 2 настоящего распоряжения, представлять в Правительство Российской Федерации отчет о ходе реализации плана.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
План мероприятий ("Дорожная карта") по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 348-р)
Российский нефтегазохимический комплекс имеет стратегическое значение для экономики страны, так как является одним из ключевых драйверов промышленного роста за счет мультипликативного эффекта, оказываемого, в первую очередь, на потребляющие отрасли.
Размер мирового химического рынка на сегодняшний день оценивается примерно в 4,5 трлн. долларов США, а к 2030 году ожидается практически двукратный его рост.
Один рубль валового внутреннего продукта в нефтегазохимии создает дополнительно 1,9 рубля валового внутреннего продукта в экономике (за счет развития перерабатывающих и потребляющих синтетическую продукцию отраслей, а также смежных отраслей - инжиниринга, машиностроения и других), что оказывает существенное влияние на рост экономики, способствуя движению Российской Федерации в топ-5 мировых экономик.
Нефтегазохимический рынок Российской Федерации составляет около 2 процентов от мирового рынка и имеет значительный сырьевой потенциал - более 35 млн. тонн нафты, сжиженных углеводородных газов и этана.
Рынок нефтегазохимической продукции Российской Федерации долгое время был дефицитным по большинству продуктов. Однако за период 2009 - 2017 годов доля импорта в потреблении базовых полимеров сократилась: по полипропилену - в 1,8 раза, по поливинилхлориду и полистиролу - в 2 раза, по полиэтилентерефталату - в 2,2 раза. За этот же период объемы выпуска нефтегазохимической продукции увеличились: по полипропилену - в 2 раза, по полиэтилену - в 1,2 раза, по полиэтилентерефталату - в 2,2 раза, по полистиролу - в 2 раза, по поливинилхлориду - в 1,7 раза.
На конец 2017 года не приняты инвестиционные решения по большинству крупных проектов нефтегазохимического комплекса, так как для их принятия необходимо создание стабильных налоговых условий, отлаженное таможенно-тарифное регулирование, оказание мер административной и экономической поддержки со стороны государства для эффективной деятельности предприятий нефтегазохимического комплекса.
При этом 8 крупнейших потенциальных проектов развития нефтегазохимических мощностей Российской Федерации могут обеспечить ввод более 8 млн. тонн мощностей по производству полиэтилена и пропилена (рост текущих мощностей в 2,3 раза), экспортный потенциал которых составляет более 5 млрд. долларов США в год, а потенциал суммарной выручки - более 10 млрд. долларов США в год.
Российский нефтегазохимический рынок включает 3 основных сегмента: пластики, каучуки и продукты органического синтеза.
Суммарное производство продукции по 3 сегментам в 2017 году составило 9,9 млн. тонн. Наибольшие объемы производства приходятся на пластики - полиэтилен и полипропилен - 5,2 млн. тонн. Объем экспортных поставок продукции нефтегазохимической отрасли в 2017 году составил 2,4 млн. тонн.
У Российской Федерации существуют хорошие перспективы для развития рынка продукции нефтегазохимического комплекса как за счет увеличения внутреннего потребления путем достижения среднемирового уровня подушевого потребления и импортозамещения, так и за счет расширения экспорта в ключевые для Российской Федерации регионы - Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
В настоящее время душевое потребление базовой нефтегазохимической продукции (полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида, полистирола, полиэтилентерефталата) в Российской Федерации в 2 - 3 раза ниже, чем в развитых странах (США, страны Западной Европы).
Новые инвестиционные проекты позволят реализовать потенциал углубленной переработки побочных продуктов нефтегазохимической отрасли (снижение экспорта продукции с низкой добавленной стоимостью). Около 80 процентов производимой нафты и 40 процентов выпускаемых сжиженных углеводородных газов сейчас экспортируются. Вместе с тем указанные продукты переработки могут быть использованы в качестве сырья для нефтегазохимии на территории Российской Федерации, глубоко переработаны для получения продукции с высокой добавленной стоимостью, а также для получения синергетических эффектов развития смежных отраслей экономики, что обеспечит стимул для развития отечественного высшего образования и науки.
Ожидаемые темпы прироста производства в сегментах полиэтилена и полипропилена в 2017 - 2025 годах будут опережать темпы прироста мирового валового внутреннего продукта, при этом в Азии, вероятно, темпы прироста будут выше, чем в остальных регионах мира. Так, среднегодовой темп прироста производства полиэтилена в мире ожидается на уровне 4,2 процента, в Азии - 5,7 процента, среднегодовой темп прироста производства полипропилена в мире ожидается на уровне 4,6 процента, в Азии - 5,8 процента. При этом прирост валового внутреннего продукта в мире за этот же период ожидается на уровне 3 процентов.
Системными проблемами, сдерживающими рост производства нефтегазохимической продукции и эффективное использование сырья, являются:
недостаточность долгосрочных стимулов для углубленной переработки всех видов нефтегазохимического сырья, в частности, отсутствие механизмов стимулирования использования сжиженных углеводородных газов для производства товаров нефтегазохимии и обеспечения экономической целесообразности выделения этана из природного газа для дальнейшего использования в нефтегазохимии;
слабая системная поддержка финансирования проектов (отсутствие льготного кредитования, ограниченные возможности привлечения финансирования для инвестиционных проектов из средств Фонда национального благосостояния);
недостаточность мер стимулирования выхода на внешние рынки и поддержки экспорта (необходимость снижения тарифов на перевозку железнодорожным транспортом полимеров и готовой продукции, введения компенсационных механизмов защиты от высоких импортных пошлин на полимеры и готовую продукцию в других странах, субсидирования затрат на логистику);
низкая конкурентоспособность на мировых рынках проектов по созданию новых нефтегазохимических производств в Российской Федерации на фоне обострения глобальной конкуренции и санкционного давления;
ограниченная емкость отечественного рынка нефтегазохимической продукции и низкие темпы его роста.
Основными факторами, обусловливающими появление системных проблем в развитии нефтегазохимического комплекса, являются:
наличие действующих ограничений (меры тарифного и нетарифного регулирования) в отношении российской нефтегазохимической продукции в ряде стран - потребителей нефтегазохимической продукции;
более высокая стоимость капитала для реализации проектов по расширению производственных мощностей по сравнению с ключевыми странами-конкурентами;
существующий и (или) прогнозный дефицит пропускной способности транспортной инфраструктуры, неэффективная логистика и (или) административные барьеры на ключевых направлениях отгрузки продукции;
волатильность цен на входящее сырье - нафту, сжиженные углеводородные газы, этан, вследствие динамики мировых цен на указанные товары, а также изменения фискальной нагрузки;
применение устаревших требований в области градостроительной деятельности и технического регулирования без учета современных наилучших доступных технологий;
более жесткие нормы обеспечения безопасности (экологической, промышленной, пожарной и прочей) по сравнению с основными конкурентными регионами, невозможность применения риск-ориентированного подхода в этой области;
высокая степень неопределенности в отношении возможных изменений налоговой и таможенной политики, касающейся нефтегазохимического комплекса.
Развитие российской нефтегазохимической отрасли направлено на достижение следующих основных целей:
стимулирование развития несырьевого неэнергетического экспорта;
достижение нового уровня конкурентоспособности производственной базы нефтегазохимии (при котором отечественные предприятия имели бы долгосрочные конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках, благодаря созданию новых эффективных мощностей);
решение проблемы растущего избытка легкого углеводородного сырья путем его переработки на нефтегазохимических мощностях;
обеспечение потребностей химической промышленности в сырье;
минимизация негативного воздействия на окружающую среду вследствие внедрения наилучших доступных технологий.
Достижение целей государственной политики в сфере нефтегазохимического комплекса обеспечивается решением следующих задач:
государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов;
стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции;
снижение влияния инфраструктурных ограничений;
повышение эффективности государственного регулирования в области экологии, промышленной безопасности и капитального строительства;
предоставление благоприятных налоговых и (или) таможенных преференций для запуска масштабной инвестиционной программы;
стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.
Задачи государственной политики в нефтегазохимическом комплексе будут решены путем применения законодательных, организационно-технических и финансово-экономических механизмов в рамках настоящего плана мероприятий.
Мониторинг эффективности реализации мероприятий, предусмотренных настоящим планом мероприятий, будет осуществляться по целевым показателям согласно приложению.
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Срок выполнения мероприятия |
Ответственные исполнители |
|
I. Создание долгосрочных условий для вовлечения в глубокую переработку на территории Российской Федерации всех видов углеводородного сырья и реализации новых масштабных проектов в области нефтегазохимии |
||||
1. |
Создание стимулирующих налоговых условий для использования сжиженных углеводородных газов в целях производства товаров нефтегазохимии, а также для выделения и переработки этана в нефтегазохимическую продукцию посредством введения вычетов по акцизам для организаций, осуществляющих указанную деятельность на газоперерабатывающих и нефтегазохимических мощностях, в том числе создание дополнительных инвестиционных стимулов для таких организаций, которыми был получен статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, либо были заключены специальные инвестиционные контракты или иные соглашения, в рамках которых инвестором обеспечивается требуемый уровень локализации производства и (или) которые обеспечивают закрытие потребности внутреннего рынка Российской Федерации в дефицитной продукции при наличии соответствующих рыночных условий |
проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации |
февраль 2020 г. |
Минфин России, |
2. |
Позиция 2 подраздела I исключена согласно распоряжению Правительства РФ от 15 февраля 2020 г. № 304-р |
|||
3. |
Позиция 3 подраздела I исключена согласно распоряжению Правительства РФ от 15 февраля 2020 г. № 304-р |
|||
4. |
Подготовка комплекса мер государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и производства пилотных партий нефтегазохимической продукции (в том числе катализаторов), обладающей высоким потенциалом импортозамещения и увеличения несырьевого экспорта, в том числе за счет повышающего коэффициента к расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, уменьшающим налогооблагаемую прибыль организаций, осуществляющих переработку нефтегазохимической продукции, в отношении отечественного оборудования, товаров и услуг, относящихся к нефтегазохимической отрасли |
доклад в Правительство Российской Федерации |
сентябрь 2019 г. |
Минэнерго России, |
II. Разработка новых мер неналоговой государственной поддержки для нефтегазохимической отрасли |
||||
5. |
Разработка механизма предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, при выборе ими российских EP/EPC-подрядчиков для реализации крупных инвестиционных проектов на территории Российской Федерации при условии выполнения критериев по локализации оборудования, товаров и услуг |
акт Правительства Российской Федерации |
июнь 2019 г. |
Минфин России, |
6. |
Подготовка предложений по мерам государственной поддержки и стимулирования экспорта нефтегазохимической продукции |
доклад в Правительство Российской Федерации |
июнь 2019 г. |
Минэнерго России, |
III. Стабилизация условий в части нормативно-правового и таможенно-тарифного регулирования нефтегазохимической отрасли |
||||
7. |
Подготовка и утверждение методики расчетов ставок экологического сбора и нормативов утилизации отходов от использования товаров и порядка их изменения, позволяющей прогнозировать влияние изменения ставок и нормативов в среднесрочной и долгосрочной перспективе на экономику деятельности производителей нефтегазохимической продукции на всех уровнях переделов |
приказ Минприроды России |
ноябрь 2020 г. |
Минприроды России |
8. |
Подготовка предложений о сохранении действующего механизма специальных технических условий при внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" |
доклад в Правительство Российской Федерации |
март 2019 г. |
Минстрой России, |
9. |
Подготовка предложений о включении в проект технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий" положения о применении механизма специальных технических условий в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" |
доклад в Правительство Российской Федерации |
июль 2019 г. |
Минстрой России, |
10. |
Подготовка предложений о сохранении или повышении ставок ввозных таможенных пошлин на нефтегазохимическую продукцию в рамках прорабатываемых Евразийской экономической комиссией соглашений о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и третьими странами, в первую очередь соглашений с Республикой Сингапур, Республикой Индия, Арабской Республикой Египет |
доклад в Правительство Российской Федерации |
март 2019 г. |
Минэкономразвития России, |
IV. Развитие железнодорожной и перевалочной инфраструктуры |
||||
11. |
Подготовка предложений по развитию инфраструктуры Дальневосточной, Октябрьской, Восточно-Сибирской и Северо-Кавказской железных дорог для обеспечения перевозок растущих объемов нефтегазохимической продукции в направлении экспортных портовых мощностей (Усть-Луга, Тамань, Темрюк, Находка, Ванино, Туапсе и другие) |
доклад в Правительство Российской Федерации |
март 2019 г. |
Минтранс России, |
12. |
Подготовка предложений о создании на территории Российской Федерации перевалочной инфраструктуры для нефтегазохимической продукции с целью отказа от использования зарубежных терминалов и нивелирования страновых рисков |
доклад в Правительство Российской Федерации |
март 2019 г. |
Минтранс России, |
V. Актуализация отраслевых документов |
||||
13. |
Внесение изменений в план развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, утвержденный приказом Минэнерго России от 1 марта 2012 г. № 79, с целью его актуализации, в том числе включение в него новых инвестиционных проектов, направленных на создание на внутреннем рынке дефицитных марок полимерной продукции и продукции органического синтеза в целях обеспечения необходимым сырьем смежных отраслей промышленности (в том числе химической промышленности) и определение сценариев развития (оптимистичного и реалистичного) с соответствующей корректировкой аналитических разделов на период до 2035 года |
приказ Минэнерго России |
март 2019 г. (далее - ежегодно) |
Минэнерго России |
VI. Мониторинг цен на нефтегазохимическую продукцию |
||||
14. |
Мониторинг цен на нефтегазохимическую продукцию, спрос на которую не удовлетворен в полном объеме за счет ее производства на территории Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
июль 2019 г. (далее 1 раз в полгода) |
ФАС России, |
VII. Развитие биржевой торговли |
||||
15. |
Проработка вопроса о необходимости внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 623 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра" в части регистрации внебиржевых договоров по поставкам нефтегазохимической продукции в рамках Биржевого комитета по химической и нефтехимической продукции ФАС России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
февраль 2020 г. |
ФАС России, |
16. |
Разработка перечня товаров для реализации на организованных торгах в рамках Биржевого комитета по химической и нефтехимической продукции ФАС России, а также предложений по развитию организованной торговли нефтегазохимической продукцией |
доклад в Правительство Российской Федерации |
февраль 2020 г. |
ФАС России, |
к плану мероприятий
("дорожной карте")
по развитию нефтегазохимического комплекса в
Российской Федерации на период до 2025 года
Целевые показатели реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года
Наименование целевого показателя |
Значение |
Целевое значение |
|||||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
Объем выработки крупнотоннажных полимеров, млн. тонн |
5,2 |
5,2 |
5,3 |
6,3 |
7,4 |
7,7 |
8,6 |
10,2 |
11,1 |
Объем нетто-экспорта крупнотоннажных полимеров, млн. тонн |
-0,2 |
-0,2 |
-0,3 |
0,6 |
1,5 |
1,7 |
2,3 |
3,7 |
4,4 |
Доля сжиженных углеводородных газов, перерабатываемых на нефтегазохимических мощностях, процентов |
4,3 |
4,6 |
4,6 |
5,9 |
7,6 |
7,4 |
7,7 |
7,9 |
8,2 |
Доля нафты, перерабатываемой на нефтегазохимических мощностях, процентов |
5,1 |
5,6 |
5,6 |
5,9 |
5,6 |
5,4 |
6 |
7,1 |
7,2 |