Разъяснения Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования от 1 января 2019 г.
"По вопросу использования проверочных листов (списков контрольных вопросов)"
1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ);
2. постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 № 177 "Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)";
3. постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 № 762 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
4. постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре";
5. постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр";
6. постановление Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре";
7. постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", которым утверждены, в том числе:
7.1. Положение о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха;
7.2. Положение о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов;
7.3. Положение о федеральном государственном надзоре в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
7.4. Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах;
8. постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)";
9. постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 № 1391 "О государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения";
10. постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 № 29 "О федеральном государственном охотничьем надзоре";
11. приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 № 447 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)" (зарегистрирован Минюстом России 09.11.2017, регистрационный № 48820);
12. паспорт реализации проектов стратегического направления "Реформа контрольной и надзорной деятельности" Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденный протоколом заседания Проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 21 февраля 2017 г. № 13(2).
В соответствии с частью 11.1 статьи 9 Закона № 294-ФЗ положением о виде федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора) проверочных листов (списков контрольных вопросов) (далее - проверочный лист).
Во исполнение данной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 № 762 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление № 762) и установлена обязанность должностных лиц Росприроднадзора при проведении плановых проверок использовать проверочные листы.
Постановлением внесены изменения в 10 положений о видах федерального государственного экологического надзора.
Порядок применения проверочных листов при осуществлении плановых проверок в соответствии с изменениями, внесенными постановлением № 762:
Сроки введения |
№ |
Виды надзора |
Количество вопросов |
С 20.11.2017 |
1. |
федеральный государственный экологический надзор (общие вопросы) |
56 |
|
2. |
государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр |
79 |
|
3. |
государственный земельный надзор |
11 |
|
4. |
государственный надзор в области обращения с отходами |
72 |
|
5. |
государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха |
29 |
|
6. |
государственный надзор в области использования и охраны водных объектов |
109 |
|
7. |
государственный надзор за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой |
9 |
С 01.07.2018 |
8. |
государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации |
45 |
|
9. |
государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации |
50 |
|
10. |
государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации |
19 |
С 14.08.2018 |
11. |
федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения |
95 |
|
12. |
федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания |
27 |
|
13. |
федеральный государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территориях федерального значения |
17 |
|
14. |
федеральный государственный охотничий надзор |
77 |
|
15. |
государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения |
92 |
|
16. |
государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал |
47 |
|
17. |
федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения |
70 |
Необходимо отметить, что обязанности по использованию проверочных листов при осуществлении лицензионного контроля деятельности по обращению с отходами постановлением № 762 не устанавливалось.
В соответствии с изменениями, внесенными в положения о видах государственного надзора, осуществляемых Росприроднадзором, проверочные листы содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения:
возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства;
угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Изменениями установлено, что предмет плановых проверок Росприроднадзора ограничен вопросами, содержащимися в форме проверочного листа.
Применение проверочных листов при проведении внеплановых проверок Законом № 294-ФЗ не предусмотрено.
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) указываются, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов) (п. 5.1 ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ).
Частью 11.3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ установлено, что проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора) в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 № 177 утверждены общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов) (далее - общие требования), в том числе, в п. 4 установлены требования к содержанию формы проверочного листа (списка контрольных вопросов).
В соответствии с общими требованиями подготовлен приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 № 447 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)".
В формах проверочных листов, утвержденных Росприроднадзором, предусматривается 3 варианта ответа на задаваемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вопросы: "да", "нет", либо "н/р" - требование на юридическое лицо/индивидуального предпринимателя не распространяется.
В случае, если в проверочном листе ставится отметка "нет", свидетельствующая о несоблюдении обязательного требования, то соответствующие пояснения по вопросу несоблюдения обязательного требования должны отражаться в п. 7 акта проверки "сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований".
Отметка "н/р" указывается в тех случаях, когда на проверяемое юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) не возложено обязанностей по исполнению соответствующего обязательного требования, например:
- проверяемое лицо не эксплуатирует объекты размещения, обезвреживания отходов либо эксплуатирует такие объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в этой связи отсутствует обязанность по получению заключения государственной экологической экспертизы) - вопрос 22 приложения 1;
- у проверяемого лица отсутствуют источники выбросов/сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (в этой связи отсутствует обязанность по получению соответствующих разрешительных документов) - вопросы 1, 5 приложения 5, вопрос 1 приложения 6;
- проверяемое лицо соблюдает предельно допустимые выбросы (в этой связи отсутствует обязанность по установлению временно согласованных выбросов) - вопрос 2 приложения 5.
Отдельные вопросы, включенные в проверочные листы, связаны с проверкой наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя документов.
В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с п. 9 ст. 15 Закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р).
Проверочные листы заполняются по тем видам государственного надзора, которые указаны в п. 5 приказа Росприроднадзора (его территориального органа) о проведении проверки.
В случае, если в приказе предусмотрено проведение федерального государственного экологического надзора в части отдельных его видов (земельный надзор, геологический надзор и т.д.) заполнению подлежат форма проверочного листа по общим вопросам федерального государственного экологического надзора (приложение 1 к приказу Росприроднадзора "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)"), а также соответствующие формы по видам надзора.
В п. 4 формы проверочного листа указывается место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем производственные объекты.
В случае проведения проверки по нескольким адресам или в отношении нескольких объектов все они должны быть указаны в п. 4 формы.
При перечислении проверяемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, необходимо указывать присвоенные им при постановке на государственный учет коды.
В п. 4 формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемой при осуществлении федерального государственного экологического надзора, (приложение 1 к приказу) указываются все объекты юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые были проверены в ходе плановой проверки.
В п. 4 форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении отдельных видов федерального государственного экологического надзора (приложения 2 - 17 к приказу) указываются объекты юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые были проверены в рамках конкретного вида надзора (объекты, связанные с пользованием недрами; объекты земельных отношений, в отношении которых проводилась проверка; объекты, связанные с образованием и обращением с отходами, объекты, оказывающие негативное воздействие на атмосферный воздух, лесные участки, охотничьи угодья и т.д.).
Проверочный лист по результатам проверки по каждому направлению надзора заполняется один, независимо от количества адресов мест осуществления деятельности и производственных объектов у проверяемого лица.
При проведении проверки с использованием проверочного листа заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки (ч. 11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
Проверочный лист должен быть оформлен вместе с актом проверки непосредственно после завершения проверки.
Экземпляр акта проверки с приложением копии проверочного листа вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю.
В случае отсутствия уполномоченных представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт (с приложением копии проверочного листа) направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Согласно ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки (в том числе, с информацией, указанной в проверочном листе), в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений.
Применение проверочных листов не приведет к предъявлению дополнительных требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям при проведении проверок, поскольку, как и до их применения, должностными лицами Росприроднадзора будет проверяться соответствие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существующим обязательным требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ.
Применение проверочных листов позволит сделать проверки более прозрачными, так как предмет проверки четко определен до ее начала и известен как проверяемому лицу, так и государственному инспектору.
Проводится анализ применения проверочных листов, в том числе:
- выявление фактов чрезмерного административного давления на проверяемых лиц;
- выявление избыточных, устаревших, дублирующих обязательных требований;
- ведение статистики нарушений обязательных требований;
- профилактика нарушений путем самооценки выполнения обязательных требований.
Формы проверочных листов опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ и официальном сайте Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Формы проверочных листов могут быть использованы для разработки и размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" интерактивных сервисов для проведения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями самопроверки соблюдения обязательных требований.