ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
(РОСТЕХНАДЗОР)

ПРИКАЗ

25 февраля 2019 г.

№ 80

Москва

Об утверждении и введении в действие Типовой программы
инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации

В целях реализации полномочий, установленных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Типовую программу инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации.

2. Признать утратившим силу приказ Ростехнадзора от 25 октября 2007 г. № 729 «Об утверждении и введении в действие Типовой программы целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Ростехнадзора А.В. Ферапонтова.

Руководитель

А.В. Алёшин

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения. 2

II. Направления проверки СУиК РВ и РАО.. 3

III. Типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по направлениям учета и контроля РВ и РАО.. 3

Приложение № 1 Порядок составления и оформления программы проверки СУиК РВ и РАО.. 6

Приложение № 2 Состав информации, подготавливаемой администрацией организации перед проверкой. 7

 

 

УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 25 февраля 2019 г. № 80

Типовая программа
инспекции системы учета н контроля радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации

I. Общие положения

1. Типовая программа инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, Положением о федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1044, Положением об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 г. № 542, Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2011 г. № 703 (далее - Административный регламент), федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-16) (далее - Основные правила), утвержденными приказом Ростехнадзора от 28 ноября 2016 г. № 503.

2. Типовая программа предназначена для работников центрального аппарата Ростехнадзора, межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее - территориальные органы Ростехнадзора), организующих и осуществляющих плановые и внеплановые проверки системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, их территориально обособленных подразделениях, филиалах (далее - организации), осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами, в том числе в рамках комплексных проверок и при осуществлении постоянного государственного надзора (далее - проверка СУиК РВ и РАО).

3. Программа проверки СУиК РВ и РАО составляется и оформляется в соответствии с приложением № 1 к настоящей Типовой программе.

4. При определении объема проверки СУиК РВ и РАО следует исходить из того, что она может проводиться как по всем предусмотренным в Типовой программе направлениям, так и по некоторым из них. При этом конкретный объем проверки СУиК РВ и РАО определяет должностное лицо Ростехнадзора, утверждающее программу ее проведении.

В случае выявления при проверке нарушений в учете и контроле РВ и РАО могут быть проверены дополнительные вопросы, не предусмотренные программой проверки СУиК РВ и РАО, для определения причин возникновения данных нарушений.

5. Проверка СУиК РВ и РАО может проводиться как в отношении всей организации, осуществляющей обращение с РВ и РАО, так и в отношении ее отдельных подразделений (филиалов), осуществляющих обращение с РВ и РАО.

6. Порядок проведения, оформление результатов проверки СУиК РВ и РАО и применение установленных законодательством Российской Федерации мер в отношении выявленных фактов нарушений установленных требований осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Административного регламента.

7. В Типовой программе используются понятия, определенные Положением об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 г. № 542.

II. Направления проверки СУиК РВ и РАО

8. Устанавливаются следующие направления проверки СУиК РВ и РАО:

8.1. Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации.

8.2. Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организации.

8.3. Меры контроля доступа к РВ и РАО.

8.4. Система измерений и контроль качества измерений РВ и РАО.

8.5. Передача РВ и РАО.

8.6. Инвентаризация РВ и РАО.

8.7. Действия при обнаружении аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО.

8.8. Административный контроль.

8.9. Учетные и отчетные документы.

8.10. Подготовка персонала, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО.

8.11. Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Ростехнадзора.

8.12. Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств.

III. Типовые перечни вопросов, подлежащих проверке
по направлениям учета и контроля РВ и РАО

9. По направлению «Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации» проверке подлежат:

9.1. Приказы руководителя организации о назначении должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в подразделениях, об организации централизованной службы (назначении структурного подразделения) по учету и контролю РВ и РАО (приказ о назначении должностного лица, ответственного за учет и контроль РВ и РАО).

9.2. Распорядительные документы организации о назначении ответственных за организацию работ по применению пломб, за учет и хранение пломб в организации, за учет, хранение и обращение с пломбами в подразделениях.

9.3. Наличие и содержание Положения (Инструкции) по учету и контролю РВ и РАО в организации (далее - Положение).

9.4. Наличие и содержание программы применения пломб в организации (или соответствующего раздела в Положении).

9.5. Наличие и содержание программы измерений РВ и РАО в организации (или соответствующего раздела в Положении).

9.6. Наличие и содержание программы контроля качества измерений РВ и РАО или соответствующего раздела в программе измерений РВ и РАО (в организациях, осуществляющих учетные измерения РВ и РАО).

9.7. Наличие и содержание инструкций по учету и контролю РВ и РАО для каждого структурного подразделения (при наличии в организации трех и более подразделений, обращающихся с РВ и РАО).

Перечисленные в настоящем пункте организационно-распорядительные документы проверяются на предмет их наличия, правильности оформления (подписания, согласования, утверждения), соответствия изложенных в них требований положениям законодательных актов, организационно-распорядительных документов в области государственного учета и контроля РВ и РАО, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

При этом в отношении каждого из вышеуказанных организационно-распорядительных документов должна быть проведена проверка выполнения изложенных в них требований на практике.

10. По направлению «Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организации» проверке подлежат:

10.1. Соблюдение организацией установленных Основными правилами критериев (по минимально значимой активности и минимально значимой удельной активности радионуклидов) при постановке РВ на учет в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.

10.2. Соблюдение организацией критериев отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к РАО и критериев классификации удаляемых РАО, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2012 № 1069, при постановке на учет в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.

10.3. Своевременность постановки РВ на государственный учет и обоснованность их снятия с государственного учета.

10.4. Своевременность постановки РАО на государственный учет и обоснованность их снятия с государственного учета.

10.5. Порядок определения содержания РВ в отработавшем я дерном топливе (далее - ОЯТ) (при обращении организации с ОЯТ).

11. По направлению «Меры контроля доступа к РВ и РАО» проверке подлежат:

11.1. Соответствие используемых организацией пломб в учете и контроле РВ и РАО требованиям национальных стандартов Российской Федерации.

11.2. Соответствие фактического порядка обращения с пломбами в организации порядку, установленному программой применения пломб.

11.3. Документы, отражающие результаты проверки состояния и целостности пломб в период между инвентаризациями.

11.4. Журналы учета пломб, журналы установки и снятия пломб в подразделениях.

11.5. Перечни лиц, имеющих право обращения с пломбами (получение, хранение, применение, утилизация).

11.6. Выборочно - наличие и правильность установки пломб на объекты пломбирования подразделений.

11.7. Установление в документах организации порядка применения и документальной регистрации результатов применения систем наблюдения в целях контроля доступа к РВ и РАО (в случае их использования для целей учета и контроля).

12. По направлению «Система измерений и контроль качества измерений РВ и РАО» проверке подлежат:

12.1. Порядок проведения учетных измерений РВ и РАО в организации (при осуществлении в организации учетных измерений).

12.2. Наличие аттестованных методик измерений РВ и РАО (при необходимости).

12.3. Свидетельства о метрологической аттестации стандартных образцов (при их использовании в целях учета и контроля РВ и РАО).

12.4. Поверка средств измерений, используемых в системе измерений РВ и РАО.

12.5. Работоспособность средств измерений, используемых в системе измерений РВ и РАО.

12.6. Документальное оформление результатов измерений РВ и РАО.

13. По направлению «Передача РВ и РАО» проверке подлежат:

13.1. Своевременность и порядок оформления входного контроля и постановки на учет (снятия с учета) РВ и РАО при выполнении процедур их передачи между организациями (подразделениями).

13.2. Порядок оформления и содержание сопроводительной документации, а также паспортов на закрытые радионуклидные источники (ЗРИ), учетные единицы не в виде ЗРИ, РАО при их передачах между организациями.

13.3. Своевременность оформления предварительных уведомлений и подтверждений о получении при передаче РВ и РАО между организациями.

13.4. Порядок оформления передачи РВ в ОЯТ (при обращении организации с ОЯТ).

13.5. Документы, регистрирующие передачу РВ между ответственными лицами, с одной технологической операции на другую, а также между сменами и подразделениями.

13.6. Документы, регистрирующие передачу РАО между ответственными лицами, с одной технологической операции на другую, перемещение из одного пункта хранения в другой пункт хранения, а также между подразделениями.

14. По направлению «Инвентаризация РВ и РАО» проверке подлежат:

14.1. Соблюдение сроков и соответствие порядка фактического проведения плановых инвентаризаций РВ и РАО порядку, установленному в Положении.

14.2. Распорядительные документы руководителя организации о проведении инвентаризации, о назначении инвентаризационных комиссий.

14.3. Проведение внеплановой инвентаризации РВ и РАО в установленных Основными правилами случаях.

14.4. Акты инвентаризационных комиссий о проведении предыдущих (плановых и внеплановых) инвентаризаций РВ и РАО.

14.5. Списки наличного количества РВ и РАО, списки фактически наличного количества РВ и РАО, акты инвентаризации РВ и РАО по подразделениям.

14.6. Результаты подтверждающих измерений характеристик РВ и РАО, оценка результатов применения средств контроля доступа при проведении инвентаризации.

15. По направлению «Действия при обнаружении аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО» проверке подлежат:

15.1. Соблюдение установленного порядка проведения расследования при выявлении аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО.

15.2. Документальное оформление результатов расследования аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО.

16. По направлению «Административный контроль» проверке подлежат:

16.1. Соответствие порядка фактического проведения административного контроля состояния учета и контроля РВ и РАО порядку, установленному в Положении.

16.2. Документальное оформление результатов административного контроля состояния учета и контроля РВ и РАО.

17. По направлению «Учетные и отчетные документы» проверке подлежат:

17.1. Наличие в журналах учета по РВ и РАО обязательных сведений, предусмотренных Основными правилами.

17.2. Своевременная регистрация учетных данных в учетных документах по РВ и РАО.

17.3. Журналы учета и другие учетные документы по ЗРИ, наличие документов об установлении категорий ЗРИ по радиационной опасности, соблюдение установленной Основными правилами методики категорирования ЗРИ по радиационной опасности.

17.4. Журналы учета и другие учетные документы по РВ не в составе ЗРИ.

17.5. Журналы учета и другие учетные документы по РВ в ОЯТ.

17.6. Журналы учета и другие учетные документы по РАО.

17.7. Журналы учета радионуклидов, выбрасываемых в атмосферу.

17.8. Журналы учета радионуклидов, сбрасываемых со сточными водами.

17.9. Сроки, полнота и правильность предоставления организацией отчетных документов по РВ и РАО, а также по ЗРИ с ядерными материалами, подлежащими учету в системе государственного учета и контроля ядерных материалов.

17.10. Порядок внесения исправлений в учетные и отчетные документы по РВ и РАО.

18. По направлению «Подготовка персонала, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО» проверке подлежат:

18.1. Наличие документов, в которых зарегистрированы результаты обучения, проверки знаний процедур учета и контроля РВ и РАО для различных категорий работников (персонала) организации и допуска их к выполнению должностных обязанностей.

18.2. Наличие у должностных лиц, ответственных за организацию учета и контроля РВ и РАО, документов о прохождении в установленные сроки переподготовки или повышения квалификации.

18.3. Наличие у руководящего персонала организации, ответственного за учет и контроль РВ и РАО, разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии.

19. По направлению «Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Ростехнадзора» проверке подлежат:

19.1. Наличие, содержание и выполнение планов мероприятий по устранению выявленных нарушений.

19.2. Представление уведомлений об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.

20. По направлению «Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств» проверке подлежат:

20.1. Соответствие количества и местонахождения учетных единиц РВ и РАО данным (записям) в учетных документах.

20.2. Атрибутивные признаки и состояние учетных единиц, их соответствие сведениям в учетных документах.

20.3. Целостность, правильность установки и соответствие установленных на контейнеры (хранилища) с РВ и РАО пломб данным учетных документов.

При установлении наличия РВ и РАО могут проводиться инспекционные измерения РВ и РАО.

Приложение № 1

к Типовой программе инспекции
системы учета и контроля
радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов
в организации, утвержденной
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 20 февраля 2019 г. № 80

Порядок
составления и оформления программы проверки СУиК РВ и РАО

1. Программа проверки СУиК РВ и РАО (далее - Программа) составляется на основе приведенных в Типовой программе перечней вопросов по направлениям проверки СУиК РВ и РАО в соответствии с намечаемыми целями, исходя из имеющейся информации о состоянии системы учета и контроля РВ и РАО в организации (актов предыдущих инспекций, предписаний, отчетов организации о текущем состоянии учета и контроля РВ и РАО) с обязательным учетом фактических условий и особенностей обращения с РВ и РАО в инспектируемой организации.

2. В программе должны быть определены:

наименование программы;

сроки проведения инспекции;

цели проведения инспекции;

направления проведения инспекции и перечни подлежащих проверке вопросов по отдельным направлениям;

перечень структурных подразделений и служб организации, подлежащих инспектированию (при необходимости);

состав информации, которая должна быть подготовлена администрацией организации в виде отчетов, справок и представлена комиссии в установленный программой срок (приложение № 2 к настоящей Типовой программе).

3. В части инспектирования системы учета и контроля РВ и РАО в организации в Программу рекомендуется включать направления, определенные пунктом 8 настоящей Типовой программы.

4. Предусматриваемые в программе мероприятия, а также методы и способы их реализации в процессе проведения инспекции должны учитывать соблюдение требований технической, пожарной, радиационной безопасности и мер по защите информации.

5. Программу составляет должностное лицо, назначенное председателем комиссии для проведения инспекции в срок, обеспечивающий своевременное направление программы в проверяемую организацию.

Приложение № 2

к Типовой программе инспекции
системы учета и контроля
радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов
в организации, утвержденной
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 20 февраля 2019 г. № 80

Состав информации,
подготавливаемой администрацией организации перед проверкой

1. Положение (Инструкция) по учету и контролю РВ и РАО в организации.

2. Инструкции по учету и контролю РВ и РАО в подразделениях.

3. Приказы по организации системы учета и контроля РВ и РАО.

4. Документы по организации измерений и контролю качества измерений РВ и РАО.

5. Документы по организации системы контроля доступа к РВ и РАО, применению пломб, систем наблюдения.

6. Документы по организации инвентаризации РВ и РАО.

7. Учетные документы по РВ и РАО.

8. Документы по применению средств контроля доступа к РВ и РАО, документы по проверке состояния и целостности пломб.

9. Отчетные документы в рамках системы государственного учета и контроля РВ и РАО.

10. Документы по осуществлению административного контроля состояния учета и контроля РВ и РАО.

11. Документы по обучению и проверке знаний персонала, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО, сведения по наличию разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии у руководящего персонала организации, ответственного за учет и контроль РВ и РАО.