Письмо Министерства экономического развития РФ
от 13 декабря 2018 г. № ОГ-Д07-12013
"О рассмотрении обращения гражданина"
Департамент конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России рассмотрел обращение относительно проекта доклада Минстроя России, направленного письмом № 46500-АЧ/04 от 20 ноября 2018 года в Аппарат Правительства Российской Федерации "О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах" и сообщает.
Предложение Минстроя России заключается в отмене обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, предусмотренной Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В качестве обоснования данного предложения приводятся ссылки на проведенный Ассоциацией "Совет производителей энергии" теплотехнический расчет, согласно которому при снижении в помещении температуры воздуха на 1 градус от нормативного значения в 18 градусов, в соседнем с ним помещении для поддержания нормативного значения температуры воздуха необходимо увеличить потребление тепловой энергии на 20 % (в связи с теплопередачей стен помещений и межэтажных перекрытий), а при снижении температуры воздуха на 3 градуса - увеличение потребления тепловой энергии в смежном помещении возрастет на 60 %. В результате данного эффекта применение индивидуальных приборов учета отопления не позволяет определить фактически потребленный в помещении объем тепловой энергии.
Следует отметить, что представленные результаты расчетов не подкреплены исходными данными, методикой и условиями проведения расчетов. Отсутствует квалифицированное мнение специалистов по полученным результатам. Результаты расчетов не представляются убедительными, включая тот факт, что произведен этот расчет не представителями жилищного сектора - потребителями тепловой энергии, а ассоциацией "Совет производителей энергии" - производителями тепловой энергии.
Согласно предложению Минстроя России, плата за потребленную тепловую энергию должна распределяться между всеми помещениями в многоквартирном доме пропорционально их площади, исходя из объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Подобное распределение оплаты коммунального ресурса, поступающего в многоквартирный дом, между владельцами отдельных помещений реализуется в настоящее время в подавляющем большинстве многоквартирных жилых домов, оснащенных общедомовыми приборами учета. При этом потребители вне зависимости от особенностей своего теплопотребления фактически не влияют на стоимость оплачиваемой услуги по отоплению. Это приводит к демотивации потребителей экономить тепловую энергию, а также к созданию неравных условий для потребителей, экономно расходующих тепловую энергию, и потребителей, которые используют тепловую энергию неэкономно и (или) злоупотребляют данной ситуацией (врезки в системы отопления, обогрев балконов и лоджий и пр.). В результате создается ситуация при которой наносится ущерб интересам потребителей, экономно расходующих тепловую энергию и создаются условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей.
Таким образом, предлагаемая Минстроем России инициатива направлена на дестимулирование жителей многоквартирных домов к энергоэффективному поведению, что не соответствует принципам государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, направленной на создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона 261 многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Таким образом, во вводимых в эксплуатацию с 2012 года многоквартирных домах массово вводится поквартирный учет тепловой энергии. Предложения по внесению изменений в действующий закон должны быть обоснованы, в том числе и наработанной правоприменительной практикой, которая в докладе Минстроя не представлена.
Также следует отметить, что имеющийся зарубежный и отечественный опыт установки приборов учета свидетельствует о целесообразности установки индивидуальных приборов учета. Эффект от внедрения поквартирного учета в виде совокупного уменьшения потребления тепловой энергии многоквартирным домом с установленным общедомовым прибором учета может достигать до 20 %.
Считаем, что для обеспечения последовательной политики в части энергосбережения и повышения энергетической эффективности жилищного сектора необходима реализация комплексных мер, стимулирующих установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, индивидуальных тепловых пунктов, систем погодного регулирования и поквартирных приборов учета в многоквартирных домах. Существенный эффект в повышении энергоэффективности жилищного сектора будет получен в том случае, если каждый конечный потребитель тепловой энергии будет иметь возможность регулировать свое теплопотребление и свои затраты на потребленную тепловую энергию.
На основании изложенного Минэкономразвития России не поддерживает позицию Минстроя России.
Директор Департамента конкуренции, |
|
энергоэффективности и экологии |
Д.Г. Денисов |