Приказ Министерства транспорта РФ от 29 декабря 2018 г. № 486
"Об утверждении Типовых правил пользования подвесной канатной дорогой
транспортной"
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 1, ст. 26) приказываю:
утвердить прилагаемые Типовые правила пользования подвесной канатной дорогой транспортной.
Министр |
Е.И. Дитрих |
|
|
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 4 февраля 2019 г. |
|
Приложение
к приказу Минтранса России
от 29 декабря 2018 г. № 486
Типовые правила пользования подвесной канатной дорогой транспортной
1. Типовые правила пользования подвесной канатной дорогой транспортной (далее - Типовые правила, канатная дорога) определяют:
1) порядок организации перевозок пассажиров и провоза ручной клади канатной дорогой;
2) условия перевозок пассажиров и провоза ручной клади канатной дорогой;
3) требования к информированию пассажиров, находящихся в подвижном составе канатной дороги, в том числе в кабинах, креслах (далее - подвижной состав, кабины, кресла), и на станциях канатной дороги (далее - станции).
2. В соответствии с настоящими Типовыми правилами высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются правила пользования канатной дорогой (далее - Правила), которые могут учитывать региональные особенности функционирования канатной дороги1.
3. В случае если канатная дорога расположена в двух и более субъектах Российской Федерации, органами государственной власти таких субъектов Российской Федерации заключается соглашение об утверждении Правил2.
4. Настоящие Типовые правила разработаны с учетом требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров", утвержденных приказом Ростехнадзора от 6 февраля 2014 г. № 42 (зарегистрирован Минюстом России 13 мая 2014 г., регистрационный № 32252) с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 28 апреля 2016 г. № 170 (зарегистрирован Минюстом России 26 мая 2016 г., регистрационный № 42285) (далее - Федеральные нормы и правила).
5. Перевозка пассажиров и провоз ручной клади канатной дорогой должны организовываться перевозчиком по маршрутам регулярных перевозок.
6. Маршруты регулярных перевозок канатной дорогой, проходящие в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, или в границах не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации, или в границах не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации (далее - межмуниципальные маршруты), а также маршруты регулярных перевозок канатной дорогой, проходящие в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, устанавливаются, изменяются, отменяются в порядке, определенном уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области организации транспортного обслуживания населения при перевозках канатной дорогой3.
7. Маршруты регулярных перевозок, проходящие в границах городского поселения, городского округа, в том числе с внутригородским делением муниципального района открываются, изменяются, закрываются в порядке, определенном органом местного самоуправления в области организации транспортного обслуживания населения при перевозках канатной дорогой4.
8. Перевозка пассажиров и провоз ручной клади канатной дорогой должны осуществляться перевозчиком в соответствии с графиком (расписанием) транспортного обслуживания, утвержденным в соответствии с пунктом 3 статьи 7 и пунктом 2 статьи 8 Федерального закона № 442-ФЗ.
9. Тарифы на перевозки пассажиров и провоз ручной клади сверх установленных норм по межмуниципальным маршрутам и маршрутам регулярных перевозок, проходящим в границах городского поселения, городского округа, в том числе с внутригородским делением, муниципального района, а также маршрутам регулярных перевозок, проходящим в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации5.
10. Организация транспортного обслуживания на маршрутах регулярных перевозок, проходящих в границах не менее двух субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам, связанным с осуществлением государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и провоз ручной клади сверх установленных норм и установлением графиков (расписаний) транспортного обслуживания по таким маршрутам осуществляется в соответствии с соглашениями, заключаемыми между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации6.
11. Время работы станций на вход и выход пассажиров определяется Правилами исходя из потребности населения в транспортном обслуживании, объема пассажиропотока, необходимости обеспечения технологического эксплуатационного обслуживания подвижного состава и объектов инфраструктуры канатной дороги с учетом региональных особенностей функционирования канатной дороги.
12. Основанием для перевозки пассажира и провоза его ручной клади канатной дорогой является заключение договора перевозки пассажира.
13. Заключение договора перевозки пассажира и внесение платы за перевозку и провоз ручной клади сверх установленных норм подтверждаются проездными документами7, выдаваемыми перевозчиком после внесения пассажиром соответствующей платы.
Заключение договора перевозки с пассажиром, имеющим право на бесплатный или льготный проезд, осуществляется после предъявления этим лицом документа, подтверждающего такое право.
14. Перевозка детей канатной дорогой должна осуществляться перевозчиком при условии обеспечения безопасности детей с учетом определяемых Правилами региональных особенностей функционирования канатной дороги, связанных с объемом пассажиропотока и конструктивной спецификой подвижного состава и объектов инфраструктуры канатной дороги.
15. Перевозка на открытых или полузакрытых креслах канатной дороги детей, рост которых не превышает 1,25 м, должна осуществляться только с сопровождающим, способным оказать необходимую помощь при посадке-высадке для закрытия предохранительного ограждения, и с соблюдением правил перевозки пассажиров канатной дорогой, утвержденных перевозчиком8.
При сопровождении на кресельной канатной дороге двух детей, рост которых не превышает 1,25 м, они должны сидеть по обе стороны от сопровождающего, при этом между ними не должно быть пустого места9.
16. В случае неисправности проездного документа, возникшей по вине перевозчика, перевозчик обязан не позднее 15 рабочих дней со дня обращения пассажира или в меньший срок, предусмотренный Правилами, оформить пассажиру другой проездной документ, предоставляющий право проезда на равное согласно заменяемому проездному документу количество времени и (или) поездок, без учета времени на процедуру замены проездного документа.
17. Оформление проездного документа, указанного в пункте 16 настоящих Типовых правил, производится в соответствии с Правилами с учетом региональных особенностей функционирования канатной дороги, связанных со спецификой применяемой на канатной дороге системы оплаты проезда, объемом пассажиропотока и конструктивной спецификой объектов инфраструктуры канатной дороги.
18. Услуги по перевозке и провозу ручной клади не оказываются лицу:
1) не предъявившему при проверке на пропускном пункте по требованию лица, уполномоченного на осуществление контроля за оплатой пассажирами услуг по перевозке и провозу ручной клади (далее - контролер), действительный проездной документ (за исключением жетонов), а в случае использования права бесплатного или льготного проезда также не предъявившему документ, подтверждающий право этого лица на бесплатный или льготный проезд (кроме случаев, когда проездной документ в виде карты с электронным носителем информации содержит фотографию такого лица);
2) не предоставившему контролеру карту с электронным носителем информации либо иной электронный носитель информации - в случае использования проездного документа, часть или все реквизиты которого оформлены в электронном виде.
19. Порядок посадки в кабины и кресла, порядок проезда и порядок высадки из кабин и кресел пассажиров определяется в соответствии с Правилами с учетом региональных особенностей функционирования канатной дороги, связанных с объемом пассажиропотока и конструктивной спецификой объектов инфраструктуры канатной дороги.
20. Возврат забытых пассажирами в подвижном составе и на станциях вещей, обнаруженных другими пассажирами или работниками перевозчика, должен осуществляться перевозчиком в порядке, установленном Правилами.
21. Информирование пассажиров, находящихся в подвижном составе и на станциях канатной дороги, осуществляется в соответствии с главой IV настоящих Типовых правил.
1) расторгнуть договор перевозки пассажира при несоблюдении пассажиром Правил;
2) требовать от пассажира соблюдения Правил и законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности;
3) требовать от пассажира предъявления проездного документа, подтверждающего оплату проезда и провоза ручной клади сверх установленных норм;
4) организовывать сопровождение и оказание помощи отдельным категориям пассажиров, в том числе лицам пожилого возраста, многодетным семьям, одиноким матерям, следующим с ребенком (детьми), родителям с детьми до 10 лет.
5) устанавливать правила поведения пассажиров в случае возникновения аварии или инцидента на канатной дороге в соответствии с правилами перевозок пассажиров, утвержденными перевозчиком10, и Правилами с учетом региональных особенностей функционирования канатной дороги, связанных с объемом пассажиропотока и конструктивной спецификой объектов инфраструктуры канатной дороги.
23. При перевозке пассажиров и провозе ручной клади перевозчик обязан:
1) оказывать услуги по перевозке и провозу ручной клади пассажирам, оплатившим такие услуги, а также лицам, имеющим право на бесплатный проезд;
2) обеспечивать возможность приобретения пассажиром проездного документа до начала перевозки;
3) в случае, предусмотренным подпунктом 5 пункта 22 настоящих Типовых правил, обеспечивать возможность ознакомления пассажиров с правилами поведения пассажиров при возникновении аварии или инцидента на канатной дороге, установленными в соответствии с правилами перевозок пассажиров, утвержденными перевозчиком11, и Правилами с учетом региональных особенностей функционирования канатной дороги, связанных с объемом пассажиропотока и конструктивной спецификой объектов инфраструктуры канатной дороги;
4) обеспечивать возможность выхода пассажира со станции прибытия в течение 10 минут после закрытия такой станции на вход для пассажиров, в том числе открытие дверей и турникетов, работу технологического оборудования;
5) содержать в рабочем состоянии устройства связи пассажиров с работниками перевозчика на станциях и в кабинах;
6) предоставить при обращении пассажира, использующего проездной документ, часть или все реквизиты которого указаны в электронном виде, информацию о реквизитах его проездного документа, указанных в электронном виде, в том числе о сроке окончания действия проездного документа и об оставшемся количестве поездок;
7) выполнять иные требования, установленные Правилами с учетом региональных особенностей функционирования канатной дороги.
24. Доступность услуги по перевозке и провозу ручной клади пассажирам из числа инвалидов должна обеспечиваться перевозчиком в соответствии с порядком обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, устанавливаемым в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона № 442-ФЗ.
25. Пассажир вправе:
1) проходить через пропускные пункты при наличии проездных документов;
2) получать информацию о реквизитах проездного документа, указанных в электронном виде, в том числе о сроке окончания действия проездного документа и об оставшемся количестве поездок;
3) требовать соблюдения перевозчиком иных прав, определенных Правилами с учетом региональных особенностей функционирования канатной дороги.
26. Пассажир обязан:
1) выполнять требования работников перевозчика по соблюдению Правил и законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности;
2) информировать работников перевозчика, сотрудников органов внутренних дел о событиях или действиях, создающих угрозу совершения акта незаконного вмешательства;
3) приобретать проездной документ до прохода через пропускные пункты, если иное не определено Правилами с учетом региональных особенностей функционирования канатной дороги, связанных со спецификой применяемой на канатной дороге системы оплаты проезда;
4) предъявить после прохождения пропускных пунктов по требованию контролеров проездной документ (за исключением жетонов), подтверждающий право на проезд и (или) провоз ручной клади, а в случае использования права бесплатного или льготного проезда также документ, подтверждающий его право на бесплатный или льготный проезд (кроме случаев, когда проездной документ в виде карты с электронным носителем информации содержит его фотографию);
5) предоставить контролеру при использовании проездного документа, часть или все реквизиты которого указаны в электронном виде, подтверждение наличия такого проездного документа в порядке, определенном Правилами с учетом региональных особенностей функционирования канатной дороги, связанных со спецификой применяемой на канатной дороге системы оплаты проезда;
6) провозить с использованием чехлов (упаковки) легко бьющиеся, колющие и режущие предметы, садовый инструмент с открытыми острыми частями, а также лыжи, коньки, сноуборды, складные велосипеды (далее - спортивное снаряжение). При посадке в кабины, оборудованные специальными приспособлениями для перевозки спортивного снаряжения, устанавливать в них спортивное снаряжение как в чехлах (упаковке), так и без них;
7) использовать для провоза животных, за исключением собак-проводников на поводке, сопровождающих инвалидов по зрению, при наличии документов, подтверждающих их специальное обучение, клетки или иные приспособления с глухим дном (например, корзины, короба, контейнеры), сумма измерений которых по длине, ширине и высоте не превышает 150 см или большего значения, определенного Правилами с учетом региональных особенностей функционирования канатной дороги, связанных с объемом пассажиропотока и конструктивной спецификой подвижного состава и объектов инфраструктуры канатной дороги;
8) покинуть станцию в течение 10 минут после закрытия такой станции на вход для пассажиров;
9) производить посадку, высадку на станциях канатной дороги;
10) сообщать работникам перевозчика, сотрудникам органов внутренних дел об обнаружении забытых вещей или документов в подвижном составе и на объектах инфраструктуры канатной дороги;
11) сообщать работникам перевозчика обо всех случаях возникновения задымления или пожара, а также о ситуациях, которые могут повлиять на безопасность пассажиров или на движение подвижного состава;
12) выполнять иные требования, установленные Правилами с учетом региональных особенностей функционирования канатной дороги;
13) при возникновении аварии или инцидента на канатной дороге соблюдать правила поведения, установленные в соответствии с подпунктом 5 пункта 22 настоящих Типовых правил.
27. Пассажирам запрещается:
1) использовать для транспортировки ручной клади колесные средства (за исключением чемоданов, хозяйственных тележек, тележек-сумок, размеры которых вместе с ручной кладью по сумме измерений длины, ширины и высоты не превышают 150 см или большего значения, определенного Правилами с учетом региональных особенностей функционирования канатной дороги, связанных с объемом пассажиропотока, конструктивной спецификой подвижного состава и объектов инфраструктуры канатной дороги);
2) снимать ограждения, установленные перевозчиком;
3) раскачивать подвижной состав во время движения;
4) проезжать стоя в кабинах канатной дороги, перевозка пассажиров в которых осуществляется по местам для сидения, и в креслах канатной дороги;
5) провозить предметы в составе ручной клади (за исключением инвалидных колясок и других предметов, установленных Правилами), сумма измерений которой по длине, ширине и высоте превышает 150 см, либо длина которых превышает 220 см, если иное не определено Правилами с учетом региональных особенностей функционирования канатной дороги, связанных с объемом пассажиропотока, конструктивной спецификой подвижного состава и объектов инфраструктуры канатной дороги;
6) открывать двери кабины во время движения и остановок, а также препятствовать их открытию и закрытию, задерживать отправление кабины со станции;
7) провозить оружие и боеприпасы (за исключением случаев, установленных Правилами в соответствии с законодательством Российской Федерации), взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности, а также коррозийные и другие опасные вещества и бытовые газовые баллоны;
8) провозить зловонную ручную кладь и (или) ручную кладь, загрязняющую станции и кабины или вещи пассажиров;
9) оставлять без присмотра ручную кладь;
10) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, употреблять наркотические средства и психотропные вещества;
11) курить, использовать устройства для потребления табака нагреваемого и электронные системы доставки никотина;
12) препятствовать функционированию технических средств обеспечения транспортной безопасности;
13) находиться в подвижном составе и на объектах инфраструктуры канатной дороги без обуви и (или) без одежды;
14) находиться в пачкающей, зловонной одежде;
15) находиться в подвижном составе, не осуществляющем или прекратившем перевозку пассажиров;
16) подниматься на крыши кабин, а также осуществлять проезд на них;
17) находиться на парапетах, ограждениях, а также перепрыгивать (перелезать) через них;
18) наносить надписи, наклейки, изображения, размещать информационные и рекламные материалы на внешние и внутренние поверхности подвижного состава, а также на объекты инфраструктуры канатной дороги;
19) использовать подвижной состав и объекты инфраструктуры канатной дороги для осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также благотворительной деятельности без письменного разрешения перевозчика;
20) заниматься попрошайничеством;
21) использовать музыкальные инструменты и средства звукоусиления (кроме слуховых аппаратов и иных индивидуальных устройств (наушников)) в подвижном составе и на объектах инфраструктуры канатной дороги без письменного разрешения перевозчика;
22) проводить культурные, спортивные, политические, религиозные и иные мероприятия на станциях канатной дороги без письменного разрешения перевозчика;
23) засорять и загрязнять, а также повреждать подвижной состав и объекты инфраструктуры канатной дороги;
24) проникать в производственные помещения и на огражденную территорию канатной дороги;
25) разводить костры, пользоваться пиротехническими устройствами (например, фейерверками, петардами) в кабинах, креслах и на объектах инфраструктуры канатной дороги;
26) препятствовать выполнению служебных обязанностей работниками перевозчика;
27) предпринимать действия, имитирующие совершение противоправных действий либо подготовку к их совершению, препятствующие работе канатной дороги, включая распространение заведомо ложных сообщений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности пассажиров;
28) вмешиваться в работу устройств беспроводной передачи данных;
29) совершать иные действия в случаях, установленных Правилами с учетом региональных особенностей функционирования канатной дороги.
28. В целях информирования пассажиров в подвижном составе и на станциях канатной дороги перевозчиком должны применяться звуковое информирование, интерактивные схемы, электронные табло, мониторы, а также схемы, указатели и другая информация в печатном формате с учетом определяемых Правилами региональных особенностей функционирования канатной дороги, связанных с объемом пассажиропотока, конструктивной спецификой подвижного состава и объектов инфраструктуры канатной дороги.
29. Перевозчик должен обеспечить размещение в кабинах:
1) схем маршрутов регулярных перевозок канатной дорогой в печатном и (или) электронном формате с указанием наименований станций;
2) в случае, если перевозка пассажиров осуществляется без сопровождающего персонала - Правил или выписки из них, в которой указываются в том числе права и обязанности пассажиров, а также правил поведения пассажиров в случае возникновения аварии или инцидента на канатной дороге, установленных в соответствии с правилами перевозок пассажиров, утвержденными перевозчиком12, и Правилами с учетом региональных особенностей функционирования канатной дороги, связанных с объемом пассажиропотока и конструктивной спецификой объектов инфраструктуры канатной дороги;
3) номеров кабин;
4) в случае, если подвижной состав сопровождает обслуживающий персонал - устройств телефонной связи, а также устройств двусторонней связи между кабиной и пультом управления13.
30. Перевозчик должен обеспечить информирование (звуковое или звуковое и визуальное) о наименовании станции, на которую прибывает подвижной состав и о наименовании следующей станции на маршруте (за исключением случая прибытия подвижного состава на конечную станцию маршрута).
31. Перевозчик обязан обеспечить размещение на станциях:
1) указателей с наименованием станции;
2) схем маршрутов регулярных перевозок канатной дорогой в печатном и (или) электронном формате с указанием наименований станций;
3) Правил или выписки из них, в которой указываются в том числе права и обязанности пассажиров;
4) информации о стоимости проезда на канатной дороге, а также о видах, сроках действия и стоимости проездных документов длительного пользования;
5) информации о количестве мест и размерах разрешенной к провозу ручной клади, в том числе бесплатно;
6) информации о стоимости провоза ручной клади сверх установленных норм;
7) устройств для связи с работниками перевозчика;
8) информации о графике (расписании) транспортного обслуживания и времени работы станции;
9) иной информации, определенной Правилами с учетом региональных особенностей функционирования канатной дороги.
32. Для звукового и визуального информирования пассажиров должен использоваться русский язык.
Информирование, осуществляемое в соответствии с пунктами 29 - 31 настоящих Типовых правил, должно дублироваться перевозчиком на английском языке.
33. С учетом региональных особенностей функционирования канатной дороги Правилами может предусматриваться дополнительное использование иных языков для дублирования.
34. Количество предусмотренных к размещению в подвижном составе и на станциях схем маршрутов регулярных перевозок канатной дорогой, Правил или выписок из них, иных информационных материалов, а также места их размещения должны определяться перевозчиком с учетом установленных Правилами региональных особенностей функционирования канатной дороги, связанных с объемом пассажиропотока, конструктивной спецификой подвижного состава и объектов инфраструктуры канатной дороги.
_____________
1 Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 442-ФЗ).
2 Статья 7 Федерального закона № 442-ФЗ.
3 Статья 7 Федерального закона № 442-ФЗ.
4 Статья 8 Федерального закона № 442-ФЗ.
5 Часть 1 статьи 13 Федерального закона № 442-ФЗ.
6 Статья 7 Федерального закона № 442-ФЗ.
7 Часть 1 статьи 3 Федерального закона № 442-ФЗ.
8 Пункты 602, 604, 605 Федеральных норм и правил.
9 Пункт 605 Федеральных норм и правил.
10 Пункты 602, 604 Федеральных норм и правил.
11 Пункты 602, 604 Федеральных норм и правил.
12 Пункты 371, 602, 604 Федеральных норм и правил.
13 Пункты 509, 618 Федеральных норм и правил.