Приказ Минздрава РФ от 27 мая 1999 г. № 202
"О совершенствовании медицинской помощи больным ревматическими заболеваниями"

Ревматические болезни занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости населения России и в значительной мере определяют уровень его временной и стойкой утраты трудоспособности.

Учитывая медико-социальную значимость проблемы, Министерством здравоохранения Российской Федерации и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в сложившихся экономических условиях изыскиваются возможности повышения качества специализированной ревматологической помощи населению путем совершенствования форм ее организации, внедрения в практическое здравоохранение современных методов диагностики, лечения и реабилитации. Повышению эффективности ревматологической помощи способствуют научные разработки отечественных ученых.

Медицинская помощь больным ревматическими заболеваниями осуществляется в 1613 специализированных кабинетах амбулаторно-поликлинических учреждений и более чем в 150 стационарных отделениях 1975 ревматологами. В 60 субъектах Российской Федерации на базе многопрофильных больниц организованы ревматологические центры.

Кардиохирургическая и ортопедическая помощь больным с осложнениями ревматических заболеваний оказывается в профильных учреждениях здравоохранения.

Мероприятия, направленные на борьбу с ревматическими поражениями сердца, позволили добиться устойчивого снижения заболеваемости ими в активной фазе как среди взрослых (19.3 в 1998 г. против 25,1 на 100 тыс. населения в 1992 г.), так и среди детей (соответственно 16,7 и 18,7 на 100 тыс. детского населения), сократить уровень заболеваемости в хронической стадии в 1,4 раза, стабилизировать показатели временной утраты трудоспособности (0,1 случая и 2,4 дней на 100 работающих) и первичного выхода на инвалидность по причине ревматизма. (0,87 на 10 тыс. населения).

Вместе о тем, в целом ситуация по ревматическим заболеваниям остается неблагополучной и обусловлена нарастанием тяжелых форм ревматизма, ростом ревматических болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани.

Так, пороки клапанов сердца регистрируются ежегодно более чем у 230 тыс. взрослых больных, 8,3 тыс. больных подросткового и детского возрастов. Заболеваемость костно-мышечной системы и соединительной ткани возросла с 6230,3 в 1992 году до 8049,7 в 1998 г. на 100 тыс. населения и имеет неуклонную тенденцию к росту.

В то же время ревматологическая служба, основным направлением которой в предыдущие годы была борьба с ревматизмом, недостаточно ориентирована на оказание медицинской помощи больным ревматическими заболеваниями всех нозологических групп, не обеспечивает потребность населения в ней.

В учреждениях первичного звена здравоохранения не создано необходимых условий для обеспечения ранней диагностики ревматической патологии и ее лечения. Сократились объемы профилактической работы и сезонной бициллинопрофилактики ревматизма. Не во всех случаях при установлении диагноза проводятся обязательные параклинические методы обследования, особенно иммунологические и иммуногенетические исследования. Снизилась эффективность диспансерного ведения ревматологических больных, особенно детского и подросткового возрастов.

Уровень подготовки участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики и смежных специальностей недостаточен для ведения больных всех нозологических форм ревматических заболеваний.

Нормативы нагрузки на ревматолога амбулаторно-поликлинического учреждения не учитывают особенности ведения больных с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани и возросшего объема диагностической и лечебной работы.

При неудовлетворительном финансировании здравоохранения не получили широкого использования экономически эффективные формы организации лечения больных ревматическими заболеваниями - дневные стационары в поликлиниках, стационары дневного пребывания больного.

Объемы хирургического лечения (операции по поводу клапанной патологии сердца, эндопротезирование суставов) удовлетворяют потребность больных осложненными формами ревматических заболеваний только на 1 процент.

Не решены вопросы медицинской реабилитации ревматологических больных.

В целях совершенствования медицинской помощи больным ревматическими заболеваниями, снижения инвалидизации и смертности населения страны приказываю:

1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федераций принять меры к повышению уровня профилактической работы, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи больным ревматическими заболеваниями всех нозологических форм, для чего:

1.1. Создать в амбулаторно-поликлинических учреждениях необходимые условия для обеспечения раннего выявления, лечения и диспансерного наблюдения за больными ревматическими заболеваниями, в том числе активно используя дневные стационары.

Обеспечить работу ревматологических кабинетов амбулаторно-поликлинических учреждений в соответствии с положениями (приложение 1).

1.2. Привести в соответствие с уровнем ревматических заболеваний и их осложнений коечный фонд ревматологических, кардиохирургических и травматолого-ортопедических отделений, обеспечив потребность больных в соответствующем специализированном лечении.

Организовать работу ревматологических отделений больниц в соответствии о положением (приложение 2).

1.3. Завершить создание территориальных ревматологических центров на базе многопрофильных больниц, имеющих ревматологические амбулаторное и стационарное подразделения (приложение 3).

1.4. Обеспечить проведение медицинской реабилитации больных ревматологическими заболеваниями.

1.5. Предоставить право главным врачам лечебно-профилактических учреждений устанавливать по согласованию с вышестоящим органом управления здравоохранением численность врачей - ревматологов в зависимости от объема выполняемой работы с учетом рекомендуемых норм нагрузки (приложение 4).

1.6. Обеспечить систематическое проведение усовершенствования врачей амбулаторно-поликлинических учреждений, в первую очередь участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики, по вопросам раннего выявления ревматических заболеваний.

2. Департаменту организации медицинской помощи населению, Управлению охраны здоровья матери и ребенка установить действенный контроль за состоянием и удовлетворением потребности в медицинской помощи больных ревматическими заболеваниями.

3. Управлению охраны здоровья матери и ребенка до 10.08.99 предоставить предложения о создании детского кардиологического центра и положение о нем.

4. Департаменту научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений внести необходимые изменения и дополнения в программы повышения квалификации врачей по ревматологии и педиатрии, включить в программы элективных циклов лечебного и педиатрического факультетов вопросы по ревматологии.

5. Отделу медицинской статистики и информатики до 01.09.99 внести необходимые изменения и дополнения в статистическую отчетность по ревматическим заболеваниям с целью обеспечения достаточной для анализа официальной отчетности по ревматическим заболеваниям в Российской Федерации с учетом МКБ X.

6. Возложить на Институт ревматологии РАМН функции ревматологического центра Министерства здравоохранения Российской Федерации (по согласованию) (приложение 5).

7. Ревматологическому центру Министерства здравоохранения Российской Федерации:

7.1. Повысить эффективность организационно-методической работы и практической помощи органам управления здравоохранением и учреждениям субъектов Российской Федерации по развитию и совершенствованию ревматологической службы.

7.2. Разработать и представить на утверждение:

- к 01.12.99 "Требования, предъявляемые при лицензировании к учреждениям здравоохранения, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также к лицам занимающимся частной медицинской практикой и осуществляющим диагностику и лечение больных ревматическими заболеваниями";

- к 01.11.99 "Положение об организации деятельности дневного отделения (стационара) поликлиники и отделения (стационара) дневного пребывания больного больницы".

7.3. Разработать совместно с профильными научно-исследовательскими учреждениями (подразделениями) здравоохранения (сердечно-сосудистой хирургии, травматологии и ортопедии, физиотерапии, лечебной физкультуры, курортологии и др.) систему организации медицинской реабилитации больных ревматическими заболеваниями и представить на утверждение к 01.02.2000 г.

8. Считать недействующим на территории Российской Федерации приказ Министерства здравоохранения СССР от 16.04.84 № 420 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию медицинской помощи больным ревматическими заболеваниями".

9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И. Вялкова.

 

Министр

В.И. Стародубов

 

Приложение 1

Положение об организации деятельности ревматологического кабинета амбулаторно-поликлинического учреждения

(утв. приказом Минздрава РФ от 27 мая 1999 г. № 202)

1. Основные положения.

1.1. Ревматологический кабинет (далее именуемый кабинет) организуется в соответствии с действующими штатными нормативами в амбулаторно-поликлиническом учреждении.

1.2. Штаты медицинского персонала кабинета устанавливаются в зависимости от объема выполняемой работы и с учетом рекомендуемых норм нагрузки на врача - ревматолога.

1.3. На должность врача кабинета назначается врач, прошедший специальную подготовку по ревматологии и имеющий соответствующий сертификат.

1.4. Административно кабинет подчиняется руководству базового учреждения, а организационно-методически - территориальному ревматологическому центру.

1.5. Кабинет должен располагать помещениями для приема больных, осуществления лечебно-диагностических процедур (внутрисуставных манипуляций и др.).

1.6. Кабинет работает по плану, согласованному с территориальным ревматологическим центром и утвержденному руководителем учреждения, в составе которого организован кабинет.

2. Функциями кабинета являются:

2.1. Организация и проведение всего комплекса профилактики, диагностики и амбулаторного лечения больных ревматическими заболеваниями всех нозологических групп, в т.ч. с использованием дневных стационаров.

2.2. Разработка совместно с врачами смежных специальностей индивидуальных комплексов лечения и реабилитации больных ревматологического профиля.

2.3. Диспансерное наблюдение за больными, страдающими: ревматизмом и ревматическими пороками сердца, ревматоидным артритом, анкилозирующим спондилоартритом (болезнью Бехтерева), остеоартрозом и ревматическими заболеваниями коленных и тазобедренных суставов, подагрой, реактивными артритами, в т.ч. болезнью Рейтера, Лайм-артритом, системными заболеваниями соединительной ткани (системной красной волчанкой, системной склеродермией, дермато-полимиозитом, болезнью Шегрена: системными васкулитами и др.), псориатическим артритом.

2.4. Направление больных с установлением или вероятным диагнозом в профильное лечебное учреждение.

2.5. Проведение профилактических мероприятий среди родственников I степени родства (мать, отец, братья, сестры, дети) больных основными ревматическими заболеваниями.

2.6. Организация и проведение санитарно-просветительной работы, в первую очередь среди населения, отнесенного к группам риска возникновения ревматической болезни.

2.7. Прогностическая оценка степени тяжести заболевания больных и решение вопросов целесообразности направления на медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК).

2.8. Участие в повышении уровня квалификации по вопросам ревматологии участковых врачей, педиатров, врачей общей практики и смежных специальностей.

2.9. Составление ежегодных отчетов о работе кабинета по утвержденным формам, анализ деятельности и внесение предложений руководству учреждения по ее улучшению.

 

Руководитель Департамента организации

медицинской помощи населению

А.А. Карпеев

 

 

Начальник Управления охраны здоровья матери и ребенка

Д.И. Зелинская

 

Приложение 2

Положение об организации деятельности ревматологического отделения стационара

(утв. приказом Минздрава РФ от 27 мая 1999 г. № 202)

1. Основные положения:

1.1. Ревматологическое отделение (далее именуемое отделение) является структурным подразделением многопрофильной больницы.

1.2. Коечный фонд ревматологического отделения определяется фактической потребностью в стационарном лечении больных ревматологического профиля. В отделении выделяются койки для дневного пребывания пациентов, не нуждающихся в круглосуточном медицинском наблюдении.

1.3. Отделение возглавляется заведующим, на должность которого назначается врач - ревматолог, имеющий стаж работы не менее 5 лет, квалификационную категорию и соответствующий сертификат.

1.4. На должность врача отделения назначается врач, прошедший специальную подготовку по ревматологии, имеющий соответствующий сертификат.

1.5. Ревматологическое отделение должно располагать:

- кабинетом для внутрисуставных манипуляций, оборудованным по принципу " малой операционной";

- палатой (койками) для проведения интенсивной терапии;

- кабинетом для осуществления лечебно-диагностических процедур.

2. Функциями ревматологического отделения являются:

- организация и осуществление высококвалифицированной диагностической и лечебной помощи больным ревматическими заболеваниями;

- оказание консультативной помощи врачам других отделений больницы по вопросам ведения больных, имеющих ревматическое заболевание;

- прогностическая оценка степени тяжести заболевания госпитализированных больных и решение вопросов целесообразности направления на медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК) больных с инвалидизирующим течением заболевания;

- проведение совместно с травматологами-ортопедами, кардиохирургами отбора ревматологических больных для оперативного лечения;

- организация и проведение семинаров для врачей и среднего медицинского персонала по вопросам медицинской помощи ревматологическим больным, участке в подготовке врачей смежных специальностей по вопросам ревматологии.

 

Руководитель Департамента организации

медицинской помощи населению

А.А. Карпеев

 

 

Начальник Управления охраны здоровья матери и ребенка

Д.И. Зелинская

 

Приложение 3

Положение об организации деятельности территориального ревматологического центра

(утв. приказом Минздрава РФ от 27 мая 1999 г. № 202)

1. Основные положения.

1.1. Территориальный ревматологический центр (далее именуемый Центр) создается на функциональной основе на базе многопрофильной больницы, имеющей специализированное ревматологическое отделение по решению соответствующего органа управления здравоохранением.

1.2. Рекомендуемая структура Центра:

- ревматологический кабинет амбулаторно-поликлинического отделения (поликлиники);

- стационарное ревматологическое отделение;

- отделение (стационар) дневного пребывания больных.

1.3. Руководителем Центра назначается врач - ревматолог, имеющий высшую или первую квалификационную категорию, соответствующий сертификат, а также опыт организационной работы.

1.4. Назначение на должность и освобождение от должности руководителя Центра осуществляется руководителем базовой больницы по согласованию с вышестоящим органом управления здравоохранением.

2. Основной задачей Центра является разработка и внедрение в практическое здравоохранение новых технологий организации ревматологической помощи, профилактики, диагностики и лечения ревматических заболеваний, повышение профессионального уровня специалистов в области ревматологии.

3. В соответствии с основной задачей на Центр возлагаются следующие функции:

3.1. Разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию организации профилактики, ранней диагностики, эффективного лечения, диспансеризации и реабилитации больных ревматическими заболеваниями.

3.2. Оказание квалифицированной консультативно-лечебной помощи ревматологическим больным, а также консультативной помощи ревматологам и врачам смежных специальностей.

3.3. Диспансерное наблюдение за группой больных особо тяжелыми системными ревматическими заболеваниями, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства.

3.4. Участие в разработке и осуществлении мероприятий по медико-социальной реабилитации ревматологических больных.

3.5. Организация и проведение санитарно-просветительской работы среди населения по соблюдению здорового образа жизни, профилактике ревматических заболеваний, поведению больного в быту и на работе.

3.6. Анализ состояния медицинской помощи больным ревматическими заболеваниями, качества диагностики, лечения и диспансерного наблюдения за ревматическими больными и разработка предложений по его улучшению для органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

3.7. Внедрение в практику ревматологических отделений, кабинетов новых методов, форм организации, современных технологий диагностики и лечения ревматологических больных.

3.8. Координация деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных ревматологических подразделений.

3.9. Участие в приеме и обработке органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации статистической отчетности по ревматологии.

3.10. Участие в работе по усовершенствованию врачей-ревматологов и врачей других специальностей в области ревматологии, в работе аттестационных комиссий органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации при аттестации врачей - ревматологов.

3.11. Определение потребности, участие в составлении заявок и распределении фондов на лекарственные препараты и медицинскую технику структурным подразделениям ревматологической службы.

3.12. Участие в разработке нормативных правовых актов органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, территориальных стандартов объема и качества медицинской помощи ревматологическим больным, базовых программ обязательного медицинского страхования, территориальных целевых программ по ревматологии.

 

Руководитель Департамента организации

медицинской помощи населению

А.А. Карпеев

 

Приложение 4

Рекомендуемые нормы нагрузки на врача-ревматолога на амбулаторном приеме

(утв. приказом Минздрава РФ от 27 мая 1999 г. № 202)

1. В ревматологическом кабинете ЦРБ и городской поликлиники норма нагрузки на врача - ревматолога устанавливается из расчета:

20 мин для первичного больного;

15 мин для повторного, (в т.ч. диспансерного) больного.

2. В ревматологическом кабинете территориального (городского) ревматологического центра норма нагрузки на врача - ревматолога устанавливается из расчета не менее:

30 мин для первичного больного;

20 мин для повторного больного.

 

Руководитель Департамента экономики,

планирования и финансирования здравоохранения

В.И. Макаров

 

 

Руководитель Департамента организации

медицинской помощи населению

А.А. Карпеев

 

Приложение 5

Положение об организации деятельности Центра ревматологии Министерства здравоохранения Российской Федерации

(утв. приказом Минздрава РФ от 27 мая 1999 г. № 202)

1. Основные положения.

1.1. Центр ревматологии Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее именуемый Центр) создается на функциональной основе на базе Института ревматологии РАМН (по согласованию).

1.2. Центр в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Минздрава России, приказами и положениями базового учреждения, настоящим положением.

1.3. Методическое руководство Центром осуществляется Департаментом организации медицинской помощи населению и Департаментом научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений Минздрава России.

1.4. Центр возглавляет директор базового учреждения - Института ревматологии РАМН.

1.5. Руководитель Центра организует его работу в соответствии с настоящим положением, представляет его интересы, несет ответственность за его деятельность.

2. Основной задачей Центра является совершенствование специализированной ревматологической помощи населению Российской Федерации посредством разработки и внедрения в практическое здравоохранение новых технологий организации ревматологической помощи, профилактики, диагностики и лечения ревматических заболеваний, повышения профессионального уровня специалистов в области ревматологии.

3. В соответствии с основной задачей Центр:

3.1. Разрабатывает и внедряет в практическое здравоохранение тактику развития и совершенствования медицинской помощи больным ревматическими заболеваниями с учетом социально-экономических условий в стране в текущий период времени.

3.2. Разрабатывает и организует внедрение в практическое здравоохранение научно- и экономически обоснованных технологий организации ревматологической помощи населению, профилактики, диагностики и лечения больных ревматизмом.

3.3. Осуществляет организационно-методическую помощь органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и учреждениям здравоохранения по совершенствованию медицинской помощи больным с ревматическими заболеваниями на основе анализа ее состояния.

3.4. Анализирует медицинскую и экономическую эффективность новых форм организации ревматологической помощи, методов профилактики, диагностики и лечения, разработанных специалистами научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

3.5. Принимает участие в проведении Московской медицинской академией им. И.М. Сеченова и Институтом ревматологии РАМН последипломной подготовки врачей общей лечебной сети, ревматологических подразделений лечебно-профилактических учреждений по ревматологии.

3.7. Участвует в разработке планов и программ последипломного обучения врачей-ревматологов, их аттестации и сертификации.

3.8. Изучает текущую и перспективную потребность здравоохранения в медицинских препаратах и специальной медицинской технике для ревматологической помощи, в т.ч. и зарубежных.

3.9. Обеспечивает интеграцию ревматологической помощи с другими специализированными службами, оказывающими медицинскую помощь больным с ревматическими заболеваниями (сердечно-сосудистая хирургия, кардиология, травматолого-ортопедия, отоларингология, онкология, аллергология, иммунология и др.)

3.10. Изучает возможности и вносит предложения по размещению заказов отечественной медицинской промышленности на производство медицинских препаратов и специальной медицинской техники, принимает участие в их разработках.

3.11. Вносит предложения и принимает участие в подготовке коллегий Минздрава России, приказов и других нормативных правовых актов Минздрава по вопросам ревматологической помощи.

3.12. Осуществляет подготовку и принимает участие в проведении международных конгрессов и съездов, научно-практических конференций, всероссийских, межрегиональных и региональных семинаров, симпозиумов, совещаний по курируемому разделу.

4. Права Центра.

4.1. Ведение работ на договорной основе по всем направлениям работы Центра.

4.2. Участие в международных программах и ассоциациях по проблеме.

4.3. Издание справочных материалов и собственных научных трудов.

5. Отчетность.

Центр ежегодно к 1 марта представляет в Минздрав России отчет о деятельности Центра, состоянии ревматологической помощи в Российской Федерации.

6. Реорганизация и ликвидация Центра.

Реорганизация и ликвидация Центра осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

Руководитель Департамента организации

медицинской помощи населению

А.А. Карпеев

 

 

Руководитель Департамента научно-исследовательских

и образовательных медицинских учреждений

В.И. Сергиенко