Информационное письмо ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС
от 25 декабря 2015 г. № ДВ/99/1826
"О повышении надежности эксплуатации шинных опор"
Уважаемые коллеги!
В период с 2013 по 2015 гг. на подстанциях ПАО "ФСК ЕЭС" произошло 40 случаев повреждения опорно-стержневых изоляторов шинных опор класса напряжения 6 кВ и выше.
По результатам расследования аварий основными причинами повреждения шинных опор явились износ оборудования по причине длительного срока эксплуатации, а также скрытые дефекты изготовления. При этом для изоляторов 35 кВ и выше дефект, как правило, возникает в области нижнего фланца либо в районе оголовника (по армировочному шву) и развивается под воздействием динамических нагрузок и при переходе температуры через 0 ºС.
Кроме того, в отдельных случаях, при замене шинных опор используются изоляторы, ранее демонтированные с другого оборудования (в т.ч. с разъединителей), что создает риск наличия скрытых дефектов.
С целью предупреждения разрушения опорно-стержневых изоляторов шинных опор, дополнительно к плановым мероприятиям по поддержанию оборудования в исправном состоянии:
1. Провести оценку технического состояния находящихся в эксплуатации шинных опор, на основании анализа:
- срока эксплуатации (особое внимание на оборудование со сроком эксплуатации 10 лет и более);
- результатов осмотров оборудования;
- проведенных ранее ремонтов и испытаний;
- конструктивных особенностей (длина ошиновки, угловое тяжение, перепад высот, стрел провеса и т.п.);
- динамических нагрузок, связанных с условиями эксплуатации и природно-климатическими воздействиями (ветер, снег, гололед).
В случае выявления изоляторов, имеющих дефекты в виде трещин (в теле фарфора или армировочном шве), царапин и рисок на фарфоре глубиной более 0,5 мм, а также сколы глубиной более 1 мм и общей площадью более 200 мм2, сформировать перечень шинных опор, входящих в "группу риска" и обеспечить при проведении плановых осмотров оперативного персонала постоянный контроль изоляторов из "группы риска".
2. При выполнении плановых работ по ТОиР шин:
- на этапе формирования дефектной ведомости перед ремонтом шин в обязательном порядке предусмотреть замену опорных изоляторов, ранее отнесенных к "группе риска";
- обеспечить замену опорных изоляторов, не отнесенных к "группе риска" при обнаружении на них сколов фарфора, дефектов армировочных швов, которые могли привести к снижению механической прочности изоляторов или к существенному увеличению нагрузок на них;
- в случае замены изоляторов шинных опор использовать новые (ранее не эксплуатировавшиеся), либо изоляторы, отобранные из резерва. При этом для резервных изоляторов перед установкой в каждом случае необходимо проверять нормативный срок их эксплуатации (не более 30 лет), а также отсутствие трещин, состояние цемента в армировочных швах и состояние влагостойкого покрытия армировочных швов (при необходимости - обновить).
3. При проведении планового тепловизионного контроля в обязательном порядке включать в обследование шинные опоры 6 кВ и выше. При наружной установке шинных опор для достоверного выявления развивающихся дефектов замеры рекомендуется проводить при повышенной влажности воздуха, что в отдельных случаях позволяет выявлять локальный нагрев на наружных трещинах, возникающий за счет появления токов утечки.
Приложение:статистика повреждаемости шинных опор на объектах ПАО "ФСК ЕЭС" на 1л.
Заместитель Председателя Правления - главный инженер |
В.П. Дикой |
Статистика повреждаемости шинных опор на объектах ПАО "ФСК ЕЭС"
Класс напряжения, кВ |
Количество поврежденных изоляторов |
|||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Общее количество |
|
6 |
0 |
0 |
1 |
1 |
10 |
2 |
8 |
6 |
16 |
35 |
1 |
2 |
1 |
4 |
110 |
2 |
4 |
2 |
8 |
220 |
3 |
3 |
2 |
8 |
330 |
0 |
0 |
1 |
1 |
500 |
1 |
1 |
0 |
2 |