Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001
Финансовое управление Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору по вопросу взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Обязанность по внесению платы распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе и в результате размещения отходов.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Наличие утвержденных в установленном порядке лимитов на размещение отходов обязательно. При их отсутствии плата за размещение отходов взимается как за сверхлимитное загрязнение с применением пятикратного повышающего коэффициента.
Вместе с тем при расчете платы за размещение отходов необходимо иметь в виду следующее.
Статьей 4 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.98 № 89-ФЗ) установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Согласно гражданскому законодательству, отходы считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей вывоза отходов привлекаются сторонние организации. Таким образом, собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом передачу отходов с переходом права собственности необходимо отличать от передачи отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, поскольку в этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (опасности) отходов.
Таким образом, если ОАО передало право собственности на образовавшиеся в результате ее деятельности отходы сторонней организации, то все последующие обязательства по размещению отходов, в том числе по внесению платы, возникают у нового собственника отходов.
Необходимо отметить, что применительно к опасным отходам ОАО вправе передать их только организациям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Заместитель начальника Финансового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору |
А.В. Латыпова |