Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1082
"О федеральной государственной информационной системе
общественного контроля в области охраны окружающей
среды и природопользования"
В целях обеспечения реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, совершенствования механизмов рассмотрения федеральными органами исполнительной власти результатов общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
осуществляет финансирование работ по созданию, развитию и эксплуатации федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на руководство и управление в сфере установленных функций;
является оператором и государственным заказчиком создания, развития и эксплуатации федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования;
осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по использованию федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования.
2. Утвердить прилагаемое Положение о федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создать и обеспечить функционирование региональных государственных информационных систем, информационные ресурсы которых предназначены для последующей интеграции с информационными ресурсами федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
Положение о федеральной государственной информационной системе
общественного контроля в области охраны окружающей
среды и природопользования
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1082)
1. Настоящее Положение определяет цель создания, назначение, структуру и порядок функционирования федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования (далее - информационная система общественного контроля).
2. Информационная система общественного контроля представляет собой федеральную государственную информационную систему, обеспечивающую сбор и обработку обращений граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содержащих сведения, указывающие на наличие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - пользователи, информационные сообщения), предоставление федеральными органами исполнительной власти пользователям сообщений в электронном виде о результатах рассмотрения информационных сообщений, а также формирование, обработку и предоставление сведений информационно-аналитического характера и статистических сведений в области охраны окружающей среды и природопользования.
3. Информационная система общественного контроля создается в целях:
а) обеспечения реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, на получение информации о мерах по охране окружающей среды;
б) установления механизмов рассмотрения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в области природопользования, иными федеральными органами исполнительной власти, использующими информационную систему общественного контроля (далее - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти), результатов общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля);
в) повышения эффективности государственного управления в области охраны окружающей среды, в том числе деятельности органов государственного контроля (надзора) в указанной сфере.
4. Информационная система общественного контроля предназначена для решения следующих задач:
а) обеспечение информационного взаимодействия пользователей с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды и природопользования;
б) выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования для принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
в) консолидация информационных ресурсов в области охраны окружающей среды и природопользования.
5. Функциями информационной системы общественного контроля являются:
а) сбор, систематизация (учет) и анализ информационных сообщений с возможностью приложения к ним фотосъемки и видеосъемки, указания географических координат источников негативного воздействия на окружающую среду и описания предполагаемых фактов нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, сведений публичных кадастровых карт, ведение которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О кадастровой деятельности" и Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
б) оперативный обмен между уполномоченными федеральными органами исполнительной власти сведениями, указывающими на наличие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, для принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных правонарушений;
в) информирование пользователей о выявленных нарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, принятых предусмотренных законодательством Российской Федерации мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
г) формирование, обработка и предоставление сведений информационно-аналитического характера и статистических сведений в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе сведений о правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, принятых мерах по пресечению и (или) устранению таких правонарушений, привлечению виновных лиц к ответственности, иных мерах реагирования.
6. Принципами, на основе которых формируется и функционирует информационная система общественного контроля, являются:
а) соблюдение права каждого на благоприятную окружающую среду и права на достоверную информацию о ее состоянии;
б) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации;
в) открытость, доступность, достоверность и своевременность предоставления информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляемой посредством информационной системы общественного контроля;
г) безвозмездность доступа к информационным ресурсам информационной системы общественного контроля;
д) обеспечение информационной безопасности информационной системы общественного контроля.
7. Информационная система общественного контроля имеет следующую структуру:
а) портал информационной системы общественного контроля, предназначенный для доступа к информационным ресурсам информационной системы общественного контроля посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
б) подсистема доступа пользователей, предназначенная для доступа к информационным ресурсам информационной системы общественного контроля пользователей посредством ее электронных сервисов с целью направления информационных сообщений;
в) подсистема обработки информационных сообщений, предназначенная для доступа к информационным ресурсам информационной системы общественного контроля уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и должностных лиц указанных органов посредством ее электронных сервисов, в том числе личных кабинетов, с целью обработки и рассмотрения информационных сообщений, осуществления иных полномочий в соответствии с настоящим Положением;
г) подсистема хранения данных, предназначенная для размещения, хранения и обеспечения доступа к информационным сообщениям, приложенным к ним материалам, иной информации информационной системы общественного контроля;
д) подсистема администрирования, предназначенная для управления информационной системой общественного контроля и обеспечения информационной безопасности;
е) подсистема информационного взаимодействия, предназначенная для обеспечения интеграции информационной системы общественного контроля с другими государственными информационными системами.
8. В состав подсистем, указанных в пункте 7 настоящего Положения, входят электронные сервисы, определяемые оператором информационной системы общественного контроля.
9. Подключение государственных информационных систем к информационной системе общественного контроля и взаимодействие операторов государственных информационных систем с оператором информационной системы общественного контроля осуществляются в соответствии с техническими требованиями, утверждаемыми оператором информационной системы общественного контроля. Взаимодействие информационной системы общественного контроля с операторами государственных информационных систем, используемых для предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, осуществляется с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Доступ пользователей к информационным ресурсам информационной системы общественного контроля обеспечивается посредством использования единой системы идентификации и аутентификации.
Информационная система общественного контроля должна соответствовать техническим требованиям к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
10. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
а) вправе передавать функции оператора информационной системы общественного контроля юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) утверждает регламент размещения в информационной системе общественного контроля информационных сообщений и их обработки;
в) обеспечивает методологическую поддержку функционирования информационной системы общественного контроля;
г) ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о работе информационной системы общественного контроля, содержащий сведения о нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, выявленных в том числе с использованием информационной системы общественного контроля, принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий таких правонарушений, привлечению виновных лиц к ответственности, иных мерах реагирования.
11. Оператор информационной системы общественного контроля:
а) обеспечивает функционирование информационной системы общественного контроля в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения в круглосуточном режиме;
б) утверждает технические требования к подключению государственных информационных систем к информационной системе общественного контроля в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения;
в) определяет методы гармонизации информации, унификации сбора, контроля и обработки данных, а также регламенты информационного обмена данными между информационными ресурсами информационной системы общественного контроля и информационными ресурсами иных государственных информационных систем;
г) осуществляет регистрацию и доступ пользователей к информационным ресурсам информационной системы общественного контроля, определение полномочий пользователей информационной системы общественного контроля, а также операторов государственных информационных систем в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения;
д) посредством применения сертифицированных согласно требованиям безопасности информации средств защиты информации, а также проверки информационной системы общественного контроля на соответствие требованиям защиты информации обеспечивает защиту информации, содержащейся в информационной системе общественного контроля, от несанкционированного доступа, ее искажения и (или) блокирования;
е) взаимодействует с операторами государственных информационных систем;
ж) осуществляет прием и обработку информационных сообщений;
з) осуществляет посредством информационной системы общественного контроля направление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти информационных сообщений и сведений, указывающих на наличие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования и иных правонарушений, полученных в результате обработки информационных сообщений;
и) обеспечивает информирование пользователей о выявленных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий таких правонарушений, привлечению виновных лиц к ответственности, иных мерах реагирования;
к) осуществляет иные функции, предусмотренные регламентом размещения в информационной системе общественного контроля информационных сообщений и их обработки.
12. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в пределах своих полномочий на основе информационных сообщений:
а) осуществляет выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
б) осуществляет регистрацию иных обращений, относящихся к области охраны окружающей среды и природопользования, и результатов их рассмотрения посредством информационной системы общественного контроля;
в) осуществляет иные функции, предусмотренные регламентом размещения в информационной системе общественного контроля информационных сообщений и их обработки, в том числе обобщает и представляет в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предложения по совершенствованию функционирования информационной системы общественного контроля.
13. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со сферами ведения в пределах своих полномочий на основе информационных сообщений, полученных посредством информационной системы общественного контроля:
а) осуществляют выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
б) осуществляют регистрацию иных обращений, относящихся к области охраны окружающей среды и природопользования, и результатов их рассмотрения посредством информационной системы общественного контроля;
в) формируют и представляют в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предложения по совершенствованию функционирования информационной системы общественного контроля, включая предложения по составу сведений и аналитической обработке информации, содержащейся в информационных ресурсах информационной системы общественного контроля;
г) обеспечивают интеграцию находящихся в их ведении государственных и региональных информационных систем с информационной системой общественного контроля;
д) осуществляют иные функции, предусмотренные регламентом размещения в информационной системе общественного контроля информационных сообщений и их обработки.
14. Пользователи:
а) осуществляют доступ к информации, содержащейся в информационных ресурсах информационной системы общественного контроля, посредством прохождения авторизации в единой системе идентификации и аутентификации;
б) направляют посредством информационной системы общественного контроля информационные сообщения с возможностью приложения к ним фотосъемки и видеосъемки, указания географических координат источников негативного воздействия на окружающую среду и описания предполагаемых фактов нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования;
в) получают информацию о рассмотрении информационных сообщений, результатах рассмотрения, в том числе о выявлении и пресечении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, иных правонарушений, причинения и (или) угрозы причинения вреда окружающей среде, другую информацию, содержащуюся в информационных ресурсах информационной системы общественного контроля, а также иную информацию, распространяемую в форме открытых данных.
15. Информационное сообщение рассматривается в соответствии с положениями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" о рассмотрении обращений в форме электронного документа после регистрации информационного сообщения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти посредством информационной системы общественного контроля.
16. Информационное сообщение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию уполномоченного федерального органа исполнительной власти, получившего посредством информационной системы общественного контроля указанное информационное сообщение, направляется таким органом в орган государственной власти, в компетенцию которого входит решение поставленных в информационном сообщении вопросов, в том числе посредством информационной системы общественного контроля.
В случае отсутствия у уполномоченного федерального органа исполнительной власти сведений об органе государственной власти, в компетенцию которого входит решение поставленных в информационном сообщении вопросов, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сообщает об этом посредством информационной системы общественного контроля пользователю, направившему такое сообщение, в течение 3 рабочих дней со дня установления данного факта.
17. Ответ о результатах рассмотрения информационного сообщения подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя государственного органа, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом и направляется пользователю.