Приказ Министерства экономического развития РФ
от 30 мая 2018 г. № 270
"Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Министерстве экономического развития Российской Федерации"

В целях обеспечения выполнения требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации*, с учетом особенностей прохождения федеральной государственной гражданской службы, определенных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"**, а также в целях обеспечения единого порядка организации работы по охране труда в Министерстве экономического развития Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в Министерстве экономического развития Российской Федерации согласно приложению.

2. Руководителям структурных подразделений Министерства экономического развития Российской Федерации назначить ответственных за организацию работы по охране труда в соответствующих структурных подразделениях Министерства экономического развития Российской Федерации.

3. Департаменту управления делами (В.М. Пушкин) разработать:

Требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда федеральных государственных гражданских служащих и работников Министерства экономического развития Российской Федерации, ее проверке, поддержанию и развитию;

Перечень федеральных государственных гражданских служащих и работников Министерства экономического развития Российской Федерации, проходящих стажировку по охране труда, с указанием ее продолжительности по каждой должности;

Перечень федеральных государственных гражданских служащих и работников Министерства экономического развития Российской Федерации, проходящих подготовку по охране труда в образовательных организациях;

Перечень федеральных государственных гражданских служащих и работников Министерства экономического развития Российской Федерации, проходящих подготовку по охране труда в Министерстве экономического развития Российской Федерации;

Перечень федеральных государственных гражданских служащих и работников Министерства экономического развития Российской Федерации, освобождаемых от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте;

Перечень федеральных государственных гражданских служащих и работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте, в структурных подразделениях Министерства экономического развития Российской Федерации;

Программы инструктажа по охране труда;

Перечень вопросов по охране труда, по которым федеральные государственные гражданские служащие и работники Министерства экономического развития Российской Федерации проходят проверку знаний на комиссии Министерства экономического развития Российской Федерации по проверке знаний требований охраны труда;

Порядок организации и проведения инструктажей по охране труда в Министерстве экономического развития Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Талыбова А.М.

 

Министр

М.С. Орешкин

______________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2009, № 1, 21; 2011, № 30, ст. 4590; № 49, ст. 7031; 2013, № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6986; 2018, № 7, ст. 968.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 10, ст. 1151; № 16, ст. 1828; № 49, ст. 6070; 2008, № 13, ст. 1186; № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3597, 3624; № 48, ст. 5719; № 51, ст. 6150, 6159; 2010, № 5, ст. 459; № 7, ст. 704; № 49, ст. 6413; № 51, ст. 6810; 2011, № 1, ст. 31; № 27, ст. 3866; № 29, ст. 4295; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7333; № 50, ст. 7337; 2012, № 48, ст. 6744; № 50, ст. 6954; № 52, ст. 7571; № 53, ст. 7620, 7652; 2013, № 14, ст. 1665; № 19, ст. 2326, 2329; № 23, ст. 2874; № 27, ст. 3441, 3462, 3477; № 43, ст. 5454; № 48, ст. 6165; № 49, ст. 6351; № 52, ст. 6961; 2014, № 14, ст. 1545; № 49, ст. 6905; № 52, ст. 7542; 2015, № 1, ст. 62, 63; № 14, ст. 2008; № 24, ст. 3374; № 29, ст. 4388; № 41, ст. 5639; 2016, № 1, ст. 15, 38; № 22, ст. 3091; № 23, ст. 3300; № 27, ст. 4157, 4209; 2017, № 1, ст. 46; № 15, ст. 2139; № 27, ст. 3930; № 31, ст. 4741, 4824; 2018, № 1, ст. 7.

Приложение
к приказу Минэкономразвития России
от 30.05.2018 г. № 270

Положение о системе управления охраной труда в Министерстве экономического развития Российской Федерации

I. Общие положения

1. Положение о системе управления охраной труда в Министерстве экономического развития Российской Федерации (далее - Положение) разработано в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" (зарегистрировано Минюстом России 13 октября 2016 г., регистрационный № 44037), с учетом особенностей прохождения федеральной государственной гражданской службы, определенных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"*, в целях обеспечения единого порядка организации работы по охране труда в Министерстве экономического развития Российской Федерации (далее - Министерство).

_____________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 10, ст. 1151; № 16, ст. 1828; № 49, ст. 6070; 2008, № 13, ст. 1186; № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3597, 3624; № 48, ст. 5719; № 51, ст. 6150, 6159; 2010, № 5, ст. 459; № 7, ст. 704; № 49, ст. 6413; № 51, ст. 6810; 2011, № 1, ст. 31; № 27, ст. 3866; № 29, ст. 4295; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7333; № 50, ст. 7337; 2012, № 48, ст. 6744; № 50, ст. 6954; № 52, ст. 7571; № 53, ст. 7620, 7652; 2013, № 14, ст. 1665; № 19, ст. 2326, 2329; № 23, ст. 2874; № 27, ст. 3441, 3462, 3477; № 43, ст. 5454; № 48, ст. 6165; № 49, ст. 6351; № 52, ст. 6961; 2014, № 14, ст. 1545; № 49, ст. 6905; № 52, ст. 7542; 2015, № 1, ст. 62, 63; № 14, ст. 2008; № 24, ст. 3374; № 29, ст. 4388; № 41, ст. 5639; 2016, № 1, ст. 15, 38; № 22, ст. 3091; № 23, ст. 3300; № 27, ст. 4157, 4209; 2017, № 1, ст. 46; № 15, ст. 2139; № 27, ст. 3930; № 31, ст. 4741, 4824; 2018, № 1, ст. 7.

2. Положение определяет общий порядок управления охраной труда, организацию работ по охране труда, ответственность за состояние охраны труда, а также основные права и обязанности Министра экономического развития Российской Федерации (далее - Министр) и заместителей Министра в соответствии с распределением обязанностей, осуществляющих полномочия представителя нанимателя (работодателя) в отношении федеральных государственных гражданских служащих (работников) Министерства (далее - представитель нанимателя (работодатель), федеральных государственных гражданских служащих и работников Министерства (далее - работники), и направлено на создание условий труда, отвечающих требованиям норм и правил охраны труда и гарантирующих сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

3. Работа по охране труда в Министерстве проводится во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, Территориальной общественной организацией - Территориальной профсоюзной организацией Министерства экономического развития Российской Федерации и внешнеэкономических организаций и другими общественными организациями в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда в Российской Федерации, приказами, распоряжениями, инструкциями, а также соглашениями, коллективным договором и другими локальными правовыми актами, а также в соответствии с настоящим Положением.

II. Политика Министерства в области охраны труда

4. Политика Министерства в области охраны труда является публичной документированной декларацией о намерении и гарантированном выполнении обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств и обеспечивает:

4.1. Приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их служебной (трудовой) деятельности.

4.2. Соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда.

4.3. Выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками.

4.4. Учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, средств индивидуальной и коллективной защиты.

4.5. Непрерывное совершенствование и повышение эффективности системы управления охраной труда (далее - СУОТ).

4.6. Обязательное привлечение работников к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия.

5. Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам Министерства, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и строениях Министерства.

III. Цели Министерства в области охраны труда

6. Основной целью Министерства в области охраны труда является обеспечение соответствия условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда путем реализации процедур, предусмотренных разделом V настоящего Положения.

IV. Распределение обязанностей в сфере охраны труда

7. Организация работ по охране труда в Министерстве возлагается на руководителей структурных подразделений Министерства и уполномоченного по охране труда в Министерстве.

8. Управление охраной труда в Министерстве осуществляется:

8.1. Отделами структурных подразделений Министерства.

8.2. Структурными подразделениями Министерства.

8.3. Уполномоченным по охране труда в Министерстве.

9. Управление охраной труда осуществляется при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представительных органов, в том числе в рамках деятельности комиссии по охране труда в Министерстве, созданной приказом Министерства.

10. Представитель нанимателя (работодатель):

10.1. Гарантирует права работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.

10.2. Обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников.

10.3. Обеспечивает своевременное страхование работников от несчастных случаев на производстве.

10.4. Организует ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда.

10.5. Организует безопасную эксплуатацию зданий и строений Министерства, а также оборудования.

10.6. Принимает меры по предотвращению аварий, сохранению жизни и здоровья работников и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим первой помощи.

10.7. Обеспечивает соблюдение Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, установленного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 1/29 (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный № 4209)**, включая подготовку по охране труда, с учетом поддержания необходимого уровня компетентности для выполнения служебных (трудовых) обязанностей, относящихся к обеспечению охраны труда.

_____________

** С изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. № 697н/1490 (зарегистрировано Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный № 44767).

10.8. Организует в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение специальной оценки условий труда.

10.9. Организует управление профессиональными рисками.

10.10. Организует и осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда.

10.11. Содействует работе комиссии по охране труда в Министерстве.

10.12. Осуществляет информирование работников об условиях труда на их служебных (рабочих) местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях.

10.13. Обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда.

10.14. Принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике.

10.15. Своевременно информирует уполномоченные органы государственной власти о происшедших авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях.

10.16. Организует исполнение указаний и предписаний уполномоченных органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности.

10.17. По представлению должностных лиц уполномоченных органов государственной власти отстраняет от службы (работы) работников, допустивших неоднократные нарушения требований охраны труда.

10.18. Обеспечивает доступность документов и информации, содержащих требования охраны труда в Министерстве, для ознакомления с ними работников и иных лиц.

11. Уполномоченный по охране труда Министерства:

11.1. Выполняет функции по организации охраны труда. В своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по охране труда, приказами, распоряжениями, инструкциями, а также соглашениями, коллективным договором и другими локальными правовыми актами, настоящим Положением и должностным регламентом.

11.2. Осуществляет планирование и реализацию мероприятий по охране труда работников Министерства.

11.3. Осуществляет контроль состояния охраны труда в структурных подразделениях Министерства.

11.4. Осуществляет оказание методической помощи руководителям структурных подразделений Министерства в разработке новых и внесении изменений в действующие акты по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы.

11.5. Осуществляет подготовку сведений для представителя нанимателя (работодателя) о состоянии условий и охраны труда на служебных (рабочих) местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также о мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных факторов на служебных (рабочих) местах в целях информирования работников Министерства.

11.6. Участвует в проведении проверок, обследований технического состояния зданий и строений Министерства, оборудования, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, определении их соответствия требованиям нормативных правовых актов по охране труда и при выявлении нарушений, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к аварии, принимает меры по прекращению их эксплуатации.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта проверки осуществляются на основании приказов Министерства, в которых в том числе определяются сроки, цели проверок, структурные подразделения Министерства, ответственные за подготовку и проведение проверок.

11.7. Участвует в работе комиссий по расследованию несчастных случаев и профессиональных заболеваний в Министерстве, анализу причин травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению.

11.8. Участвует в рассмотрении вопроса о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или другим повреждением здоровья, связанным с выполнением ими служебных (трудовых) обязанностей.

11.9. Осуществляет проведение вводных инструктажей по охране труда со всеми вновь принимаемыми на службу (работу), а также студентами, проходящими практику в Министерстве.

11.10. Проводит мониторинг потребности в обучении работников в области охраны труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных актами по охране труда, контроль проведения инструктажей (вводных, первичных, повторных, внеплановых, целевых) работников по вопросам охраны труда.

11.11. Участвует в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда Министерства, созданной приказом Министерства.

11.12. В любое время суток беспрепятственно посещает и осматривает технологические, служебные и бытовые помещения, знакомится в пределах своей компетенции с документами по охране труда.

11.13. Дает указания (предписания) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролирует их выполнение.

11.14. Контролирует прохождение работниками инструктажа по охране труда в установленном приказом Министерства порядке, а также соблюдение требований законодательства Российской Федерации об охране труда.

11.15. При выявлении нарушений требований по охране труда работниками Министерства для принятия соответствующих мер по их устранению незамедлительно в письменном виде сообщает представителю нанимателя (работодателю).

11.16. Запрашивает и получает от руководителей структурных подразделений Министерства необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда.

11.17. По поручению заместителя Министра, координирующего и контролирующего работу структурного подразделения Министерства, сотрудником которого является уполномоченный по охране труда Министерства, представляет интересы Министерства в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

12. Руководитель структурного подразделения Министерства:

12.1. Несет персональную ответственность за создание условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда в пределах структурного подразделения Министерства.

12.2. Обеспечивает условия труда, соответствующие требованиям охраны труда, в структурном подразделении Министерства.

12.3. Обеспечивает функционирование СУОТ.

12.4. Распределяет обязанности в сфере охраны труда между работниками структурного подразделения Министерства.

12.5. Содействует работе комиссии по охране труда Министерства.

12.6. Участвует в соответствии с законодательством Российской Федерации в организации проведения специальной оценки условий труда.

12.7. Участвует в организации управления профессиональными рисками.

12.8. Участвует в организации и проведении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении Министерства.

12.9. Принимает меры по предотвращению аварий в структурном подразделении Министерства, сохранению жизни и здоровья работников структурного подразделения Министерства при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим в результате аварии первой помощи.

12.10. Принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев, происшедших в структурном подразделении Министерства, и профессиональных заболеваний работников структурного подразделения Министерства, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике.

12.11. Своевременно информирует представителя нанимателя (работодателя) об авариях, несчастных случаях, происшедших в структурном подразделении Министерства, и профессиональных заболеваниях работников структурного подразделения Министерства.

12.12. Организует исполнение указаний и предписаний уполномоченных органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности, указаний (предписаний) уполномоченного по охране труда Министерства.

12.13. Предоставляет работникам структурного подразделения возможность беспрепятственного ознакомления с документами, содержащими требования охраны труда.

12.14. При авариях и несчастных случаях, происшедших в структурном подразделении Министерства, принимает меры по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию.

13. Начальник отдела структурного подразделения Министерства:

13.1. Несет персональную ответственность за создание условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда в пределах отдела.

13.2. Участвует в соответствии с законодательством Российской Федерации в организации проведения специальной оценки условий труда.

13.3. Участвует в организации управления профессиональными рисками.

13.4. Участвует в организации и проведении контроля за состоянием условий и охраны труда в отделе.

13.5. Принимает меры по предотвращению аварий в отделе, сохранению жизни и здоровья работников отдела при возникновении таких ситуаций, в том числе мер по оказанию пострадавшим первой помощи.

13.6. Принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев, происшедших в отделе, и профессиональных заболеваний работников отдела, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике.

13.7. Своевременно информирует руководителя структурного подразделения Министерства об авариях, несчастных случаях, происшедших в отделе, и профессиональных заболеваниях работников отдела.

13.8. Организует исполнение указаний и предписаний уполномоченных органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности, указаний (предписаний) уполномоченного по охране труда Министерства.

14. Ответственный за организацию работы по охране труда в структурном подразделении Министерства:

14.1. Беспрепятственно посещает и осматривает технологические, служебные и бытовые помещения, занимаемые структурным подразделением Министерства, знакомится в пределах своей компетенции с документами по охране труда.

14.2. Незамедлительно сообщает руководителю структурного подразделения Министерства о нарушениях, выявленных в области охраны труда.

14.3. Осуществляет контроль прохождения работниками структурного подразделения Министерства инструктажа по охране труда в установленном приказом Министерства порядке, а также соблюдения требований законодательства Российской Федерации об охране труда.

14.4. Участвует по поручению руководителя структурного подразделения Министерства в комиссиях и рабочих группах, создаваемых в Министерстве для обсуждения вопросов охраны труда.

15. Работник Министерства:

15.1. Соблюдает требования охраны труда в рамках выполнения своих должностных обязанностей (трудовых функций), включая выполнение требований инструкций по охране труда, правил внутреннего служебного (трудового) распорядка, а также соблюдение служебной (трудовой) дисциплины.

15.2. Проходит обучение по охране труда, а также по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на рабочем месте.

15.3. Участвует в контроле за состоянием условий и охраны труда.

15.4. Содержит в чистоте свое рабочее место.

15.5. Перед началом рабочего дня проводит осмотр своего рабочего места.

15.6. Следит за исправностью оборудования на своем рабочем месте.

15.7. О выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках докладывает своему непосредственному руководителю и действует по его указанию.

15.8. Извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков заболевания и отравления. Принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим.

15.9. При возникновении аварий принимает необходимые меры по ограничению развития возникшей аварии и ее ликвидации.

V. Процедуры, направленные на достижение целей Министерства в области охраны труда

16. Для достижения целей в области охраны труда создается Комиссия Министерства по проверке знаний требований охраны труда.

17. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками комиссией Министерства по охране труда разрабатывается и приказом Министерства устанавливается порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:

17.1. Выявление опасностей.

17.2. Оценка уровней профессиональных рисков.

17.3. Снижение уровней профессиональных рисков.

18. В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни, здоровью работников Министерства, определяются следующие опасности, которые могут возникнуть в процессе трудовой деятельности:

18.1. Механические опасности:

18.1.1. Опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или подскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам, передвижение на высоких каблуках.

18.1.2. Опасность удара.

18.1.3. Опасность воздействия жидкости под давлением при выбросе (прорыве трубопровода холодной и горячей воды).

18.1.4. Опасность пореза частей тела, в том числе кромкой листа бумаги, канцелярским ножом, ножницами.

18.1.5. Опасность травмирования, в том числе снегом и (или) льдом, упавшими с крыш зданий и строений.

18.2. Электрические опасности:

18.2.1. Опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт).

18.2.2. Опасность поражения при прямом попадании молнии.

18.2.3. Опасность косвенного поражения молнией.

18.3. Термические опасности:

18.3.1. Опасность ожога от воздействия открытого пламени.

18.3.2. Ожог роговицы глаза.

18.4. Опасности, связанные с воздействием микроклимата и климатические опасности:

18.4.1. Опасность воздействия пониженных температур воздуха.

18.4.2. Опасность воздействия повышенных температур воздуха.

18.5. Опасность недостатка кислорода из-за вытеснения его другими газами или жидкостями.

18.6. Опасности, связанные с воздействием преимущественно фиброгенного действия:

18.6.1. Опасность воздействия пыли на глаза.

18.6.2. Опасность повреждения органов дыхания частицами пыли.

18.6.3. Опасность воздействия пыли на кожу.

18.6.4 Опасность, связанная с выбросом пыли.

18.7. Опасности, связанные с воздействием биологического фактора:

18.7.1. Опасности из-за укуса переносчиков инфекций.

18.8. Опасности, связанные с воздействием тяжести и напряженности трудового процесса:

18.8.1. Опасность, связанная с рабочей позой.

18.8.2. Опасность психических нагрузок, стрессов.

18.8.3. Опасность перенапряжения зрительного анализатора.

18.9. Опасности, связанные с воздействием световой среды:

18.9.1. Опасность недостаточной освещенности на рабочем месте.

18.9.2. Опасность повышенной яркости света.

18.9.3. Опасность пониженной контрастности.

18.10. Опасности, связанные с воздействием неионизирующих излучений:

18.10.1. Опасность, связанная с воздействием постоянного магнитного поля.

18.10.2. Опасность от электромагнитных излучений.

18.11. Опасности, связанные с воздействием животных, птиц:

18.11.1. Опасность заражения.

18.11.2. Опасность воздействия выделений.

18.12. Опасности, связанные с воздействием насекомых:

18.12.1. Опасность укуса.

18.12.2. Опасность попадания в организм.

18.12.3. Опасность инвазий гельминтов.

18.13. Опасности, связанные с воздействием растений:

18.13.1. Опасность воздействия пыльцы, фитонцидов и других веществ, выделяемых растениями.

18.13.2. Опасность ожога выделяемыми растениями веществами.

18.13.3. Опасность пореза растениями.

18.14. Опасности, связанные с организационными недостатками:

18.14.1. Опасность, связанная с отсутствием информации (схемы, знаков, разметки) о направлении эвакуации в случае возникновения аварии.

18.14.2. Опасность, связанная с допуском к работе работника, не прошедшего обучение по охране труда.

18.15. Опасности пожара:

18.15.1. Опасность от вдыхания дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре.

18.15.2. Опасность воспламенения.

18.15.3. Опасность воздействия открытого пламени.

18.15.4. Опасность воздействия повышенной температуры окружающей среды.

18.15.5. Опасность воздействия пониженной концентрации кислорода в воздухе.

18.15.6. Опасность воздействия огнетушащих веществ.

18.16. Опасности транспорта:

18.16.1. Опасность наезда на человека.

18.16.2. Опасность раздавливания человека, находящегося между двумя сближающимися транспортными средствами.

18.16.3. Опасность травмирования в результате дорожно-транспортного происшествия.

18.17. Опасности насилия:

18.17.1. Опасность насилия от враждебно настроенных работников.

18.17.2. Опасность насилия от третьих лиц.

18.18. Опасности взрыва:

18.18.1. Опасность самовозгорания горючих веществ.

18.18.2. Опасность воздействия ударной волны.

18.18.3. Опасность воздействия высокого давления при взрыве.

18.18.4. Опасность ожога при взрыве.

18.19. Опасности, связанные с применением средств индивидуальной защиты:

18.19.1. Опасность, связанная с несоответствием средств индивидуальной защиты анатомическим особенностям человека.

18.19.2. Опасность, связанная со скованностью, вызванной применением средств индивидуальной защиты.

18.19.3. Опасность отравления.

18.20. Опасность, которая может возникнуть в связи с неисправностью лифтов (задымлении, отключении вентиляции и др.).

19. Перечень опасностей, указанных в пункте 18 настоящего Положения, не является исчерпывающим и подлежит корректировке путем проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом штатных условий своей деятельности, случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

VI. Планирование мероприятий по реализации процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда и улучшения СУОТ

20. Планирование мероприятий по реализации процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда и совершенствования СУОТ (далее - процедуры), осуществляется на основе анализа состояния условий и охраны труда в Министерстве.

21. В плане отражаются:

а) результаты проведенного комиссией по охране труда Министерства (при наличии) или представителем нанимателя (работодателем) анализа состояния условий и охраны труда в Министерстве;

б) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;

в) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;

г) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому по реализации процедур и улучшению СУОТ;

д) ответственные лица за реализацию мероприятий на каждом уровне управления;

е) источник финансирования мероприятий.

22. План согласовывается с заинтересованными структурными подразделениями Министерства и утверждается Министром.

VII. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

23. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур приказом Министерства устанавливается порядок мероприятий, обеспечивающих:

23.1. Оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, подлежащим выполнению.

23.2. Получение информации для определения результативности и эффективности процедур функционирования СУОТ и мониторинга показателей их реализации.

23.3. Получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.

23.4. Контроль состояния рабочего места, используемого оборудования, выполнения работ работником в рамках осуществляемой деятельности, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур.

23.5. Учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, подлежащих выполнению.

24. Результаты контроля эффективности процедур функционирования СУОТ и мониторинга их реализации оформляются представителем нанимателя (работодателем) в форме акта.

25. В случаях, когда в ходе проведения контроля эффективности процедур функционирования СУОТ и мониторинга их реализации выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.

VIII. Планирование улучшений функционирования СУОТ

26. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ представитель нанимателя (работодатель) устанавливает зависимость совершенствования функционирования СУОТ от результатов контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также обязательность учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений гражданских служащих и работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.

27. При планировании улучшения функционирования СУОТ представитель нанимателя (работодатель) проводит анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:

27.1. Степень достижения целей в области охраны труда.

27.2. Способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей представителя нанимателя (работодателя), установленных разделом II настоящего Положения.

27.3. Эффективность действий, намеченных представителем нанимателя (работодателем) по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ.

27.4. Необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц, уполномоченных в области охраны труда, перераспределение ресурсов представителя нанимателя (работодателя).

27.5. Необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ.

27.6. Необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.

IX. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания

28. В целях обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости комиссией Министерства по охране труда разрабатываются и приказом Министерства устанавливаются порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.

29. При установлении порядка действий при возникновении аварии комиссия Министерства по охране труда разрабатывает планы реагирования на аварии и ликвидацию их последствий, а также мероприятия, гарантирующие в случае аварии:

29.1. Защиту людей, находящихся в зданиях и строениях Министерства путем использования имеющихся систем оповещения.

29.2. Возможность работников остановить работу и (или) незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место.

29.3. Невозобновление работы в условиях аварии.

29.4. Предоставление информации об аварии уполномоченным органам.

29.5. Оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев и при необходимости вызов скорой медицинской помощи, оказание первой помощи силами имеющихся медпунктов в Министерстве, выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в зданиях и строениях Министерства.

30. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний приказом Министерства устанавливается порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных документов.

31. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются представителем нанимателя (работодателем) в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.

X. Управление документами СУОТ

32. Для разработки документов по охране труда в Министерстве и осуществления подготовки проектов правовых актов по распоряжению заместителя Министра, осуществляющего координацию и контроль работы Департамента управления делами, создается рабочая группа.

33. Хранение документов в установленном порядке, доведение до работников Министерства, а также сдачу в архив осуществляет уполномоченный по охране труда в Министерстве.