Постановление Правительства РФ от 4 мая 2018 г. № 542
"Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде"
(в редакции, актуальной с 7
января 2020 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно постановлению Правительства РФ от
25.12.2019 г. № 1834)
В соответствии со статьей 80.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2018 г. № 542)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее - накопленный вред).
2. Организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
3. Организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя:
а) проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий;
б) разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда (далее - проект);
в) согласование и утверждение проекта;
г) проведение работ по ликвидации накопленного вреда;
д) осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.
4. Проведение работ, указанных в подпунктах "б" и "г" пункта 3 настоящих Правил, осуществляется исполнителем, определяемым органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил (далее - заказчик), в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - исполнитель).
5. Необходимые обследования объекта, в том числе инженерные изыскания, проводятся заказчиком для подготовки проекта при выявлении и оценке объектов в соответствии со статьей 80.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и исполнителями при разработке проекта.
6. Проект должен содержать следующие разделы:
а) раздел "Пояснительная записка и эколого-экономическое обоснование работ по ликвидации накопленного вреда", включающий:
описание объекта, его площадь, месторасположение, сведения о границах объекта в виде схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке;
информацию о правообладателях объекта;
сведения о нахождении объекта в границах территорий с особыми условиями использования (зоны с особыми условиями использования территорий, особо охраняемые природные территории и др.);
экологическое и экономическое обоснования проведения работ по ликвидации накопленного вреда;
обоснование планируемых мероприятий и технических решений при проведении работ по ликвидации накопленного вреда;
описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по ликвидации накопленного вреда;
обоснование достижения нормативов качества окружающей среды, санитарно-гигиенических, строительных норм и правил состояния земель по окончании работ по ликвидации накопленного вреда;
б) раздел "Содержание, объемы и график работ по ликвидации накопленного вреда", включающий:
результаты обследования объекта, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по ликвидации накопленного вреда, в том числе почвенные и иные полевые обследования, а также лабораторные исследования;
состав работ по ликвидации накопленного вреда в объемах, необходимых для достижения нормативов качества окружающей среды, санитарно-гигиенических и строительных норм и правил;
последовательность и объем проведения работ по ликвидации накопленного вреда;
сроки проведения работ по ликвидации накопленного вреда с разбивкой по этапам проведения отдельных видов работ;
планируемые сроки окончания сдачи работ по ликвидации накопленного вреда;
порядок осуществления контроля за выполнением работ по ликвидации накопленного вреда, а также контроля за привлечением исполнителем к выполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, и сроками его осуществления;
в) раздел "Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по ликвидации накопленного вреда", включающий локальные и сводный сметные расчеты затрат по видам и составу работ по ликвидации объекта.
7. Исполнитель согласовывает проект с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
8. В срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления проекта, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет исполнителю заключение о его согласовании или обоснованное заключение об отказе в согласовании.
9. Основанием для отказа в согласовании проекта является его несоответствие требованиям, установленным пунктом 6 настоящих Правил.
10. Исполнитель дорабатывает проект и представляет его на повторное согласование в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
11. Проект направляется исполнителем на проведение необходимых экспертиз в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, до согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
12. Проект, согласованный в соответствии с пунктами 7 - 11 настоящих Правил, в течение 30 рабочих дней утверждается заказчиком.
13. Работы по ликвидации накопленного вреда проводятся исполнителем в соответствии с проектом в сроки, предусмотренные государственным или муниципальным контрактом на проведение таких работ.
14. Заказчик осуществляет контроль за выполнением государственного или муниципального контракта на проведение работ по ликвидации накопленного вреда в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящими Правилами.
15. Акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте подписывается заказчиком и исполнителем.
Указанный акт направляется заказчиком в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении для исключения объекта из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, предусмотренного пунктом 2 настоящих Правил, за исключением случаев, когда заказчиком организации работ по ликвидации накопленного вреда является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.