Распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2018 г. № 482-р
(в редакции, актуальной с 28 мая 2020 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно распоряжениям Правительства РФ: от 20.10.2018 г. № 2267-р,
08.06.2019 № 1243-р,
26.06.2019 № 1373-р,
28.05.2020 № 1420-р)
Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Технет" (передовые производственные технологии).
Председатель Правительства |
|
Российской Федерации |
Д. Медведев |
План мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Технет" (передовые производственные технологии)
(утв. распоряжением Правительства РФ от 23 марта 2018 г. № 482-р)
Настоящий план мероприятий ("дорожная карта") разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 1184 "О порядке разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в целях реализации плана мероприятий ("дорожной карты") "Технет" (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы, одобренного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - план мероприятий "Технет").
Реализация настоящего плана мероприятий ("дорожной карты") направлена на развитие и продвижение новых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых глобальных рынках, предусмотренных планом мероприятий "Технет", с учетом специфики новых производственных технологий, связанных с ускорением, удешевлением и децентрализацией процессов разработки и производства инновационной продукции, что формирует основу для массовой кастомизации продукции.
Правовые ограничения для реализации плана мероприятий "Технет" состоят в отсутствии правового и технического регулирования, направленного на устранение барьеров для использования передовых технологических решений и создания стимулов для их внедрения.
Ответственными за реализацию настоящего плана мероприятий ("дорожной карты") являются федеральные органы исполнительной власти, автономная некоммерческая организация "Платформа Национальной технологической инициативы", акционерное общество "Российская венчурная компания", рабочая группа по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации плана мероприятий "Технет" (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы, состав которой утвержден решением межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - рабочая группа "Технет"), организация, осуществляющая функции инфраструктурного центра обеспечения реализации плана мероприятий "Технет" (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы (далее - инфраструктурный центр "Технет").
Целями реализации настоящего плана мероприятий ("дорожной карты") являются устранение или снижение предусматриваемых законодательством Российской Федерации и документами по стандартизации административных барьеров, ограничивающих применение и распространение передовых производственных технологий в России, а также совершенствование законодательства Российской Федерации, направленное на создание, развитие и продвижение передовых технологий, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых глобальных рынках, в частности:
устранение барьеров для использования цифровой проектно-конструкторской и эксплуатационной документации;
устранение барьеров применения цифровых моделей и проведения виртуальных испытаний при подтверждении соответствия продукции;
адаптация системы технического регулирования и стандартизации к специфике новых производственных технологий;
снижение барьеров использования новых материалов (в первую очередь композитных) и изделий из них, инновационной продукции;
совершенствование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях стимулирования использования новых производственных технологий.
Ожидаемым результатом реализации настоящего плана мероприятий ("дорожной карты") является создание необходимого нормативного правового регулирования, обеспечивающего:
возможности для проектантов, производителей и эксплуатантов взаимодействовать со всеми надзорными органами, органами по оценке соответствия, государственными заказчиками (в том числе институтами развития) в безбумажном виде;
снятие технических барьеров, связанных с отсутствием единых форматов подготовки и приемки цифровой документации;
возможности заявителей предъявлять уполномоченным органам результаты вычислительных экспериментов взамен натурных и получать решение о соответствии таких результатов нормативным документам и предъявляемым требованиям;
упрощенный порядок признания на национальном уровне новых схем (методик) оценки соответствия для инновационной продукции.
В соответствии с настоящим планом мероприятий ("дорожной картой") предусматриваются принятие новых нормативных правовых актов и документов по стандартизации, а также внесение изменений в нормативные правовые акты и документы по стандартизации, регулирующие различные аспекты применения новых производственных технологий, изготовления и внедрения инновационной продукции в России.
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящим планом мероприятий ("дорожной картой"), будет осуществляться поэтапно с 2018 по 2035 годы.
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Ожидаемый результат |
Срок |
Исполнитель (соисполнители) |
Этап I (2018 - 2019 годы) |
||||
1. Устранение барьеров использования цифровой проектно-конструкторской и эксплуатационной документации |
||||
1. Разработка (актуализация) национальных стандартов, определяющих требования к оформлению, учету, хранению и обмену цифровой (электронной) проектно-конструкторской и эксплуатационной документации и к цифровой модели изделия на всех этапах жизненного цикла изделия |
приказы Росстандарта об утверждении новых национальных стандартов и об изменениях стандартов серии комплексов стандартов "Единая система конструкторской документации" и "Единая система технологической документации", "Система проектной документации для строительства" |
упрощение процедур оформления, учета, хранения, обмена цифровой документации, установление единых форматов подготовки и приемки цифровой (электронной) документации, гармонизация системы национальных и отраслевых стандартов в части, касающейся электронного документооборота |
июль 2019 г. |
Росстандарт, |
2. Ограничение требования обязательного представления на бумажном носителе цифровой модели конструкторского изделия, оформленной надлежащим образом |
приказы Росстандарта об утверждении новых национальных стандартов и об изменении национальных стандартов, в том числе в серии комплекса стандартов "Единая система конструкторской документации" |
создание условий для взаимодействия проектантов, производителей и эксплуатантов со всеми надзорными органами, органами по оценке соответствия, государственными заказчиками (в том числе институтами развития) в безбумажном (цифровом, электронном) виде |
октябрь 2018 г. |
Росстандарт, |
3. Разработка правил хранения, комплектования, учета и использования научно-технической документации, в том числе в электронном виде, долговременного и постоянного хранения |
приказ Росархива об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования научно-технической документации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях |
оптимизация нагрузки на хозяйствующие субъекты по долгосрочному хранению электронной документации, обеспечение доступа хозяйствующих субъектов к необходимым электронным техническим архивам, обеспечение технологических возможностей последующего использования документации, хранящейся в электронном техническом архиве |
декабрь 2019 г. |
Росархив, |
2. Устранение барьеров применения цифровых моделей и виртуальных испытаний при подтверждении соответствия продукции |
||||
4. Позиция 4 утратила силу согласно распоряжению Правительства РФ от 28 мая 2020 г. № 1420-р |
||||
5. Проведение анализа и подготовка предложений по введению уведомительного порядка внесения изменений в регистрационные документы на изделия, не затрагивающие существенные требования к изделию |
доклад в Правительство Российской Федерации |
предпосылки для создания условий для проведения модернизации изделий в части, не затрагивающей существенные требования к изделию |
июль 2018 г. |
Минпромторг России, |
3. Адаптация системы технического регулирования к специфике новых производственных технологий |
||||
6. Позиция 6 утратила силу согласно распоряжению Правительства РФ от 26 июня 2019 г. № 1373-р |
||||
7. Позиция 7 утратила силу согласно распоряжению Правительства РФ от 28 мая 2020 г. № 1420-р |
||||
4. Снижение барьеров для использования новых материалов (в первую очередь композитных) и изделий из них |
||||
8. Ограничение возможности использования в стандартах указания вида материала вместо функциональных свойств (характеристик) материалов |
приказ Росстандарта об утверждении национальных стандартов, предусматривающих ограничение возможности использования указания на вид материала вместо функциональных свойств (характеристик) материалов |
снятие ограничения на применение перспективных материалов и обеспечение возможности выбора материала изделия, деталей и узлов изделия на основании объективных функциональных, технологических, экономических и иных преимуществ материала (в том числе в случае целесообразности использования неметаллических композитов вместо металлических материалов) |
май 2018 г. |
Росстандарт с участием Агентства стратегических
инициатив, |
9. Пересмотр технических требований государственных корпораций и введение в них ограничения на использование указания вида материала вместо функциональных свойств (характеристик) материалов |
методические рекомендации |
снятие ограничения на применение перспективных материалов и обеспечение возможности выбора материала изделия, деталей и узлов изделия на основании объективных функциональных, технологических, экономических и иных преимуществ материала (в том числе в случае целесообразности использования неметаллических композитов вместо металлических материалов), за исключением продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, авиационной техники, а также изделий и материалов, к которым установлены обязательные требования в рамках международных договоров |
февраль 2019 г. |
Минпромторг России, |
10. Разработка терминов и определений в области передовых производственных технологий (включая определение понятия "изделие, получаемое на основе новых производственных технологий" и других) |
приказы Росстандарта об утверждении терминов и определений в области передовых производственных технологий |
снятие избыточных нормативных ограничений для использования новых материалов и компонентов в изделиях, получаемых на основе новых производственных технологий и эксплуатируемых в заданных условиях |
июль 2019 г. |
Росстандарт, |
11. Стандартизация использования цифровых моделей при конструировании изделий из композиционных материалов и их применении |
приказы Росстандарта об утверждении национальных стандартов, предусматривающих использование цифровых моделей при конструировании изделий из композиционных материалов |
снятие ограничений на внедрение композиционных материалов и изделий из них |
июль 2019 г. |
Росстандарт, |
5. Снижение барьеров для использования передовых производственных технологий, включая передовые информационные технологии и технологии киберфизических систем (интернет вещей, промышленный интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект и т.д.) |
||||
12. Разработка перспективного плана стандартизации в области передовых производственных технологий, включая передовые информационные технологии и технологии киберфизических систем, на 2018 - 2025 годы. Ежегодная актуализация плана |
перспективный план Росстандарта по вопросам стандартизации в области передовых производственных технологий |
создание базы нормативно-технического регулирования технологий, лежащих в основе создания и применения передовых производственных технологий, - киберфизических систем (промышленный интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект и т.д.) |
август 2018 г. |
Росстандарт, |
13. Создание экосистемы нормативного регулирования в области передовых производственных технологий (от базовых стандартов до специализированных), включая терминологические стандарты, онтологические стандарты, стандарты типовых архитектур, стандарты взаимодействия и интероперабельности, форматы обмена данными, единые интерфейсы, протоколы испытаний и прочие |
комплекс документов нормативно-технического регулирования |
создание базы нормативно-технического регулирования технологий, лежащих в основе создания и применения передовых производственных технологий, - киберфизических систем (промышленный интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект и т.д.) |
январь 2019 г. |
Росстандарт, |
14. Привлечение российских экспертов к участию в работе профильных национальных и международных технических комитетов подкомитетов (рабочих групп) по стандартизации. Продвижение на международный уровень требований российских компаний |
методические рекомендации Росстандарта |
создание базы нормативно-технического регулирования технологий, лежащих в основе создания и применения передовых производственных технологий, - киберфизических систем (промышленный интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект и т.д.) |
сентябрь 2018 г. |
Росстандарт, |
15. Разработка национальных стандартов на государственные и муниципальные закупки для передовых производственных технологий |
приказы Росстандарта об утверждении новых национальных стандартов и об изменении стандартов по вопросам государственных и муниципальных закупок для передовых производственных технологий |
создание базы нормативно-технического регулирования технологий, лежащих в основе создания и применения передовых производственных технологий, - киберфизических систем (промышленный интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект и т.д.) |
июль 2019 г. |
Росстандарт, |
16. Формирование в Российской Федерации системы сертификации в области передовых производственных технологий, включая передовые информационные технологии и технологии киберфизических систем, создание испытательных лабораторий, а также систем математического моделирования, в том числе решений и программного обеспечения. Обеспечение "системы одного окна" для российских компаний в получении сертификатов соответствия международного уровня, признаваемых за рубежом |
приказы Росстандарта об утверждении новых национальных стандартов и изменении национальных стандартов в области сертификации передовых производственных технологий |
создание базы нормативно-технического регулирования технологий, лежащих в основе создания и применения передовых производственных технологий, - киберфизических систем (промышленный интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект и т.д.) |
декабрь 2019 г. |
Росстандарт, |
6. Совершенствование элементов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях стимулирования использования новых производственных технологий |
||||
17. Позиция 17 утратила силу согласно распоряжению Правительства РФ от 28 мая 2020 г. № 1420-р |
||||
Этап II (2020 - 2023 годы) |
||||
18. Мониторинг реализации мероприятий I этапа плана мероприятий ("дорожной карты") и подготовка изменений, касающихся II этапа (2020 - 2023 годы) плана мероприятий ("дорожной карты") |
распоряжение Правительства Российской Федерации |
определение мероприятий II этапа плана мероприятий |
ноябрь 2019 г. |
Минпромторг России и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации |
1. Устранение барьеров использования цифровой проектно-конструкторской и эксплуатационной документации |
||||
19. Разработка и (или) актуализация национальных стандартов, определяющих требования к оформлению, учету, хранению и обмену цифровой (электронной) проектно-конструкторской и эксплуатационной документации и к цифровой модели изделия на всех этапах жизненного цикла изделия |
приказы Росстандарта об утверждении новых национальных стандартов и о введении в действие изменений в действующие стандарты серии комплексов стандартов "Единая система конструкторской документации" и "Единая система технологической документации" |
упрощение процедур оформления, учета, хранения, обмена цифровой документации, установление единых форматов подготовки и приемки цифровой (электронной) документации |
октябрь 2021 г. (далее - по мере необходимости) |
Росстандарт, |
2. Снижение барьеров для использования новых материалов и изделий из них |
||||
20. Разработка стандартов терминов и определений в области передовых производственных технологий как физических, так и цифровых (включая определение понятия "изделие, получаемое на основе новых производственных технологий" и других) |
приказы Росстандарта об утверждении национальных стандартов |
снятие избыточных нормативных ограничений для использования новых материалов и компонентов в изделиях, получаемых на основе новых производственных технологий и эксплуатируемых в заданных условиях |
ноябрь 2021 г. |
Росстандарт, |
21. Разработка стандартов использования цифровых моделей при конструировании изделий из композиционных материалов и их применении |
приказы Росстандарта об утверждении национальных стандартов |
снятие ограничений на внедрение композиционных материалов и изделий из них |
ноябрь 2021 г. |
Росстандарт, |
22. Разработка национальных стандартов применения полимерных композитов для систем транспортировки нефти, газа и химических продуктов |
приказы Росстандарта |
разработка требований на трубопроводную арматуру из полимерных композитных материалов |
октябрь 2022 г. |
Росстандарт, |
3. Снижение барьеров для использования передовых производственных технологий, включая передовые информационные технологии и технологии киберфизических систем |
||||
23. Актуализация перспективного плана стандартизации в области передовых производственных технологий, включая передовые информационные технологии и технологии киберфизических систем, на 2018 - 2025 годы с дальнейшим созданием и обновлением серии стандартов актуализированного перспективного плана стандартизации в области передовых производственных технологий |
перспективный план Росстандарта по вопросам стандартизации в области передовых производственных технологий, приказы Росстандарта об утверждении новых национальных стандартов и предварительных стандартов Российской Федерации по технологиям "Интернет вещей", "Промышленный интернет вещей", "Большие данные", "Умное производство", "Киберфизические системы", "Цифровые двойники", "Компьютерные модели (цифровые двойники) и моделирование" |
создание базы нормативно-технического регулирования технологий, лежащих в основе создания и применения передовых производственных технологий - киберфизических систем, а также создание полноценной базы нормативно-технического регулирования технологий "Интернет вещей", "Промышленный интернет вещей", "Большие данные", "Умное производство", "Киберфизические системы", "Цифровые двойники", "Компьютерные модели (цифровые двойники) и моделирование" |
сентябрь 2020 г. (далее - ежегодно) |
Росстандарт, |
Этап III (2024 - 2035 годы) |
||||
24. Мониторинг реализации мероприятий II этапа плана мероприятий ("дорожной карты") и подготовка изменений, касающихся III этапа (2024 - 2035 годы) плана мероприятий ("дорожной карты") |
распоряжение Правительства Российской Федерации |
определение мероприятий III этапа плана мероприятий |
ноябрь 2023 г. |
Минпромторг России и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации |
25. Мониторинг реализации плана мероприятий "дорожной карты" |
доклад в Правительство Российской Федерации |
определение эффективности реализации плана мероприятий "дорожной карты", подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства Российской Федерации |
декабрь 2035 г. |
Минпромторг России и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации |
Примечания: 1. Сроком реализации мероприятий, в отношении которых в графе "Вид документа" указан федеральный закон, считается срок внесения проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации. 2. В процессе подготовки проектов нормативных правовых актов и документов по стандартизации наименования актов и документов могут быть уточнены. |