Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 21 декабря 2017 г. № АА-06-02-32/27975
"О плате за негативное воздействие на окружающую среду"
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение, отправленное на официальный сайт Росприроднадзора 01.12.2017, по вопросу исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и сообщает следующее.
В силу ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно ст. 16.1 Закона плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В соответствии с ч. 1 ст. 69.2 Закона юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты HBOC) (находящиеся в собственности или арендуемые), на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Категория присваивается объекту HBOC при его постановке на государственный учет в государственный реестр федерального или регионального уровня и документально подтверждается свидетельством о постановке объекта HBOC на государственный учет (ч. 4 ст. 69.2 Закона), которое выдается соответствующим территориальным органом Росприроднадзора (для федеральных объектов) или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (для региональных объектов).
Критерии определения категории объекта HBOC утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее - Критерии).
Одновременно Росприроднадзор отмечает, что постановка объектов, не соответствующих Критериям, на государственный учет действующим законодательством не предусмотрена.
Таким образом, в случае если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия (выбросы, сбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные объекты), указанные в Критериях, при этом уровень негативного воздействия ниже IV категории, то такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта HBOC (не включается в государственный реестр объектов HBOC, заявка о постановке на государственный учет не подается). При этом законодательством не установлено положений, освобождающих такие объекты от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Одновременно необходимо отметить, что в настоящее время, Росприроднадзором подготовлены и направлены на рассмотрение в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предложения по уточнению и внесению изменений в Критерии с определением возможности для указанных объектов по постановке их на государственный учет с присвоением IV категории.
Как уже указывалось, в силу ст. 16 Закона плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Указанные положения закреплены также ч. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Заместитель Руководителя |
А.М. Амирханов |