Письмо Министерства сельского хозяйства РФ
от 24 ноября 2017 г. № 21/1438

Департамент пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации рассмотрел письмо Роспотребнадзора от 20 октября 2017 г. № 01/14355-17-23 и сообщает.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон о качестве) обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами.

Статьей 1 Закона о качестве установлено, что нормативные документы - документы, принятые в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, технические регламенты и действующие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования.

В настоящее время в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (раздел X и приложение № 9, вступил в силу с 1 января 2015 г.) на всей территории Евразийского экономического союза устанавливаются единые, обязательные к применению требования к безопасности пищевой продукции и не введению потребителей в заблуждение.

Требования установлены в технических регламентах Таможенного союза (Евразийского экономического союза) и в Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) (Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе"), Едином перечне товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории, Едином перечне товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе").

Таким образом, вопрос установления обязательных требований к качеству пищевой продукции в рамках Евразийского экономического союза в целом не урегулирован.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный контроль (надзор) это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями обязательных требований.

Конкретные качественные характеристики пищевой продукции содержатся в стандартах, применение которых в настоящее время носит добровольный характер в соответствии с принципами стандартизации, установленными в статье 4 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".

Правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в Российской Федерации осуществляется Законом о качестве. В пункте 2 статьи 3 указанного закона приведен перечень требований к пищевой продукции для отнесения ее к несоответствующей требованиям нормативных документов. Качественные характеристики в нем отсутствуют.

Также необходимо отметить, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях установлена градация вины в зависимости от формы (статья 2.2) и отсутствует понятие "степень вины".

 

Заместитель директора

И.А. Федина