Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 11 июля 2017 г. № АА-03-04-32/14988
"О разъяснениях по вопросам постановки объектов НВОС на государственный учет"
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС) и в рамках компетенции Службы сообщает следующее.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) объектом НВОС является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно ст. 4 Закона № 7-ФЗ в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду объекты НВОС подразделяются на I, II, III и IV категории. Наличие иных категорий и объектов НВОС действующим законодательством не предусмотрено.
Критерии определения категории объекта НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее - Критерии). Учитывая изложенное, объект, не соответствующий Критериям, не подлежит постановке на государственный учет в качестве объекта НВОС.
Одновременно Росприроднадзор обращает внимание, что вопросы исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду не связаны напрямую с определением объекта НВОС.
Согласно ст. 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Таким образом, исходя из ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному или региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному или региональному государственному экологическому надзору, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответственно.
В настоящее время критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору".
Учитывая, что приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации имеет меньшую юридическую силу, чем постановление Правительства Российской Федерации, Росприроднадзор полагает необходимым руководствоваться перечнем объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в части, не противоречащей постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.
Заместитель Руководителя |
Р.Х. Низамов |