ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 25 октября 2007 года № 729
Об
утверждении и введении в действие Типовой программы целевой
инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение
с указанными веществами и отходами
РД-07-11-2007
Приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 15 января 2008 года прилагаемую Типовую программу целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами (РД-07-11-2007).
Руководитель
К.Б. Пуликовский
УТВЕРЖДЕНА
Приказом
Федеральной службы
по экологическому, технологическому и
атомному надзору
от 25 октября 2007 года № 729
Введена в действие
С 15 января 2007 года
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих
обращение с указанными веществами и отходами
РД-07-11-2007
1. Типовая программа целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных1 отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с Правилами организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.97 № 1298, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Основными правилами учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (НП-067-05) (далее - Основные правила), Положением о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденным приказом Министра Российской Федерации по атомной энергии от 10.12.99 № 761.
___________
1 Далее целевая инспекция системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов именуется -целевая инспекция.
2. Типовая программа предназначена для работников центрального аппарата и межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), организующих и проводящих целевые инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами (далее в соответствующих случаях - целевые инспекции или целевая инспекция).
Указанная выше программа определяет основные направления целевой инспекции и типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по каждому из этих направлений. Она является базой для составления рабочих программ конкретно намеченных целевых инспекций (далее в соответствующих случаях - рабочие программы или рабочая программа).
3. При определении объема целевой инспекции следует исходить из того, что она может проводиться как по всем предусмотренным в Типовой программе направлениям, так и по некоторым из них. При этом конкретный объем целевой инспекции определяет должностное лицо Службы, принявшее решение о ее проведении.
4. Целевая инспекция может предусматриваться как в масштабе организации, осуществляющей обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами2, так и в масштабе ее отдельных подразделений.
___________
2 Далее организация, осуществляющая обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, именуется - организация.
5. Каждая целевая инспекция организуется и проводится в соответствии с предусмотренными для нее рабочей программой и календарным планом, которые составляются и оформляются согласно методическим указаниям, изложенным в приложениях № 1 и 2 к настоящей Типовой программе.
6. В процессе целевой инспекции назначенные для ее проведения лица должны руководствоваться законодательными, иными нормативными правовыми актами, федеральными нормами и правилами, регламентирующими вопросы учета и контроля радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) в организациях.
7. Устанавливаются следующие основные направления целевой инспекции:
7.1. Правомочность организации осуществлять деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием РВ и РАО.
7.2. Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации.
7.3. Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организации.
7.4. Меры контроля доступа к РВ и РАО.
7.5. Система измерений РВ и РАО и программа контроля качества измерений.
7.6. Передача РВ и РАО.
7.7. Инвентаризация РВ и РАО.
7.8. Учетные и отчетные документы.
7.9. Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.
7.10. Организация и осуществление контроля РВ и РАО в организации.
7.11. Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Службы.
7.12. Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств.
8. В части, относящейся к направлению "Правомочность организации осуществлять деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием РВ и РАО", проверке подлежат:
8.1. Лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии1.
___________
1 Под лицензиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует иметь в виду также ранее выданные лицензии Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности и Федеральной службы по атомному надзору.
9. В части, относящейся к направлению "Нормативная и организационно- распорядительная документация в организации", проверке подлежат2:
___________
2 При проверке наличия и содержания лицензий, разрешений, договоров, положений, инструкций и отчетов проверяются только подлинники этих документов.
9.1. Положение о службе, осуществляющей учет и контроль РВ и РАО в организации и представляющей информацию в систему государственного учета и контроля РВ и РАО.
9.2. Инструкция по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации.
9.3. Инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для каждого подразделения.
9.4. Приказы о назначении должностного лица, ответственного за учет и контроль РВ и РАО в организации, и лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в каждом подразделении, и должностные инструкции этих лиц.
9.5. Акт о проведении первичной инвентаризации РВ и РАО.
9.6. Должностные инструкции работников, осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.
Перечисленные в настоящем пункте организационно-распорядительные документы проверяются на предмет их наличия, правильности оформления (подписания согласования, утверждения), соответствия изложенных в них требований положениям законодательных, иных нормативных правовых актов, федеральных норм, правил и руководств по безопасности в области использования атомной энергии. При этом в отношении каждого из вышеуказанных организационно-распорядительных документов должна быть проведена проверка выполнения изложенных в нем требований на практике.
10. В части, относящейся к направлению "Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организации", проверке подлежат:
10.1. Наличие у организации РВ и РАО, подлежащих государственному учету и контролю.
10.2. Наличие у организации РВ, подлежащих учету и контролю в организации.
10.3. Обоснованность и своевременность постановки на государственный учет РВ и РАО и снятия их с государственного учета.
11. В части, относящейся к направлению "Меры контроля доступа к РВ и РАО", проверке подлежат:
11.1. Программа применения и обращения с устройствами индикации вмешательства (УИВ).
11.2. Соответствие используемых организацией УИВ требованиям Основных правил и национальных стандартов.
11.3. Документы (формы, порядок ведения, соблюдение порядка), отражающие результаты работоспособности и состояния УИВ в период между последовательными инвентаризациями.
11.4. Выборочно - наличие и правильность установки УИВ.
11.5. Перечни лиц, имеющих право обращения с УИВ (получение, хранение, применение, списание и т.п.).
11.6. Соблюдение предусмотренного порядка допуска работников к процедурам по обращению с УИВ.
12. В части, относящейся к направлению "Система измерений РВ и РАО и программа контроля качества измерений", проверке подлежат:
12.1. Программа контроля качества измерений РВ и РАО.
12.2. Программы измерений РВ и РАО.
12.3. Перечни технических средств и методик выполнения измерений.
12.4. Методики выполнения измерений.
12.5. Формы представления результатов измерений.
12.6. Свидетельства о метрологической аттестации стандартных образцов.
12.7. Наличие и выполнение графиков ведомственной проверки рабочих эталонов и государственной поверки средств измерений, используемых для учета и контроля РВ и РАО, включая весы всех типов.
12.8. Соблюдение требований калибровки средств измерений с использованием соответствующих стандартов.
12.9. Наличие и выполнение графиков технического обслуживания средств измерений, используемых для учета и контроля РВ и РАО.
12.10. Наличие в организации средств измерений и образцов для градуировки средств измерений и проверки правильности результатов измерений в соответствии с Перечнем средств измерений и стандартных образцов.
12.11. Работоспособность средств измерений, находящихся в организации.
13. В части, относящейся к направлению "Передача РВ и РАО", проверке подлежат:
13.1. Документы, регистрирующие передачи РВ от ответственного лица другим лицам, а также с одной технологической операции на другую или между сменами.
13.2. Документы, регистрирующие передачи РАО ответственными лицами с одной технологической операции на другую, перемещения из одного пункта хранения в другой пункт хранения, а также между подразделениями.
13.3. Порядок оформления и содержание сопроводительной документации, а также паспортов на закрытые радиационные источники, открытые радиационные источники, РАО при передачах РВ и РАО между организацией-отправителем и организацией-получателем.
13.4. Своевременность и порядок оформления (регистрации) постановки на учет (снятия учета) РВ и РАО при выполнении процедур передачи РВ и РАО между организациями (подразделениями).
13.5. Своевременность, полнота и порядок представления организацией-получателем информации об обнаружении утраты, хищения, несанкционированного использования, и при обнаружении недостачи (излишка) РВ и (или) РАО.
14. В части, относящейся к направлению "Инвентаризация РВ и РАО", проверке подлежат:
14.1. Акт о проведении первичной инвентаризации.
14.2. Соблюдение сроков проведения плановых инвентаризаций.
14.3. Инструкции и методики, определяющие правила и процедуры проведения инвентаризации в организации.
14.4. Приказы руководителя организации о проведении инвентаризации, о назначении инвентаризационных комиссий.
14.5. Список наличного количества РВ и РАО.
14.6. Акты инвентаризационных комиссий о проведении предыдущих плановых инвентаризаций.
14.7. Результаты подтверждающих измерений характеристик РВ и РАО.
14.8. Состояние УИВ.
14.9. Своевременность, полнота и порядок представления организацией информации об обнаружении недостачи (излишка) РВ и (или) РАО, утраты, хищения, несанкционированного использования, выявленных в ходе инвентаризации.
14.10. Соблюдение установленного процесса проведения инвентаризации.
14.11. Фактическое наличие РВ и РАО.
15. В части, относящейся к направлению "Учетные и отчетные документы", проверке подлежат:
15.1. Наличие утвержденных форм учетных документов, позволяющих осуществлять учет РВ и РАО в соответствии с установленными требованиями.
15.2. Ведение учетных документов в соответствие с применяемыми процедурами.
15.3. Соблюдение установленного срока хранения учетных документов.
15.4. Правильность, достоверность заполнения и своевременность представления в информационные центры форм оперативной отчетности за организацию, а также форм федерального государственного статистического наблюдения.
16. В части, относящейся к направлению "Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО", проверке подлежат:
16.1. Документ, устанавливающий в организации порядок обучения работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.
16.2. Документ, устанавливающий в организации порядок проверки знаний процедур учета и контроля РВ и РАО для различных категорий работников (персонала) организации и допуска их к выполнению должностных обязанностей.
16.3. Документы, в которых зарегистрированы результаты обучения, проверки знаний процедур учета и контроля РВ и РАО для различных категорий работников (персонала) организации и допуска их к выполнению должностных обязанностей.
16.4. Разрешения на право ведения работ по учету и контролю РВ и РАО в организации.
16.5. Документы, подтверждающие допуск должностных лиц к работе с источниками ионизирующих излучений, занятых ведением работ по учету и контролю РВ и РАО в организации.
17. В части, относящейся к направлению "Организация и осуществление контроля РВ и РАО в организации", проверке подлежат:
17.1. Наличие в организационно-распорядительных документах и в должностных инструкциях администрации организации требований по осуществлению должностными лицами контроля за учетом РВ и РАО.
17.2. Выполнение должностными лицами организации установленных требований по осуществлению контроля за учетом РВ и РАО.
17.3. Принятые меры по результатам контроля за учетом РВ и РАО и их выполнение.
18. В части, относящейся к направлению "Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Службы" проверке подлежат:
18.1. Наличие, содержание и выполнение планов мероприятий по устранению выявленных нарушений.
18.2. Представление надзорным (контрольным) органам уведомлений об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.
19. В части, относящейся к направлению "Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств", проверке подлежат:
19.1. Соответствие количества и местонахождения учетных единиц (контейнеров с РВ и РАО) данным (записям) учетной документации.
19.2. Атрибутные признаки и состояние учетных единиц, соответствие их сведениям в учетной документации.
19.3. Целостность, правильность установки и соответствие установленных на контейнеры УИВ (печатей, пломб, в том числе пломб Службы), зарегистрированных в соответствующих документах.
При установлении наличия РВ и РАО должны предусматриваться проведение инспекционных измерений РВ и РАО и при необходимости установка пломб Службы на контейнеры и/или хранилища с РВ и РАО.
1. Рабочая программа целевой инспекции (далее - рабочая программа) составляется на основе приведенных в Типовой программе перечней вопросов, в соответствии с намечаемыми целями инспекции, исходя из имеющейся информации о состоянии системы государственного учета и контроля РВ и РАО в организации (актов предыдущих инспекций, предписаний, отчетов организации о текущем состоянии учета и контроля РВ и РАО и т.д.) с обязательным учетом фактических условий и особенностей проведения работ в инспектируемой организации.
2. В рабочей программе должны быть определены:
2.1. Наименование рабочей программы.
2.2. Сроки проведения инспекции.
2.3. Цели проведения инспекции.
2.4. Направления проведения инспекции и перечни подлежащих проверке вопросов по отдельным направлениям.
2.5. Перечень структурных подразделений и служб организации, подлежащих инспектированию.
2.6. Состав информации, которая должна быть подготовлена инспектируемой организацией в виде отчетов, справок и представлена комиссии в установленный программой срок.
3. В части инспектирования системы учета и контроля РВ и РАО в целом в организации в рабочую программу следует включать следующие направления:
3.1. Правомочность организации осуществлять деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием РВ и РАО.
3.2. Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации.
3.3. Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организаций.
3.4. Меры контроля доступа к РВ и РАО.
3.5. Система измерений РВ и РАО и программа контроля качества измерений.
3.6. Передача РВ и РАО.
3.7. Инвентаризация РВ и РАО.
3.8. Учетные и отчетные документы.
3.9. Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.
3.10. Организация и осуществление контроля РВ и РАО в организации.
3.11. Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Службы
3.12. Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств.
4. В части инспектирования системы учета и контроля РВ и РАО в подразделении в рабочую программу следует включать следующие направления:
4.1. Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО.
4.2. Меры контроля доступа к РВ и РАО.
4.3. Система измерений РВ и РАО.
4.4. Инвентаризация РВ и РАО.
4.5. Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств.
5. Предусматриваемые в рабочей программе мероприятия, а также методы и способы их реализации в процессе проведения инспекции должны учитывать соблюдение требований техники безопасности, радиационной безопасности и мер по защите информации.
6. Рабочую программу составляет руководитель, назначенный для проведения инспекции (далее - руководитель комиссии) или по его поручению - один из ее членов.
7. Рабочую программу подписывает руководитель комиссии, утверждает должностное лицо Службы, принявшее решение о проведении целевой инспекции в срок, обеспечивающий своевременное направление рабочей программы в инспектируемую организацию.
1. Календарный план целевой инспекции (далее - календарный план) составляется в виде таблицы со следующими графами: номер по порядку; вопросы, подлежащие инспектированию; дата и время проведения проверки; место проведения проверки; Ф. И. О. инспектора(ов), проверяющего каждый вопрос; Ф. И. О. представителя инспектируемой организации, ответственного за обеспечение проверки каждого вопроса; отметка о выполнении.
2. Кроме проверяемых вопросов в календарный план инспекции должны быть включены:
2.1. Проведение руководителем комиссии организационного совещания с руководством инспектируемой организации, на котором осуществляются:
а) представление членов комиссии и должностных лиц организации, чьи подразделения будут подвергаться инспектированию;
б) доведение целей, задач и сроков проводимой инспекции, решение организационных вопросов;
в) уточнение плана проведения инспекции (какие члены комиссии, когда, где и какие вопросы проверяют и в чьем присутствии);
г) заслушивание информации от должностных лиц инспектируемой организации, которая должна быть заранее подготовлена по вопросам, указанным в программе инспекции;
д) уточнение состояния системы учета и контроля РВ и РАО по ранее представленной информации.
2.2. Проведение руководителем комиссии ежедневных совещаний в конце рабочего дня с заслушиванием членов комиссии о проделанной работе и выявленных нарушениях, с уточнением формулировок выявленных нарушений, причин и условий, способствующих их появлению.
2.3. Доведение до представителя организации, ответственного за обеспечение проведения инспекции, выявленных нарушений за прошедший день, рассмотрение состояния устранения ранее выявленных нарушений.
2.4. Составление акта о результатах инспекции, предписания, а при наличии основания и протокола(ов) об административном(ых) правонарушении(ях).
2.5. Доведение до представителей организации, ответственных за организацию и обеспечение учета и контроля РВ и РАО, проектов акта, предписания и окончательное уточнение выявленных и устраненных в процессе работы комиссии нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
2.6. Доведение до руководителя организации результатов инспекции и вручение ему акта, предписания под роспись.
3. Календарный план составляется руководителем комиссии или по его поручению - одним из ее членов и подписывается руководителем комиссии перед ее проведением и может корректироваться по результатам проведенных совещаний перед началом инспекции.
СОДЕРЖАНИЕ