ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, |
УТВЕРЖДЕНО
|
РУКОВОДСТВО
ПО БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ
ПОЛОЖЕНИЯ ПО УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ ЯДЕРНЫХ
МАТЕРИАЛОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ОБРАЩЕНИЕ С ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, И ИНСТРУКЦИИ
ПО УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ЗОНЕ
БАЛАНСА МАТЕРИАЛОВ»
(РБ-118-17)
Введено в действие
с 27 февраля 2017 г.
Москва 2017
Руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по структуре и содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и инструкции по учету и контролю ядерных материалов в зоне баланса материалов» (РБ-118-17) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» (НП-030-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. № 255.
Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по структуре и содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами и инструкции по учету и контролю ядерных материалов в зоне баланса материалов.
Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на деятельность по обеспечению государственного учета и контроля ядерных материалов при их производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении.
Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими деятельность по обращению с ядерными материалами, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.
Выпускается впервые.1
________
1 Разработано коллективом авторов в составе: Гареев М.Д., Субботин Е.П., Кушневский Л.Н., Аникина Т.М. Василишина С.Ю. (ФБУ «НТЦ ЯРБ»), Боков Д.А. (Ростехнадзор).
СОДЕРЖАНИЕ
1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по структуре и содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и инструкции по учету и контролю ядерных материалов в зоне баланса материалов» (РБ-118-17) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» (НП-030-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. № 255 (далее - Основные правила).
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по структуре и содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов (далее - ЯМ) в организациях, осуществляющих обращение с ЯМ, и инструкции по учету и контролю ЯМ в зоне баланса материалов (далее - ЗБМ).
3. Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на деятельность по обеспечению государственного учета и контроля ЯМ при их производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении.
4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими деятельность по обращению с ЯМ (далее - организации), независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.
5. Требования Основных правил могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.
6. Разработку положения по учету и контролю ЯМ в организации (далее - Положение) рекомендуется осуществлять службе (подразделению) учета и контроля ЯМ организации, а к разработке инструкции по учету и контролю ядерных материалов в ЗБМ (далее - Инструкция) рекомендуется привлечь должностных лиц, организующих учет и контроль ЯМ в ЗБМ.
7. Положение и Инструкцию рекомендуется разрабатывать в объеме, позволяющем отразить в них все требования и процедуры по учету и контролю ЯМ. При этом в Положении рекомендуется отражать информацию по учету и контролю ЯМ в целом по организации и по всем ЗБМ организации, а в Инструкции - приводить детальную информацию по учету и контролю ЯМ с учетом специфики обращения с ЯМ в ЗБМ, для которой разрабатывается Инструкция.
8. Утверждение Положения и Инструкции рекомендуется осуществлять руководителю организации или уполномоченному руководителем должностному лицу (далее - руководитель организации). Положение и Инструкцию рекомендуется вводить в действие распорядительным документом организации, в котором указывается срок их введения в действие.
9. Если часть информации, которая указывается в Положении и Инструкции по учету и контролю ЯМ, содержится в других документах организации, то в Положении и Инструкции по учету и контролю ЯМ рекомендуется делать ссылки на эти документы.
10. Рекомендуемая структура Положения:
а) общие положения;
б) организация учета и контроля ЯМ в организации;
в) описание ЗБМ и зон отчетности;
г) перечень, формы, порядок ведения учетных и отчетных документов, порядок оперативно-технического учета;
д) учет и контроль при передачах ЯМ;
е) средства контроля доступа к ЯМ;
ж) система измерений в учете и контроле ЯМ;
з) проведение физических инвентаризаций ЯМ;
и) расследование аномалий в учете и контроле ЯМ;
к) меры учета и контроля ЯМ при авариях и чрезвычайных ситуациях;
л) административный контроль состояния учета и контроля ЯМ;
н) порядок подготовки и допуска персонала организации к работам по учету и контролю ЯМ.
При необходимости отражения каких-либо особенностей учета и контроля ЯМ в организации рекомендуется дополнить
Положение необходимыми сведениями, которые могут быть помещены в дополнительные разделы.
11. Термины и определения, а также список сокращений, используемые в Положении, рекомендуется оформлять в виде приложений. При этом список сокращений рекомендуется составлять при наличии значительного их количества в тексте Положения.
12. В разделе Положения «Общие положения» рекомендуется отразить:
а) цели и задачи учета и контроля ЯМ в организации;
б) назначение и область применения Положения;
в) состав нормативной базы, использованной при разработке Положения;
г) подразделения организации и перечень должностных лиц, на которые распространяется действие Положения.
13. В разделе Положения «Организация учета и контроля ЯМ в организации» рекомендуется указать:
а) подразделения организации, на которые возложены задачи по учету и контролю ЯМ, их функциональную подчиненность;
б) распределение ответственности и обязанностей по учету и контролю ЯМ между должностными лицами и подразделениями организации;
в) перечень ЯМ, подлежащих учету и контролю в ЗБМ организации.
Кроме того, рекомендуется сделать ссылку на перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, применяемых в организации в целях учета и контроля ЯМ.
Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, применяемых в организации в целях учета и контроля ЯМ, рекомендуется оформлять в виде приложения к Положению. Также в виде приложений к Положению рекомендуется оформлять перечни, образцы форм нормативных и распорядительных документов организации, в соответствии с которыми организован учет и контроль ЯМ.
14. В разделе Положения «Описание ЗБМ и зон отчетности» рекомендуется:
а) привести перечень ЗБМ в организации с указанием категории ЯМ для ЗБМ;
б) для каждой ЗБМ: привести описание физических границ, структуры (перечень подразделений организации, входящих в ЗБМ); указать категорию ЯМ в ЗБМ; привести перечень ключевых точек измерений (далее - КТИ) ЯМ с указанием их назначения; указать периодичность проведения физических инвентаризаций (далее - ФИ) ЯМ в ЗБМ; указать виды и формы ЯМ в ЗБМ; привести описание мест размещения ЯМ в ЗБМ, описание или схему перемещений ЯМ в ЗБМ (включая перемещения как внутри ЗБМ, так и в/из ЗБМ с указанием КТИ, информацию о местах образования возможных потерь ЯМ (или информацию о том, что такие места отсутствуют), перечень применяемых в ЗБМ средств контроля доступа (далее - СКД);
в) привести количество и структуру зон отчетности (далее - 30), сформированных из ЗБМ организации.
15. В разделе Положения «Перечень, формы, порядок ведения учетных и отчетных документов, порядок оперативно-технического учета» рекомендуется определить:
а) общий порядок постановки на учет и снятия с учета ЯМ в ЗБМ организации;
б) перечень учетных документов;
в) общий порядок ведения (оформления) учетных документов, внесения в них исправлений;
г) перечень отчетных документов ЗБМ, порядок и сроки их представления;
д) перечень отчетных документов 30, установленных Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», порядок и сроки их представления;
е) задачи оперативно-технического учета ЯМ, общий порядок его осуществления;
ж) ответственность за ведение (оформление) соответствующих учетных документов, составление и предоставление отчетных документов 30 (если такая ответственность не установлена в разделе Положения «Организация учета и контроля ЯМ в организации»).
Формы учетных и отчетных документов рекомендуется приводить в приложениях к Положению.
Перечни основных сведений, которые рекомендуется отражать в учетных и отчетных документах, приведены в приложениях № 1 - 4 к настоящему Руководству по безопасности.
16. В разделе Положения «Учет и контроль при передачах ЯМ» рекомендуется отразить:
а) общий порядок приемки ЯМ от других организаций и отправки ЯМ в другие организации;
б) порядок передачи ЯМ между ЗБМ организации;
в) процедуры входного контроля ЯМ при приемке ЯМ от других организаций и при передачах ЯМ между ЗБМ организациями (в том числе порядок проведения внешнего осмотра и проверки количества ЯМ, контроля пломб, проведения подтверждающих измерений ЯМ, порядок документального оформления результатов входного контроля ЯМ);
г) порядок подготовки ЯМ к отправке из ЗБМ.
Рекомендуется также указать требования к срокам проведения входного контроля и постановки ЯМ на учет.
17. В разделе Положения «Средства контроля доступа к ЯМ» рекомендуется указать типы применяемых СКД к ЯМ в организации и общий порядок их применения. Кроме того, рекомендуется описать порядок применения «правила двух лиц», если оно применяется в целях контроля доступа к ЯМ.
Описание порядка применения СКД в виде пломб рекомендуется приводить в отдельном документе (например, в документе, содержащем программу применения пломб) и давать в Положении на него ссылку.
18. В разделе Положения «Система измерений в учете и контроле ЯМ» рекомендуется указать сведения, касающиеся общего описания системы измерений и контроля качества измерений ЯМ с учетом положений программ измерений ЯМ для ЗБМ и процедур контроля качества измерений ЯМ.
19. В разделе Положения «Проведение физических инвентаризаций ЯМ» рекомендуется определить:
а) общие положения по подготовке и проведению ФИ ЯМ в ЗБМ, требования (условия) проведения внеплановой ФИ ЯМ;
б) порядок подготовки к проведению ФИ ЯМ;
в) порядок организации и проведения ФИ ЯМ;
г) порядок оформления результатов ФИ ЯМ.
20. В разделе Положения «Расследование аномалий в учете и контроле ЯМ» рекомендуется указать:
а) перечень случаев, подлежащих расследованию, в том числе:
факты обнаружения недостачи (излишка) учетной единицы с ЯМ;
факты обнаружения расхождения значений фактически наличного количества ЯМ и данных учетных документов;
факты обнаружения статистически значимого расхождения данных отправителя и получателя ЯМ, а также несоответствия фактических данных данным, содержащимся в сопроводительных документах на ЯМ;
б) порядок действий персонала организации при обнаружении признаков аномалии в учете и контроле ЯМ;
в) порядок организации и проведения расследования аномалий в учете и контроле ЯМ и их признаков (с учетом особенностей проведения такого расследования в зависимости от вида аномалии);
г) порядок передачи и содержание информации в случае установления факта аномалии в учете и контроле ЯМ, а также информацию о выполнении мер по устранению и предотвращению причин возникновения аномалии в учете и контроле ЯМ.
21. В разделе Положения «Меры учета и контроля ЯМ при авариях и чрезвычайных ситуациях» рекомендуется отразить:
а) порядок доступа к ЯМ и порядок действий персонала организации в ЗБМ при (после) возникновении(я) аварий, чрезвычайных ситуаций;
б) меры обеспечения сохранности ЯМ при (после) ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций в ЗБМ, в том числе порядок применения СКД;
в) критерии необходимости проведения внеплановой ФИ ЯМ в ЗБМ после ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций.
22. В разделе Положения «Административный контроль состояния учета и контроля ЯМ» рекомендуется отразить:
а) порядок организации и осуществления административного контроля состояния учета и контроля ЯМ (далее - административный контроль), а также информацию о лицах, ответственных за его осуществление;
б) перечень вопросов, подлежащих административному контролю (в том числе контролю наличия и перемещения ЯМ в ЗБМ);
в) порядок документального оформления результатов административного контроля;
г) порядок устранения замечаний, выявленных в ходе проведения административного контроля.
23. В разделе Положения «Порядок подготовки и допуска персонала организации к работам по учету и контролю ЯМ» рекомендуется отразить:
а) перечень должностных лиц, осуществляющих учет и контроль ЯМ в организации, которые должны получать разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. № 240;
б) организацию подготовки, переподготовки и проверки знаний федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, технологических регламентов, требований технологических процессов выполнения работ, должностных и производственных инструкций в области учета и контроля ЯМ;
в) порядок допуска персонала организации к работам по учету и контролю ЯМ.
24. Все графические и справочные материалы рекомендуется оформлять в виде приложений к Положению.
25. Рекомендуемая структура Инструкции:
а) общие положения;
б) границы и структура ЗБМ;
в) места размещения ЯМ на схеме ЗБМ;
г) характеристики ЯМ и продуктов в ЗБМ;
Д) КТИ;
е) СКД;
ж) процедуры учета и контроля ЯМ;
з) процедуры оценки потерь ЯМ;
и) учетная и отчетная документация.
При необходимости отражения каких-либо особенностей учета и контроля ЯМ в ЗБМ Инструкцию рекомендуется дополнить соответствующими сведениями, которые могут быть помещены как в перечисленные, так и в дополнительные разделы.
26. В разделе Инструкции «Общие положения» рекомендуется отразить:
а) назначение и область применения Инструкции;
б) перечень использованных при разработке Инструкции нормативных правовых актов и нормативно-технической документации;
в) сведения о должностных лицах организации, на которых распространяются требования Инструкции.
27. В разделе Инструкции «Границы и структура ЗБМ» рекомендуется определить физические границы ЗБМ, структуру (подразделения организации, входящие в ЗБМ), схемы движения ЯМ в ЗБМ.
28. В разделе Инструкции «Места размещения ЯМ на схеме ЗБМ» схему ЗБМ с указанием мест размещения ЯМ рекомендуется выполнить в графическом виде.
29. В разделе Инструкции «Характеристики ЯМ и продуктов в ЗБМ» рекомендуется указать перечень ЯМ, подлежащих учету и контролю в ЗБМ, описание видов и форм ЯМ и продуктов. содержащих ЯМ.
30. В разделе Инструкции «КТИ» рекомендуется указать:
а) описание проводимых измерений ЯМ (учетных и подтверждающих) в целях их учета и контроля;
б) КТИ и виды проводимых измерений ЯМ в целях их учета и контроля в ЗБМ, перечень применяемых при этом методик и средств выполнения измерений ЯМ в целях их учета и контроля, расчетных методов;
в) порядок документирования результатов измерений ЯМ.
Если в организации имеется отдельный документ, содержащий программу измерений ЯМ в ЗБМ, то рекомендуется сделать ссылку на такой документ.
31. В разделе Инструкции «СКД» рекомендуется указать:
а) перечень СКД, применяемых в ЗБМ (пломбы, системы наблюдения, их типы);
б) особенности применения СКД в ЗБМ.
32. В разделе Инструкции «Процедуры учета и контроля ЯМ» рекомендуется указать:
а) порядок постановки на учет и снятия с учета ЯМ в ЗБМ (рекомендуется описать для каждого вида операций с ЯМ);
б) процедуры учета и контроля ЯМ при передачах в (из) ЗБМ, внутри ЗБМ;
в) оперативно-технический учет ЯМ в ЗБМ, контроль наличия и перемещений ЯМ в ЗБМ;
г) особенности проведения ФИ в ЗБМ.
При этом рекомендуется описать особенности процедур учета и контроля ЯМ, которые характерны для ЗБМ, в отличие от описания подобных процедур в Положении.
33. В разделе Инструкции «Процедуры оценки потерь ЯМ» рекомендуется указать:
а) операции, при которых возможны потери ЯМ, и места их образования;
б) порядок определения (измерения или расчет) потерь ЯМ с выбросами, сбросами, убыли ЯМ с радиоактивными отходами (далее - РАО);
в) перечень используемых методик выполнения измерений или расчетных методик оценки потерь ЯМ с выбросами, сбросами и убыли ЯМ с РАО (если не указаны в разделе Инструкции «КТИ»);
г) порядок документального оформления результатов оценки потерь ЯМ со сбросами и выбросами и их фиксации в учетных документах;
д) порядок перевода ЯМ в РАО.
При наличии в организации отдельных документов, устанавливающих какую-либо процедуру из перечисленных в настоящем пункте (например, перечень методик выполнения измерений и расчетных методик может быть приведен в программе измерений в ЗБМ или в разделе Инструкции «КТИ», порядок документального оформления потерь ЯМ с выбросами и сбросами и перевода ЯМ в РАО может быть определен в отдельном документе организации), рекомендуется приводить ссылки на эти документы.
34. В разделе Инструкции «Учетная и отчетная документация» рекомендуется указать:
а) перечни учетных, отчетных и других документов, используемых в целях учета и контроля ЯМ в ЗБМ (далее - документы);
б) формы документов либо ссылки на эти документы (например, Положение), где приведены формы документов;
в) порядок ведения (оформления) учетных документов ЗБМ (в том числе оформляемых при каждой операции по передаче ЯМ), составления и предоставления отчетных документов ЗБМ. При этом для каждого учетного документа ЗБМ указывается информация о количестве экземпляров, местах их хранения и лицах их подписывающих.
к
руководству по безопасности |
Рекомендуемый перечень сведений в журнале учета ядерных
материалов в зоне баланса материалов
В журнале учета ЯМ в ЗБМ рекомендуется указывать:
номер ЗБМ;
сведения о ЯМ, состоящих на учете в ЗБМ на начало и окончание ведения журнала учета ЯМ в ЗБМ;
сведения о приходе ЯМ в ЗБМ:
наименование поставщика;
сопроводительный документ (наименование, номер, дата);
сведения о продукте (наименование продукта, содержащего поставленный ЯМ, тип и номер упаковки (защитной, транспортной), в которой хранится указанный продукт);
массу продукта (брутто, объем);
наименование содержащихся в продукте и подлежащих учету ЯМ;
массу ЯМ;
дату поступления ЯМ в ЗБМ;
материально ответственное лицо, осуществившее прием и постановку ЯМ на учет (Ф. И. О., подпись, дата);
сведения о расходе ЯМ в ЗБМ:
сведения о массе ЯМ, переданного за пределы ЗБМ (в другие ЗБМ организации или в другие организации) или снятого с учета по другим причинам;
номер и дату составления документа, в соответствии с которым была осуществлена передача или списание ЯМ (требование-накладная, акт передачи, акт о списании, акт о переводе в категорию РАО, акт о безвозвратных потерях);
материально ответственное лицо, осуществившее передачу и списание ЯМ с учета (Ф. И. О., подпись, дата).
к
руководству по безопасности |
1. В списке наличного количества ЯМ в ЗБМ рекомендуется указывать:
номер ЗБМ;
дату, по состоянию на которую составлен список наличного количества ЯМ;
вид ЯМ (наименование продукта, содержащего ЯМ, код, % обогащения);
страту и ее характеристики (если стратификация партий ЯМ или учетных единиц в ЗБМ проводится);
номер партии ЯМ;
номер учетной единицы;
место расположения учетной единицы;
идентификатор пломбы;
массу ЯМ (брутто, лигатурная, элемента, изотопа);
должностное лицо, ответственное за учет ЯМ в ЗБМ (Ф. И. О., подпись, дата).
2. В списке фактически наличного количества ЯМ в ЗБМ, составляемом по результатам ФИ ЯМ в ЗБМ, рекомендуется указывать те же сведения, что и в списке наличного количества ЯМ в ЗБМ, за исключением сведений о должностном лице, ответственном за учет ЯМ в ЗБМ, и его подписи. Вместо этого в состав сведений, содержащихся в списке фактически наличного количества ЯМ в ЗБМ, включаются данные членов инвентаризационной комиссии (Ф. И. О., подпись, дата), проводивших ФИ ЯМ в ЗБМ.
к
руководству по безопасности |
В отчете об изменении количества ЯМ в ЗБМ рекомендуется указывать:
номер ЗБМ;
период времени, за который составлен отчет;
номер инвентарного изменения;
тип изменения (прием, передача);
сопроводительный документ (реквизиты);
дату инвентарного изменения;
номер отчетной партии;
наименование отчетной партии;
вид ЯМ (код);
количество учетных единиц;
номинальное обогащение;
описание ЯМ (физическая форма, химическая форма, чистота и облученность);
лигатурную массу;
элемент (массу);
изотоп (массу).
к
руководству по безопасности |
В материально-балансовом отчете по результатам ФИ ЯМ в ЗБМ рекомендуется указывать:
номер ЗБМ;
период времени, за который составлен отчет;
наименование ЯМ;
вид ЯМ (код);
% обогащения;
наличное количество (массу) ЯМ на начало межбалансового периода (далее - МБП);
суммарное увеличение массы ЯМ за МБП;
суммарное уменьшение массы ЯМ за МБП;
наличное количество (массу) ЯМ на конец МБП;
фактически наличное количество (массу) ЯМ на конец МБП;
значение модуля инвентаризационной разницы (далее - ИР);
значение погрешности определения ИР;
предел допустимого значения модуля ИР.