Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации
от 1 ноября 2016 г. № 601н
"Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации"
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4171) приказываю:
1. Утвердить Положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.
Министр |
М.А. Топилин |
|
|
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2016 г. |
|
Регистрационный № 45047 |
|
Приложение
к приказу Министерства
труда и социальной защиты РФ
от 1 ноября 2016 г. № 601н
Положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации
1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее соответственно - соискатели, независимая оценка квалификации, оценочные средства).
2. Оценочные средства представляют собой комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к квалификации)*.
_______________
* Пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации".
3. Оценочные средства содержат описание материально-технического и кадрового обеспечения оценочных мероприятий.
4. Оценочные средства разрабатываются по наименованиям квалификаций, сведения о которых включены в реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации (далее - реестр).
5. Оценочные средства разрабатываются в соответствии со структурой оценочных средств согласно приложению к настоящему Положению.
6. Оценочное средство содержит:
а) наименование оцениваемой квалификации, утвержденное автономной некоммерческой организацией "Национальное агентство развития квалификаций" (далее - Национальное агентство) и содержащееся в реестре;
б) уровень квалификации, определенный в соответствии с требованиями к квалификации;
в) наименование и код профессионального стандарта или наименование и реквизиты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, на соответствие положениям которых проводится профессиональный экзамен;
г) знания, умения, трудовые действия, трудовые функции в соответствии с требованиями к квалификации;
д) описание материально-технического обеспечения для проведения профессионального экзамена;
е) требования к кадровому обеспечению для проведения профессионального экзамена;
ж) требования безопасности к проведению профессионального экзамена (при необходимости);
з) задания для теоретического и практического этапа профессионального экзамена и их спецификацию (далее - задание);
и) критерии оценки заданий профессионального экзамена;
к) правила обработки результатов и принятия решения о соответствии квалификации соискателя требованиям к квалификации;
л) перечень нормативных правовых и иных документов, использованных при подготовке комплекта оценочных средств (при наличии).
7. Совет по профессиональным квалификациям (далее - Совет) организует разработку оценочных средств.
8. В целях разработки и экспертизы оценочных средств Совет привлекает специалистов, имеющих образование и опыт работы по видам деятельности, соответствующим оцениваемым квалификациям, и дополнительное профессиональное образование по вопросам разработки (далее - разработчики оценочных средств) и (или) экспертизы оценочных средств (далее - эксперты), или организации, имеющие таких специалистов.
9. Советом, из числа специалистов, указанных в пункте 8 настоящего Положения, создаются рабочие группы по разработке оценочных средств и их экспертизе.
Количественный состав рабочих групп не может быть менее трех человек.
Персональный состав разработчиков оценочных средств и экспертов утверждается решением Совета, в котором указываются сведения о квалификации разработчиков оценочных средств и экспертов (образование и опыт работы).
Специалисты, осуществлявшие разработку оценочных средств, не могут участвовать в экспертизе соответствующих оценочных средств.
10. Разработка оценочных средств включает следующие этапы:
а) проведение анализа нормативных правовых и иных документов, регулирующих оцениваемую квалификацию (при наличии);
б) определение состава заданий оценочного средства путем выбора одного или нескольких типов для теоретического и практического этапов профессионального экзамена из вариантов, предусмотренных структурой оценочных средств согласно приложению к настоящему Положению;
в) определение требований безопасности к проведению профессионального экзамена (при необходимости);
г) установление требований к материально-техническим ресурсам, необходимым для проведения профессионального экзамена;
д) установление требований к кадровому обеспечению для проведения профессионального экзамена;
е) разработка заданий и критериев для оценки их выполнения для теоретического этапа профессионального экзамена;
ж) разработка заданий и критериев для оценки их выполнения для практического этапа профессионального экзамена;
з) экспертиза оценочных средств.
11. Разработанные оценочные средства проходят экспертизу, по результатам которой оформляется заключение.
12. Заключение должно содержать экспертную оценку:
а) соответствия разработанного оценочного средства установленной структуре оценочного средства;
б) полноты и достаточности заданий, включенных в теоретический и практический этапы профессионального экзамена, для принятия решения о соответствии квалификации соискателя (уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы) соответствующим требованиям к квалификации;
в) критериев оценки полноты и правильности выполнения трудовых действий, трудовых функций и демонстрации необходимых умений и знаний соискателем и правил обработки результатов профессионального экзамена;
г) соответствия требований к материально-техническому и кадровому обеспечению оценочных мероприятий установленным заданиям;
д) достаточности требований безопасности к проведению оценочных мероприятий.
13. Совет утверждает оценочные средства с учетом результатов их экспертизы.
14. Совет:
а) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" примеры заданий, входящих в состав оценочных средств;
б) направляет сведения об утвержденных оценочных средствах в Национальное агентство для внесения в реестр.
15. Совет обеспечивает хранение заключений в бумажном и (или) электронном виде не менее двух лет после утверждения оценочного средства.
16. Организационную, методическую и экспертно-аналитическую поддержку деятельности по разработке оценочных средств осуществляет Национальное агентство.
к
Положению о разработке оценочных
средств для проведения независимой
оценки квалификации, утвержденному
приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 1 ноября 2016 г. № 601н
Структура оценочных средств
1. Наименование квалификации и уровень квалификации: _____________________ _______________________________________________________________________ |
(указываются в соответствии с
профессиональным стандартом или квалификационными |
2. Номер квалификации: __________________________________________________ (номер квалификации в реестре сведений о проведении
независимой |
3. Профессиональный стандарт или квалификационные требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к квалификации): _____________________________ (наименование и код профессионального _______________________________________________________________________ стандарта либо наименование и реквизиты документов, устанавливающих квалификационные требования) |
4. Вид профессиональной деятельности: ____________________________________ (по реестру профессиональных стандартов) |
5. Спецификация заданий для теоретического этапа профессионального экзамена |
Знания, умения в соответствии с требованиями к квалификации, на соответствие которым проводится оценка квалификации |
Критерии оценки квалификации |
Тип и № задания1 |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
Общая информация по структуре заданий для теоретического этапа профессионального экзамена: количество заданий с выбором ответа: ______; количество заданий с открытым ответом: ______; количество заданий на установление соответствия: ___________________________; количество заданий на установление последовательности: _____________________; время выполнения заданий для теоретического этапа экзамена: _________________ |
|
6. Спецификация заданий для практического этапа профессионального экзамена |
Трудовые функции, трудовые действия, умения в соответствии с требованиями к квалификации, на соответствие которым проводится оценка квалификации |
Критерии оценки квалификации |
Тип2 и № задания |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
7. Материально-техническое обеспечение оценочных мероприятий: а) материально-технические ресурсы для обеспечения теоретического этапа профессионального экзамена: ____________________________________________ (помещение, инвентарь, компьютерная техника и оргтехника, _____________________________________________________________________ программное обеспечение, канцелярские принадлежности и другие) б) материально-технические ресурсы для обеспечения практического этапа профессионального экзамена: ____________________________________________ (оборудование, инструмент, оснастка, материалы, ______________________________________________________________________ средства индивидуальной защиты, экзаменационные образцы и другие) |
8. Кадровое обеспечение оценочных мероприятий: __________________________ (требования к квалификации и опыту ______________________________________________________________________ работы, особые требования к членам экспертной комиссии) |
9. Требования безопасности к проведению оценочных мероприятий (при необходимости): ________________________________________________________ (проведение обязательного инструктажа на рабочем месте и другие) |
10. Задания для теоретического этапа профессионального экзамена: ______________________________________________________________________ |
11. Критерии оценки (ключи к заданиям), правила обработки результатов теоретического этапа профессионального экзамена и принятия решения о допуске (отказе в допуске) к практическому этапу профессионального экзамена: _________ ______________________________________________________________________ |
12. Задания для практического этапа профессионального экзамена: |
а) задание на выполнение трудовых функций, трудовых действий в реальных или модельных условиях: |
трудовая функция: _____________________________________________________; трудовое действие (действия): ___________________________________________; (заполняется, если предусмотрена оценка трудовых действий) задание: ______________________________________________________________; (формулировка задания) условия выполнения задания: ____________________________________________; место выполнения задания: ______________________________________________; максимальное время выполнения задания (как правило, не более 6 часов): _______; (мин./час.) критерии оценки: _______________________________________________________; |
б) задание для оформления и защиты портфолио: |
трудовая функция: _____________________________________________________; трудовое действие (действия): ___________________________________________; (заполняется, если предусмотрена оценка трудовых действий) задание: ______________________________________________________________ (собрать, оформить и представить портфолио работ или документов, отражающих _____________________________________________________________________; выполнение трудовых функций, соответствующих квалификации) требования к структуре и оформлению портфолио: ___________________________ (перечисляются конкретные документы, ______________________________________________________________________ работы, результаты выполненных работ, которые должны войти в портфолио, ______________________________________________________________________ с указанием формы их представления и другое) типовые вопросы для собеседования по материалам портфолио (если предусмотрена защита портфолио): ____________________________________________________; критерии оценки (в том числе модельные ответы на типовые вопросы для собеседования)3: _______________________________________________________; |
13. Правила обработки результатов профессионального экзамена и принятия решения о соответствии квалификации соискателя требованиям к квалификации: ______________________________________________________________________ Положительное решение о соответствии квалификации соискателя требованиям к квалификации по квалификации __________________________________________ (наименование квалификации) принимается при _______________________________________________________ (указывается, при каких результатах выполнения задания профессиональный экзамен считается пройденным положительно) |
14. Перечень нормативных правовых и иных документов, использованных при подготовке комплекта оценочных средств (при наличии): _____________________ ______________________________________________________________________ |
_______________ 1 Для проведения теоретического этапа экзамена используются следующие типы тестовых заданий: с выбором ответа; с открытым ответом; на установление соответствия; на установление последовательности. Типы заданий теоретического этапа экзамена выбираются разработчиками оценочных средств в зависимости от особенностей оцениваемой квалификации. 2 Для проведения практического этапа профессионального экзамена используются два типа заданий: задание на выполнение трудовых функций, трудовых действий в реальных или модельных условиях; портфолио. 3 При определении критериев оценки рассматривается соответствие работ, представленных в портфолио (документов, подтверждающих опыт и достижения соискателя), требованиям, предъявляемым к результатам соответствующей деятельности. Критерии оценки защиты (собеседования) должны позволять оценить достоверность информации портфолио, самостоятельность выполнения работ, представленных (описанных) в портфолио, возможно, некоторые трудовые действия, умения и знания. |