Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека от 26 апреля 2005 г. № 385
"Об организации работы по социально-гигиеническому мониторингу"
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" и дальнейшего совершенствования работ по социально-гигиеническому мониторингу в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека приказываю:
1. Утвердить Порядок ведения социально-гигиенического мониторинга (Приложение).
2. Территориальным управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту и центрам гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту в работе по социально-гигиеническому мониторингу руководствоваться Порядком ведения социально-гигиенического мониторинга.
3. Федеральному центру гигиены и эпидемиологии осуществлять:
3.1. Прием и анализ информации, полученной в ходе ведения социально-гигиенического мониторинга.
3.2. Ежегодное обобщение (до 1 июля следующего за отчетным года) результатов работы территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с перечнем показателей социально-гигиенического мониторинга на региональном и местном уровнях с последующим представлением информации в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3.3. Корректировку показателей, входящих в перечень показателей социально-гигиенического мониторинга, по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ежегодно (до 1 сентября следующего за отчетным года).
4. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
4.1. Обеспечить взаимодействие всех участников ведения социально-гигиенического мониторинга, а также обмен между ними информацией, получаемой в ходе его ведения.
4.2. Информировать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о результатах ведения социально-гигиенического мониторинга.
5. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Н.В. Шестопалова.
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Приложение
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
от 26 апреля 2005 г. № 385
Порядок ведения социально-гигиенического мониторинга
1. Организация ведения социально-гигиенического мониторинга
1.1. Территориальные управления Федеральной службы в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту осуществляют:
а) организацию системы наблюдения и сбора информации для ведения СГМ;
б) проведение анализа полученных данных, выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека, прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации и на транспорте, определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения, разработку предложений для управленческих решений, направленных на охрану здоровья населения и среды обитания человека;
в) подготовку предложений для принятия управленческих решений для руководителя территориального управления (отдела), для руководителей структурных подразделений территориального управления (отдела), других территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установления факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их устранения;
1.2. Федеральные государственные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
а) выполняют работу по сбору, обобщению и анализу полученных данных, в т.ч. и с использованием методики оценки риска;
б) передают собранные данные в Федеральный информационный фонд СГМ;
в) сопровождают и поддерживают территориальные информационные фонды СГМ и другое программное обеспечение используемое при ведении СГМ, представляют необходимые материалы соответствующее в территориальное управление Роспотребнадзора;
г) совершенствуют единые технологии приема и передачи данных по информационным каналам связи для формирования Федерального информационного фонда.
2. Формирование показателей, объектов и факторов
2.1. Параметры объектов и факторов для системы СГМ, характеризующие санитарно-эпидемиологическую ситуацию, формируются в ходе осуществления:
2.1.1. Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе при:
- выборе водоисточников, используемых для централизованного и децентрализованного водоснабжения, купания, занятий спортом и отдыха населения, а также в лечебных целях; установлении зон санитарной охраны источников водоснабжения населения и осуществлении мероприятий по охране водоемов от загрязнения; обеспечении населения водой для питьевых, хозяйственных и производственных целей;
- осуществлении мероприятий по охране атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны производственных и других помещений в местах постоянного и временного пребывания людей; установлении санитарно-защитных зон промышленных предприятий;
- сборе, переработке, обезвреживании, захоронении и утилизации производственных и бытовых отходов;
- эксплуатации зданий, помещений, сооружений и транспортных средств;
- выполнении работ с источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;
- размещении объектов промышленности, выборе земельных участков под строительство: проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации предприятий, зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных средств, а также при вводе их в эксплуатацию; разработке и анализе состояния генпланов и проектов застройки городов и других населенных пунктов;
- проведении государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
- проведении государственной регистрации отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации;
- проведении государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, государственной регистрации дезинфекционных средств;
- осуществлении мероприятий по санитарной охране территорий и лечебных местностей;
- анализе размещения производств, предприятий, жилых зданий;
- наблюдении за показателями здоровья населения и состоянием среды обитания человека;
- сборе, хранении, обработки и систематизации данных наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания человека.
2.1.2. Лабораторного контроля и проведении инструментальных измерений, в том числе за:
- атмосферным воздухом, воздухом рабочей зоны производственных, учебных и других помещений с массовым пребыванием людей;
- водой водоисточников, систем централизованного и децентрализованного водоснабжения и рекреационного назначения;
- почвой селитебных территорий и сельскохозяйственных угодий;
- пищевыми продуктами и продовольственным сырьем, в том числе ввозимыми из-за рубежа;
- сточными водами промышленного и бытового назначения;
- физическими факторами среды закрытых помещений;
2.1.3. Исследований, в том числе при:
- эпидемиологическом контроле и надзоре за инфекционными и неинфекционными заболеваниями;
- проведении исследований объектов и факторов окружающей среды на наличие сложных соединений и веществ биологической, химической и радиационной природы для оценки их комплексного и изолированного воздействия;
2.2. Лабораторные исследования и измерения проводятся с целью определения:
- уровней: шума, локальной и общей вибрации, частиц аэрозолей, освещенности, механических примесей, ионизирующего и неионизирующего излучений;
- наличия и концентрации: токсичных химических веществ, тяжелых металлов, биологических веществ и агентов, токсинов;
- общей токсичности (в том числе генотоксичность), канцерогенность и мутагенность исследуемого образца объекта или фактора;
2.3. При санитарно-эпидемиологической оценке объектов и факторов, характеризующих санитарно-эпидемиологическое состояние территории проводится:
- санитарно-эпидемиологическая паспортизация объектов и факторов, характеризующих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения:
- оценка показателей и установление критериев санитарно-эпидемиологического благополучия населения района и города;
- установление точек отбора проб и мест измерений объектов и факторов, которые наиболее адекватно позволят охарактеризовать их распространение на территории и возможное влияние на человека; определяется периодичность и кратность отбора, порядок наблюдения и исследования;
- определяется начальная структура баз данных, подлежащих ведению на федеральном уровне субъекта Российской Федерации.
2.4. Создается комплекс аппаратно-программных средств, предназначенный для обработки данных с целью:
- возможного выявления причинно-следственных связей факторов окружающей среды и здоровья человека;
- расчета риска ожидаемой частоты и уровней заболеваемости населения.
3. Задачи социально-гигиенического мониторинга
3.1. При ведении СГМ решаются следующие задачи:
а) гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания и здоровья населения;
б) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;
в) установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
г) формирование Федерального информационного фонда СГМ;
д) обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению СГМ;
е) выработка предложений для принятия управленческих решений федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
3.2. Информационными показателями для СГМ являются данные наблюдений:
а) за состоянием здоровья населения;
б) за факторами среды обитания человека, в том числе:
- биологическими (вирусные, бактериальные, паразитарные) (ведется центрами гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека);
- химическими, в том числе источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду (ведется центрами гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитоконтролю, Федеральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральной службой государственной статистики и подведомственными им организациями);
- физическими (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения) (ведется центрами гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральными органами исполнительной власти, организациями, осуществляющими радиационный контроль, в том числе и аккредитованными лабораториями радиационного контроля);
- социальными (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) (ведется центрами гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой государственной статистики, Федеральной службой по труду и занятости, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями);
- за природно-климатическими факторами (ведется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитоконтролю, Федеральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральной службой государственной статистики);
в) сведения всех информационных баз данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, которые ведутся учреждениями, структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения;
г) для географической привязки объектов СГМ используются данные земельного кадастра (ведется Федеральным агентством кадастра и объектов недвижимости).
4. Федеральный информационный фонд
4.1. Все собираемые данные передаются в Федеральный информационный фонд данных СГМ, который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированную на основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных и правовых актов и методических документов в области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека;
4.2. Структура, объем и периодичность представления данных полученных в ходе СГМ, в Федеральный информационный фонд, определяются Федеральной службой;
4.3. Представление в Федеральный информационный фонд данных, полученных в ходе СГМ, обмен ими между органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, участвующими в его проведении, осуществляются на безвозмездной основе.
Заместитель руководителя |
Н.В. Шестопалов |