Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1467
"Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(в редакции, актуальной с 6 мая 2020 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно постановлениям Правительства РФ: от 29.06.2017 г. № 775,
от 18.04.2018 г. № 470, от 24.04.2020 г. № 579)
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
требования к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения;
форму паспорта безопасности объектов водоснабжения и водоотведения;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить:
форму перечня объектов водоснабжения и водоотведения субъекта Российской Федерации, подлежащих категорированию;
порядок ведения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации учета категорированных объектов водоснабжения и водоотведения;
рекомендации по оснащению объектов водоснабжения и водоотведения инженерно-техническими средствами охраны.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1467)
1. Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, включая вопросы их категорирования, охраны, оборудования инженерно-техническими средствами охраны, информирования об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах водоснабжения и водоотведения и реагирования на полученную информацию, контроля за выполнением настоящих требований, а также разработки паспорта безопасности объектов водоснабжения и водоотведения.
2. Под объектами водоснабжения и водоотведения для целей настоящих требований следует понимать территориально обособленные (расположенные в пределах внешнего периметра, границы которого установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации) комплексы зданий, сооружений и оборудования, предназначенные для осуществления водоснабжения (водозаборы (в том числе входящие в их состав гидротехнические сооружения), очистные сооружения водопровода, водопроводные насосные станции, резервуары, водонапорные башни) и водоотведения (очистные сооружения канализации (в том числе входящие в их состав гидротехнические сооружения), канализационные насосные станции), входящие в состав централизованных и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, а также водоотведения (за исключением водопроводных и канализационных сетей).
3. Настоящие требования не распространяются на:
а) объекты водоснабжения и водоотведения, которые подлежат обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) объекты водоснабжения и водоотведения, которые находятся на праве собственности или на ином законном основании у организаций промышленности, топливно-энергетического комплекса и транспорта, входят в состав их основного технологического оборудования и используются ими для оказания услуг водоснабжения и водоотведения только для производственных и иных нужд этих организаций и в отношении которых выполняются мероприятия по антитеррористической защищенности;
в) объекты водоснабжения и водоотведения, которые не включены в сформированные в соответствии с пунктом 12 настоящих требований перечни объектов водоснабжения и водоотведения, подлежащих категорированию;
г) важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, а также контроля за эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны.
4. Ответственность за антитеррористическую защищенность объектов водоснабжения и водоотведения возлагается на руководителей организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (далее - организации, осуществляющие эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объекте водоснабжения и водоотведения.
5. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению безопасности объектов водоснабжения и водоотведения с учетом степени угрозы совершения террористического акта, значимости объектов водоснабжения и водоотведения для инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также возможных последствий совершения на них террористических актов проводится категорирование объектов водоснабжения и водоотведения.
6. Степень угрозы совершения террористического акта на объекте водоснабжения и водоотведения определяется на основании данных территориальных органов безопасности и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации об обстановке в районе расположения объекта водоснабжения и водоотведения, о количестве совершенных или предотвращенных террористических актов на объекте водоснабжения и водоотведения или на аналогичных объектах водоснабжения и водоотведения на территории субъекта Российской Федерации, а также о количестве и характере вводимых в районе расположения объекта водоснабжения и водоотведения уровнях террористической опасности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".
7. Различаются следующие степени угрозы совершения террористического акта, соответствующие наивысшему количественному показателю любого из указанных критериев:
а) критическая:
в течение последних 3 лет совершено или предотвращено 4 и более террористических акта;
в течение последних 12 месяцев совершено или предотвращено 2 и более террористических акта;
в течение последних 3 лет вводились более 4 раз критический ("красный") уровень террористической опасности и (или) более 8 раз высокий ("желтый") уровень террористической опасности;
в течение последних 12 месяцев вводились более 2 раз критический ("красный") уровень террористической опасности и (или) более 4 раз высокий ("желтый") уровень террористической опасности;
б) высокая:
в течение последних 3 лет совершено или предотвращено от 2 до 3 террористических актов;
в течение последних 12 месяцев совершен или предотвращен 1 террористический акт;
в течение последних 3 лет вводились от 2 до 4 раз критический ("красный") уровень террористической опасности, и (или) от 4 до 8 раз высокий ("желтый") уровень террористической опасности, или более 8 раз повышенный ("синий") уровень террористической опасности;
в течение последних 12 месяцев вводились от 1 до 2 раз критический ("красный") уровень террористической опасности, и (или) от 2 до 4 раз высокий ("желтый") уровень террористической опасности, и (или) от 4 до 8 раз повышенный ("синий") уровень террористической опасности;
в) повышенная:
в течение последних 3 лет совершен или предотвращен 1 террористический акт;
в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершение (попытки к совершению) террористических актов;
в течение последних 3 лет вводились от 2 до 4 раз высокий ("желтый") уровень террористической опасности и (или) от 4 до 8 раз повышенный ("синий") уровень террористической опасности;
в течение последних 12 месяцев вводились от 1 до 2 раз высокий ("желтый") уровень террористической опасности и (или) от 2 до 4 раз повышенный ("синий") уровень террористической опасности;
г) низкая:
в течение последних 3 лет не зафиксировано совершение (попытки к совершению) террористических актов;
в течение последних 3 лет вводился менее 4 раз повышенный ("синий") уровень террористической опасности;
в течение последних 12 месяцев вводился менее 2 раз повышенный ("синий") уровень террористической опасности.
8. Значимость объекта водоснабжения и водоотведения для инфраструктуры и жизнеобеспечения определяется на основании данных о количестве людей, которым объект водоснабжения и водоотведения оказывает соответствующие услуги, а также на основании данных об отнесении в соответствии с законодательством Российской Федерации объектов, которым объект водоснабжения и водоотведения оказывает соответствующие услуги, к критически важным или потенциально опасным объектам.
9. Возможные последствия совершения террористического акта на объекте водоснабжения и водоотведения определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут пострадать (погибнуть либо получить вред здоровью) или условия жизнедеятельности которых могут быть нарушены в результате совершения террористического акта (социальные последствия), а также о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде, который может быть причинен в результате совершения террористического акта (экономические последствия).
Для расчета возможных последствий совершения террористического акта на объекте водоснабжения и водоотведения в соответствии с настоящими требованиями определяется зона влияния объекта водоснабжения и водоотведения, в которую входит территория, в пределах которой объектом водоснабжения и водоотведения оказываются соответствующие услуги населению, а также иная территория, в пределах которой могут распространиться последствия чрезвычайной ситуации, возникшей в результате совершения террористического акта на объекте водоснабжения и водоотведения.
10. С учетом степени угрозы совершения террористического акта, значимости объекта водоснабжения и водоотведения для инфраструктуры и жизнеобеспечения, возможных последствий совершения террористического акта устанавливаются следующие категории объектов водоснабжения и водоотведения:
а) объекты водоснабжения и водоотведения первой категории:
объекты, осуществляющие питьевое водоснабжение, в зоне влияния которых проживает более 500 тыс. человек;
объекты водоснабжения и водоотведения, совокупный потенциальный материальный ущерб и ущерб окружающей природной среде в результате совершения террористического акта на которых составляет более 500 млн. рублей;
объекты водоснабжения и водоотведения, степень угрозы совершения террористического акта на которых является критической;
б) объекты водоснабжения и водоотведения второй категории:
объекты, осуществляющие питьевое водоснабжение, в зоне влияния которых проживает от 200 до 500 тыс. человек;
объекты водоснабжения и водоотведения, совокупный потенциальный материальный ущерб и ущерб окружающей природной среде от совершения террористического акта на которых составит от 200 до 500 млн. рублей;
объекты водоснабжения и водоотведения, степень угрозы совершения террористического акта на которых является высокой;
в) объекты водоснабжения и водоотведения третьей категории:
объекты, осуществляющие питьевое водоснабжение, в зоне влияния которых проживает от 100 до 200 тыс. человек;
объекты водоотведения, в зоне влияния которых проживает более 500 тыс. человек;
объекты водоснабжения и водоотведения, оказывающие услуги водоснабжения и (или) водоотведения объектам, включенным в соответствии с законодательством Российской Федерации в перечни критически важных или потенциально опасных объектов Российской Федерации, в случае если прекращение оказания указанным объектам услуг водоснабжения и (или) водоотведения повлечет возникновение чрезвычайной ситуации регионального (межрегионального) или федерального характера в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций, определенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
объекты водоснабжения и водоотведения, совокупный потенциальный материальный ущерб и ущерб окружающей природной среде от совершения террористического акта на которых составит от 100 до 200 млн. рублей;
объекты водоснабжения и водоотведения, степень угрозы совершения террористического акта на которых является повышенной;
г) объекты водоснабжения и водоотведения четвертой категории:
очистные сооружения водопровода, осуществляющие питьевое водоснабжение, в зоне влияния которых проживает от 50 до 100 тыс. человек;
очистные сооружения канализации, в зоне влияния которых проживает от 200 до 500 тыс. человек;
объекты водоснабжения и водоотведения, оказывающие услуги водоснабжения и (или) водоотведения объектам, включенным в соответствии с законодательством Российской Федерации в перечни критически важных или потенциально опасных объектов Российской Федерации, в случае если прекращение оказания указанным объектам услуг водоснабжения и (или) водоотведения повлечет возникновение чрезвычайной ситуации муниципального (межмуниципального) характера в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций, определенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
объекты водоснабжения и водоотведения, не относящиеся к первой - третьей категориям, на которых хранятся и используются опасные вещества;
объекты водоснабжения и водоотведения, совокупный потенциальный материальный ущерб и ущерб окружающей природной среде от совершения террористического акта на которых составит от 50 до 100 млн. рублей;
объекты водоснабжения и водоотведения, степень угрозы совершения террористического акта на которых является низкой.
11. Всем объектам водоснабжения и водоотведения присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 10 настоящих требований.
12. Категорирование осуществляется в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, включенных в перечень объектов водоснабжения и водоотведения, подлежащих категорированию (далее - перечень объектов).
Перечень объектов формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации) на основании данных о коммунальной инфраструктуре субъекта Российской Федерации.
Перечень объектов формируется по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Перечень объектов является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения перечня объектов письменно уведомляет соответствующие организации, эксплуатирующие объекты водоснабжения и водоотведения, о принятом решении.
В случае ввода в эксплуатацию нового (или ликвидации существующего) объекта водоснабжения и водоотведения уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня завершения необходимых мероприятий по вводу объекта водоснабжения и водоотведения в эксплуатацию (ликвидации объекта водоснабжения и водоотведения) вносит соответствующие изменения в перечень объектов в порядке, предусмотренном для его формирования, и уведомляет об этом соответствующие организации, эксплуатирующие объекты водоснабжения и водоотведения.
13. Руководители организаций, эксплуатирующих объекты водоснабжения и водоотведения, которые не включены в перечень объектов, самостоятельно определяют содержание и порядок обеспечения антитеррористической защищенности данных объектов водоснабжения и водоотведения (охрана, реализация пропускного и внутриобъектового режимов, оборудование инженерно-техническими средствами охраны, реагирование на угрозу совершения или на совершение террористических актов, информирование об этом правоохранительных органов, а также реализация других мер антитеррористической защищенности).
14. При размещении конструктивно и технологически связанных между собой зданий, сооружений и частей единого комплекса оборудования, предназначенных для выполнения объектом водоснабжения и водоотведения функций по оказанию соответствующих услуг на обособленных территориях, расстояние между которыми составляет более 500 метров, их категорирование как самостоятельных объектов водоснабжения и водоотведения осуществляется отдельно.
Если на территории одного объекта водоснабжения и водоотведения располагаются конструктивно и технологически связанные между собой здания, сооружения или части единого комплекса оборудования, предназначенные для выполнения объектом водоснабжения и водоотведения функций по оказанию соответствующих услуг, которые эксплуатируются различными организациями, то их категорирование как самостоятельных объектов водоснабжения и водоотведения осуществляется каждой такой организацией отдельно.
15. Для проведения категорирования объекта водоснабжения и водоотведения решением руководителя организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, в течение 2 месяцев со дня получения уведомления о включении этого объекта водоснабжения и водоотведения в перечень объектов создается комиссия по обследованию и категорированию объекта водоснабжения и водоотведения (далее - комиссия).
16. В состав комиссии включаются:
а) руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, или уполномоченный им заместитель (председатель комиссии);
б) должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте водоснабжения и водоотведения;
в) сотрудники организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, и работники этого объекта водоснабжения и водоотведения, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации, а также лица, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;
г) представители подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения;
д) представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта водоснабжения и водоотведения (по согласованию);
е) представители уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию).
17. Количество членов комиссии от организации, эксплуатирующей объект водоснабжения и водоотведения (включая председателя), и от подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения не должно превышать количество членов комиссии от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
18. К работе комиссии в качестве консультантов могут привлекаться сотрудники юридических лиц, а также индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения.
19. В ходе своей работы комиссия:
а) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте водоснабжения и водоотведения;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта водоснабжения и водоотведения, организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта водоснабжения и водоотведения;
в) определяет значимость объекта водоснабжения и водоотведения для инфраструктуры и жизнеобеспечения;
г) выявляет критические элементы объекта водоснабжения и водоотведения;
д) определяет возможные последствия совершения террористического акта на объекте водоснабжения и водоотведения;
е) определяет категорию объекта водоснабжения и водоотведения или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
ж) проводит обследование объекта водоснабжения и водоотведения на предмет состояния его антитеррористической защищенности в соответствии с его категорией;
з) определяет мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения с учетом его категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.
20. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта водоснабжения и водоотведения, в котором отражаются сведения, собранные об объекте водоснабжения и водоотведения, присваиваемая объекту водоснабжения и водоотведения категория с указанием критериев категорирования, на основании которых она присвоена, оценка состояния антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения, а также мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения.
Решения комиссии принимаются коллегиально в ходе голосования ее членов простым большинством голосов с правом решающего голоса председателя при равном распределении голосов (результаты голосования каждого члена комиссии заносятся в акт обследования и категорирования объекта водоснабжения и водоотведения).
Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта водоснабжения и водоотведения с изложением своего особого мнения, которое приобщается к указанному акту.
21. Акт обследования и категорирования объекта водоснабжения и водоотведения составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем.
22. Акт обследования и категорирования объекта водоснабжения и водоотведения является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Акт обследования и категорирования объекта водоснабжения и водоотведения является основанием для разработки паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения и приобщается к нему в качестве приложения.
23. Руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, в течение 1 месяца со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта водоснабжения и водоотведения письменно уведомляет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации о присвоенной объекту водоснабжения и водоотведения категории либо об отсутствии у объекта водоснабжения и водоотведения признаков, позволяющих его отнести к определенной категории, в соответствии с критериями категорирования, предусмотренными пунктом 10 настоящих требований.
При отсутствии у объекта водоснабжения и водоотведения признаков, позволяющих его отнести к определенной категории, объект водоснабжения и водоотведения подлежит исключению уполномоченным органом субъекта Российской Федерации из перечня объектов в порядке, установленном для его формирования.
24. Учет категорированных объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
25. В отношении каждого объекта водоснабжения и водоотведения в соответствии с установленной категорией и предписаниями, изложенными в акте обследования и категорирования объекта водоснабжения и водоотведения, руководителем организации, эксплуатирующей объект водоснабжения и водоотведения, разрабатываются перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения и план их реализации с указанием сроков и способов реализации данных мероприятий, финансовых средств и иных ресурсов, которые будут для этого привлечены, а также должностных лиц организации, эксплуатирующей объект водоснабжения и водоотведения, ответственных за его выполнение.
В случае если в связи с осуществлением мероприятий по антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения прогнозируется превышение показателей предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", в плане реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения определяется поэтапность осуществления этих мероприятий с выделением из них приоритетных.
Общий срок реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения не должен превышать 5 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта водоснабжения и водоотведения.
Перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения и план реализации указанных мероприятий приобщаются в качестве приложения к паспорту безопасности объекта водоснабжения и водоотведения.
26. Обеспечение антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения осуществляется путем реализации комплекса организационно-распорядительных, режимно-охранных и инженерно-технических мероприятий, направленных на:
а) воспрепятствование неправомерному проникновению на объект водоснабжения и водоотведения;
б) выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте водоснабжения и водоотведения режима и (или) признаков подготовки или совершения террористических актов;
в) пресечение попыток совершения террористических актов на объекте водоснабжения и водоотведения;
г) минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объекте водоснабжения и водоотведения и ликвидацию угроз террористических актов на объекте водоснабжения и водоотведения;
д) обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта водоснабжения и водоотведения, иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения;
е) выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте водоснабжения и водоотведения токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
27. Организационно-распорядительные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения включают в себя:
а) назначение распорядительным актом руководителя организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, должностных лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения;
б) разработку и доведение до подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения, а также до работников объекта водоснабжения и водоотведения организационно-распорядительной служебной документации по вопросам:
обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения;
организации охраны объекта водоснабжения и водоотведения;
реализации на объекте водоснабжения и водоотведения пропускного и внутриобъектового режимов;
информирования органов государственной власти об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте водоснабжения и водоотведения;
действий подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения и работников объекта водоснабжения и водоотведения в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на объекте водоснабжения и водоотведения;
усиления мер антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения при изменении уровней террористической опасности;
в) подготовку сотрудников подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения и работников объекта водоснабжения и водоотведения по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения путем организации их обучения и инструктажей;
г) проведение самостоятельных тренировок, учений и практических занятий подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения и работников объекта водоснабжения и водоотведения, а также совместных тренировок и учений с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта водоснабжения и водоотведения по отработке действий в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на объекте;
д) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта водоснабжения и водоотведения, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения и оказания им содействия в деятельности по противодействию терроризму;
е) организация выполнения на объекте установленных законодательством Российской Федерации требований технологической (промышленной), пожарной, химической и экологической, механической, биологической и санитарно-эпидемиологической безопасности в целях предупреждения, локализации и ликвидации возможных последствий чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть в результате совершения террористического акта на объекте;
ж) осуществление контроля за выполнением настоящих требований.
28. Режимно-охранные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения включают в себя:
а) формирование подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения, а также его материально-техническое обеспечение и оснащение;
б) управление уполномоченными должностными лицами организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, действиями подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения и работников объекта водоснабжения и водоотведения в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения;
в) действия подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения с использованием инженерно-технических средств охраны по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения.
29. Инженерно-технические мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения включают в себя:
а) проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, эксплуатацию (в том числе текущий ремонт и техническое обслуживание), реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт, консервацию, снос, демонтаж и утилизацию инженерно-технических средств охраны;
б) организацию функционирования инженерно-технических средств охраны в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения.
30. В целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения путем его охраны, реализации на нем пропускного и внутриобъектового режимов, а также выполнения функций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации реализуются в рамках частной охранной деятельности или ведомственной охраны, на объекте водоснабжения и водоотведения должно быть организовано круглосуточное дежурство постов подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения, сотрудники которого в соответствии с законодательством Российской Федерации оснащаются:
а) на объектах водоснабжения и водоотведения первой категории - служебным огнестрельным оружием, гражданским оружием и специальными средствами, а при необходимости получаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации во временное пользование в территориальных органах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации боевым ручным стрелковым оружием;
б) на объектах водоснабжения и водоотведения второй категории - гражданским оружием и специальными средствами;
в) на объектах водоснабжения и водоотведения третьей и четвертой категории - специальными средствами.
31. Решение о привлечении частных охранных организаций или ведомственной охраны для обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения принимается руководителем организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, регулирующим частную охранную деятельность и ведомственную охрану.
32. Допускается организовывать охрану объекта водоснабжения и водоотведения с использованием служебных собак в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
33. Управление действиями подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения, а также работой инженерно-технических средств охраны должно осуществляться из функционирующего в круглосуточном режиме пункта управления безопасностью объекта водоснабжения и водоотведения, который допускается совмещать с контрольно-пропускным пунктом объекта водоснабжения и водоотведения и помещением для размещения подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения.
Доступ в пункт управления безопасностью объекта водоснабжения и водоотведения должен быть ограничен, а также должен быть установлен отдельный порядок его охраны и контроля подразделением охраны объекта водоснабжения и водоотведения.
Периметр и внутренняя территория пункта управления безопасностью объекта водоснабжения и водоотведения оборудуются инженерно-техническими средствами охраны.
34. Инженерная защита объектов водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" на всех этапах их функционирования (проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, эксплуатация (в том числе текущий ремонт и техническое обслуживание), реконструкция, модернизация, капитальный ремонт, консервация, снос, демонтаж и утилизация).
Выбор и оснащение объектов водоснабжения и водоотведения инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны с учетом предписаний, указанных в актах обследования и категорирования объектов водоснабжения и водоотведения.
Наибольшая плотность инженерно-технических средств охраны должна создаваться на направлениях, ведущих к наиболее уязвимым и привлекательным для совершения террористического акта критическим элементам объекта водоснабжения и водоотведения, а также на трудно просматриваемых и уязвимых участках периметра объекта водоснабжения и водоотведения.
35. Антитеррористическую защищенность объектов водоснабжения и водоотведения третьей и четвертой категорий, работающих в автоматическом режиме без постоянного присутствия работников, допускается обеспечивать без организации круглосуточного дежурства постов подразделения охраны путем оборудования этих объектов водоснабжения и водоотведения инженерными средствами защиты и техническими средствами охраны - системой охранной телевизионной, а также системой охранной сигнализации, передающей при попытке несанкционированного проникновения нарушителя на объект водоснабжения и водоотведения сигнал тревоги на пульт централизованной охраны вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы ведомственной охраны либо частной охранной организации, сотрудники которых в установленном в договоре на оказание охранных услуг порядке предпринимают меры реагирования на данную сигнальную информацию.
36. Объекты водоснабжения и водоотведения независимо от установленной категории при наличии соответствующей технической возможности оборудуются:
а) инженерными средствами защиты - основным и дополнительным ограждением, исключающим бесконтрольный проход людей (животных) и въезд транспортных средств на объект водоснабжения и водоотведения, а также средствами, предотвращающими (максимально затрудняющими) несанкционированное проникновение нарушителя на объект водоснабжения и водоотведения;
б) техническими средствами охраны - системой охранного освещения, системой охранной телевизионной, а также системой охранной сигнализации, передающей сигнал тревоги сотрудникам подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения при попытке несанкционированного проникновения нарушителя, и системой тревожно-вызывной сигнализации (за исключением объектов водоснабжения и водоотведения, указанных в пункте 35 настоящих требований), с помощью которой сотрудники подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения и работники объекта водоснабжения и водоотведения при необходимости могут оперативно передать сигнал тревоги на пульт централизованной охраны вневедомственной охраны полиции или дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы ведомственной охраны либо частной охранной организации, сотрудники которых в установленном в договоре на оказание охранных услуг порядке принимают меры реагирования на данную сигнальную информацию.
37. Для организации прохода людей и проезда транспортных средств на объект водоснабжения и водоотведения, а также (при наличии соответствующей технической возможности) к местам расположения критических элементов объекта водоснабжения и водоотведения оборудуются контрольно-пропускные пункты, которые располагаются с учетом организации движения транспорта и прохода людей.
Контрольно-пропускные пункты должны обеспечивать требуемую пропускную способность, находиться в закрытом (исключающем свободный проход (проезд) состоянии, охраняться и контролироваться подразделением охраны объекта водоснабжения и водоотведения, а также оборудоваться инженерными средствами защиты и техническими средствами охраны (системой контроля и управления доступом, техническими средствами досмотра, системой охранной сигнализации, системой охранного освещения, системой охранной телевизионной и системой тревожно-вызывной сигнализации).
Количество контрольно-пропускных пунктов должно быть ограничено.
На контрольно-пропускных пунктах осуществляется контроль правомочности доступа и идентификация проходящих лиц (проезжающих транспортных средств), а также принимаются меры по предотвращению несанкционированного проноса (провоза) запрещенных предметов.
38. В целях обеспечения антитеррористической защищенности критических элементов объекта водоснабжения и водоотведения устанавливается отдельный порядок их охраны и контроля подразделением охраны объекта водоснабжения и водоотведения, а также порядок доступа в места их расположения работников и посетителей объекта водоснабжения и водоотведения.
39. Бесконтрольное нахождение посетителей и представителей сторонних организаций на территории объекта водоснабжения и водоотведения не допускается.
40. Допуск на объект водоснабжения и водоотведения, а также передвижение по его территории в выходные и праздничные дни, в ночное время, а также в период осуществления опасных технологических циклов должны быть ограничены.
41. Для обеспечения возможности информирования органов государственной власти об угрозе совершения или о совершении террористического акта объект водоснабжения и водоотведения оборудуется стационарными и мобильными средствами связи и обмена информацией.
42. На объектах первой и второй категорий в целях предотвращения возможного совершения террористического акта лицами из числа работников объекта водоснабжения и водоотведения:
а) устанавливается обязательность одновременного присутствия не менее 2 работников при работе на наиболее уязвимых для совершения террористического акта критических элементах объекта водоснабжения и водоотведения, а также на критических элементах, которые могут вызвать наибольший интерес нарушителей для совершения террористического акта;
б) в рамках взаимодействия с территориальными органами безопасности организуется проверка в соответствии с законодательством Российской Федерации работников, допущенных к работам на критических элементах объекта водоснабжения и водоотведения, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;
в) перед допуском к работам на критических элементах объекта водоснабжения и водоотведения, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, организуется контроль физического и психологического состояния работников, допускаемых к этим работам.
43. На объектах первой и второй категорий проводится ежедневный мониторинг работоспособности инженерно-технических средств охраны, а также исполнения обязанностей подразделениями безопасности и охраны объекта водоснабжения и водоотведения.
44. Доступ к информации об антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения, системам управления и энергоснабжения инженерно-технических средств охраны, ключам, паролям и иным предметам, необходимым для входа на объект водоснабжения и водоотведения и в места расположения его критических элементов, должен быть ограничен и контролироваться.
44.1. Обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта водоснабжения и водоотведения, иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения, включает в себя:
а) установление порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения;
б) ограничение доступа должностных лиц (работников) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта водоснабжения и водоотведения, иных документах и на других материальных носителях информации;
в) определение обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения, иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения и принимаемых мерах по ее усилению;
г) обеспечение надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта водоснабжения и водоотведения, иных документах и на других материальных носителях информации;
д) организацию и осуществление контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
е) подготовку и переподготовку должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения.
44.2. В целях выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте водоснабжения и водоотведения токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений:
а) устанавливается порядок проведения проверки и действий в случае выявления токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов и назначения лиц, ответственных за проведение проверки;
б) оборудуется карантинное хранилище для размещения обнаруженных подозрительных предметов и корреспонденции;
в) обеспечивается подготовка и переподготовка должностных лиц (работников) по вопросам работы по выявлению и предотвращению несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте водоснабжения и водоотведения токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
45. Осуществляемые на объекте водоснабжения и водоотведения мероприятия по обеспечению его антитеррористической защищенности не должны препятствовать нормальному функционированию объекта водоснабжения и водоотведения, а также выполнению на нем требований технологической (промышленной), пожарной, химической и экологической, механической, биологической и санитарно-эпидемиологической безопасности.
46. По решению руководителя организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, могут применяться дополнительные меры, которые необходимы для обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения.
47. При проектировании и строительстве объектов водоснабжения, предназначенных для осуществления питьевого водоснабжения более 200 тыс. человек, заказчик работ должен предусмотреть в техническом задании на проектирование реализацию подрядчиком до начала выполнения строительных работ следующие меры:
а) по охране строительной площадки, оборудованию ее периметра и территории инженерно-техническими средствами охраны, а также реализации на ней пропускного и внутриобъектового режимов;
б) по контролю материалов, оборудования и конструкций, которые планируется применять на объекте в местах, где осуществляется подготовка, накопление и транспортировка питьевой воды, в целях проверки их соответствия установленным законодательством Российской Федерации параметрам безопасности для людей и окружающей природной среды;
в) по обследованию материалов, оборудования и конструкций, которые планируется применять на объекте в местах, где осуществляется подготовка, накопление и транспортировка питьевой воды или хранение и использование опасных веществ, в целях возможного обнаружения скрытых в них средств совершения террористических актов.
48. При изменении уровней террористической опасности, вводимых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства", руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, обеспечивает реализацию мероприятий по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта водоснабжения и водоотведения.
49. При получении информации об угрозе совершения террористического акта либо в случае совершения террористического акта на объекте водоснабжения и водоотведения должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте водоснабжения и водоотведения, или уполномоченные им должностные лица, ответственные за обеспечение антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения, обязаны незамедлительно:
а) оценить реальность и степень угрозы для находящихся на объекте водоснабжения и водоотведения и в его окружении людей и инфраструктуры, для окружающей природной среды, а также для людей и организаций, которым объект водоснабжения и водоотведения оказывает соответствующие услуги;
б) уточнить сложившуюся на момент получения информации обстановку на объекте водоснабжения и водоотведения и в его окружении;
в) проинформировать о складывающейся на объекте водоснабжения и водоотведения ситуации территориальные органы безопасности, территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта водоснабжения и водоотведения;
г) проинформировать о складывающейся на объекте водоснабжения и водоотведения ситуации дежурно-диспетчерскую службу по обеспечению антитеррористической защищенности организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения (при ее наличии), либо руководителя этой организации или уполномоченного им заместителя;
д) предпринять необходимые меры в соответствии с установленным порядком действий подразделений безопасности и охраны объекта водоснабжения и водоотведения и работников объекта водоснабжения и водоотведения в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на объекте водоснабжения и водоотведения.
50. При направлении в соответствии с подпунктом "в" пункта 49 настоящих требований информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте водоснабжения и водоотведения с помощью средств связи лицо, передающее информацию, сообщает:
а) свои фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность;
б) наименование объекта водоснабжения и водоотведения и его точный адрес;
в) дату и время обнаружения угрозы совершения террористического акта на объекте водоснабжения и водоотведения либо получения информации об угрозе совершения террористического акта или совершения террористического акта;
г) характер информации об угрозе совершения террористического акта или характер совершенного террористического акта;
д) количество находящихся на объекте водоснабжения и водоотведения людей, а также количество людей, которым объект водоснабжения и водоотведения оказывает соответствующие услуги;
е) другие сведения по запросу территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При направлении такой информации с использованием средств факсимильной связи лицо, передающее информацию, удостоверяет сообщение своей подписью.
51. Лицо, передавшее информацию об угрозе совершения или о совершении террористического акта, фиксирует фамилию, имя, отчество (при наличии), должность лица, принявшего информацию, а также дату и время ее передачи.
52. Контроль за обеспечением антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения (далее - контроль) осуществляется в форме проведения плановых и внеплановых проверок.
53. Для проведения контроля решением руководителя организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, или уполномоченного им заместителя формируется рабочая группа по контролю, в состав которой включаются:
а) создавший ее руководитель или уполномоченное им должностное лицо организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения (председатель рабочей группы);
б) должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте водоснабжения и водоотведения;
в) работники организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, и работники объекта водоснабжения и водоотведения, а также представители подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения;
г) представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта водоснабжения и водоотведения, уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, а также других заинтересованных органов государственной власти и органов местного самоуправления (по согласованию).
54. Количество членов рабочей группы от организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, (включая председателя) и от подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения не должно превышать количество ее членов от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
55. Рабочая группа по контролю проводит проверку:
а) качества и полноты выполнения на объекте водоснабжения и водоотведения требований к его антитеррористической защищенности, а также соблюдения положений организационно-распорядительной служебной документации по вопросам антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения;
б) эффективности реализуемых на объекте водоснабжения и водоотведения мер антитеррористической защищенности;
в) исполнения перечня мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения и плана реализации указанных мероприятий.
56. В качестве способов проверки могут избираться:
а) изучение организационно-распорядительной служебной документации объекта водоснабжения и водоотведения;
б) обследование объекта водоснабжения и водоотведения на предмет состояния его антитеррористической защищенности в соответствии с его категорией;
в) проверка технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств охраны;
г) проверка исполнения обязанностей подразделением охраны объекта водоснабжения и водоотведения;
д) проверка знания сотрудниками подразделения охраны и работниками объекта водоснабжения и водоотведения нормативно-правовой и организационно-распорядительной служебной документации по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения, а также их умений действовать в штатном режиме и при угрозе совершения или совершении террористического акта на объекте водоснабжения и водоотведения;
е) проведение тренировок и учений, а также тестирование системы реализуемых на объекте водоснабжения и водоотведения мер по обеспечению его антитеррористической защищенности.
57. Результаты работы рабочей группы по контролю оформляются актом контроля за обеспечением антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения (далее - акт контроля), в котором кратко отражается ход работы, сделанные по результатам выводы, данные рекомендации, выявленные нарушения, сроки и способы выполнения рекомендаций и устранения нарушений, финансовые средства и иные ресурсы, которые будут для этого привлечены, указываются лица, допустившие выявленные нарушения, а также представители организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, и представители объекта водоснабжения и водоотведения, ответственные за выполнение рекомендаций и устранение нарушений.
58. Решения рабочей группы по контролю принимаются коллегиально в ходе голосования ее членов простым большинством голосов с правом решающего голоса председателя при равном распределении голосов (результаты голосования каждого члена рабочей группы заносятся в акт контроля).
Члены рабочей группы, не согласные с принятым решением, подписывают акт контроля с изложением своего особого мнения, которое приобщается к данному акту.
59. Акт контроля является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается в соответствии с законодательством Российской Федерации гриф секретности.
60. Акт контроля подписывается всеми членами рабочей группы и утверждается создавшим указанную рабочую группу руководителем организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, который в дальнейшем контролирует выполнение данных по результатам проверки рекомендации, а также устранение выявленных нарушений.
61. Акт контроля хранится на объекте водоснабжения и водоотведения или в организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, в течение 10 лет, после чего уничтожается.
Заверенные председателем рабочей группы копии акта контроля направляются в территориальные органы безопасности и территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта водоснабжения и водоотведения.
62. Плановые проверки обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения проводятся на основании планов, ежегодно утверждаемых руководителем организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, или уполномоченным им заместителем.
Плановые проверки объектов водоснабжения и водоотведения первой и второй категорий проводятся не реже 1 раза в год, а плановые проверки объектов водоснабжения и водоотведения третьей и четвертой категорий - не реже 1 раза в 2 года.
Срок проведения плановой проверки не может превышать 15 дней.
63. Внеплановые проверки обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения проводятся в соответствии с решением руководителя организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, или уполномоченного им заместителя, принимаемым на основании:
а) поступления информации о нарушениях на объекте водоснабжения и водоотведения требований к его антитеррористической защищенности (в целях проверки полученной информации);
б) принятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о повышении уровней террористической опасности на территории субъекта Российской Федерации (в целях проверки готовности объекта водоснабжения и водоотведения к реализации усиленных мер антитеррористической защищенности);
в) решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, принятых в рамках предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий по противодействию терроризму (в целях, установленных данными решениями);
г) истечения срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований к антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения (в целях контроля за устранением данных нарушений).
64. Внеплановая проверка обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения проводится в течение 1 месяца со дня появления основания для ее проведения.
Срок проведения внеплановой проверки не может превышать 5 дней.
65. На каждый объект водоснабжения и водоотведения на основании акта обследования и категорирования объекта водоснабжения и водоотведения разрабатывается паспорт безопасности объекта водоснабжения и водоотведения.
66. Паспорт безопасности объекта водоснабжения и водоотведения составляется должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте водоснабжения и водоотведения, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта водоснабжения и водоотведения, а также с уполномоченным органом субъекта Российской Федерации и утверждается руководителем организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, либо уполномоченным им заместителем.
Разработка и согласование паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения осуществляется в течение 3 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта водоснабжения и водоотведения.
67. Паспорт безопасности объекта водоснабжения и водоотведения является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
68. Паспорт безопасности объекта водоснабжения и водоотведения составляется в одном экземпляре, который хранится на объекте водоснабжения и водоотведения либо в организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения.
Копии (электронные копии) паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения после его утверждения направляются в территориальные органы безопасности и территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта водоснабжения и водоотведения.
69. Срок действия паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения составляет 5 лет. По окончании этого срока производится замена паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения в порядке, предусмотренном для его разработки, с предварительным подтверждением присвоенной объекту водоснабжения и водоотведения категории.
70. В случае смены собственника объекта водоснабжения и водоотведения, организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, изменения основного вида деятельности объекта водоснабжения и водоотведения, общей площади или протяженности периметра объекта водоснабжения и водоотведения, количества критических элементов объекта водоснабжения и водоотведения, значимости объекта водоснабжения и водоотведения для инфраструктуры и жизнеобеспечения (в масштабах, которые позволяют отнести данный объект водоснабжения и водоотведения к другой категории исходя из установленных в соответствии с пунктом 10 настоящих требований критериев категорирования), а также при снижении эффективности реализуемых на объекте водоснабжения и водоотведения мер антитеррористической защищенности (при уменьшении количества сотрудников подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения и применяемых инженерно-технических средств охраны, а также при снижении класса защиты и тактико-технических характеристик указанных средств) осуществляется замена паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения в течение 3 месяцев со дня возникновения указанных оснований.
71. После замены паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения паспорт безопасности объекта водоснабжения и водоотведения, утративший силу, хранится в организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, в течение всего периода действия нового паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения, после чего уничтожается.
72. Изменения в паспорт безопасности объекта водоснабжения и водоотведения, вносимые по причинам, не влекущим его актуализацию, вносятся по решению руководителя организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, с указанием причин и даты внесения, а также с обязательным направлением в территориальные органы безопасности и территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта водоснабжения и водоотведения копий (электронных копий) текста указанных изменений, а также распорядительного акта, которым они утверждены.
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1467)
Срок действия паспорта |
______________________ (пометка или гриф) |
до "___" __________ 20___ г. |
|
|
Экз. № ________ |
|
УТВЕРЖДАЮ ___________________________________ (руководитель организации, осуществляющей ____________ ______________________ |
|
|
(подпись) |
(ф.и.о.) |
|
"___" __________ 20___ г. |
СОГЛАСОВАНО ________________________________ (руководитель территориального |
СОГЛАСОВАНО ________________________________ (руководитель территориального органа |
||
____________ _____________________ |
____________ ___________________ |
||
(подпись) |
(ф.и.о.) |
(подпись) |
(ф.и.о.) |
"____" _______________ 20___ г. |
"____" _______________ 20___ г. |
||
|
|||
Паспорт безопасности _____________________________________________________________________ (наименование объекта водоснабжения и водоотведения) __________________________________ (наименование населенного пункта) 20____ г. |
______________________________________________________________________ (сведения о включении объекта водоснабжения и водоотведения в перечень объектов, подлежащих категорированию) |
1. __________________________________________________________________ (наименование, адрес и описание объекта водоснабжения и водоотведения) 2. __________________________________________________________________ (ф.и.о. должностных лиц, осуществляющих
непосредственное руководство деятельностью 3.__________________________________________________________________ (контактная информация пункта управления
безопасностью объекта водоснабжения 4. __________________________________________________________________ (наименование, адрес и описание организации, осуществляющей
эксплуатацию объекта 5. __________________________________________________________________ (наименование вышестоящей организации по отношению к
организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и
водоотведения, и ее ведомственная принадлежность 6. __________________________________________________________________ (адрес и контактная информация дежурно-диспетчерской службы по обеспечению антитеррористической защищенности организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения (при наличии) 7. __________________________________________________________________ (наименование, адрес и контактная информация
территориальных органов безопасности, 8. __________________________________________________________________ (контактная информация
организации, из сотрудников которой сформировано подразделение 9. Характеристика объекта водоснабжения и водоотведения: а) общая площадь территории __________________________________________ (кв. метров) б) протяженность периметра ___________________________________________ (метров) в) характеристика зданий и сооружений, расположенных на объекте водоснабжения и водоотведения |
№ п/п |
Здания и сооружения |
|
|
10. Численность работников объекта водоснабжения и водоотведения ______________________________________________________________________ (человек) 11. Режим работы объекта водоснабжения и водоотведения ______________________________________________________________________ (продолжительность, начало
(окончание) рабочего дня, максимальная численность работающих 12. Сведения о сторонних организациях, находящихся на объекте водоснабжения и водоотведения |
№ п/п |
Организации, находящиеся на объекте водоснабжения и водоотведения |
|
|
13. Стоимость основных средств объекта водоснабжения и водоотведения, состояние его основных производственных фондов ______________________________________________________________________ 14. Работа со сведениями, составляющими государственную тайну, на объекте водоснабжения и водоотведения ______________________________________________________________________ 15. Хранящиеся и используемые на объекте опасные вещества |
№ п/п |
Наименование вещества |
Количество и характеристика |
Место расположения |
Вид и класс опасности |
|
|
|
|
|
16. Осуществляемые на объекте водоснабжения и водоотведения технологические процессы ______________________________________________________________________ (описание) 17. Системы предупреждения, локализации и ликвидации возможных последствий чрезвычайных ситуаций на объекте, а также системы инженерно-технического обеспечения объекта водоснабжения и водоотведения: а) __________________________________________________________________ (характеристика систем предупреждения, локализации и ликвидации возможных последствий чрезвычайных ситуаций на объекте водоснабжения и водоотведения) б) __________________________________________________________________ (характеристика систем
инженерно-технического обеспечения объекта, кроме систем 18. Зона влияния объекта водоснабжения и водоотведения: ______________________________________________________________________ (количество людей, которым объект оказывает услуги водоснабжения или водоотведения, а также которые могут пострадать вследствие совершения террористического акта на объекте водоснабжения и водоотведения, наименования муниципальных образований (их районов или частей), в которых они проживают) 19. Организации, включенные в перечни критически важных или потенциально опасных объектов Российской Федерации, которым объект водоснабжения и водоотведения оказывает услуги водоснабжения или водоотведения |
№ п/п |
Наименование |
Влияние объекта водоснабжения и водоотведения на деятельность данной организации |
|
|
|
20. Окружающая объект водоснабжения и водоотведения инфраструктура |
№ п/п |
Наименование |
Характеристика |
Расстояние до объекта водоснабжения и водоотведения |
|
|
|
|
21. Ближайшие к объекту транспортные коммуникации |
№ п/п |
Вид транспорта |
Вид и наименование транспортных коммуникаций |
Расстояние до объекта водоснабжения и водоотведения |
|
|
|
|
22. Перечень критических элементов объекта водоснабжения и водоотведения: |
№ п/п |
Наименование |
Количество работающих, человек |
Наименование системы технологического процесса |
Место размещения |
|
|
|
|
|
23. Степень угрозы совершения террористического акта на
объекте (критическая, высокая, повышенная, низкая) 24. Объект относится к _____________ категории, так как под нее подпадают _______ из указанных ниже критериев категорирования |
№ п/п |
Критерий категорирования |
Значение критерия |
1. |
Количество людей, проживающих в зоне влияния объекта водоснабжения и водоотведения |
|
2. |
Оказание услуг водоснабжения или водоотведения организациям, включенным в перечни критически важных или потенциально опасных объектов Российской Федерации |
|
3. |
Возможный материальный ущерб объекту водоснабжения и водоотведения и расположенной в его окружении инфраструктуре, а также окружающей природной среде |
|
4. |
Степень угрозы совершения террористического акта на объекте водоснабжения и водоотведения |
|
№ п/п |
Наименование критического элемента |
Способ совершения террористического акта |
Силы и средства нарушителей |
Масштаб последствий террористического акта |
|
|
|
|
|
1. Организационно-распорядительные меры ______________________________________________________________________ (характеристика) 2. Режимно-охранные меры: а)__________________________________________________________________ (вид и способ охраны объекта водоснабжения и водоотведения) б) структура и штат подразделения охраны ______________________________________________________________________ (сведения о подразделении охраны с указанием должностей по штатному расписанию) в) средний возраст сотрудников подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения _______________________________________ г) |
№ п/п |
Наименование постов |
Численность |
Дислокация и зона ответственности |
Режим дежурства |
Основные задачи |
|
|
|
|
|
|
д) оснащение подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения ______________________________________________________________________ (оружие, боеприпасы и
специальные средства, количество единиц отдельно по каждому виду, 3. Инженерно-технические меры: а) оснащение периметра объекта водоснабжения и водоотведения ______________________________________________________________________ (типы инженерно-технических средств охраны и их характеристика) б) оснащение критических элементов объекта водоснабжения и водоотведения ______________________________________________________________________ (типы инженерно-технических средств охраны и их характеристика) в) оснащение контрольно-пропускных пунктов объекта водоснабжения и водоотведения ______________________________________________________________________ (типы инженерно-технических средств охраны и их характеристика) г) оснащение пункта управления безопасностью объекта водоснабжения и водоотведения ______________________________________________________________________ (типы инженерно-технических средств охраны и их характеристика) д) другие инженерно-технические меры ______________________________________________________________________ (типы инженерно-технических средств и их характеристика) 4. Достаточность реализуемых на объекте водоснабжения и водоотведения мер антитеррористической защищенности |
№ п/п |
Наименование критического элемента |
Привлекательность |
Способы совершения террористического акта |
Оценка достаточности принимаемых мер |
|
|
|
|
|
______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ |
Приложения: |
1. Акт обследования и категорирования объекта водоснабжения и водоотведения. 2. Перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения. 3. План реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения. 4. Топографическая карта района размещения объекта водоснабжения и водоотведения 5. План (топографический план) территории объекта водоснабжения и водоотведения с обозначением зданий и сооружений, систем предупреждения, локализации и ликвидации возможных последствий чрезвычайных ситуаций на объекте водоснабжения и водоотведения, а также систем инженерно-технического обеспечения объекта водоснабжения и водоотведения и других коммуникаций. 6. Поэтажные планы зданий и сооружений объекта водоснабжения и водоотведения с обозначением систем предупреждения, локализации и ликвидации возможных последствий чрезвычайных ситуаций на объекте водоснабжения и водоотведения, а также систем инженерно-технического обеспечения объекта водоснабжения и водоотведения и других коммуникаций. 7. План-схема организации охраны объекта водоснабжения и водоотведения с обозначением контрольно-пропускных пунктов, пунктов управления безопасностью, помещений для размещения подразделений безопасности и охраны, постов подразделений безопасности и охраны, инженерно-технических средств охраны, а также критических элементов объекта водоснабжения и водоотведения, его выделенных зон и уязвимых мест. 8. Ситуационный план с нанесенными на него зонами возможного распространения на местности последствий чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть в результате совершения террористического акта на объекте водоснабжения и водоотведения. |
Составлен "____" __________ 20___ г. |
______________________________________________ |
_____________________ |
(должностное лицо, осуществляющее руководство |
(подпись) |
Внесенные в паспорт безопасности объекта водоснабжения |
№ п/п |
Дата внесения изменений |
Причина и основание для внесения изменений |
Количество листов |
|
|
|
|
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1467)
1. Пункт 65 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 20, ст. 2500), дополнить подпунктом "з" следующего содержания:
"з) расходы на мероприятия по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций (за исключением мероприятий, включенных в инвестиционную программу).".
2. В Правилах разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 32, ст. 4303; 2014, № 23, ст. 2992; 2015, № 37, ст. 5153):
а) пункт 7 дополнить подпунктом "г" следующего содержания:
"г) перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.";
б) пункт 10 дополнить подпунктом "б.1" следующего содержания:
"б.1) перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;".