Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 25 февраля 2016 г. № 17-51/1640
"О рассмотрении запроса образования отходов и лимитов на их размещение"
Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу рассмотрев обращение о порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС), необходимости представления Расчетов платы и иной нормативной документации при образовании и размещении медицинских отходов, сообщает следующее.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в редакции Федерального закона от 21.07.2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ), к видам негативного воздействия на окружающую среду относится в том числе и размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ от 29.12.2014 года № 458-ФЗ", отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 49 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Пунктом 3 ст. 49 вышеуказанного Федерального закона определено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 6 ст. 2 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ) отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья человека.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ), отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическим и медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Письмом от 14.01.2014 г. № АА-03-03-36/306 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) довела до своих территориальных органов, что действия норм Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ), а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами, в частности в вопросах разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления иной необходимой при обращении с отходами производства и потребления документации, не распространяются на отходы лечебно-профилактических организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" установлен порядок определения платы.
Нормативы платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 г. № 410).
Однако, вышеуказанным постановлением Правительства РФ, нормативы платы за размещение медицинских отходов не установлены.
На основании вышеизложенного сообщаем, что законодательством Российской Федерации требования к оформлению паспортов медицинских отходов, разработки проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, представлению отчетности об образовании и размещении отходов, отчетов № 2-ТП-отходы, расчетов и внесения платы за размещение медицинских отходов не установлены.
Вместе с тем, по мнению Минприроды России, если медицинские отходы после соответствующей обработки и обезвреживания утратили эпидемиологическую и токсикологическую опасность, то в отношении таких отходов возможно применение норм вышеуказанных Федеральных законов № 7-ФЗ и № 89-ФЗ.
Для четкого установления области исполнения требований природоохранного законодательства медицинскими организациями, в том числе лечебно-профилактическими учреждениями, Минприроды России направило в Роспотребнадзор предложения для их внесения в Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ и СанПин 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
После вступления в силу указанных изменений Минприроды России будут приведены в соответствие ведомственные акты с целью их распространения на определенный вид медицинских отходов.
Одновременно сообщаем, что Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу считает необходимым довести до сведения, что Департаментом, с целью предупреждения нарушений законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в адрес предприятий и организаций, эксплуатирующих полигоны ТБО, в настоящее время направляются письма с требованием о принятии безотлагательных мер по недопущению в дальнейшем размещения на полигонах ТБО медицинских отходов.
Обращаем внимание, что согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Заместитель начальника |
Д.С. Данилин |