Письмо
Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 20 ноября 1997 г. № 1100/37-97-04,
Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды
от 19 ноября 1997 г. № 19-0/11-560
"О Постановлении Минздрава РФ № 25, Госкомэкологии РФ №
03-19/24-3483 от 10.11.1997 г.
"Об использовании методологии оценки риска для управления качеством
окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации"
Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России и Управление государственного экологического контроля и безопасности окружающей среды Госкомэкологии России направляют Постановление "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации" от 10.11.97 и Приложение к нему - Положение о порядке оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью населения в Российской Федерации и Основные направления адаптации и внедрения методологии оценки риска - для руководства в работе и исполнения.
Предлагаем совместно рассмотреть указанные документы, наметить конкретные меры по их внедрению, довести Постановление № 25 от 10.11.97 и № 03-19/24-3483 от 10.11.97 до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, подведомственных учреждений и других заинтересованных организаций.
О проведенной работе, предложениях по использованию методики оценки риска, подготовке кадров по этой проблеме, дальнейшему развитию системы оценки и управления риском просим сообщить в Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России (113105, Москва, Варшавское шоссе, 19-а) до 01.02.98.
Начальник
Департамента |
А.А. Монисов |
|
|
Начальник
Управления государственного |
В.В. Куценко |
В соответствии с Законами Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей природной среды" в Российской Федерации проводится большая работа по анализу и предупреждению вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье населения. В органах и учреждениях госсанэпидслужбы и госкомэкологии на основании Постановлений Правительства Российской Федерации развиваются социально-гигиенический мониторинг и единая государственная система экологического мониторинга; совершенствуется совместная деятельность по оценке влияния среды обитания на здоровье населения при проведении экологической и гигиенической экспертиз, паспортизации объектов экономики, подготовке докладов и планов действий по охране окружающей среды, здоровья населения и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вместе с тем, недостаточная унификация методических приемов, применение неадаптированной к российским условиям методики оценки риска, использование ее недостаточно квалифицированными экспертами может привести к неадекватным и не сопоставимым результатам, нежелательным противоречиям со сложившейся теорией и практикой государственного санитарно-эпидемиологического надзора и государственного экологического контроля, управления качеством окружающей среды и здоровья населения.
Вместе с тем в деятельности органов и учреждений госсанэпидслужбы и госкомэкологии практически не используется методика оценки риска загрязнения окружающей среды для здоровья населения, которая в последнее время широко применяется в США и других странах мира. Результаты работ по использованию методики оценки риска, выполненные в ряде регионов России (гг. Ангарск, Волгоград, Пермь, Череповец и др.) при поддержке Агентства Международного Развития США и Проекта по управлению окружающей средой, финансируемого за счет займа Международного Банка Реконструкции и развития указывают на необходимость ее внедрения в Российской Федерации. Методика оценки риска может быть с успехом использована для целей социально-гигиенического мониторинга, экологической и гигиенической экспертиз, экологического аудита, определения зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, государственного экологического контроля, обоснования планов действий по охране окружающей среды и здоровья населения.
К преимуществам данной методологии относятся возможность ранжирования вредных факторов по реальной и прогнозируемой опасности для здоровья населения в конкретных условиях, ранжирования территорий и групп населения по уровню этой опасности, определения количественного или относительного ущерба здоровью от загрязнения окружающей среды. Результаты оценки риска позволяют определять целесообразность, приоритетность и эффективность природоохранных и санитарно-гигиенических мероприятии, направленных на снижение неблагоприятного воздействия окружающей среды на здоровье населения.
В целях гармонизации, адаптации и унификации методологии оценки риска и создания оптимальных условий ее использования в практике управления окружающей средой и здоровьем населения, постановляем:
1. Установить, что, проводимые в соответствии с законодательством Российской Федерации государственный санитарный надзор и государственный экологический контроль, экологическая и гигиеническая экспертизы, экологический аудит, экологическая и гигиеническая паспортизация, определение зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, социально-гигиенический мониторинг в части оценки воздействия окружающей среды на здоровье населения осуществляются с использованием методологии оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью населения, утвержденной Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации.
2. Работы, связанные с оценкой риска здоровью населения, выполняются аккредитованными Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России в установленном порядке органами, учреждениями и организациями.
3. Утвердить Положение об оценке риска в Российской Федерации и Основные направления адаптации и внедрения в Российской Федерации методологии оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью населения" (приложение).
4. Департаменту Госсанэпиднадзора Минздрава России, управлению государственного экологического контроля и безопасности окружающей среды в соответствии с п. 1 настоящего Постановления подготовить предложения о внесении изменений в Положение "О социально-гигиеническом мониторинге", "О государственном экологическом контроле", "Об экологическом аудите", "О критериях оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия" и в другие нормативные и распорядительные документы Минздрава России и Госкомэкологии России.
5. Образовать до 31.12.97 г. Межведомственную Комиссию по организации работ и использованию оценки риска в задачах управления охраной окружающей среды и здоровья населения.
6. Предприятиям, организациям и учреждениям независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также иным юридическим и физическим лицам при проведении работ, указанных в п. 1, обеспечивать предоставление имеющейся информации для оценки риска организациям, аккредитованным в установленном порядке.
7. Центрам Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации и территориальным госкомитетам по охране окружающей среды довести настоящее Постановление до сведения органов законодательной и исполнительной власти, предприятий, учреждений и других заинтересованных организаций и обеспечить использование методологии оценки риска при осуществлении деятельности указанной в п. 1.
Контроль за исполнением настоящего постановления оставляем за собой.
Главный
государственный |
Г.Г. Онищенко |
|
|
Главный
государственный |
А.А. Соловьянов |
Приложение
(утв. постановлением Главного Государственного санитарного врача
и Главного Государственного инспектора РФ по охране природы
от 10 ноября 1997 г. №№ 25, 03-19/24-3483)
1. Оценка риска является одним из действенных методов анализа влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения.
2. Методика оценки риска используется в системе социально-гигиенического мониторинга, при экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе, экологическом аудите, экологической и гигиенической паспортизации, определении зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, обосновании приоритетных мероприятий в Планах действий по охране и гигиене окружающей среды и оценке их эффективности.
3. Результаты оценки риска не используются для изменения платежей в "экологические фонды", при применении санкций органами госнадзора и не заменяют установленных федеральных гигиенических и экологических нормативов.
4. Оценка риска осуществляется по утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации методам специалистами с высшим медицинским образованием (гигиенист, токсиколог, эпидемиолог), прошедшими специальную подготовку и имеющими практический опыт применения методики оценки риска, с привлечением специалистов других ведомств.
5. Аккредитация организаций и специалистов для целей проведения работ по оценке риска осуществляется Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России или по его поручению специально уполномоченными учреждениями Госсанэпид службы.
6. Работы, связанные с оценкой риска, подготовкой специалистов, аккредитации учреждений осуществляются за плату. Финансирование деятельности по адаптации и унификации методики оценки риска осуществляется за счет бюджета; использования средств международных, федеральных и региональных Программ и Проектов по охране окружающей среды и здоровья населения; экологических и других фондов; международных и национальных грантов; других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Работа по внедрению системы оценки риска осуществляется поэтапно, по мере адаптации к российским условиям методики оценки риска, применяемых в других странах, ее унификации и обучения специалистов:
1.1. Первый этап (1997 - 1998 г.г.) - обобщение результатов опыта применения методики оценки риска в России, осуществленного при участии Агентства Международного развития США и Проекта по управлению окружающей средой, финансируемого за счет займа Международного Банка Реконструкции и Развития; адаптация методики в базовых регионах (Вологодская, Пермская. Свердловская области, г. Москва и др.) и подготовка программных продуктов по ее применению; разработка временных методических указаний по использованию методики оценки риска; оценка риска силами экспертов Федерального центра по заявкам заказчиков.
1.2. Второй этап (1998 - 2000 г.г.) - апробация методики, обучение специалистов в других регионах, в первую очередь на территориях с неблагополучной экологической и санитарно-гигиенической ситуацией, с развитой системой социально-гигиенического мониторинга; подготовка пакета распорядительных и методических документов по оценке риска; оценка риска силами подготовленных экспертов Федеральной и Региональных центров по заявкам заказчиков.
1.3. Третий этап (2000 - 2005 г.г.) - внедрение методики оценки риска во всех регионах России, проведение научно-исследовательских работ по совершенствованию методологии оценки риска.
2. Для разработки российской модели методики оценки риска, подготовки специалистов по ее апробации и внедрению в регионах России в системе госсанэпидслужбы образуются специальные подразделения, в том числе на Федеральном уровне:
отдел по оценке риска в Федеральном центре Госсанэпиднадзора Минздрава России (ФЦГСЭН), на Региональных уровнях - соответствующие подразделения в базовых центрах Госсанэпиднадзора в Свердловской, Пермской областях, в городах Москве и Череповце.
3. Для адаптации методики оценки риска к российским условиям, накопления опыта работы и до разработки унифицированной методики допускается использование методологии оценки риска, разработанной Агентством по охране окружающей среды США, с участием опытных экспертов.
4. Центры Госсанэпиднадзора и комитеты по охране окружающей среды в субъектах Федерации, другие заинтересованные организации ежегодно (к 1 ноября текущего года) подают заявку на следующий год в Федеральный центр на проведение работ и подготовку специалистов по оценке риска по установленной форме.
5. Отдел по оценке риска ФЦГСЭН ежегодно составляет план внедрения и использования методики оценки риска, включая подготовку специалистов, рекомендует экспертов для проведения работ и извещает об этом заинтересованные организации.
6. При необходимости проведения внеплановых работ по оценке риска (экологическая и гигиеническая экспертизы. экологический аудит и др.) заявка по установленной форме направляется в ФЦГСЭН за 3 месяца до срока проведения оценки риска.
1. Оценка риска и использование ее результатов является комплексным, межсекторальным процессом с участием многих заинтересованных организаций и учреждений.
2. Основными участниками и пользователями оценки риска являются:
2.1. Органы государственной власти различного уровня (лица принимающие решения) - принятие решения об оценке риска, финансирование работ; выбор мероприятий (в т.ч. первоочередных) по охране окружающей среды и здоровья населения на основании оценки риска; принятие правовых актов, распорядительных и нормативно-методических документов.
2.2. Органы и учреждения Минздрава России, Российской академии медицинских наук и госсанэпидслужбы - ведение социально-гигиенического мониторинга; проведение гигиенической экспертизы и гигиенической паспортизации; подготовка докладов о санэпидобстановке; участие -в экологическом аудите, в подготовке Проектов и Программ по охране окружающей среды; идентификация загрязнителей окружающей среды, оценка экспозиции и зависимости эффекта воздействия от дозы, характеристика риска, подготовка предложений по охране окружающей среды и здоровья населения, научно-исследовательские работы по адаптации и совершенствованию методики оценки риска.
2.3. Органы и учреждения Госкомэкологии России государственный экологический контроль, экологическая экспертиза, экологический аудит, определение зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия; подготовка и реализация Проектов и Программ по охране окружающей среды, ведение экологического мониторинга, выработка предложений по управлению риском, инвентаризация источников выбросов и загрязняющих веществ.
2.4. Органы и учреждения Росгидромета - планирование и осуществление контроля за загрязнением окружающей среды; совершенствование методов контроля и учета метеорологических параметров, математических расчетов, по распространению выбросов, адаптированных к методологии оценки риска.
2.5. Органы и учреждения Минресурсов России, других организаций природно-ресурсного блока - контроль за загрязнением и охраной вод; разработка и реализация Программ улучшения качества воды, инвентаризация сбросов, мониторинг и математические модели расчетов загрязнения водных объектов; загрязнение почвы, и др.
2.6. Другие министерства и ведомства, объекты экономики, вне зависимости от форм собственности - организация и финансирование работ, инвентаризация выбросов и сбросов, мониторинг загрязнения окружающей среды, использование методики оценки риска при реконструкции (строительстве) объектов, экологическом аудите, гигиенической и экологической паспортизации, составлении Программ и Проектов по гигиене окружающей среды.
3. В работе по оценке риска, распространении и использовании ее результатов принимают участие общественные организации.
4. Для координации работ по оценке и управлению риском, организации деятельности по подготовке научно-методической базы и экспертизе результатов оценки риска, имеющих федеральное значение Минздравом России и Госкомэкологии России, с участием заинтересованных министерств и ведомств создается Межведомственная комиссия по оценке риска. Сопредседателями являются представители Минздрава России и Госкомэкологии России.
5. Деятельность по изучению опыта других стран, апробации и адаптации методики оценки риска в России проводится в тесном контакте с различными международными и зарубежными организациями, занимающимися проблемами оценки риска, в том числе: Всемирная организация здравоохранения. Программа ООН по химической безопасности, Агентство международного развития США, Международный банк реконструкции и развития и другие.
(утв. постановлением Главного Государственного санитарного врача
и Главного Государственного инспектора РФ по охране природы
от 10 ноября 1997 г. №№ 25, 03-19/24-3483)
1. Разработать и утвердить Положение об отделе по оценке риска в Федеральном центре Госсанэпиднадзора Минздрава России. |
Ноябрь 1997 г. |
2. Разработать и утвердить Положение о межведомственной комиссии по оценке и управлению риском. |
Декабрь 1997 г. |
3. Подготовить и направить в ЦГСЭН и другие заинтересованные организации Информационное письмо Минздрава России об основных положениях методологии оценки риска и ее использованию в системе социально-гигиенического мониторинга (СГМ). |
Октябрь 1997 г. |
4. Подготовить обоснования по получению грантов международных организаций для адаптации методологии оценки риска и ее внедрения в России. |
Сентябрь - Октябрь 1997 г. |
5. Совместно с Компонентом "Экологическая эпидемиология" завершить апробирование Пилотного Программного комплекса по оценке риска загрязнения атмосферного воздуха здоровью населения в г. Череповце. Подготовить методические рекомендации для пользователей. |
IV кв. 1997 г. |
6. Подготовить временные методические указания по оценке экспозиции факторов окружающей среды. |
IV кв. 1997 г. |
7. Подготовить Положение о порядке аккредитации организаций и специалистов по работе, связанной с оценкой риска. |
|
8. Утвердить временное руководство по оценке риска воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения. |
I кв. 1998 г. |
9. Утвердить временную инструкцию по характеристике риска воздействия химических веществ на здоровье населения, анализу неопределенностей и определению сферы применения результатов оценки риска. |
II кв. 1998 г. |
10. Подготовить рамочное соглашение между различными министерствами, ведомствами и организациями по взаимодействию в деятельности по оценке и управлению риском. |
II кв. 1998 г. |
11. Определить базовые центры для апробации и опытного внедрения методологии оценки риска. |
II - IV кв. 1998 г. |
12. Подготовить учебные программы и планы подготовки кадров по оценке риска. |
III кв. 1998 г. |
13. Разработать программный комплекс и методические рекомендации по его использованию в системе СГМ для оценки многофакторного риска здоровью населения в Свердловской и Пермской областях (совместно с компонентом "Экологическая эпидемиология" ПУОС). |
IV кв. 1998 г. |
14. Внести изменения в действующую нормативную и методическую документацию с учетом оценки риска при проведении гигиенической и экологической паспортизации, экспертизе, экологическом аудите, определении зон экологического бедствия и др. |
IV кв. 1997 г.- IV кв. 1998 г. |
15. Провести совещание с представителями заинтересованных организаций по внедрению системы оценки риска в России. |
IV кв. 1998 г. |
16. Организовать постоянно-действующие курсы для подготовки специалистов по оценки риска. |
IV кв. 1998 г. |
1. Организовать рабочие группы на Федеральном и Региональном уровнях (базовые территории) для2000г. разработки методической базы и практического использования методики оценки риска. |
II кв. 1998 г. - 2000 г. |
2. Создать центры по оценки риска в 10 - 12 субъектах Российской Федерации. |
1998 - 2000 г.г. |
3. Организовать и провести региональные семинары и совещания по оценке и управлению риском. |
1998 - 2000 г.г. |
4. Подготовить методические рекомендации по идентификации опасностей и выбору приоритетных загрязняющих веществ. |
III кв. 1998 г. |
5. Разработать методические рекомендации по применению референтных доз и факторов канцерогенного потенциала при оценке риска. |
II кв. 1999 г. |
6. Утвердить методические указания по применению, оценки риска в деятельности госсанэпидслужбы, в том числе в системе социально-гигиенического мониторинга. |
III кв. 1999 г |
7. Создать и развить федеральный специализированный токсикологический банк данных, ориентированный на оценку риска. Организовать его филиалы (отделения) в регионах России |
1998 - 2000 г.г. |
8. Разработать математическую модель оценки экспозиции с учетом существующей в России системы сбора гидрометеорологической информации. |
1998 - 1999 г.г. |
9. Утвердить методические указания по использованию расчетных и фактических концентраций загрязняющих веществ при оценке риска. |
1999 г. |
10. Разработать перечень стандартных факторов экспозиции, сценариев и методов воздействия и рекомендаций по использованию мультимедийной и многофакторной модели экспозиции. |
1999 г. |
11. Утвердить методические указания по характеристике риска воздействия химических веществ на здоровье населения |
1999 г. |
12. Разработать российский перечень референтных доз и сопоставительного анализа отечественной и зарубежной нормативной базы. |
1998 - 2000 г.г. |
13. Разработать методические рекомендации по обоснованию параметров канцерогенного риска. |
1999 г. |
14. Разработать компьютерную систему сбора и анализа информации по состоянию окружающей среды и здоровью населения, оценки зависимости "доза-ответ" и характеристики риска (совместно с компонентом "Экологическая эпидемиология" ПУОС) |
1998 - 1999 г.г. |
15. Разработать методические указания по установлению критериев необходимости оценки риска, анализу неопределенностей, формам отчетности и распространения результатов оценки риска. |
1999 г. |
16. Подготовить и утвердить пакет нормативно-методических документов по оценке риска. |
IV кв. 2000 г. |
17. Разработать программу по использованию и совершенствованию системы оценки риска в Российской Федерации на 2001 - 2005 г.г. |
IV кв. 2000 г. |