ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
НОРМЫ И ПРАВИЛА |
УТВЕРЖДЕНЫ приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 февраля 2016 г. № 68 |
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ АВАРИЙНОЙ
ОБСТАНОВКИ, ОПЕРАТИВНОЙ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
И ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ
АТОМНЫМ СТАНЦИЯМ В СЛУЧАЯХ
РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ
НП-005-16
Введены в действие
с 10 апреля 2016 г.
Москва 2016
Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно-опасных ситуаций» (НП-005-16)* устанавливают порядок и критерии объявления на атомных станциях состояний «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка», порядок оповещения и передачи информации при возникновении радиационно опасной ситуации на атомных станциях, а также требования к организации оказания экстренной помощи атомным станциям со стороны эксплуатирующей организации при возникновении радиационно опасной ситуации.
Настоящие федеральные нормы и правила распространяются на все действующие, строящиеся и проектируемые атомные станции Российской Федерации с реакторами всех типов.
Выпускаются взамен федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно-опасных ситуаций» (НП-005-98).
Разработаны на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии с учетом рекомендаций международных организаций, в том числе стандартов безопасности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 февраля 2016 г. № 68 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций» зарегистрирован в Минюсте России 25 марта 2016 г. № 41573.
_____________
* Разработаны в ФБУ «НТЦ ЯРБ» при участии Курындина А.В., Шаповалова А.С., Верника А.Л., Тимофеева Н.Б.
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций» (далее - Положение) разработаны в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, №46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49, ст. 5600; 1999, № 27, ст. 3380; 2000, № 28, ст. 2981; 2002, № 4, ст. 325; № 44, ст. 4392; 2003, № 40, ст. 3899; 2005, № 23, ст. 2278; 2006, № 50, ст. 5346; 2007, № 14, ст. 1692; № 46, ст. 5583; 2008, № 15, ст. 1549; 2012, № 51, ст. 7203).
2. Настоящее Положение устанавливает:
критерии объявления на атомных станциях (далее - АС) состояний «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка»;
порядок объявления на АС состояний «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка»;
порядок оповещения и передачи информации при возникновении радиационно опасных ситуаций на АС;
требования к организации оказания экстренной помощи АС со стороны эксплуатирующей организации при возникновении радиационно опасных ситуаций.
3. Требования настоящего Положения распространяются на все действующие, строящиеся и проектируемые АС Российской Федерации с реакторами всех типов.
4. Требования настоящего Положения должны выполняться при проектировании, сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации АС, а также при взаимодействии организаций, осуществляющих реагирование при возникновении радиационно опасных ситуаций на АС.
Используемые термины и определения приведены в приложении № 1 к настоящему Положению.
5. Критериями объявления состояния «Аварийная готовность» являются:
превышение значений мощностей доз в помещениях и на территории АС, в санитарно-защитной зоне (далее - СЗЗ) и зоне наблюдения, приведенных в приложении № 2 к настоящему Положению, при нарушении пределов и условий безопасной эксплуатации АС;
внешнее воздействие природного и/или техногенного происхождения, взрыв, пожар или затопление на территории АС, нарушившие нормальную работу систем и/или элементов, важных для безопасности, и приведшие к нарушению пределов и/или условий безопасной эксплуатации.
6. В качестве критериев объявления состояния «Аварийная обстановка» должны использоваться:
значения мощностей доз в помещениях и на территории АС, в СЗЗ и зоне наблюдения, указанные в приложении № 2 к настоящему Положению;
факт введения в действие административным руководством АС руководства по управлению запроектными, в том числе тяжелыми, авариями.
(Измененная редакция. Изм. от 11.10.2016 г.)
7. Решения об объявлении на АС состояний «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка» принимает директор АС или лицо, исполняющее его обязанности. Одновременно с принятием данного решения директор АС или лицо, исполняющее его обязанности, а при их отсутствии - начальник смены АС принимает решение о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС.
8. При принятии директором АС или лицом, исполняющим его обязанности, решения об объявлении на АС состояния «Аварийная готовность» или «Аварийная обстановка» и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС данные лица должны немедленно отдать указание начальнику смены АС об объявлении на АС состояния «Аварийная готовность» или «Аварийная обстановка» и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС.
9. Информация об объявлении на АС состояний «Аварийная готовность» и/или «Аварийная обстановка» и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС доводится до сведения работников (персонала) АС согласно утвержденным схемам оповещения с применением средств оповещения и связи.
10. После объявления на АС состояния «Аварийная готовность» должны быть приведены в состояние готовности силы ликвидации чрезвычайных ситуаций и средства для ослабления, локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций, определенные в документах эксплуатирующей организации.
11. До завоза ядерного топлива на АС директором АС должна быть утверждена схема оповещения организаций, участвующих в аварийном реагировании.
12. Не позднее чем через 15 минут после объявления на АС состояний «Аварийная готовность» и/или «Аварийная обстановка» и введения в действие плана мероприятий по защите персонала информация об этом должна быть доведена до органа повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно и радиационно опасными объектами и органа повседневного управления функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
13. Информирование участников аварийного реагирования при радиационно опасной ситуации на АС должно быть оперативным, лаконичным, исчерпывающим и достоверным для достижения своевременного и адекватного реагирования на возможное развитие радиационно опасной ситуации.
14. Лица, передающие и принимающие сообщения об объявлении состояний «Аварийная готовность» и/или «Аварийная обстановка», должны регистрировать их с обязательным указанием даты, времени передачи/приема сообщения и лиц, передавших и принявших сообщение.
15. В случае возникновения радиационно опасной ситуации эксплуатирующая организация не реже одного раза в сутки должна информировать Ростехнадзор и уполномоченный орган управления использованием атомной энергии о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности и принимаемых мерах оказания помощи АС.
16. В случае возникновения радиационно опасной ситуации административное руководство АС не реже одного раза в сутки должно информировать работников (персонал) АС о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности АС в зависимости от масштабов радиационно опасной ситуации.
17. Эксплуатирующая организация должна планировать и обеспечивать выполнение организационных и технических мер по ослаблению, локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций и оказанию экстренной помощи АС.
18. В эксплуатирующей организации должна быть создана группа оказания экстренной помощи АС (далее - группа ОПАС). Эксплуатирующая организация должна обеспечить функционирование группы ОПАС для оказания научно-технической и консультативной поддержки при организации и осуществлении мер по локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций на АС.
19. Руководитель и заместитель (заместители) руководителя группы ОПАС назначаются уполномоченным органом управления использованием атомной энергии по представлению эксплуатирующей организации.
20. С целью выполнения анализа, прогноза развития и масштабов последствий радиационно опасных ситуаций, выработки рекомендаций по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при оказании экстренной помощи АС эксплуатирующая организация должна привлекать для формирования группы ОПАС и участия в ее работе проектные, научные, конструкторские, ремонтные и другие организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации.
21. Для оказания научно-технической поддержки группе ОПАС эксплуатирующая организация должна обеспечить создание и функционирование центров технической поддержки (далее - ЦТП) на базе организаций, участвующих в формировании и работе группы ОПАС.
ЦТП по направлению своей деятельности должны решать следующие задачи:
анализ радиационно опасных ситуаций на АС, идентификация причин их возникновения и прогнозы возможных путей развития;
оценка степени повреждения оборудования и конструкций реактора (реакторной установки), состояния критических функций безопасности и физических барьеров АС;
разработка вариантов возвращения АС в контролируемое состояние и мероприятий по ликвидации радиационно опасных ситуаций и их последствий;
анализ и прогнозы развития радиационно опасных ситуаций и их последствий для АС, персонала, населения и окружающей среды;
подготовка рекомендаций по защите персонала;
подготовка рекомендаций по оказанию медицинской помощи персоналу, в том числе в зависимости от полученной дозы облучения;
подготовка предложений по защите населения с учетом состояния АС и результатов мониторинга компонентов окружающей среды;
проведение необходимых расчетов, подготовка предложений:
по замене вышедшего из строя оборудования;
по сохранению/восстановлению работоспособности систем, зданий и сооружений АС.
22. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать постоянную готовность группы ОПАС к выполнению функций аварийного реагирования.
23. Для обеспечения постоянной готовности группы ОПАС к выполнению своих функций у каждого члена группы ОПАС должен быть дублер.
24. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать:
финансирование мероприятий по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения при радиационно опасных ситуациях;
оснащение группы ОПАС материальными ресурсами, транспортными средствами, средствами связи, а также проектной, нормативной и технической документацией;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для обеспечения мероприятий по локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций;
финансирование создания и функционирования центров технической поддержки.
25. В эксплуатирующей организации для координации противоаварийной деятельности должен быть создан и функционировать кризисный центр (далее - КЦ).
26. КЦ должен включать:
специально оснащенные помещения;
персонал, обеспечивающий работу КЦ, включая дежурно-диспетчерскую службу эксплуатирующей организации.
27. КЦ должен обеспечивать:
работу группы ОПАС;
информационное взаимодействие между участниками аварийного реагирования;
функционирование единого для всех участников аварийного реагирования информационного пространства, где в режиме реального времени обеспечивается предоставление данных о состоянии всех блоков АС, радиационной и метеорологической обстановке в районе площадки АС, СЗЗ и зоне наблюдения.
28. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать оснащение КЦ:
средствами связи;
транспортными средствами;
документацией;
системой автоматизированного оповещения;
программно-техническими комплексами для работы группы ОПАС.
29. Для организации проведения работ по аварийному реагированию эксплуатирующая организация должна разработать и утвердить документы (положения, инструкции), определяющие:
организацию оповещения участников аварийного реагирования в случаях радиационно опасных ситуаций;
организацию оказания экстренной помощи АС;
порядок формирования, задачи и функции группы ОПАС;
регламент работы и режимы функционирования КЦ, аварийных центров АС, центров технической поддержки;
порядок имущественного, транспортного, медико-санитарного обеспечения и обеспечения средствами связи КЦ, группы ОПАС;
перечень необходимой технической документации и порядок обеспечения КЦ технической документацией для каждого блока АС.
30. До завоза ядерного топлива на АС руководством АС должна быть образована из состава руководителей и персонала АС комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности АС (далее - КЧСПБО) для выполнения функций координационного органа при осуществлении противоаварийных действий на АС в условиях радиационно опасных ситуаций.
31. На АС должны функционировать внутренний (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями на территории АС) и внешний (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями в городе при АС) аварийные центры (далее - АЦ), служащие местом сбора и работы участников аварийного реагирования КЧСПБО и группы ОПАС после ее прибытия на аварийную АС.
32. Размещение и техническое оснащение АЦ должно быть предусмотрено проектом АС.
33. АЦ должен включать:
специально оснащенные помещения;
персонал, обеспечивающий функционирование АЦ.
34. Помещения АЦ должны быть защищены от внешних радиационных и иных техногенных и (или) природных воздействий для обеспечения безопасности персонала, выполняющего работы по аварийному реагированию и находящегося в этих помещениях.
35. АЦ должны иметь технические возможности для обеспечения информационного взаимодействия с КЦ, организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию, и органами местного самоуправления.
36. В АЦ должно быть предусмотрено наличие:
систем обеспечения жизнедеятельности;
средств связи с участниками аварийного реагирования;
технических средств, обеспечивающих поступление, обработку, отображение, регистрацию информации о технологических параметрах АС и радиационной обстановке на площадке АС, в СЗЗ и зоне наблюдения;
средств связи с блочными пунктами управления (блочными щитами управления), резервными пунктами управления (резервными щитами управления) блоками АС, начальниками смен цехов (служб) АС, а также с организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию;
технических средств, необходимых для функционирования АЦ в условиях радиационно опасной ситуации;
технической документации для всех блоков данной АС;
средств аварийного электроснабжения АЦ.
37. На момент завоза ядерного топлива на АС материальные и технические средства, необходимые для обеспечения функционирования АЦ, должны быть полностью укомплектованы, а в дальнейшем находиться всегда в наличии в состоянии готовности к применению. Использование этих средств допускается только при осуществлении аварийного реагирования и при проведении учений и тренировок.
38. Руководство АС должно обеспечивать содержание, техническое обслуживание и ремонт АЦ, комплектование АЦ технической документацией.
39. Подразделение радиационной безопасности АС должно быть оснащено таким образом, чтобы в условиях радиационно опасных ситуаций на АС для целей аварийного реагирования выполнять:
контроль радиационной обстановки на территории площадки АС, в СЗЗ и зоне наблюдения;
анализ проб компонентов окружающей среды (например, воздуха, воды, почвы);
контроль и учет индивидуальных доз облучения работников (персонала) и лиц, привлекаемых к работам по локализации аварии и ликвидации ее последствий.
40. Оповещение населения производится с использованием локальной системы оповещения АС (далее - ЛСО). Запуск ЛСО осуществляется в автоматизированном режиме с одного из пультов управления, расположенных на рабочих местах начальника смены станции, а также в защищенных пунктах управления противоаварийными действиями, расположенных на территории промплощадки АС и в городе при АС. Пульт управления ЛСО может устанавливаться на рабочем месте другого должностного лица (оператора), назначенного приказом (распоряжением) директора АС.
41. Для поддержания в постоянной готовности к работе автоматизированной ЛСО должны проводиться регламентные и контрольные проверки ее работоспособности.
42. Необходимо обеспечивать четкое разграничение между сообщениями, передаваемыми о реальных ситуациях, и сообщениями в целях проверок и тренировок. Сообщения, передаваемые в целях проверок и тренировок, должны иметь однозначно трактуемое название («Проверка», «Учение», «Тренировка»),
43. Работники (персонал) АС и все лица, находящиеся на площадке АС и в СЗЗ, должны быть заранее проинструктированы о действиях после получения сигнала оповещения о введении на АС состояний «Аварийная готовность» и/или «Аварийная обстановка» при радиационно опасной ситуации.
44. Для осуществления проверок практических навыков и готовности к выполнению действий аварийного реагирования, а также всех организационных взаимосвязей эксплуатирующая организация и руководство АС должны обеспечивать организацию и проведение в установленные сроки противоаварийных учений и тренировок.
45. Противоаварийные учения с участием группы ОПАС и привлечением сил и средств ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций должны проводиться эксплуатирующей организацией не реже одного раза в год согласно утвержденному эксплуатирующей организацией графику проведения противоаварийных учений.
46. Противоаварийные тренировки на АС с участием группы ОПАС и привлечением организаций, указанных в пунктах 20 и 21 настоящего Положения, должны проводиться по сценариям радиационных аварий согласно ежегодно разрабатываемому графику.
(Измененная редакция. Изм. от 11.10.2016 г.)
к федеральным нормам и правилам в
области использования атомной энергии
«Положение о порядке объявления
аварийной обстановки, оперативной
передачи информации и организации
экстренной помощи атомным станциям в
случаях радиационно опасных ситуаций»,
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 24 февраля 2016 г. № 68
1. Аварийное реагирование - согласованные действия эксплуатирующей организации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, ослабление и ликвидацию последствий радиационно опасных ситуаций.
2. Радиационно опасная ситуация - авария на АС либо угроза возникновения аварии на АС вследствие внешних воздействий природного и техногенного происхождения, террористических актов или изменения технологических параметров АС.
3. Состояние «Аварийная готовность» - состояние АС, объявление которого требует введения режима функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций «Повышенная готовность» с установлением объектового уровня реагирования с целью предупреждения чрезвычайной ситуации.
4. Состояние «Аварийная обстановка» - состояние АС, объявление которого требует введения режима функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций «Чрезвычайная ситуация» с установлением объектового уровня реагирования с целью ликвидации чрезвычайной ситуации.
к федеральным нормам и правилам в
области использования атомной энергии
«Положение о порядке объявления
аварийной обстановки, оперативной
передачи информации и организации
экстренной помощи атомным станциям в
случаях радиационно опасных ситуаций»,
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 24 февраля 2016 г. № 68
Критерий для определения состояния |
Состояние |
|
«Аварийная готовность» |
«Аварийная обстановка» |
|
Помещения постоянного пребывания персонала зоны контролируемого доступа |
10 мкЗв/ч |
600 мкЗв/ч |
Территория промплощадки и СЗЗ |
2,5 мкЗв/ч |
200 мкЗв/ч |
Территория зоны наблюдения АС |
0,1 мкЗв/ч* |
20 мкЗв/ч |
_____________
* Превышение естественного радиационного фона.
СОДЕРЖАНИЕ