Распоряжение Федерального дорожного агентства
от 22 ноября 2011 г. № 904-р

"Об утверждении Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2011 - 2015 годов"

В целях повышения эффективности применения прогрессивных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов на объектах дорожного хозяйства, повышения качества дорожных работ и реализации единой научно-технической политики органами управления дорожного хозяйства:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2011 - 2015 годов (далее - Стратегия).

2. Руководителям федеральных органов управления дорожным хозяйством руководствоваться положениями Стратегии на стадии разработки предложений в план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Федерального дорожного агентства, планирования дорожных работ, а также при формировании заданий на проектирование нового строительства (реконструкции), капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

3. Управлению научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования (В.А. Попов) при планировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организовать реализацию мероприятий и учет достижения целевых показателей, предусмотренных Стратегией.

4. ФКУ "Росдортехнология" (В.Н. Кротов) организовать мониторинг реализации Стратегии федеральными органами управления дорожным хозяйством.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Н.В. Быстрова.

 

Руководитель

А.М. Чабунин

 

Стратегия развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2011 - 2015 гг.

Введение

В соответствии с положениями Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р), решениями Государственного совета по вопросу инновационного развития транспортного комплекса (Ульяновск, 24 ноября 2009 года,) и реализации поручений Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России ключевой задачей транспортного комплекса является переход к интенсивному, инновационному, социально-ориентированному типу развития, что требует адекватных стратегических решений по инновационному развитию дорожного хозяйства на среднесрочную и дальнейшую перспективу.

В настоящее время потребность в инновационном развитии дорожного хозяйства определяется влиянием следующих фундаментальных факторов:

- продолжающимся бурным ростом численности парка транспортных средств, увеличением доли легковых автомобилей с высокими динамическими характеристиками и грузовых автомобилей с повышенными осевыми нагрузками, что требует пересмотра требований к основным потребительским свойствам автомобильных дорог; высокой автомобилизацией и подвижностью населения, интенсивностью движения транспортных потоков, способствующих существенному увеличению уровня загрузки дорог и появлению транспортных заторов, особенно в зонах влияния крупных городов и мегаполисов, что требует ускоренного развития автомагистралей и скоростных дорог, отвечающих международным стандартам развития и строительства, применения усовершенствованных систем организации дорожного движения;

- значительной стоимостью основных дорожно-строительных материалов, современной высокопроизводительной техники при одновременном повышении требований к соблюдению межремонтных сроков, что требует совершенствования механизмов ценообразования в дорожном хозяйстве;

- ожидаемым распространением новых (в том числе зарубежных) технологий при строительстве и эксплуатации дорог, что влечет за собой рост требований к качеству производства дорожных работ с учетом региональных особенностей Российской Федерации;

- планируемым масштабным строительством местных дорог для соединения населенных пунктов с опорной сетью дорог, что требует ускоренной разработки и применения экономически оправданных технологий и материалов (главным образом, местных), подготовки обновленных стандартов проектирования, строительства и эксплуатации таких дорог;

- приоритетным учетом требований обеспечения безопасности дорожного движения и экологических норм в дорожном строительстве.

Влияние указанных факторов требует от дорожного хозяйства существенной перестройки на принципах инновационного развития.

Эффективность развития дорожного хозяйства в значительной степени определяется научно-техническим прогрессом. Основой его является научно-техническая и инновационная деятельность, направленная на получение, распространение и использование новых знаний и технических решений для решения экономических, технологических, социальных и иных проблем в дорожном хозяйстве. Однако в сфере регулирования инновационной деятельности накопилось немало проблем, характерных не только для дорожного хозяйства. Одна из основных проблем заключается в том, что основные потребители инновационной продукции: федеральные и территориальные органы управления дорожным хозяйством, проектные и подрядные организации не рассматривают применение инноваций в качестве одной из приоритетных задач своей практической деятельности, что негативно отражается на эффективности дорожных работ, темпах и стоимости дорожного строительства. Отсутствует перечень критических технологий дорожного хозяйства, обеспечивающий эффективное планирование инновационной деятельности на объектах строительства, ремонта и содержания дорог.

Необходимым элементом Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2011 - 2015 гг. станет методика мониторинга ее реализации, обеспечивающая контроль за эффективным применением новых технологий на объектах дорожного хозяйства в соответствии с перечнем критических технологий. Положения Стратегии должны лечь в основу ежегодных и среднесрочных адресных Планов освоения инноваций, разрабатываемых федеральными органами управления дорожным хозяйством, а также обобщенного Плана освоения инноваций Росавтодора.

Выбор направлений инновационного развития дорожного хозяйства базируется на положениях Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., поручениях Президента Российской Федерации, ФЦП "Модернизация транспортной системы России на период 2010 - 2015 гг." (подпрограмма "Автомобильные дороги"), а так же на широком спектре документов, регламентирующих применение новых технологий в дорожном хозяйстве и других отраслях экономики.

При формировании приоритетных направлений развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве учтен опыт разработки и реализации программ и планов применения новых технологий в области дорожного строительства в отечественной и зарубежной практике.

Стратегия предназначена для использования в практической деятельности органов управления дорожным хозяйством, проектных, научно-исследовательских, строительных и эксплуатационных дорожных предприятий при организации разработки и применения прогрессивных дорожных технологий, техники и материалов.

Термины и определения

В Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2011 - 2015 гг. (далее - Стратегии) использованы следующие термины и определения:

Внедрение новых технологий, техники, конструкций и материалов - освоение инноваций в целях широкомасштабного применения инновационной продукции и введения ее в хозяйственный оборот.

Жизненный цикл автомобильной дороги - период времени от начала ее строительства (реконструкции) до очередной реконструкции дороги.

Инновационная деятельность - выполнение и (или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Инновация (инновационный продукт) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Критические технологии дорожного хозяйства - технологии, имеющие решающее (важное) значение для инновационного развития и обеспечения эффективности функционирования дорожного хозяйства страны, улучшения потребительских свойств автомобильных дорог.

Новые технологии, техника, конструкции, материалы - продукция (технология), новизна которой оценивается нахождением на рынке не более пяти лет, либо впервые примененная при производстве дорожных работ (проектировании, строительстве, ремонте и содержании) с учетом особенностей области применения в данных природно-климатических условиях.

Освоение инноваций в дорожном хозяйстве - применение прогрессивных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании дорог и сооружений на них.

Опытно-экспериментальное внедрение - апробация в производственных условиях (при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании дорог и сооружений на них) инновационной продукции.

Инновационные объекты - участки федеральных автомобильных дорог при строительстве (реконструкции), ремонте и содержании которых была применена в тех или иных объемах инновационная продукция.

Мониторинг освоения инноваций (в системе Федерального дорожного агентства) - комплекс организационных мероприятий, направленных на обеспечение эффективного освоения инноваций в дорожном хозяйстве.

1. Место и роль развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве

Развитие инновационной деятельности в дорожном хозяйстве имеет высокую социально-экономическую значимость. Применение новых технологий, техники, конструкций и материалов способствует существенному улучшению потребительских свойств автомобильных дорог, к которым относятся:

- непрерывность, безопасность, скорость и удобство движения;

- пропускная способность и уровень загрузки дорог движением;

- способность пропускать автомобили и автопоезда с заданными габаритами, осевыми нагрузками и грузоподъемностью (общей массой);

- экологическая безопасность;

- стоимость строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

Основным сдерживающим фактором обеспечения высоких потребительских свойств дорог является прямое влияние требований к этим свойствам на стоимость строительства (реконструкции) дорог и требуемый объем затрат на их поддержание в процессе эксплуатации. Применение усовершенствованных стандартов проектирования и эксплуатации автомобильных дорог, энерго- и ресурсосберегающих технологий, долговечных дорожных конструкций и материалов позволяет оптимизировать стоимость объектов строительства, обеспечить увеличение межремонтных сроков и, на этой основе, обеспечить улучшение потребительских свойств автомобильных дорог с необходимой экономической эффективностью. Дорожное строительство создает мультипликативный эффект не только в смежных областях, но и является стимулом к развитию многих отраслей экономики за счет качественного улучшения транспортной инфраструктуры.

Применение новых образцов высокопроизводительной дорожной техники и соответствующих технологий существенно сокращает сроки строительства автомобильных дорог, улучшает качество их содержания. Исследования показывают, что широкомасштабное использование инноваций при эксплуатации автомобильных дорог позволяет обеспечить их приведение к нормативному состоянию даже в условиях жестких финансовых ограничений.

Таким образом, развитие инновационной деятельности в дорожном хозяйстве следует рассматривать в качестве одного из важнейших системообразующих факторов, имеющих тесную связь с основными элементами транспортной экономики и социальной сферы.

В этих условиях формирование стратегических направлений развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве должно осуществляться на базе всестороннего анализа состояния и проблем научно-технического развития дорожной отрасли в тесной взаимосвязи с общими проблемами строительства автомобильных дорог и развития автомобильного транспорта.

2. Анализ состояния и проблем развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве

Значительный рост интенсивности движения на автомобильных дорогах федерального значения (до 5 - 7 % ежегодно), резкое увеличение в составе транспортного потока доли большегрузных автомобилей (с осевыми нагрузками, превышающими расчетные), автопоездов и автобусов привело к существенному увеличению изнашивающего и разрушающего воздействия автомобилей на дороги и дорожные сооружения, сокращению межремонтных сроков. Все эти факторы в совокупности вызывают необходимость обеспечения существенно более высоких требований к техническому уровню и эксплуатационному состоянию дорог и дорожных сооружений, разработки и применения в этих целях новых технических норм, прогрессивных технических решений, дорожных технологий и материалов, отвечающих современным потребностям. В этих условиях развитие инновационной деятельности в дорожном хозяйстве приобрело особую актуальность.

Анализ показывает, что в органах управления дорожным хозяйством, наиболее широко использующих прогрессивные технологии и материалы удельный вес дорог, находящихся в нормативном состоянии, в среднем, в 2 раза выше, чем у управлений, применяющих прогрессивные технологии и материалы в ограниченных масштабах или вообще их не применяющих.

При условии освоения имеющейся инновационной продукции в полном объеме в отрасли может быть достигнут значительный экономический эффект за счет применения новых технологий, энерго- и ресурсосбережения, повышения долговечности дорог, сокращения себестоимости перевозок и повышения безопасности движения. Согласно анализу аварийности, участки дорог, запроектированные и построенные с использованием прогрессивных технических решений, применением современной дорожно-строительной техники имеют наиболее высокий уровень обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно информации отраслевого банка данных к таким объектам относятся кольцевая дорога вокруг г. Санкт-Петербурга, ряд участков автомобильных дорог М-53 "Байкал", М-7 "Волга", М-2 "Крым" и т.д.

В период 2000 - 2010 гг. Росавтодором введено в действие более 130 новых национальных стандартов и методических документов, направленных на внедрение прогрессивных дорожных технологий, техники и материалов, в том числе для опытного применения. В 2007 году разработаны и введены в действие Методические рекомендации, регламентирующие планирование, отчетность и контроль за организацией применения новых технологий федеральными органами управления дорожным хозяйством. Введен порядок, согласно которому применение инноваций предусматривается, начиная с технических заданий на проектирование дорог и дорожных сооружений.

Для организации внедрения инноваций в органах управления дорожным хозяйством назначены ответственные за внедрение инноваций, утвержден План Федерального дорожного агентства по освоению инноваций на 2010 г. и выполнен мониторинг его реализации. Позитивные шаги предприняты в сфере информационного обеспечения дорожного хозяйства о новых технологиях, конструкциях, технике и материалах. Все большее распространение получает разработка непосредственными производителями инновационной продукции Стандартов организаций для применения на федеральных дорогах.

Вместе с тем, в сфере развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве сохраняется целый ряд проблемных вопросов, требующих системного решения.

В настоящее время, ввиду отсутствия механизмов экономической заинтересованности участников инновационного процесса преобладают директивные методы внедрения новых технологий, которые зачастую не дают желаемых результатов. Так, по данным мониторинга в 2009 году использование прогрессивных технологий осуществлялось в 28 федеральных органах управления дорожным хозяйством (78 %) и 27 территориальных органах управления дорожным хозяйством (31 %). Таким образом, часть федеральных и большинство территориальных органов управления дорожным хозяйством не проявляют необходимой заинтересованности в применении новых технологий. Анализ показывает, что не все зарубежные технологии и дорожные машины пригодны к использованию в условиях России и приспособлены к реализации отечественных технологий с применением отечественных дорожных материалов.

Одним из основных сдерживающих факторов развития инновационной деятельности является то, что имевшаяся ранее опытно-экспериментальная база научных дорожных центров, которая призвана ускорить процесс создания и освоения новых технологий морально и физически устарела (а по многим позициям утрачена), не отвечает современным потребностям и международному уровню.

Так, в зарубежной практике широкое распространение получили полигоны для проведения различных дорожных исследований, кольцевые стенды, оборудование и лаборатории для разработки новых технических средств организации движения, прогрессивных методов содержания дорог и мостов. Их создание и финансирование, а также организация опытно-конструкторских работ осуществляется главным образом из бюджетных источников (эксплуатация на принципах самоокупаемости). Создана разветвленная сеть центров обучения и передачи технологий.

Опытно-экспериментальная база отраслевых научных центров не отвечает современным требованиям (средний возраст оборудования по состоянию на 2003 г. составлял 37 лет и продолжает возрастать, отсутствуют испытательные полигоны, станции и т. п.), что не позволяет оперативно выполнять оценку эффективности новых технологий, техники, конструкций и материалов.

Отсутствуют центры обучения и передачи технологий, доказавшие свою эффективность в международной практике.

В субъектах Российской Федерации бюджетные расходы на НИОКР в дорожном хозяйстве крайне низки или вовсе отсутствуют. Разработка документации инновационного характера вновь образованными саморегулируемыми организациями (СРО) строительного профиля пока не налажена.

Деятельность дорожного хозяйства финансируется за счет бюджета через систему государственных закупок, в то время как в мировой практике закупки для государственных нужд выступают в качестве важного ресурса для создания спроса на инновации.

Таким образом, сдерживающими факторами разработки и расширения использования инноваций на отраслевом уровне являются:

- несовершенство налоговой политики, в части обеспечения стимулирования инновационного развития дорожной отрасли;

- недостаточное финансирование научных разработок, по сравнению с Европейскими странами и США;

- устаревшие методы оценки эффективности проектных решений, основанные только на минимизации единовременных строительных затрат, препятствующие внедрению новых технологий, техники, конструкций и материалов;

- отсутствие законодательных механизмов, формирующих материальную заинтересованность подрядчика и заказчика во внедрении инноваций;

- снизившийся научный потенциал отраслевой науки и как следствие дефицит научных разработок для их внедрения;

- недостаточный потенциал отраслевой инфраструктуры, обеспечивающей внедрение инноваций в производство;

- отсутствие системы программно-целевого планирования и финансирования научных исследований и их внедрения в производство;

- отсутствие системы учета патентования в дорожном хозяйстве;

- отсутствие системы взаимодействия в части координации развития и стимулирования внедрения инноваций с субъектами Российской Федерации;

- необходимость совершенствования системы изучения зарубежного опыта, импорта патентов, лицензий и прогрессивных технологий.

В инновационной деятельности дорожного хозяйства необходимо повысить эффективность технологической цепочки, связывающей научные исследования и реализацию их результатов: разработка - проверка на практике и опытное внедрение - мониторинг и закрепление в нормативно-технических документах - широкая реализация с научным сопровождением. Реализация этого направления требует совершенствования системы организации и управления процессом внедрения научно-технических достижений.

Необходимо по аналогии с другими странами ввести практику разработки и реализации пилотных проектов в федеральных учреждениях и органах государственной власти субъектов Российской Федерации и формирование планов госзакупок, включающих инновационный компонент.

Согласно Основам политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу необходимо разработать в отрасли перечень критических технологий, применение которых имеет приоритетное значение для решения ключевых задач дорожного хозяйства по повышению долговечности дорог и дорожных сооружений, оптимизации затрат на дорожные работы, решению вопросов энерго- и ресурсосбережения, обеспечения безопасности дорожного движения, повышения пропускной способности дорожной сети и скорости движения транспортных потоков (в том числе, за счет применения интеллектуальных транспортных систем), увеличению межремонтных сроков и других технологий, способствующих инновационному развитию дорожного хозяйства.

При отсутствии собственного мощного научно-технического потенциала не организована работа по изучению и использованию зарубежного опыта для создания новых разработок. Так, отечественные нормы проектирования и строительства автомобильных дорог, а также методы испытаний дорожно-строительных материалов не гармонизированы с нормами зарубежных стран. Несмотря на подписанные Правительством страны международные обязательства ("Дорожная карта" по общему экономическому пространству Россия - ЕС) не ведутся работы по гармонизации норм и методов оценки соответствия проектной документации и строительной продукции.

Таким образом, анализ современного состояния и проблем развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве указывают на необходимость формирования стратегии долгосрочного инновационного развития отрасли и основных мероприятий по ее реализации для эффективного решения ключевых задач дорожного хозяйства с целью улучшения потребительских свойств автомобильных дорог.

3. Цели и задачи развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве

Целью инновационной деятельности Федерального дорожного агентства является улучшение потребительских свойств автомобильных дорог, повышение безопасности дорожного движения, снижение затрат на дорожные работы, повышение сроков службы автомобильных дорог и инженерных сооружений, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду за счет повышения технологического уровня проектирования, строительства и эксплуатации дорог и искусственных сооружений.

Исходя из целей Стратегии, необходимо решить следующие задачи по развитию инновационной деятельности в дорожном хозяйстве:

- формирование инновационной инфраструктуры для масштабного освоения в дорожном хозяйстве прогрессивных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, систему сертификации и продвижения разработок и т.д., создание производств наукоемких видов продукции;

- координация действий научных, проектных и производственных организаций и предприятий дорожного хозяйства, вузовской науки в целях разработки комплексного подхода к решению задач инновационного развития;

- обеспечение благоприятных экономических условий для активизации инновационной деятельности, в том числе развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

- совершенствование системы управления дорожным хозяйством, включая развитие механизма государственно-частного партнерства;

- выявление и поддержка конкурентоспособных технологий, стимулирование предприятий, внедряющих отечественные и передовые зарубежные научно-технические разработки;

- обеспечение приоритетности реализации критических технологий (в соответствии с утвержденным Перечнем критических технологий дорожного хозяйства) и стимулирование их применения проектными, строительными и производственными организациями для нужд дорожного хозяйства;

- сохранение и развитие научно-технического потенциала дорожного хозяйства для поддержания современного технологического уровня и эффективного использования критических технологий;

- вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, результатов изобретательской деятельности и обеспечение защиты от их несанкционированного использования;

- интенсификация разработки стандартов организации, направленных на расширение использования новых технологий, техники, конструкций и материалов;

- организация работ и совершенствование гармонизации нормативно-технических документов с зарубежными аналогами;

- использование технологий двойного назначения;

- развитие лизинга новой прогрессивной дорожной техники и оборудования для ускорения производства дорожных работ и повышения качества дорожно-строительных материалов, а также уникального наукоемкого оборудования для научных исследований.

Необходимо обеспечить на конкретных объектах автомобильных дорог и сооружений на них опытно-экспериментальное и промышленное внедрение инновационных продуктов, включая новые технологии, материалы, конструкции и технические решения, обеспечивающих повышение качества дорожных работ, эксплуатационных характеристик, долговечность дорожных конструкций и направленных на эффективное использование бюджетных ассигнований при проектировании, строительстве (реконструкции), ремонте и содержании автомобильных дорог и повышение эффективности использования в дорожном хозяйстве интеллектуального и научно-технического потенциала.

4. Основные мероприятия по реализации Стратегии развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве

Основные мероприятия по реализации положений Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2011 - 2015 г.г. включают:

- совершенствование нормативной правовой базы развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве;

- развитие системы управления инновационной деятельностью в дорожном хозяйстве;

- развитие инновационной деятельности в дорожном хозяйстве на основе применения перечня критических технологий;

- развитие инновационной деятельности в органах управления дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации;

- создание полигонов для опытно-экспериментальной проверки новых конструкций, технологий и материалов;

- развитие информационного обеспечения инновационной деятельности в дорожном хозяйстве;

- научное и кадровое обеспечение инновационной деятельности;

- мониторинг внедрения новых технологий, техники и материалов.

В целях реализации основных положений Стратегии по ключевым направлениям на отраслевом уровне будут разработаны планы (программы) мероприятий по их реализации.

Формы и методы управления реализацией Стратегии определяет Федеральное дорожное агентство. Мероприятия предусматривается реализовывать, в том числе, на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке. Контроль реализации Стратегии осуществляет Управление научно-технических исследований информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.

Результаты основных работ, предусмотренных Стратегией, выносятся на рассмотрение Научно-технического совета Росавтодора. Отдельные мероприятия реализации Стратегии, объемы и сроки их выполнения устанавливаются ежегодно с учетом планов дорожных работ.

4.1 Совершенствование нормативной правовой базы развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве

Стратегия предусматривает развитие механизмов стимулирования (в том числе экономических) инновационной деятельности для всех ее участников за счет совершенствования нормативной правовой базы и методов государственного регулирования.

В ходе реализации Стратегии должен быть осуществлен следующий комплекс мер по совершенствованию нормативной правовой базы инновационной деятельности:

На законодательном уровне планируется:

- подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", предусматривающие учет технического предложения при оценке результатов торгов, возможность подачи подрядчиком альтернативного предложения, возможность учета эксплуатационных затрат при оценке предложений, возможность применения долгосрочных контрактов основанных на показателях качества, отход от критерия минимальной цены, выбор победителей торгов по критериям наибольшей экономической эффективности на основе зарубежного и прогрессивного отечественного опыта;

- подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающие стимулирование внедрения инноваций в дорожном хозяйстве;

- подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", предусматривающие заключение концессионных соглашений на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

- подготовить предложения по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, в части касающейся стимулирования инновационной деятельности и создания механизмов, позволяющих обеспечить заинтересованность исполнителей дорожных работ в финансировании прикладных научных исследований;

- поэтапно увеличить бюджетное финансирование отраслевой науки.

На уровне Правительства:

- подготовить предложения о пересмотре действующего порядка ценообразования, с переходом от нормативного метода составления расценок на статистические методы;

- подготовить поправки в положение об экспертизе, предусматривающие упрощение порядка внесения изменений в проектную документацию, связанную с внедрением инноваций, и пересмотр задач экспертизы в части эффективности стоимостной оценки проектных решений;

- переработать действующие методы оценки эффективности проектных решений с переходом на основе стоимостного анализа жизненного цикла автомобильной дороги;

- пересмотреть требования к составу проектной документации, для строительства автомобильных дорог с включением в него раздела: "Оценка соответствия современному научно-техническому уровню и внедрение инноваций";

- разработать положение об экспериментальном (пилотном) проекте и порядке его реализации;

- обеспечить создание условий для финансирования опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение и создание новых образцов дорожной техники и оборудования.

На уровне Минтранса России и Федерального дорожного агентства планируется:

- переход на программно-целевой метод планирования внедрения инноваций с обеспечением целевого финансирования отдельных научных программ и мероприятий;

- ужесточение требований к критериям формирования Планов освоения инноваций (как на уровне органов управления дорожным хозяйством, так и в целом по Росавтодору) при строительстве, ремонте и содержании дорог с разделением инноваций на широкомасштабное (массовое) освоение и опытно-экспериментальное внедрение;

- совершенствование взаимодействия с высшими учебными заведениями при подготовке и повышении квалификации кадров с учетом инновационного развития дорожного хозяйства;

- в заданиях на проектирование автомобильных дорог и искусственных сооружений в обязательном порядке должны быть установлены требования к внедрению инноваций на основе ежегодных планов внедрения;

- привлечение академической науки для проведения прикладных научных исследований;

- формирование благоприятных условий для функционирования малых инновационных организаций и оказание им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

- инвентаризация выполненных ранее научных разработок с выбором из них работ, наиболее актуальных для внедрения;

- совершенствование экономических методов оценки эффективности внедрения инноваций с учетом региональных особенностей строительства и эксплуатации дорог, влияния природно-климатических факторов;

- совершенствование экспертизы инновационных разработок (для ускорения широкомасштабного освоения в дорожном хозяйстве), финансово-экономической системы стимулирования инновационной деятельности, системы сертификации и продвижения разработок;

- обеспечение внедрения инновационной продукции только после наличия утвержденного в установленном порядке сметного норматива на их применение;

- разработка новых методов обоснования экономической эффективности внедрения инноваций в дорожном хозяйстве.

По мере совершенствования нормативной правовой базы и методов государственного регулирования инновационной деятельности планируется внесение соответствующих изменений в "Методические рекомендации по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в системе Федерального дорожного агентства".

4.2 Развитие системы управления инновационной деятельностью в дорожном хозяйстве

Для эффективного управления использованием инноваций в дорожном хозяйстве будет создана трехуровневая система организации планирования внедрения новых технологий (Росавтодор, федеральные органы управления дорожным хозяйством, органы управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации). Будут определены структурные подразделения в Росавтодоре и подведомственные организации, ответственные за развитие инновационной деятельности.

Стратегия предусматривает совершенствование системы управления инновационной деятельностью, в том числе по разработке и контролю за реализацией Планов инновационной деятельности, координации федеральных и территориальных инновационных программ в дорожной сфере, а также участию в международных программах инновационной деятельности, организации их экономического анализа и экспертизы, содействия своевременному внедрению прогрессивных технологий.

В рамках реализации Стратегии предполагается оказание организационной и технической поддержки центров передачи технологий для обеспечения профессиональной подготовки, обучения и передачи технической продукции органам управления дорожного хозяйства, подрядным дорожным организациям.

Для координации деятельности по организации развития инноваций в дорожном хозяйстве при Росавтодоре будет создан экспертный совет из представителей структурных подразделений центрального аппарата, заинтересованных научных, образовательных организаций, дорожных ассоциаций, бизнеса и общественности. В функции совета будет входить рассмотрение планов (программ) развития инновационной деятельности, анализ их эффективности с позиции решения актуальных проблем отрасли, корректировка перечня критических технологий, организация экспертизы новизны предлагаемых технологий и оценка их соответствия мировому уровню, другие ключевые вопросы развития и освоения инноваций.

В целях выполнения подпункта "д" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 24 ноября 2009 г. (г. Ульяновск) о создании на базе ведущих транспортных университетов и отраслевых научно-исследовательских институтов научно-образовательных центров по инновационному развитию видов транспорта для ускоренного внедрения прогрессивных технологий проектирования, строительства, ремонта и содержания дорог в практической деятельности дорожных организаций на базе территориально распределенных филиалов ФКУ "Росдортехнология" и ФГУП "РОСДОРНИИ" планируется создать систему научно-образовательных центров для обучения и передачи новых технологий с учетом региональных особенностей дорожного строительства в Российской Федерации. Регулярное обучение и передача технологий будет осуществляться указанными центрами по учебным программам, утвержденным Федеральным дорожным агентством, и включать обучение непосредственно в процессе производства дорожных работ.

4.3 Развитие инновационной деятельности в дорожном хозяйстве на основе применения перечня критических технологий

Стратегия предусматривает переход к планированию применения инноваций исходя из установленного перечня критических технологий, отражающего потребность решения наиболее актуальных проблем отрасли с учетом прогрессивных технологий, при применении которых может быть достигнут наибольший эффект.

Исходя из целей и задач Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. и результатов анализа уровня развития и потребительских свойств дорожной сети, социально-экономических факторов к актуальным проблемам дорожного хозяйства, решение которых может быть достигнуто на основе инновационного развития следует отнести:

- высокий уровень загрузки дорог (особенно в зонах влияния крупных городов и мегаполисов), вызванный темпами роста интенсивности движения, опережающими развитие дорожной сети;

- недостаточная долговечность и конструктивная надежность автомобильных дорог и искусственных сооружений в условиях возросших транспортных нагрузок;

- высокий относительный уровень аварийности на автомобильных дорогах;

- необходимость ускоренного приведения значительной доли автомобильных дорог и искусственных сооружений в нормативное состояние по основным транспортно-эксплуатационным показателям;

- низкое качество содержания части автомобильных дорог;

- потребность модернизации нормативно-технической базы отрасли на основе ее гармонизации с нормами, принятыми в международной практике;

- необходимость модернизации нормативной правовой и материально-технической базы отрасли на основе ее гармонизации с нормами и методами, принятыми в международных стандартах.

Перечень критических технологий, сформированный исходя из вышеуказанных актуальных проблем дорожного хозяйства и направленных на улучшение потребительских свойств автомобильных дорог, включает:

- технологии повышения пропускной способности и оптимизации уровня загрузки автомобильных дорог;

- технологии увеличения сроков службы дорожных одежд и покрытий автомобильных дорог;

- технологии увеличения сроков службы искусственных сооружений на автомобильных дорогах;

- технологии повышения безопасности дорожного движения;

- технологии повышения качества содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Конкретные дорожные технологии, конструкции, техника, материалы, технические инновационные решения при проектировании, строительстве, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог должны соответствовать установленному перечню критических технологий при разработке планов (программ) освоения инноваций. Для организации эффективного планирования инновационной деятельности в Приложении 1 даны основные направления инноваций, соответствующие критическим технологиям, включенным в перечень. Реализация перечня критических технологий помимо решения ключевых проблем дорожного хозяйства одновременно способствует энерго- и ресурсосбережению при строительстве и эксплуатации дорог, оптимизации стоимости и обеспечению качества дорожных работ, а также гармонизации нормативной правовой и материально-технической базы отрасли с нормами и методами, принятыми в международных стандартах. Перечень критических технологий будет периодически уточняться Федеральным дорожным агентством на основе анализа эффективности применения имеющихся и разработки новых технологий, применение которых может иметь приоритетное значение для развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве.

4.4 Развитие инновационной деятельности в органах управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации

Основные положения Стратегии распространяются на инновационную деятельность органов управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации (далее - территориальные органы управления дорожным хозяйством).

Стратегии инновационной деятельности субъектов Российской Федерации должны корреспондироваться с положениями настоящей Стратегии. Формирование системы взаимно увязанных мероприятий предполагает разделение интересов и ответственности между Федеральным дорожным агентством, регионами и муниципалитетами, а также между государством и организациями.

Планируется, что не менее 1,5 - 2 % средств, выделяемых на дорожное строительство, будет направлено на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с планами и программами инновационного развития дорожного хозяйства регионов. Основой разработки и реализации планов и программ инновационной деятельности является Перечень критических технологий, указанных в разделе 6.3. Стратегии и основные направления инноваций, соответствующие Перечню. Выбор конкретных технологий, материалов, техники должен учитывать специфику развития и эксплуатационного состояния территориальной дорожной сети, природно-климатические условия регионов, приоритеты социально-экономического развития.

Для обеспечения единой отраслевой научно-технической политики в сфере науки и технологий планируется создание при дорожных администрациях координационных органов по инновационному развитию дорожного хозяйства на базе региональных научных центров, ВУЗов дорожного профиля, проектных и производственных дорожных организаций и предприятий.

4.5 Создание полигонов для опытно-экспериментальной проверки новых конструкций, технологий и материалов

Создание полигонов для опытно-экспериментальной испытаний новых дорожных и мостовых технологий, техники, конструкций и материалов позволяет существенно ускорить процесс оценки эффективности инновационной продукции и ее применения на практике.

В этих целях планируется создать систему опытно-экспериментальных полигонов на реальных участках автомобильных дорог для сопоставительных исследований новых типов дорожных покрытий с улучшенными свойствами, прогрессивных материалов для дорожной разметки, геосинтетических материалов, пленок для дорожных знаков с различными световозвращающими свойствами, новых типов шероховатых поверхностных обработок, противогололедных материалов, ряда других материалов и конструкций.

Стратегия предусматривает в целях моделирования работы дорожных одежд для совершенствования методов их расчета, исследований износа покрытий под воздействием движущейся многократной колесной нагрузки применение в соответствии с международной практикой мобильных испытательных установок, обеспечивающих ускоренный контроль состояния дорожных одежд.

Планируется создание в различных дорожно-климатических зонах Российской Федерации полевых станций наблюдений за водно-тепловым режимом земляного полотна автомобильных дорог, которые позволяют оценить его состояние по показателям прочности и устойчивости (особенно в неблагоприятные периоды года) для разработки усовершенствованных конструкций дорожных одежд (в том числе, с применением геосинтетических материалов) и мероприятий по защите земляного полотна от переувлажнения.

Будут продолжены оправдавшие себя на практике опытно-экспериментальные работы по натурным испытаниям конструкций и элементов искусственных сооружений в целях разработки эффективных решений по продлению сроков службы мостов с учетом возросших транспортных нагрузок.

В целях методического обеспечения работ по созданию и оснащению полигонов для ускоренной опытно-экспериментальной проверки новых технологий планируется разработка ОДМ "Рекомендации по созданию, планировочным решениям и оснащению полигонов, опытно-экспериментальных участков автомобильных дорог и мостов для оценки эффективности применения инновационной продукции в дорожном хозяйстве".

4.6 Развитие информационного обеспечения инновационной деятельности в дорожном хозяйстве

Для организации работ по информационному обеспечению широкого применения прогрессивных технологий, материалов и техники Федеральным дорожным агентством в период 2011 - 2015 г.г. будет предусмотрена реализация следующих мероприятий:

- оперативное информационное обеспечение органов управления дорожным хозяйством, проектных и подрядных дорожных организаций о результатах инновационной деятельности в соответствии с Перечнем критических технологий дорожного хозяйства;

- развитие Баз данных об отечественных и зарубежных инновационных разработках;

- наполнение и сопровождение Базы данных мониторинга результатов использования инновационных разработок и оценки их эффективности;

- дальнейшее формирование справочно-информационного фонда переводов зарубежных периодических изданий с приоритетным анализом публикаций о прогрессивных технологиях;

- поддержание Базы данных НИОКР (о результатах НИОКР, выполненных по заказу Росавтодора) и интернет-приложения с возможностью просмотра и поиска нужной информации в отраслевом БД "АРХИВ НИОКР" для вовлечения результатов научно-исследовательских работ в хозяйственный оборот;

- создание и наполнение базы данных патентного сопровождения внедрения инноваций в дорожном хозяйстве;

- ежегодное формирование и издание каталога прогрессивных дорожных технологий (включая опыт их использования органами управления дорожным хозяйством и информацию об утвержденных Росавтодором нормативных и методических документах, связанных с использованием прогрессивных технологий).

Для формирования благоприятной информационной среды, стимулирующей развитие инновационной деятельности в дорожном хозяйстве, планируется в средствах массовой информации (включая Интернет-сайт Росавтодора) на регулярной основе размещать информацию (в том числе фото и видеоматериалы) о позитивном опыте применения прогрессивных технологий на объектах строительства, ремонта и содержания дорог и мостов.

4.7 Научное и кадровое обеспечение инновационной деятельности

Стратегия предусматривает научное обеспечение инновационной деятельности, которое заключается в проведении комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку новых прогрессивных технологий, техники, дорожно-строительных материалов, отвечающих перечню критических технологий.

Указанные работы будут предусмотрены:

- на уровне Федерального дорожного агентства - в планах НИОКР Росавтодора по разделам "опытно-конструкторские работы" и "прикладные научно-исследовательские работы";

- на уровне федеральных и территориальных органов управления - в технических заданиях на проектирование, строительство (реконструкцию), ремонт и содержание автомобильных дорог, предусматривающих внедрение новых технологий (в том числе, для опытно-экспериментального применения);

- на уровне отраслевых научно-образовательных центров - при выполнении конкретных НИОКР, экспериментальных пилотных проектов, обеспечивающих отработку методик, механизмов нормативного правового, технического, технологического и информационного обеспечения научных работ, а также работ по научному сопровождению внедренных результатов;

- на уровне производственных подрядных дорожных организаций, производителей и поставщиков инновационной продукции для нужд дорожного хозяйства - в планах деятельности указанных организаций и предприятий.

Будут продолжены исследования по оценке эффективности применяемых технологий. В этих целях планируется:

- исследовать динамику изменения показателей технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния дорог, безопасности дорожного движения, межремонтных сроков и стоимости дорожных работ на участках дорог, построенных (реконструированных) и отремонтированных с применением различного вида инновационной продукции, новых технических решений, технологий и материалов. Для проведения таких комплексных исследований будут использованы результаты ежегодной инструментальной диагностики и оценки состояния федеральных дорог и мостов с применением отраслевых автоматизированных банков данных (АБДД "ДОРОГА", БД "Монстр") и организованы специальные наблюдения на опытных участках;

- пересмотреть "Руководство по оценке эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса" (2002 г.) в целях детализации методики расчета социально-экономического эффекта, достигаемого при применении различных видов инновационной продукции, новых технических решений, прогрессивной дорожной техники. Одновременно будет разработан новый программный комплекс для автоматизации расчетов экономической эффективности при применении новых технологий (взамен программы "Effect").

На основе обобщения результатов научно-исследовательских работ будут подготовлены технико-экономические обоснования по внесению изменений в установленные межремонтные сроки дорог и дорожных сооружений, периодичность выполнения работ по содержанию с учетом применения новых технологий, обеспечивающих повышение долговечности дорог и эффективное использование средств на дорожные работы.

Поставленные задачи инновационного развития дорожного хозяйства могут быть решены только при условии обеспечения отрасли достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов. Кадровое обеспечение инновационного развития направлено на подготовку, привлечение и закрепление квалифицированных кадров посредством:

- подготовки и реализации Программы совершенствования лабораторной базы подведомственных учреждений и государственных предприятий научной сферы, в том числе с привлечением внебюджетного финансирования и лизинга наукоемкого оборудования;

- подготовки и реализации Программы поддержки научного кадрового потенциала дорожной отрасли (с выделением Подпрограммы "Поддержка молодых ученых дорожного хозяйства");

- устойчивого повышения заработной платы научных работников отрасли за счет широкого участия отраслевых НИИ и вузовской науки в реализации планов НИОКР Федерального дорожного агентства, территориальных органов управления дорожным хозяйством, выполнения работ по заказам подрядных дорожных организаций;

- совершенствования требований к программам повышения квалификации специалистов и дорожных рабочих;

- установления уровня квалификационных требований для разных категорий работников дорожной отрасли и методов их достижения;

- организации стажировки научных работников отрасли в авторитетных зарубежных научных центрах;

- активизации обучения перспективных молодых ученых и специалистов в аспирантурах и докторантурах;

- проведения в период 2011 - 2015 гг. конкурса молодых специалистов в сфере инноваций в дорожном хозяйстве.

4.8 Мониторинг внедрения новых технологий, техники и материалов

Для контроля исполнения планов и программ инновационной деятельности и оценки эффективности применяемых технологий, материалов, техники Стратегия предусматривает регулярный мониторинг освоения новых технологий.

Мониторинг внедрения инноваций будет выполняться в целях:

- определения соответствия фактических объемов и качественных показателей внедрения новых прогрессивных технологий на объектах внедрения установленным планами и программами инновационной деятельности;

- оценки эффективности внедрения новых технологий, техники, конструкций и материалов;

- оценки соответствия применяемых и планируемых к применению новых технологий перечню критических технологий;

- оценки выполнения плана освоения инноваций и его эффективности.

Мониторинг реализации Стратегии развития инновационной деятельности включает:

- мониторинг целевых показателей Стратегии;

- мониторинг изменения основных потребительских свойств автомобильных дорог в результате реализации перечня критических технологий дорожного хозяйства;

- мониторинг реализации плана инновационной деятельности, как основы достижения целевых показателей Стратегии.

5. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве

Реализация Стратегии обеспечивается стабильной и надежной системой финансирования дорожного хозяйства, с учетом необходимости его инновационного развития.

Финансирование мероприятий Стратегии планируется осуществлять в порядке, предусмотренном подпрограммой "Автомобильные дороги" ФЦП "Модернизация транспортной системы России на период 2010 - 2015 гг.", а также с учетом перехода на финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения по нормативам, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета" (с изменениями от 10 марта 2009 г.).

Средства из федерального бюджета направляются на следующие цели:

- проведение прикладных и опытно-конструкторских работ, по разработке новых дорожных технологий, конструкций, техники и материалов (в соответствии с Планами НИОКР Росавтодора на 2011 - 2015 гг.);

- развитие информационного обеспечения инновационной деятельности (в соответствии с Планами информационного обеспечения дорожного хозяйства, Планами проведения выставок, конференций и семинаров);

- строительство (реконструкцию), ремонт и содержание автомобильных дорог с применением новых технологий и материалов (согласно планам и программам дорожных работ) в порядке, предусмотренном "Методическими рекомендациями по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в системе Федерального дорожного агентства").

Стратегия предусматривает привлечение внебюджетных источников:

- собственных средств подрядных строительных дорожных организаций; предприятий, производящих инновационную продукцию и заинтересованных в ее продвижении на рынок дорожных работ и услуг;

- дорожных ассоциаций, заинтересованных в модернизации нормативно-технической базы отрасли и развитии инновационной деятельности членов ассоциации.

6. Целевые показатели выполнения основных мероприятий Стратегии

В результате реализации Стратегии ожидается повышение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, увеличение межремонтных сроков, повышение безопасности дорожного движения, сокращение затрат на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений за счет использования прогрессивных дорожно-строительных материалов, ресурсо- и энергосберегающих технологий, применения эффективных средств инженерного оборудования и обустройства дорог, современных информационных технологий и систем связи, обеспечения действующих требований дорожной экологии.

Целевые индикативные показатели выполнения основных мероприятий Стратегии соответствуют установленным в ФЦП "Модернизация транспортной системы России на период 2010 - 2015 гг." (подпрограмме "Автомобильные дороги") и включают:

- показатель развития дорожной сети;

- долю участков дорог в нормативном состоянии;

- долю дорожно-транспортных происшествий, возникновению которых способствовали неблагоприятные дорожные условия;

- среднюю скорость движения транспортных потоков на автомобильных дорогах.

Планируется, что ежегодное улучшение указанных показателей будет достигаться за счет реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой "Автомобильные дороги", в том числе на основе развития инновационной деятельности по направлениям, указанным в Стратегии, создания и широкомасштабного применения новых эффективных технологий, техники и материалов, соответствующих перечню критических технологий.

Применение перечня критических технологий, установленных в Стратегии, способствует достижению индикативных показателей ФЦП "Модернизация транспортной системы России на период 2010 - 2015 гг." (подпрограммы "Автомобильные дороги") с учетом перехода на финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения по нормативам, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета" (с изменениями от 10 марта 2009 г.), в том числе:

- стабилизации и последующему сокращению протяженности участков федеральных дорог, перегруженных движением на основе применения новых норм проектирования и реконструкции дорог, развитию применения интеллектуальных транспортных систем, других инноваций;

- увеличению срока службы дорожных одежд на основе применения прогрессивных технологий ремонта автомобильных дорог, долговечных дорожно-строительных материалов, других инноваций;

- увеличению срока службы мостовых сооружений на основе внедрения обновленных норм и методов их проектирования, совершенствования конструктивных элементов, использования долговечных материалов при новом строительстве, реконструкции и ремонте;

- повышению безопасности дорожного движения на сети федеральных дорог на основе сокращения участков концентрации дорожно-транспортных происшествий;

- повышению уровня эксплуатационного содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Достижение целевых показателей реализации Стратегии основывается на широкомасштабном развитии инновационной деятельности в дорожном хозяйстве, основанном на ее эффективном планировании, непосредственном применении новых технологий на объектах строительства (реконструкции), ремонта и содержания дорог, мониторинге внедрения технологий. Планируемое развитие инновационной деятельности в период реализации Стратегии характеризуется следующими целевыми показателями:

- увеличением на 50 % количества инновационных объектов на участках строительства (реконструкции), ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений;

- увеличением на 45 % относительной протяженности дорог, построенных (реконструированных), отремонтированных с применением новых прогрессивных технологий, техники, материалов;

- увеличением общего расчетного социально-экономического эффекта от применения инноваций - на 40 %.

Учитывая, что применение прогрессивных технологий, конструкций, техники и материалов в дорожном хозяйстве осуществляется при проектировании, строительстве (реконструкции), ремонте и содержании автомобильных дорог целевые показатели Стратегии установлены исходя из ресурсного обеспечения, предусмотренного подпрограммой "Автомобильные дороги" ФЦП "Модернизация транспортной системы России на период 2010 - 2015 гг." и Постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 г. № 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета". Целевые показатели Стратегии могут корректироваться в связи с изменениями ресурсного обеспечения, предусмотренного в указанных документах.

Приложение А

Перечень основных направлений инноваций, соответствующих критическим технологиям

№ п/п

Наименование критических технологий

Основные направления инноваций, соответствующие критическим технологиям

Код

Наименование направления

1

2

3

4

1.

Технологии увеличения пропускной способности и оптимизации уровня загрузки автомобильных дорог

1.1.

Технологии проектирования автомобильных дорог на основе усовершенствованных норм, гармонизированных с международной практикой

1.2.

Технологии применения интеллектуальных транспортных систем (ITS)

1.3.

Методы расчета и прогнозирования пропускной способности дорог, технологии оптимизации уровня загрузки

1.4.

Автоматизированные системы управления транспортными потоками

1.5.

Технологии и методы планирования оптимальных дорожных сетей

1.6.

Автоматизированные системы маршрутного ориентирования водителей

1.7.

Усовершенствованные методы и технологии прогнозирования интенсивности движения транспортных потоков

1.8.

Технологии устройства выделенных полос для скоростного общественного транспорта на подъездах к транспортно-пересадочным узлам и иным объектам инфраструктуры

2.

Технологии увеличения сроков службы дорожных одежд и покрытий автомобильных дорог

2.1.

Технологии конструирования и расчета дорожных одежд повышенной долговечности

2.2.

Технологии создания дорожных покрытий, устойчивых к коллеобразованию

2.3.

Прогрессивные методы и технологии повышения ровности дорожных покрытий

2.4.

Технологии создания тонкослойных макрошероховатых покрытий и поверхностных обработок повышенной сдвигоустойчивости и износостойкости

2.5.

Технологии регенерации дорожных покрытий

2.6.

Новые приборы и оборудование для контроля осевых параметров транспортных средств

2.7.

Технологии автоматизированного планирования работ по ремонту дорог с учетом ресурсных ограничений

2.8.

Модифицированные асфальтобетонные смеси

2.9.

Дорожные битумы и битумные эмульсии с улучшенными свойствами

2.10.

Геосинтетические материалы с улучшенными свойствами

2.11.

Модифицированные бетоны для строительства дорог

2.12.

Асфальтобетонные покрытия с дренирующими и антигололедными свойствами

2.13.

Теплоизоляционные материалы для земляного полотна дорог

2.14.

Новые лаборатории и приборы для контроля качества дорожно-строительных материалов

2.15.

Создание и применение композитных материалов в конструкциях автомобильных дорог

2.16.

Технологии применения местных дорожно-строительных материалов

2.17.

Технологии и материалы для укрепления грунтов земляного полотна

3.

Технологии увеличения сроков службы искусственных сооружений на автомобильных дорогах

3.1.

Технологии проектирования искусственных сооружений на основе усовершенствованных норм, принятых в международной практике

3.2.

Методы и технологии прогнозирования срока службы мостовых сооружений и их конструкций

3.3.

Технологии ремонта мостовых сооружений повышенной надежности и долговечности

3.4.

Новые эффективные конструкции деформационных швов в мостовых сооружениях

3.5.

Модифицированные бетоны для строительства искусственных сооружений

3.6.

Создание и применение композитных материалов в конструкциях искусственных сооружений

3.7.

Технологии применения гофрированных конструкций искусственных сооружений

3.8

Технологии автоматизированного планирования работ по ремонту искусственных сооружений с учетом приоритетности

3.9.

Новые конструкции мостовых ограждений

3.10.

Новые долговечные гидроизоляционные материалы в дорожных одеждах мостов

3.11.

Новые конструкции очистных сооружений на мостах

4.

Технологии обеспечения безопасности дорожного движения

4.1.

Методы и технологии контроля качества проектирования автомобильных дорог по условиям обеспечения безопасности движения

4.2.

Методы и технологии аудита безопасности движения при эксплуатации автомобильных дорог

4.3.

Технологии профилактики аварийности по причине неблагоприятных дорожных условий

4.4.

Технологии устранения и профилактики возникновения участков концентрации дорожно-транспортных происшествий

4.5.

Новые эффективные конструкции дорожных ограждений

4.6.

Материалы для дорожной разметки с улучшенными характеристиками износостойкости и световозвращения

4.7.

Пленки для дорожных знаков с повышенной световозвращающей способностью

4.8.

Технологии и технические средства обеспечения безопасности движения в местах производства дорожных работ

4.9.

Технические средства организации дорожного движения с улучшенными свойствами восприятия

4.10.

Технологии устройства разделительных полос на двухполосных дорогах

4.11.

Прогрессивные технологии освещения автомобильных дорог

5.

Технологии обеспечения заданного уровня эксплуатационного содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них

5.1.

Автоматизированные технологии паспортизации автомобильных дорог

5.2.

Новые высокопроизводительные передвижные лаборатории для диагностики автомобильных дорог и мостов

5.3.

Автоматизированные системы зимнего содержания автомобильных дорог и мостов

5.4.

Методы и технологии борьбы с зимней скользкостью и снежными заносами на автомобильных дорогах

5.5.

Антигололедные реагенты с улучшенными свойствами

5.6.

Технологии и материалы для содержания дорог с низкой интенсивностью движения

5.7.

Технологии и материалы для обеспыливания дорог с щебеночными и гравийными покрытиями

5.8.

Энерго- и ресурсосберегающие технологии содержания автомобильных дорог и мостов

5.9.

Новая техника и оборудование для содержания дорог

5.10.

Озеленение автомобильных дорог сортами многолетних растений, устойчивых к загрязнению

5.11.

Технологии борьбы с нежелательной растительностью в придорожной полосе

5.12.

Технологии и материалы для всесезонного содержания дорожных покрытий

5.13.

Новые высокоточные приборы и оборудования для автоматизированного учета интенсивности и состава транспортных потоков