Письмо Министерства экономического развития РФ
от 2 ноября 2015 г. № Д22и-744

"О применении федеральных стандартов оценки"

Департаментом финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России (далее - Департамент) было рассмотрено обращение по вопросу применения федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)", "Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)", "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)", утвержденных приказами Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 297, № 298, № 299 соответственно, "Оценка бизнеса (ФСО № 8)", "Оценка для целей залога (ФСО № 9)", "Оценка стоимости машин и оборудования (ФСО № 10)", утвержденных приказами Минэкономразвития России от 1 июня 2015 г. № 326, № 327, № 328 соответственно, а также Федерального стандарта оценки "Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО № 11)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. № 385. По результатам рассмотрения указанного обращения сообщаем.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросу, указанному в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.

Согласно статье 10 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" договор на проведение оценки должен содержать, в том числе указание на стандарты оценочной деятельности, который будут применяться при проведении оценки объектов оценки.

В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действия.

При этом положениями пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса предусмотрено, что, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлена, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

С учетом изложенного при проведении оценки объектов оценки и составлении соответствующих отчетов по договорам, заключенным до вступления в силу обозначенных актов, применяются федеральные стандарты, указанные в таких договорах.

 

Заместитель директора Департамента

финансово-банковской деятельности

и инвестиционного развития

Н.Н. Бабичева