Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства РФ от 26 августа 2015 г. № 27249-АБ/08
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 августа 2015 г. № 00-06-04/1380 рассмотрен вопрос применения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон № 315-ФЗ) к отношениям, связанным с повторным вступлением в саморегулируемую организацию (далее - СРО) и исполнением обязательств по внесению средств в компенсационный фонд, и сообщается следующее.
В соответствии с положениями части 4 статьи 4 ГрК РФ к отношениям, связанным с приобретением, прекращением права СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на выдачу свидетельств о допуске к работам по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), определением правового положения указанных СРО, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов и применением СРО мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного надзора за деятельностью СРО, применяется гражданское законодательство, в том числе Закон № 315-ФЗ, если данные отношения не урегулированы ГрК РФ.
Частью 2 статьи 55.4 ГрК РФ установлены требования к СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства для получения ею права выдачи свидетельств о допуске к работам.
Обязательным требованием является наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем один миллион рублей на одного члена такой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем триста тысяч рублей на одного члена такой организации.
В соответствии с положениями частей 4 и 6 статьи 55.6 ГрК РФ лицу, принятому в члены СРО, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия решения о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены СРО и о выдаче ему свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд СРО.
Согласно части 2 статьи 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена СРО от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд СРО, в том числе за счет его требований к СРО. При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с требованиями части 6 статьи 55.6 ГрК РФ отсрочка или рассрочка уплаты взноса в компенсационный фонд не предусмотрена.
Частью 2 статьи 13 Закона № 315-ФЗ установлено, что компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО. Исходя из названных норм законодательства Российской Федерации, внесение сумм взносов в компенсационный фонд СРО является личной обязанностью каждого члена СРО.
Согласно пункту 1 статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Таким образом, исполнение юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем обязанности по уплате взноса в компенсационный фонд СРО прекращает обязательство указанных лиц в части формирования компенсационного фонда СРО при вступлении в соответствующую СРО.
В соответствии с частью 1.1 статьи 55.7 ГрК РФ в случае добровольного выхода члена СРО из СРО членство в СРО прекращается со дня поступления в СРО заявления такого члена о добровольном прекращении его членства в этой организации.
Согласно пункту 2 статьи 154 ГК РФ односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.
В статье 153 ГК РФ указывается, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, в том числе направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, заявление о добровольном выходе члена СРО из СРО следует рассматривать как действие, направленное на прекращение гражданских прав и обязанностей индивидуального предпринимателя или юридического лица, связанных с участием в СРО. При этом согласно положениям статьи 8 ГК РФ и части 4 статьи 55.7 ГрК РФ указанные обстоятельства не являются основанием для возникновения у индивидуального предпринимателя или юридического лица, вышедших из СРО, права требования к СРО возврата денежных средств, уплаченных, в том числе в качестве взноса в компенсационный фонд СРО.
При этом порядок приема индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в члены СРО непосредственно регулируется статьей 55.6 ГрК РФ и не предусматривает специальный правовой режим при приеме в члены СРО индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, уплативших взнос в компенсационный фонд и ранее прекративших членство в такой СРО. При этом положениями части 2 статьи 55.16 ГрК РФ установлен прямой запрет на освобождение члена СРО от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд СРО.
Таким образом, в случае прекращения членства индивидуального предпринимателя или юридического лица в СРО и при последующем вступлении в эту же СРО либо при вступлении в другую СРО у указанных субъектов предпринимательской деятельности вновь возникают обязанности, связанные с формированием компенсационного фонда СРО, и как следствие возникает обязанность уплаты соответствующего взноса в компенсационный фонд.
В этой связи Минстрой России подтверждает направленную ранее письмом от 17 июля 2015 г. № 22222-ЮР/08 в адрес Национального объединения строителей позицию по указанному вопросу
Директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры |
А.В. Белюченко |