ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 декабря 2005 г. № 2144р
ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ОАО «РЖД»
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В целях приведения системы управления охраной труда к требованиям стандартов по охране труда:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2006 г.:
СТО РЖД 1.15.001-2005 «Регламент работ с повышенной опасностью»;
Методику анализа и оценки профессиональных рисков в ОАО «РЖД»;
Положение о проведении аудита системы управления охраной труда и промышленной безопасности в ОАО «РЖД».
2. Начальнику Управления охраны труда и промышленной безопасности Мезенцеву А.П. организовать в ОАО «РЖД» работу по оценке профессиональных рисков и проведению аудита системы управления охраной труда и промышленной безопасности.
Первый вице-президент ОАО «РЖД»
В.Н. Морозов
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
19.12.2005 г. № 2144р
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОАО «РЖД»
1. Настоящее Положение определяет основы организации и осуществления в ОАО «РЖД» процедур аудита системы управления охраной труда и промышленной безопасности (далее - система).
2. Аудит проводится с целью определения стратегических задач ОАО «РЖД» в области охраны труда и промышленной безопасности, а также мониторинга текущего состояния системы. Результаты аудита системы используются для корректировки мер и мероприятий, направленных на улучшение работы системы.
3. В Положении применяются следующие определения:
«аудит» -систематический, независимый и отраженный в документах процесс получения и объективной оценки данных о функционировании системы для определения соблюдения требований к объектам аудита, установленных законодательством Российской Федерации, а также нормативными документами ОАО «РЖД» в области охраны труда и промышленной безопасности (далее - нормативные документы);
«аудитор» - работник ОАО «РЖД», имеющий сертификат на проведение аудита и назначенный ответственным за его проведение;
«несоответствие» - невыполнение требований нормативных документов, которое может привести к несчастному случаю, материальному ущербу, ухудшению условий труда на рабочем месте.
4. Задачами в области аудита системы являются:
определение соответствия системы требованиям нормативных документов;
оценка эффективности системы в проверяемом филиале (его структурном подразделении), другом структурном подразделении ОАО «РЖД» (далее - структурное подразделение);
разработка предложений по совершенствованию и эффективности системы.
5. Объектами аудита являются система и следующие ее элементы:
структурное подразделение (рабочие участки, цеха);
производственные процессы;
оборудование, технические средства;
результаты мониторинга аттестации рабочих мест;
средства индивидуальной и коллективной защиты;
профессиональные риски;
материалы расследования несчастных случаев на производстве, анализ состояния охраны труда и др.
6. В ОАО «РЖД» проводится аудит трех видов:
оперативный (внеплановый);
целевой;
комплексный.
7. Оперативный (внеплановый) аудит проводится аудиторами при возникновении фактов несоблюдения требований охраны труда, которые могут привести к авариям, инцидентам и несчастным случаям на производстве.
8. Целевой аудит проводится по одному из объектов аудита в соответствии с графиком, который разрабатывается ежемесячно руководителем группы аудиторов или аудитором и утверждается начальником Управления охраны труда и промышленной безопасности (далее - Управление). Рассылку графиков в структурные подразделения обеспечивает аудитор.
9. Комплексный аудит проводится комиссией, состоящей из аудиторов Управления и привлекаемых аудиторов структурных подразделений, в соответствии с графиком, который разрабатывается Управлением, утверждается вице-президентом, в ведении которого находятся вопросы охраны труда, и направляется Управлением в структурные подразделения, где будет проводиться аудит.
Комплексный аудит проводится по нескольким направлениям деятельности системы или по нескольким исследуемым объектам.
10. Аудит может проводиться аудитором или группой (комиссией) аудиторов.
При проведении аудита группой (комиссией) аудиторов назначается руководитель группы (комиссии).
11. При подготовке к проведению аудита аудитор должен:
разработать и утвердить план проведения аудита;
изучить требования нормативных документов, в которых устанавливаются требования к объектам аудита;
оформить лист регистрации данных по форме согласно приложению № 1.
12. Аудит проводится по планам, составленным по формам согласно приложениям № 2 и 3. План согласовывается с руководителем структурного подразделения, в котором запланировано проведение аудита, в части уточнения объектов и сроков проведения аудита.
План проведения аудита может учитывать результаты предыдущих аудиторских проверок и результаты оценки производственных рисков системы.
13. Планы проведения целевого и комплексного аудитов разрабатываются руководителями группы аудиторов, утверждаются начальником Управления или главным инженером структурного подразделения, работники которого проводят аудит, и направляются в структурное подразделение, в котором будет проводиться аудит.
Если руководитель структурного подразделения, в котором будет проводиться аудит, имеет замечания по плану, то письменно сообщает о них руководителю группы аудиторов. Эти замечания должны быть рассмотрены руководителем группы аудиторов совместно с руководством проверяемого структурного подразделения. При необходимости может проводиться предварительная встреча аудиторов с руководителем проверяемого структурного подразделения.
Руководитель группы аудиторов при необходимости корректирует план проведения аудита и представляет его на утверждение начальнику Управления или главному инженеру структурного подразделения.
14. Проведение аудита основывается на следующих принципах:
аудиторами не могут быть работники проверяемого структурного подразделения;
объективная оценка проверяемого объекта аудита;
полнота проверки;
учет результатов предыдущего аудита.
15. Аудит может проводиться по одному из следующих вариантов:
проверка по направлениям деятельности системы: проверке подвергаются все структурные подразделения, участвующие в этом процессе (применяется при проведении комплексного аудита);
проверка конкретного структурного подразделения по выполнению требований охраны труда и промышленной безопасности (применяется при проведении оперативного и целевого аудита).
Выбор варианта аудита зависит от цели его проведения.
16. Последовательность проведения аудиторской проверки включает в себя:
проведение предварительной встречи с руководителем проверяемого структурного подразделения, на которой определяется последовательность проведения аудита и работник структурного подразделения, который сопровождает аудитора во время проведения аудита и оказывает помощь по возникающим в ходе проведения аудита вопросам;
изучение исследуемого объекта аудита;
изучение документов структурных подразделений по охране труда и промышленной безопасности;
наблюдение за деятельностью и условиями работы работников структурных подразделений в рамках плана проведения аудита;
проведение интервью с работниками структурного подразделения о действии системы в структурном подразделении.
При проведении интервью с работниками структурных подразделений составляются вопросы, которые записываются в контрольный лист регистрации данных, форма которого приведена в приложении № 1.
17. Если в ходе проведения аудита выявлены несоответствия, оформляется их перечень по форме согласно приложению № 4, который прикладывается к отчету о результатах аудита.
18. Для помощи в проведении аудита разрабатывается матрица объектов аудита. Требования по содержанию данной матрицы доводятся до сведения аудиторов в процессе их обучения.
19. Результаты аудита оформляются по форме согласно приложению № 5.
Руководитель проверяемого структурного подразделения знакомится с отчетом о результатах аудита и с корректирующими действиями, указанными в перечне несоответствий, готовит план мероприятий по устранению несоответствий с определением конкретных исполнителей и сроков исполнения и согласовывает его с аудитором (руководителем группы).
Общий срок устранения несоответствий определяется аудитором и не должен превышать одного месяца.
Отчет об устранении несоответствий руководитель проверяемого структурного подразделения направляет в Управление.
20. Результаты аудита анализируются в Управлении и доводятся ежемесячно до сведения руководителей структурных подразделений.
21. По результатам аудита может составляться анализ, который включает:
результаты проверки соблюдения требований безопасности по охране труда и промышленной безопасности всеми структурными подразделениями;
оценку соответствия системы требованиям нормативных документов;
предложения по обеспечению эффективности системы.
22. Выводы и рекомендации по результатам анализа отражаются Управлением в отчетах о результатах деятельности ОАО «РЖД» по охране труда и промышленной безопасности, которые представляются вице-президенту, в ведении которого находятся вопросы охраны труда и промышленной безопасности, для корректировки целей по совершенствованию системы.
ФОРМА КОНТРОЛЬНОГО ЛИСТА РЕГИСТРАЦИИ ДАННЫХ
|
|
ФОРМА ПЛАНА КОМПЛЕКСНОГО АУДИТА
|
|
ФОРМА ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ АУДИТА
|
СОДЕРЖАНИЕ