ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО |
||
РЕКОМЕНДАЦИИ |
Р 50.2.095-2015 |
Государственная система обеспечения единства измерений
ТРЕБОВАНИЯ К МЕТРОЛОГИЧЕСКИМ
СЛУЖБАМ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ
НАДЗОР
Москва Стандартинформ 2015 |
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)
2 ВНЕСЕНЫ Техническим комитетом ТК 53 «Основные нормы и правила по обеспечению единства измерений»
3 УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 июня 2015 г. № 550-ст
4 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящих рекомендаций установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящим рекомендациям публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящих рекомендаций соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящие рекомендации не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
СОДЕРЖАНИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕТРОЛОГИИ
Государственная система обеспечения единства измерений ТРЕБОВАНИЯ К МЕТРОЛОГИЧЕСКИМ СЛУЖБАМ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, State system of assuring the uniformity of measurements. Requirements for metrological services of legal entities providing metrological supervision |
Дата введения - 2016-06-01
Настоящие рекомендации распространяются на юридических лиц, осуществляющих внутренний метрологический надзор, а также предлагающих метрологический надзор в качестве услуги для сторонних организаций на основании заключенных договоров.
Настоящие рекомендации устанавливают требования к метрологическим службам юридических лиц, осуществляющим метрологический надзор.
Положения настоящих рекомендаций могут быть использованы при разработке на предприятиях, организациях, в холдингах системы осуществления внутреннего метрологического надзора.
В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8.579-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте
ГОСТ 8.612-2012 Государственная система обеспечения единства измерений. Организация и порядок обеспечения внутреннего метрологического надзора на предприятиях с промышленно опасными объектами
ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
ГОСТ Р 8.884-2015 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Основные положения
Примечание - При пользовании настоящими рекомендациями целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящих рекомендаций в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящих рекомендациях применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 метрологический надзор: Контрольная деятельность, осуществляемая метрологической службой юридического лица, заключающаяся в систематической проверке соблюдения метрологических требований как в сферах, так и вне сфер государственного регулирования, в предотвращении нарушений, а также в принятии мер по устранению нарушений, выявленных во время надзорных действий.
3.2 метрологическая служба: Организующие и (или) выполняющие работы по обеспечению единства измерений и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и (или) его территориального органа, юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо объединения юридических лиц, работники юридического лица, индивидуальный предприниматель [1].
3.3 метрологические требования: Требования к влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, а также к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены [1].
3.4 обязательные метрологические требования: Метрологические требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и обязательные для соблюдения на территории Российской Федерации [1].
3.5 средство измерений: Техническое средство, предназначенное для измерений [1].
3.6 стандартный образец: Образец вещества (материала) с установленными по результатам испытаний значениями одной и более величин, характеризующих состав или свойство этого вещества (материала) [1].
3.7 технические системы и устройства с измерительными функциями: Технические системы и устройства, которые наряду с их основными функциями выполняют измерительные функции [1].
3.8 технические требования к средствам измерений: Требования, которые определяют особенности конструкции средств измерений (без ограничения их технического совершенствования) в целях сохранения их метрологических характеристик в процессе эксплуатации средств измерений, достижения достоверности результата измерений, предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, а также требования, обеспечивающие безопасность и электромагнитную совместимость средств измерений [1].
3.9 утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений: Документально оформленное в установленном порядке решение о признании соответствия типа стандартных образцов или типа средств измерений метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа [1].
3.10 эталон единицы величины: Техническое средство, предназначенное для воспроизведения, хранения и передачи единицы величины [1].
4.1 Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц, является одной из важнейших функций метрологических служб, обеспечивающей гарантию качества выпускаемой продукции или оказываемых ими услуг, безопасности производства, соблюдения других требований действующего законодательства, основанных на использовании результатов измерений.
4.2 Внутренний метрологический надзор должен распространяться на объекты метрологического надзора как входящие, так и не входящие в сферу государственного регулирования в области обеспечения единства измерений, используемые в технологических процессах производства, при контроле качества продукции, внутреннем учете, расчетных операциях и т.д. в соответствии с ГОСТ Р 8.884.
4.3 Целью внутреннего метрологического надзора является не только обнаружение нарушений, но и содействие скорейшему устранению обнаруженных нарушений, участие в разработке мероприятий по предотвращению и предупреждению данных нарушений в дальнейшем.
4.4 Периодичность внутреннего метрологического надзора определяет метрологическая служба, исходя из вероятности возникновения нарушения, связанного с тем или иным объектом метрологического надзора, и тяжести последствий данного нарушения.
4.5 Внутренний метрологический надзор должен предполагать 100 %-ный охват объектов, подлежащих метрологическому надзору на предприятии, включая в обязательном порядке объекты, подлежащие государственному метрологическому надзору.
4.6 Персонал, осуществляющий внутренний метрологический надзор, должен быть компетентен не только в области обеспечения единства измерений, но и знать специфику деятельности предприятия, на котором осуществляют метрологический надзор.
4.7 Результативность внутреннего метрологического надзора определяют не по количеству обнаруженных нарушений и размеру санкций, примененных к нарушителям метрологических требований, а по отсутствию претензий и рекламаций на продукцию предприятия, в той или иной степени связанных с отрицательными последствиями недостоверных результатов измерений, отсутствию нарушений, связанных с объектами метрологического надзора, обнаруженных при проведении государственных (муниципальных) контролей (надзоров), осуществляемых соответствующими органами.
4.8 Метрологический надзор может быть предложен в качестве услуги другому юридическому лицу на основании заключаемого договора, в случае, например:
- отсутствия экономической целесообразности наличия собственной метрологической службы на предприятии;
- поручения одной из организаций холдинга выполнения функций метрологического надзора на всех предприятиях холдинга;
- предложения осуществления метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений изготовителем этих средств измерений, включающее в себя проведение дополнительного обучения персонала, устранение обнаруживаемых нарушений, ремонт средств измерений, контрольная калибровка средства измерений, замена неисправных средств измерений на исправные из обменного фонда и т.п.
5.1 Метрологический надзор должен быть введен на предприятии либо внесением соответствующего пункта в положение о метрологической службе юридического лица, либо в административном порядке приказом (распоряжением) руководителя юридического лица (холдинга).
5.2 Лица, получающие административным решением руководства предприятия полномочия «инспектора по обеспечению единства измерений на предприятии», должны:
- иметь высшее или среднее специальное образование;
- иметь стаж работы в области метрологии не менее 3 лет;
- знать нормативные правовые и организационно-методические документы, регламентирующие деятельность в области обеспечения единства измерений, включая [1] и [2];
- знать основы контролируемого производства, роль и значение объектов метрологического надзора при его осуществлении;
- пройти специальную подготовку по специализации «метрологический надзор»;
- быть аттестованным в порядке, установленном на предприятии, на выполнение полномочий «инспектора по обеспечению единства измерений на предприятии» комиссией с участием главного метролога и представителей служб предприятия, применяющих объекты метрологического надзора;
- иметь должностную инструкцию, в которой указаны функции по осуществлению метрологического надзора на предприятии.
5.3 Документ (стандарт предприятия, регламент и т.п.), регламентирующий организацию и порядок осуществления метрологического надзора на предприятии (в холдинге), должен быть согласован с руководителями всех служб предприятия, применяющих объекты метрологического надзора, и утвержден руководством предприятия (холдинга).
6.1 Документ, регламентирующий организацию и порядок осуществления метрологического надзора на предприятии, должен содержать следующие разделы:
1) Введение.
2) Структура организации метрологического надзора.
3) Объекты метрологического надзора.
4) Требования к квалификации лиц, осуществляющих метрологический надзор. Порядок назначения комиссий по проведению метрологического надзора.
5) Порядок подготовки и проведения метрологического надзора.
6) Содержание метрологического надзора.
7) Оформление результатов метрологического надзора.
8) Меры, применяемые при обнаружении нарушений метрологических требований.
9) Анализ деятельности по осуществлению метрологического надзора.
6.2 При необходимости, если в тексте разделов данного документа определенные вопросы раскрыты недостаточно подробно, более подробное изложение или фактическое подтверждение приводят в приложениях к документу, а именно:
- структурная схема организации метрологического надзора на предприятии;
- перечни объектов метрологического надзора по подразделениям предприятия или сформированные по другому классификационному признаку;
- порядок аттестации лиц, получающих полномочия «инспектора по обеспечению единства измерений» на предприятии;
- копии приказов об уполномочивании специалистов на выполнение функций «инспектор по обеспечению единства измерений на предприятии»;
- формы документов, в которых фиксируют результаты метрологического надзора: журнал лица, осуществляющего метрологический надзор; журнал подразделения, фиксирующего факт и результаты периодических проверок; акт проверки; предписание об устранении нарушений и т.п.;
- график проведения метрологического надзора и др.
6.3 В случае осуществления метрологического надзора как услуги, предоставляемой сторонним предприятиям на основании заключаемых договоров, стандарт предприятия должен содержать проект договора с перечнем услуг, предоставляемых сторонней организации в рамках договора на осуществление метрологического надзора, включая в необходимых случаях и метрологический контроль (осуществление поверки, калибровки средств измерений, аттестации испытательного оборудования).
7.1 В разделе «Введение» данного документа должно быть указано, на основании каких документов он разработан (включая, кроме нормативных документов, документ, в соответствии с которым метрологический надзор вводится на данном предприятии), что устанавливает и на кого распространяется.
Примечание - Следует иметь в виду, что данный документ распространяется не только на лиц, осуществляющих метрологический надзор, а на все подразделения предприятия, применяющие объекты, подлежащие метрологическому надзору.
7.2 В разделе «Структура организации метрологического надзора» должны быть описаны функции каждого элемента структурной схемы организации метрологического надзора, представленной в приложении к данному документу.
Примечания
1 В зависимости от структуры предприятия, холдинга или корпорации количество уровней, определяющих осуществление метрологического надзора, может быть различным. Минимальное количество уровней в иерархической схеме осуществления метрологического надзора должно быть не менее трех: нижний, средний и верхний.
2 Нижним уровнем этой структурной схемы, как правило, должны быть ответственные за состояние и применение объектов метрологического надзора, которые традиционно есть на каждом предприятии. Обычно данная функция воспринимается ими как материальная ответственность за материальные объекты. В рамках концепции метрологического надзора под данным термином понимается мониторинг состояния и применения средств измерений (и других объектов метрологического надзора) на соответствие установленным требованиям. Организация и документирование этой деятельности является одной важнейших задач метрологической службы, что позволит обеспечить 100 %-ный охват метрологическим надзором объектов метрологического надзора без увеличения численности персонала, выполняющего надзорные функции.
3 Средним звеном могут быть лица, выполняющие функции «инспекторов по обеспечению единства измерений на предприятии», одной из которых является проверка выполнения надзорных функций ответственными за состоянием и применением объектов метрологического надзора в подразделениях предприятия.
4 Верхним уровнем является представитель руководства предприятия, уполномоченный принимать решения по финансовым и кадровым вопросам.
7.3 Раздел «Объекты метрологического надзора» должен содержать конкретную информацию об объектах, подлежащих метрологическому надзору на данном предприятии, в виде перечней по подразделениям или перечней, сформированных по другим классификационным признакам: обеспечение безопасности, в частности, в соответствии с ГОСТ 8.612; охрана окружающей среды; расчетные операции; обеспечение технологических процессов производства и контроля, в частности, в соответствии с требованиями ГОСТ 8.579, ГОСТ ИСО/МЭК 17025; выходной контроль качества выпускаемой продукции и т.д., и т.п. При составлении данных перечней следует указать, к каким последствиям может привести несоответствие того или иного объекта метрологического надзора установленным требованиям, что будет являться одним из показателей приоритетов при осуществлении метрологического надзора, а в некоторых случаях основанием для отнесения какого-либо средства измерений либо в сферу государственного регулирования, либо, наоборот, в индикаторы.
7.4 Раздел «Требования к квалификации лиц, осуществляющих метрологический надзор. Порядок назначения комиссий по проведению метрологического надзора» должен содержать требования, соответствующие 5.2 настоящих рекомендаций, и, при необходимости, специфические требования, отражающие специфику предприятия. К данному разделу должно быть приведено приложение, содержащее перечень специалистов, осуществляющих метрологический надзор, с указанием данных, подтверждающих соответствие установленным требованиям и административного решения, подтверждающего их полномочия.
Все функции, порученные лицам, участвующим в осуществлении метрологического надзора, должны быть отражены в их должностных инструкциях.
Также в этом разделе должна быть описана процедура назначения и состав комиссии, осуществляющей комиссионные проверки, а также ситуации, при которых проведение данного рода проверок является обязательным.
7.5 В разделе «Порядок подготовки и проведения метрологического надзора» описывают порядок подготовки и проведения проверок в рамках метрологического надзора, осуществляемого как ответственными за состояние и применение объектов метрологического надзора, так и лицами, уполномоченными выполнять функции «инспекторов по обеспечению единства измерений на предприятии», и комиссиями, постоянно действующими или назначенными руководством предприятия, с указанием периодичности каждого из этих видов проверок.
Проверки должны включать в себя анализ ведения журналов мониторинга состояния и применения объектов метрологического надзора, осуществляемого лицами, ответственными за их состояние и применение, а также выборочный контроль соответствия этих объектов установленным требованиям.
Примечание - Журнал мониторинга состояния и применения объектов метрологического надзора, который ведет ответственный за состояние и применение данных объектов метрологического надзора, должен содержать следующую информацию: перечень этих объектов; отнесение/неотнесение их к сфере государственного регулирования в области обеспечения единства измерений; характер отрицательных последствий при нарушениях метрологических требований; периодичность проверки в рамках мониторинга; содержание проверки в рамках мониторинга; даты проведения проверок; результаты проверок.
7.6 Раздел «Содержание метрологического надзора» непосредственно связан с разделом «Объекты метрологического надзора». Здесь должно быть не абстрактное описание общих требований, предъявляемых к той или иной группе объектов метрологического надзора, а, по возможности, конкретные перечни требований, контролируемых при проверках тех или иных конкретных объектов метрологического надзора.
7.7 Раздел «Оформление результатов метрологического надзора» должен содержать указания по документированию результатов мониторинга состояния и применения объектов метрологического надзора, осуществляемого ответственными лицами, ведению соответствующих журналов, оформлению актов проверок, предписаний, служебных записок руководству предприятия о необходимости принятия тех или иных конкретных мер по устранению и предотвращению обнаруженных нарушений.
7.8 Раздел «Меры, применяемые при обнаружении нарушений метрологических требований» должен содержать перечень действий, которые должен осуществить «инспектор по обеспечению единства измерений» (или комиссия) при обнаружении нарушений метрологических требований. При этом следует различать субъективный и объективный характер причин, вследствие которых возникло нарушение. В случае, если виновным в нарушении является конкретный работник, вследствие его халатности или некомпетентности, к нему применяют соответствующие меры, принятые на данном предприятии.
В случае, если причины нарушений носят объективный характер, лица, осуществляющие метрологический надзор, должны оказать помощь в поисках путей по устранению и предотвращению этих нарушений, путем участия в разработке плана мероприятий по устранению нарушений, оформлению служебных записок руководству предприятия с предложениями по устранению нарушений с указанием последствий, если данные нарушения не будут устранены.
7.9 Раздел «Анализ деятельности по осуществлению метрологического надзора» должен содержать структуру годового отчета, представляемого руководству предприятия, по анализу объема и результатов деятельности по осуществлению метрологического надзора, включая количественные и качественные показатели по:
- персоналу;
- объектам метрологического надзора;
- числу проведенных проверок;
- количеству обнаруженных и устраненных нарушений;
- мерам, предпринятым для устранения нарушений;
- причинам возникновения нарушений.
Анализ должен содержать предложения по мерам, способствующим предотвращению нарушений в дальнейшем.
[1] Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»
[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. № 246 «Об осуществлении государственного метрологического надзора»
Ключевые слова: метрологический надзор, метрологическая служба, нарушения метрологических правил и норм |