ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
21 июля 2015 г. |
№ 280 |
Москва
Об утверждении федеральных норм и правил в области
использования
атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ,
радиационных источников и пунктов хранения»
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590; ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50, ст. 7385; 2012, № 29, ст. 4123; № 42, ст. 5726; 2013, № 12, ст. 1343; № 45, ст. 5822; 2014, № 2, ст. 108; № 35, ст. 4773; 2015, № 2, ст. 491; № 4, ст. 661), приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения» (НП-034-15).
Руководитель |
А.В. Алёшин |
СОДЕРЖАНИЕ
УТВЕРЖДЕНЫ
|
Федеральные
нормы и правила
в области использования атомной энергии
«Правила физической защиты радиоактивных веществ,
радиационных источников и пунктов хранения»
(НП-034-15)
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения» (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49, ст. 5600; 1999, № 27, ст. 3380; 2000, № 28, ст. 2981; 2002, № 4, ст. 325; № 44, ст. 4392; 2003, № 40, ст. 3899; 2005, № 23, ст. 2278; 2006, № 50, ст. 5346; 2007, № 14, ст. 1692; № 46, ст. 5583; 2008, № 15, ст. 1549; 2012, № 51, ст. 7203).
2. Настоящие Правила устанавливают требования к обеспечению физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения на этапах проектирования, сооружения, эксплуатации, вывода из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения и при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, за исключением:
1) пунктов хранения ядерных материалов;
2) радиоактивных веществ (в том числе в составе комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий), используемых в оборонных целях;
3) радиоактивных веществ, радиационных источников, радиоактивных отходов при их транспортировании;
4) комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий, в которых генерируется ионизирующее излучение;
5) загрязненных радионуклидами территорий;
6) радиофармацевтических препаратов и наборов реагентов для иммунологических исследований;
7) продукции, товаров, содержащих радионуклиды, на которые имеется санитарно-эпидемиологическое заключение органов госсанэпиднадзора о том, что создаваемые ими дозы облучения не могут превышать значений, приведенных в пункте 1.4 санитарных правил и нормативов СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 47 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный № 14534; Российская газета, 2009 г., № 171/1), (далее - НРБ-99/2009);
8) радиационных источников, радиоактивных веществ в случаях, если при их эксплуатации:
а) на рабочем месте удельная активность радионуклида меньше минимально значимой удельной активности или активность радионуклида открытого радионуклидного источника меньше минимально значимой активности, приведенной в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009, или сумма отношений активности отдельных радионуклидов к их значениям, приведенным в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009, меньше 1;
б) в эксплуатирующей организации, организации (на предприятии) общая активность радионуклидов открытых радионуклидных источников не превышает более чем в 10 раз минимально значимую активность или сумму отношений активности отдельных радионуклидов к их значениям, приведенным в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009.
3. Термины и определения, используемые для целей настоящих Правил, установлены федеральными законами, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Руководитель организации (предприятия), осуществляющей эксплуатацию радиационного источника или пункта хранения, обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами (далее - организация) или лицо, им уполномоченное, должен утвердить перечень объектов (помещений, сооружений, зданий), в которых осуществляется обращение с радиоактивными веществами либо размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения (далее - радиационные объекты).
5. Для осуществления физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения руководителем организации или лицом им уполномоченным (далее - руководитель организации) должна быть создана система физической защиты радиационных объектов (далее - система физической защиты).
Система физической защиты должна создаваться (совершенствоваться) в соответствии с проектной документацией на систему физической защиты. Для вновь строящихся радиационных объектов проектная документация на систему физической защиты должна включаться отдельным разделом в проектную документацию радиационных объектов на этапе их проектирования.
6. Система физической защиты должна создаваться для противодействия нарушителям, указанным в модели нарушителей, утвержденной руководителем организации и согласованной с территориальным органом безопасности. Модель нарушителей определяется в соответствии с перечнем основных угроз ядерно и радиационно опасным объектам и типовых моделей нарушителей.
Под моделью нарушителей в настоящих Правилах понимается совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий нарушителей, их мотивации и преследуемых ими целях, которые используются при выработке требований к системе физической защиты.
7. Система физической защиты должна включать организационные меры, комплекс инженерно-технических средств и персонал физической защиты (силы охраны и персонал организации, выполняющий функции по обеспечению физической защиты).
8. Система физической защиты должна обеспечивать решение следующих задач:
предупреждение совершения или попытки совершения преднамеренных действий в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, способных привести к аварийной ситуации и создать угрозу здоровью или жизни людей в результате воздействия радиации или привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды (далее - диверсия), хищения в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, несанкционированного прохода (проезда) в защищенную зону и на радиационный объект (далее - доступ), проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя или нарушения функционирования инженерно-технических средств физической защиты (далее - несанкционированные действия);
своевременное обнаружение несанкционированных действий;
задержка (замедление) проникновения (продвижения) нарушителей;
реагирование на несанкционированные действия и нейтрализация нарушителей для пресечения несанкционированных действий.
Под защищенной зоной в настоящих Правилах понимается территория организации (предприятия), доступ в которую ограничивается и контролируется, окруженная физическими барьерами, постоянно находящимися под охраной и наблюдением.
9. Руководитель организации должен обеспечить функционирование системы физической защиты к моменту поставки радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на радиационные объекты.
10. При выводе из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения должно обеспечиваться функционирование системы физической защиты до полного изъятия радиоактивных веществ, радионуклидных источников и радиоактивных отходов за пределы радиационных объектов.
11. Система физической защиты должна выполнять задачи в штатных и в чрезвычайных ситуациях.
12. Система физической защиты не должна препятствовать осуществлению ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности на радиационном объекте.
13. Физическая защита радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, находящихся на ядерном объекте, должна осуществляться с учетом применяемых мер физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, но не ниже требований настоящих Правил.
На ядерном объекте документы по физической защите радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения должны быть разработаны в виде отдельных документов или в виде разделов документов по физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.
14. Уровень физической защиты радиационного объекта (далее - уровень физической защиты) определяет совокупность требований, предъявляемых к составу организационных мероприятий, инженерно-технических средств физической защиты и персоналу физической защиты.
Уровень физической защиты должен устанавливаться для каждого радиационного объекта организации. Для этого руководителем организации назначается комиссия по установлению уровней физической защиты радиационных объектов (далее - комиссия). В состав комиссии должны включаться работники из персонала физической защиты, работники организации из числа специалистов, в обязанности которых входит обеспечение безопасного функционирования радиационного объекта, его потенциально опасных участков и критических элементов. К работе комиссии могут привлекаться специалисты сторонних организаций, компетентных по вопросам обеспечения физической защиты и антитеррористической защищенности.
15. При установлении уровня физической защиты должны учитываться:
категория последствий диверсии на радиационном объекте;
категории эксплуатируемых на радиационном объекте закрытых радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности;
установление возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников.
16. Исходя из возможных последствий совершения диверсии нарушителями, указанными (предусмотренными) в модели нарушителей, должна быть установлена одна из следующих категорий последствий диверсии на радиационном объекте:
I категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию на население, и потребуются меры по его защите;
II категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию, которое выходит за территорию организации (предприятия), но ограничивается территорией санитарно-защитной зоны;
III категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию, которое выходит за пределы помещений, где используются или хранятся радиоактивные вещества, радионуклидные источники, радиоактивные отходы или эксплуатируются радиационные источники, но ограничивается территорией организации (предприятия);
IV категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию, которое ограничивается помещениями, где используются или хранятся радиоактивные вещества, радионуклидные источники, радиоактивные отходы или эксплуатируются радиационные источники.
Результат установления категории последствий диверсии на радиационном объекте отражается в отдельном документе (решение комиссии), утверждаемом руководителем организации.
17. В организации для каждого закрытого радионуклидного источника должна быть установлена и указана в паспорте (формуляре) на этот радионуклидный источник одна из следующих категорий закрытого радионуклидного источника по потенциальной радиационной опасности:
категория 1 - чрезвычайно опасно для человека;
категория 2 - очень опасно для человека;
категория 3 - опасно для человека;
категория 4 - опасность для человека маловероятна;
категория 5 - опасность для человека очень маловероятна.
18. Если предприятием - изготовителем закрытого радионуклидного источника в паспорте (формуляре) на закрытый радионуклидный источник не указана его категория по потенциальной радиационной опасности, то категорию закрытого радионуклидного источника по потенциальной радиационной опасности должен документально установить руководитель организации в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии на основе отношения активности радионуклидных источников А к установленному пределу активностей радионуклидных источников D (критерия A/D).
19. Комиссией должна быть проведена аналитическая работа по оценке возможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. При этом должны быть учтены активность закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ, время бесконтрольного извлечения закрытого радионуклидного источника и радиоактивных веществ из радиационного источника (конструктивная самозащищенность радиационного источника) или мест хранения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. По результатам проведения аналитической работы комиссией должен быть подготовлен документ (решение комиссии), содержащий обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. Решение комиссии должно утверждаться руководителем организации.
20. По результатам работы комиссии должен быть подготовлен документ (решение комиссии), устанавливающий уровень физической защиты для каждого радиационного объекта, где размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения либо осуществляется обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами. Уровень физической защиты должен быть установлен в соответствии с приложением № 1 к настоящим Правилам.
Для радиационного объекта, в котором находятся только закрытые радионуклидные источники категории 4 или 5 по потенциальной радиационной опасности, устанавливается уровень физической защиты Г без установления категории последствий диверсии на радиационном объекте и без установления возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников.
Руководитель организации должен утвердить решение комиссии по установлению уровней физической защиты радиационных объектов.
21. Состав требований к системе физической защиты для различных уровней физической защиты приведен в приложении № 2 к настоящим Правилам.
22. Руководитель организации должен утвердить и ввести в действие документы по физической защите в зависимости от установленного уровня физической защиты, перечень которых приведен в приложении № 3 к настоящим Правилам.
Содержание плана обеспечения физической защиты приведено в приложении № 4 к настоящим Правилам. Указанный план должен согласовываться с руководителем подразделения сил охраны и утверждаться руководителем организации. Для исключения дублирования информации в плане обеспечения физической защиты допускается приводить ссылки на разработанные в организации документы.
23. При нахождении в организации радиационных объектов с различными уровнями физической защиты должны выполняться требования к организационным мерам и разрабатываемым документам по физической защите для всей организации по более высокому уровню физической защиты. Требования к инженерно-техническим средствам физической защиты и персоналу физической защиты устанавливаются для каждого радиационного объекта.
1) в течение часа с момента выявления случившегося направить первичное уведомление в следующие организации и органы:
орган управления использованием атомной энергии, признавший организацию пригодной эксплуатировать радиационный источник, пункт хранения, а также осуществлять деятельность по обращению с радиоактивными веществами;
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор за физической защитой, и его территориальный орган, который непосредственно осуществляет надзор за организацией;
территориальные орган безопасности и орган внутренних дел по месту нахождения радиационного объекта;
2) в течение 10 суток с момента выявления случившегося представить в указанные в подпункте 1 настоящего пункта организации и органы письменный доклад о случившемся, в котором привести данные первичного уведомления с необходимыми дополнениями о происшедшем;
3) представлять в указанные в подпункте 1 настоящего пункта организации и органы всю дополнительную информацию, включая новые факты, ставшие известными после первичного уведомления и письменного доклада.
25. Перечень сведений, подлежащих включению в первичное уведомление, должен содержать:
описание обстоятельств и событий, связанных с выявлением случаев хищения (попыток хищения) радиационных источников, радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников или совершения (попыток совершения) диверсий либо обнаружения похищенных или пропавших радиационных источников, радиоактивных веществ;
вид и категорию радиационных источников, закрытых радионуклидных источников, вид и активность радиоактивных веществ, в отношении которых были осуществлены несанкционированные действия (попытки либо обнаруженных несанкционированных действий), пропавших радиационных источников, радиоактивных веществ.
к
федеральным нормам и правилам в области |
Уровни физической защиты радиационных объектов
Категория последствий диверсии на радиационном объекте |
Установление возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников |
Уровень физической защиты |
I |
Документально установленная возможность или невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников для данной категории последствий диверсии на радиационном объекте не учитывается. |
А |
II |
Документально установлена возможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности. |
А |
Документально установлена невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности. |
Б |
|
III |
Документально установлена возможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности. |
Б |
Документально установлена невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности. |
В |
|
IV |
Документально установлена возможность хищения закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности. |
Б |
Документально установлена возможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 3 по потенциальной радиационной опасности. |
В |
|
Документально установлена невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников. |
Г |
Примечание. Наивысшим уровнем физической защиты является уровень А.
к
федеральным нормам и правилам в области |
Состав требований к системе физической защиты
№ п/п |
Требования к системе физической защиты |
Уровень физической защиты |
|||||||||
А |
Б |
В |
Г |
||||||||
1. |
Требования к организационным мерам |
||||||||||
1.1. |
Руководителем организации должны быть документально определены лица, ответственные за физическую защиту в организации и на каждом радиационном объекте. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
На периоды отсутствия указанных ответственных лиц должны документально определяться лица, их замещающие. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
1.2. |
Сотрудники радиационного объекта в рабочее время должны выполнять комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного доступа на радиационный объект (далее - самоохрана). |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
1.3. |
Радиационный объект должен размещаться в защищенной зоне. |
+ |
+ |
- |
- |
||||||
1.4. |
Входы (двери, калитки, ворота) радиационных объектов в нерабочее время должны быть заперты на замки и опломбированы. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
1.5. |
На радиационном объекте должен быть разработан порядок учета, выдачи, хранения и контроля замков, ключей, пломбировочных устройств, использующихся в системе физической защиты. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Порядок учета, выдачи, хранения и контроля замков, ключей и пломбировочных устройств должен включать: |
|
|
|
|
|||||||
регистрацию всех лиц, получивших доступ к пломбировочным устройствам и ключам; |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
регистрацию выдачи и сдачи пломбировочных устройств и ключей; |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
проверку наличия пломбировочных устройств и ключей и меры по предотвращению их несанкционированного использования; |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
замену в кратчайшие сроки замков (при использовании кодовых замков - их кодов отбывания) и ключей при обнаружении факта или при появлении подозрения относительно их несанкционированного использования. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
1.6. |
Мобильные радиационные источники в период использования вне радиационного объекта должны находиться под постоянным наблюдением и контролем работника, который письменным распоряжением руководства организации уполномочен использовать указанные радиационные источники и должностными обязанностями которого определено выполнение задач их физической защиты. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Каждый вынос (вывоз) мобильных радиационных источников за пределы радиационного объекта должен проводиться по письменному разрешению руководителя организации. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
При выносе указанного мобильного радиационного источника за пределы радиационного объекта соответствующий работник должен выполнить запись в журнале учета местонахождения мобильных радиационных источников с указанием своей фамилии, причины, даты и времени выноса, места проведения работ с радиационным источником. После возвращения мобильного радиационного источника на радиационный объект должна выполняться соответствующая запись о возврате радиационного источника на место. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Журнал учета местонахождения мобильных радиационных источников должен храниться на радиационном объекте не менее одного года с момента последней записи в нем. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
1.7. |
На радиационном объекте должен быть организован и осуществляться объектовый контроль за соблюдением требований к системе физической защиты. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
1.8. |
При обнаружении несанкционированных действий в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения руководитель организации должен немедленно принимать меры по оценке ситуации и проверке наличия и местонахождения соответствующего радиационного источника и его радионуклидного источника. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
В случае обнаружения пропажи радиоактивных веществ, радиационного источника, закрытого радионуклидного источника должны немедленно приниматься меры по их розыску и возвращению, а также по уведомлению о несанкционированных действиях в порядке, установленном пунктом 24 настоящих Правил. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Факты несанкционированных действий должны документироваться в журнале учета несанкционированных действий, который должен храниться в организации не менее трех лет с даты последней записи в нем. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
1.9. |
Охрана радиационных объектов должна быть организована в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране радиационных объектов. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
1.10. |
Условия и порядок охраны, функции, права и обязанности персонала охраны, необходимость его оснащения должны быть определены руководителем организации совместно с организацией, выполняющей функции охраны. |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||
1.11. |
Руководитель организации должен утвердить документы, определяющие должностные обязанности персонала физической защиты. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
1.12. |
Доступ посетителей на радиационный объект должен осуществляться в присутствии ответственного лица. |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||
1.13. |
В исключительных случаях при невозможности выполнения в полном объеме требований к физической защите на радиационном объекте, установленных настоящими Правилами и разработанными в соответствии с ними нормативными актами, на радиационном объекте должны быть приняты компенсирующие меры. |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||
1.14. |
На радиационном объекте должен быть разработан и утвержден руководителем организации план обеспечения физической защиты. |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||
1.15. |
На радиационном объекте должна быть организована техническая эксплуатация инженерно- технических средств физической защиты. Для этого должны быть разработаны план-график технического обслуживания и план проверок технического состояния и работоспособности инженерно- технических средств физической защиты на очередной год. |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||
1.16. |
В организации должна быть создана служба безопасности как самостоятельное структурное подразделение, предназначенное для организации и контроля за выполнением мероприятий по осуществлению физической защиты. |
+ |
+ |
- |
- |
||||||
Обязанности сотрудников службы безопасности должны быть определены в положении об этой службе. |
+ |
+ |
- |
- |
|||||||
1.17. |
Лица, имеющие разрешение на проведение работ с радиационными источниками, радиоактивными веществами, в пунктах хранения на радиационном объекте, должны быть определены в перечне, утвержденном руководителем организации. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
1.18. |
На радиационном объекте должно применяться правило двух лиц. |
+ |
- |
- |
- |
||||||
2. |
Требования к инженерно-техническим средствам Физической защиты |
||||||||||
2.1. |
Периметр защищенной зоны должен быть оборудован: |
|
|
|
|
||||||
физическими барьерами (или представлять собой физической барьер); |
+ |
+ |
- |
- |
|||||||
техническими средствами охранной сигнализации; |
+ |
+ |
- |
- |
|||||||
средствами оптико-электронного наблюдения. |
+ |
- |
- |
- |
|||||||
2.2. |
Не должно быть участков на периметре защищенной зоны, недоступных для наблюдения. |
+ |
- |
- |
- |
||||||
Средства обнаружения несанкционированного проникновения в защищенную зону должны быть размещены таким образом, чтобы отсутствовали неконтролируемые участки («мертвые зоны»). |
+ |
+ |
- |
- |
|||||||
2.3. |
Периметр радиационного объекта должен быть оснащен физическим барьером или представлять собой физический барьер. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
2.4. |
Несанкционированное проникновение на радиационный объект должно обнаруживаться средствами охранной сигнализации, сигналы тревоги от которых должны поступать на программно-аппаратный комплекс или устройство, осуществляющее сбор, обработку, хранение и отображение сигналов тревоги и информации о состоянии и функционировании инженерно- технических средств физической защиты, а также управление функционированием указанных средств (далее - пульт управления системы физической защиты). |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||
2.5. |
Места возможного несанкционированного проникновения на радиационный объект должны контролироваться с использованием средств системы оптико-электронного наблюдения. |
+ |
+ |
- |
- |
||||||
2.6. |
Шкафы (сейфы, клети), в которых находятся закрытые радионуклидные источники категории 1, 2, 3 по потенциальной радиационной опасности, должны быть оснащены техническими средствами охранной сигнализации, обеспечивающими обнаружение несанкционированного вскрытия. |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||
Сигналы тревоги должны поступать на пульт управления системы физической защиты. |
|
|
|
|
|||||||
2.7. |
Эксплуатируемый радиационный объект должен быть оборудован средствами тревожно-вызывной сигнализации, обеспечивающими передачу сигнала тревоги на пульт управления системы физической защиты при обнаружении несанкционированных действий ответственным лицом или работником, выполняющим обязанности по самоохране. |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||
2.8. |
В комплексе инженерно-технических средств физической защиты должно быть реализовано обнаружение отказов технических средств с отображением информации об отказах на пульте управления системы физической защиты. |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||
2.9. |
Сигналы тревоги и отказов технических средств физической защиты должны регистрироваться дежурным сотрудником пульта управления системы физической защиты и фиксироваться в журнале функционирования инженерно-технических средств физической защиты или в электронном протоколе функционирования инженерно-технических средств физической защиты. Журнал и (или) информация электронных протоколов функционирования инженерно-технических средств физической защиты должны храниться в организации не менее одного года с даты последней записи в них. |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||
2.10. |
Эксплуатируемый радиационный объект должен быть оборудован средством связи с оператором пульта управления системы физической защиты. |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||
2.11. |
Электропитание инженерно-технических средств физической защиты должно осуществляться с использованием резервных источников, обеспечивающих автоматическое переключение электропитания на резервное (в случае отключения основного электропитания) и обратно при восстановлении основного электропитания. |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||
2.12. |
В организации должно быть создано специально оборудованное помещение (место), которое оснащено инженерно-техническими средствами и из которого специально назначенный персонал физической защиты в полном объеме или частично осуществляет управление инженерно-техническими средствами физической защиты в штатных и чрезвычайных ситуациях (далее - пункт управления системы физической защиты). |
+ |
+ |
- |
- |
||||||
На пункте управления должен постоянно находиться оператор из состава персонала физической защиты, на которого запрещается возлагать другие обязанности. За его действиями на пункте управления должен быть обеспечен контроль. |
|
|
|
|
|||||||
2.13. |
Входы в помещение пункта управления системы физической защиты должны быть постоянно заперты изнутри, а в помещении должен круглосуточно находиться сотрудник персонала физической защиты. |
+ |
+ |
- |
- |
||||||
Доступ в помещения пункта управления системы физической защиты посторонним лицам должен быть запрещен. |
+ |
+ |
- |
- |
|||||||
2.14. |
Для обеспечения защиты персонала, находящегося в помещении пункта управления системы физической защиты, от поражения огнем из стрелкового оружия помещение пункта должно быть оборудовано инженерными средствами физической защиты. |
+ |
+ |
- |
- |
||||||
2.15. |
Дата и время снятия с охраны каждого радиационного объекта и сдачи его под охрану должны фиксироваться на пункте управления системы физической защиты в журнале вскрытия или в электронном протоколе функционирования инженерно-технических средств физической защиты. |
+ |
+ |
- |
- |
||||||
2.16. |
При поступлении на пульт управления системы физической защиты сигналов тревоги от средств охранной сигнализации или тревожно-вызывной сигнализации оператор на пункте управления системой физической защиты должен осуществлять визуальную оценку ситуации на участке тревоги с использованием системы оптико-электронного наблюдения. |
+ |
+ |
- |
- |
||||||
2.17. |
Доступ людей и транспорта в защищенную зону должен осуществляться соответственно через людские и транспортные контрольно-пропускные пункты. |
+ |
+ |
- |
- |
||||||
Доступ на радиационный объект должен осуществляться с использованием средств системы контроля и управления доступом. |
+ |
+ |
- |
- |
|||||||
2.18. |
Контрольно-пропускной пункт на периметре защищенной зоны радиационного объекта должен быть оборудован средствами связи с оператором пункта управления системы физической защиты и персоналом охраны. |
+ |
+ |
- |
- |
||||||
В помещении дежурного по контрольно-пропускному пункту должна быть установлена кнопка тревожно-вызывной сигнализации. |
+ |
+ |
- |
- |
|||||||
2.19. |
Людские контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы средствами обнаружения проноса: |
|
|
|
|
||||||
предметов из металла; |
+ |
+ |
- |
- |
|||||||
радиоактивных веществ. |
+ |
+ |
- |
- |
|||||||
Транспортные контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы средствами обнаружения провоза радиоактивных веществ. |
+ |
+ |
- |
- |
|||||||
2.20. |
Для предотвращения несанкционированного проезда транспортных средств транспортные контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы противотаранными устройствами. |
+ |
+ |
- |
- |
||||||
3. |
Требования к персоналу физической защиты |
||||||||||
3.1. |
Лица, ответственные за физическую защиту, должны пройти обучение и иметь необходимую квалификацию, а также иметь допуск к работе по выполнению должностных обязанностей. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Сведения о прохождении обучения указанных лиц и допуске к работе должны документироваться и храниться в организации. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
3.2. |
Персонал физической защиты организации должен периодически проходить аттестацию на соответствие квалификационным требованиям. Порядок аттестации персонала физической защиты определяется руководителем организации в общей системе аттестации. |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||
Периодичность проведения аттестации не должна превышать трех лет. Результаты аттестации должны отражаться в соответствующих актах комиссий и утверждаться приказом руководителя организации. |
+ |
+ |
+ |
- |
|||||||
3.3. |
Отбор персонала физической защиты должен проводиться с учетом образовательного уровня, профессиональных навыков и опыта работы, а также отсутствия медицинских противопоказаний к соответствующему виду деятельности. |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||
3.4. |
К эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты должен допускаться персонал физической защиты: |
|
|
|
|
||||||
прошедший специальную подготовку и стажировку, имеющий практические навыки в эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты в объеме функциональных обязанностей; |
+ |
+ |
+ |
- |
|||||||
сдавший зачет квалификационной комиссии на знание материальной части инженерно-технических средств физической защиты, правил их эксплуатации, правил и мер безопасности, имеющий соответствующую квалификационную группу по технике безопасности; |
+ |
+ |
+ |
- |
|||||||
получивший удостоверение на право эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты. |
+ |
+ |
+ |
- |
|||||||
3.5. |
На оператора пункта управления системы физической защиты не должны быть возложены обязанности, не связанные с их служебной деятельностью. |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||
Примечание. Знаком «+» обозначено наличие требования для соответствующего уровня физической защиты, знаком «-» обозначено отсутствие такого требования.
к
федеральным нормам и правилам в области |
Документы по физической защите, подлежащие разработке
(наличию)
в организации
№ п/п |
Наименование документа |
Уровни физической защиты |
|||
А |
Б |
В |
Г |
||
1. |
Перечень лиц, имеющих разрешение на проведение работ с радиоактивными веществами, радиационными источниками, в пунктах хранения |
+ |
+ |
+ |
+ |
2. |
Инструкции по самоохране радиационных объектов |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. |
Документ, определяющий лиц, ответственных за физическую защиту в организации и на радиационных объектах |
+ |
+ |
+ |
+ |
4. |
Документ, определяющий перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации |
+ |
+ |
+ |
+ |
5. |
Журнал учета местонахождения мобильных радиационных источников |
+ |
+ |
+ |
+ |
6. |
Документы, определяющие должностные обязанности персонала физической защиты |
+ |
+ |
+ |
+ |
7. |
Журнал учета выдачи и приема ключей от зданий, помещений с радиоактивными веществами, радиационными источниками, пунктами хранения |
+ |
+ |
+ |
+ |
8. |
Документ, устанавливающий модель нарушителей |
+ |
+ |
+ |
+ |
9. |
Документ, устанавливающий категорию последствий диверсии на радиационном объекте |
+ |
+ |
+ |
+ |
10. |
Документ, устанавливающий категорию каждого закрытого радионуклидного источника |
+ |
+ |
+ |
+ |
11. |
Документ, устанавливающий уровни физической защиты радиационных объектов |
+ |
+ |
+ |
+ |
12. |
План обеспечения физической защиты |
+ |
+ |
+ |
- |
13. |
План взаимодействия руководства организации, подразделений охраны с территориальными органами внутренних дел и территориальными органами безопасности в штатных и чрезвычайных ситуациях |
+ |
+ |
+ |
- |
14. |
Положение о разрешительной системе доступа работников (персонала), командированных лиц, посетителей и транспортных средств на радиационные объекты |
+ |
+ |
+ |
- |
15. |
Журнал учета несанкционированных действий |
+ |
+ |
+ |
+ |
16. |
План проверок технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты |
+ |
+ |
+ |
- |
17. |
Положение о службе безопасности |
+ |
+ |
- |
- |
Примечание. Знаком «+» обозначено требование к наличию документа в организации для соответствующего уровня физической защиты, знаком «-» обозначено отсутствие такого требования.
к
федеральным нормам и правилам в области |
Содержание плана обеспечения физической защиты
План обеспечения физической защиты должен содержать следующие сведения:*
расположение радиационных объектов на территории организации;
описание и характеристики радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения для каждого радиационного объекта;
размещение радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения на радиационном объекте, порядок работы с ними при использовании по назначению;
состав комплекса инженерно-технических средств физической защиты и размещение его элементов и составных частей;
состав персонала физической защиты;
порядок обеспечения доступа на радиационные объекты;
меры по организации взаимодействия и оповещения руководства организации, персонала физической защиты в штатных и чрезвычайных ситуациях (на ядерных объектах допускается делать ссылку на отдельно разработанные документы по указанным вопросам);
меры по организации взаимодействия руководства организации с территориальными органами внутренних дел и территориальными органами
безопасности в чрезвычайных ситуациях (на ядерных объектах допускается делать ссылку на отдельно разработанные документы по указанным вопросам);
перечень компенсирующих мер до устранения выявленных нарушений инженерно-технических средств физической защиты;
меры по поддержанию квалификации персонала физической защиты;
порядок проведения объектового контроля за состоянием системы физической защиты;
порядок представления уведомления о несанкционированных действиях в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
________
* Содержание плана обеспечения физической зашита уточняется в соответствии с требованиями для соответствующих уровней физической защиты. Для исключения дублирования информации допускается приводить ссылки на разработанные в организации документы.