ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
(ФГУП ВНИИМС)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

Рекомендация

Государственная система обеспечения единства измерений

Методика и технология работ при поверке,
калибровке и юстировке вагонных весов
с использованием весоповерочного вагона А-300

МИ 2971-2006

2006 г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора ФГУП «ВНИИМС»

__________ В.Н. Яншин

12.01.2006 г.

СОГЛАСОВАНО

Вице-президент ОАО «РЖД»

__________ С.В. Козырев

10.01.2006 г.

Предисловие

1. РАЗРАБОТАНА: Открытым акционерным обществом «Российские железные дорога» Департаментом коммерческой работы в сфере грузовых перевозок (ОАО «РЖД»)

ИСПОЛНИТЕЛИ: А.Н. Иловайский, С.В. Ефимов

РАЗРАБОТАНА: Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения Российской Федерации (ФГУП ВНИИЖТ)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Н.И. Ананьев, Ю.Я. Яныгин, Л.В. Иванова

РАЗРАБОТАНА: Государственным унитарным предприятием Российский научно-исследовательский институт информатизации, автоматизации и связи (ГУП ВНИИАС)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Т.А. Винокурова, Е.А. Иконников

РАЗРАБОТАНА: Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ФГУП «ВНИИМС»)

ИСПОЛНИТЕЛИ: С.А. Павлов, Н.Н Попова

2. УТВЕРЖДЕНА ФГУП ВНИИМС 12.01.2006 г.

3. ЗАРЕГИСТРИРОВАНА ФГУП ВНИИМС 16.01.2006 г.

4. ВВЕДЕНА ВПЕРВЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения. 2

2 Нормативные ссылки. 3

3 Термины и определения. 3

4 Требования безопасности. 4

5 Условия проведения технолого-организационных работ по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов при их испытаниях, поверке, калибровке, юстировке и ремонте. 4

6 Методика проведения технолого-организационных работ по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов при их испытаниях, поверке, калибровке, юстировке и ремонте. 5

7 Последовательность работ, выполняемых после завершения технолого-организационных работ по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов при их испытаниях, поверке, калибровке, юстировке и ремонте. 12

8 Оформление результатов проведения технолого-организационных работ по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов при их испытаниях, поверке, калибровке, юстировке и ремонте. 12

9 Библиография. 13

 

Рекомендация

Государственная система обеспечения единства измерении.

Методика и технология работ при поверке, калибровке и юстировке вагонных весов с использованием весоповерочного вагона А-300.

МИ 2971-2006

1 Область применения

Настоящий документ разработан в развитие действующего руководства по эксплуатации весоповерочного вагона А-300, обеспечивая оптимальное выполнение работ, и устанавливает технологию организации и методику выполнения работ при использовании весоповерочного вагона А-300 и гирь, входящих в его состав, как средства измерения массы.

Весоповерочный вагон А-300 используют для испытаний для целей утверждения типа, испытаний на соответствие утвержденных типов, проводимых в соответствии с требованиями ПР 50.2.009, при поверке, проводимой в соответствии с ПР 50.2.006, при калибровке, юстировке и ремонте весов, проводимых по эксплуатационной и технической документации, вагонных стационарных весов для статического взвешивания, соответствующих требованиям ГОСТ 29329 и вагонных стационарных весов для взвешивания в движении в режиме статического взвешивания, соответствующих требованиям ГОСТ 30414 с использованием весоповерочного вагона А-300.

Настоящий документ является обязательным к исполнению для весовых бригад, за которыми закреплены весоповерочные вагоны А-300 согласно требованиям [1] и рекомендательным для организаций и предприятий, имеющих свои весоповерочные вагоны А-300.

Настоящий документ может быть использован для проведения других видов работ по определению метрологических и технических характеристик весоизмерительной техники.

Настоящий документ не предусматривает проведение работ по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов для взвешивания в движении в режиме статического взвешивания, весоизмерительные датчики которых встроены непосредственно в рельс, измеряя изменения механических напряжений в теле рельса или измеряя прогиб свободного участка рельса, возникающих под воздействием силы тяжести при прокатывании колес при поколесном или потележечном взвешивании вагона.

2 Нормативные ссылки

В настоящем документе использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 8.453-82 ГСИ. Весы для статического взвешивания. Методы и средства поверки

ГОСТ Р 8.598-2003 Весы для взвешивания железнодорожных транспортных средств в движении. Методика поверки

ГОСТ 7328-2001 Гири. Общие технические условия

ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.019-79 ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты.

ГОСТ 12.1.030-81 ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление

ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования

ГОСТ 30414-96 Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические требования

РМГ 29-99 ГСИ. Метрология. Основные термины и определения

ПР 50.2.006-94 ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений

ПР 50.2.009-94 ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений

ТПр 153-2002 Типовая программа испытаний большегрузных весов для статического взвешивания, работающих в широком диапазоне рабочих температур (переработанная и дополненная в 2004 г.)

3 Термины и определения

В настоящем документе применены термины по ГОСТ 29329, ГОСТ 30414, ГОСТ 8.453, ГОСТ Р 8.598, РМГ 29, ПР 50.2.006, ПР 50.2.009, а также следующие термины с соответствующими определениями:

юстировка весов: Совокупность операций по доведению метрологических характеристик весов, включая их погрешность, до значений, соответствующих метрологическим и техническим требованиям, предъявляемым к этим весам (п. 3.8 ТПр).

грузоприемная платформа: Устройство для размещения взвешиваемого груза, выполненное в виде платформы, опирающейся на рычаги или на весо- силоизмерительные датчики, или подвешенной на весо-силоизмерительных датчиках (п. 3.3. ТПр 153).

грузоприемное устройство: Модуль весовой, представляющий собой устройство, состоящее из измерительных преобразователей, предназначенных для восприятия силы тяжести взвешиваемого груза, расположенного на грузоприемной платформе, и преобразования этой силы тяжести с помощью весо-силоизмерительных датчиков в аналоговый или дискретный электрический сигнал, пропорциональный массе взвешиваемого груза.

Грузоприемное устройство может также состоять из одной или нескольких грузоприемных платформ, опирающихся с помощью узлов встройки на весоизмерительные датчики или содержать призмы, подушки и рычаги, передающие измеряемую силу тяжести взвешиваемого груза на один или несколько весоизмерительных датчиков (п. 3.5 ТПр 153).

весоизмерительный прибор: Модуль весовой, представляющий собой измерительный преобразователь, предназначенный для измерения выходных сигналов весоизмерительных датчиков и преобразования сигналов измерительной информации о массе взвешиваемого груза в цифровую форму, удобную для визуального восприятия значений измеряемой величины и (или) для передачи через интерфейс внешним электронным устройствам (компьютер, принтер и др.).

В состав весоизмерительного прибора могут входить усилитель выходного электрического сигнала одного или нескольких весоизмерительных датчиков, аналого-цифровой преобразователь, процессор, устройства питания датчиков, интерфейсы и другие устройства, определяющие основные, дополнительные и сервисные функции обработки измерительной информации (п. 3.6 ТПр 153).

весовая бригада: Слесари по контрольно-измерительным приборам и автоматике, машинист весоповерочного вагона, проводники вагона-весовой мастерской, вагона-весоизмерительной лаборатории. Для технического обслуживания электронных весов в состав бригады может быть включен специалист по электронике и программному обеспечению ЭВМ [1].

4 Требования безопасности

4.1 При проведении работ должны соблюдаться требования безопасности, указанные в эксплуатационной документации на весы, а также соблюдаться требования безопасности при использовании эталонных средств измерений, испытательного и вспомогательного оборудования согласно эксплуатационной документации на них, а также требования безопасности на предприятии, на котором проводятся испытания.

4.2 При проведении работ должны соблюдаться требования пожарной безопасности, регламентируемые ГОСТ 12.1.004 и электробезопасности, регламентируемые ГОСТ 12.1. 019.

4.3 Электрооборудование должно иметь надежное защитное заземление по ГОСТ 12.1.030, предупредительные знаки, надписи и световую сигнализацию о включенном состоянии.

4.4 Контроль за состоянием электрооборудования на месте нахождения весов и весоповерочных вагонов должен осуществляться в соответствии с [2].

4.5 Весовая бригада, обслуживающая весоповерочный вагон А-300, должна пройти инструктаж по охране труда и по технике безопасности в соответствии с действующими правилами на предприятиях, которым принадлежат вагонные весы.

4.6 К проведению работ по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов допускают лиц, аттестованных в качестве поверителя и изучивших настоящий документ и руководство по эксплуатации на весоповерочный вагон А-300 и поверяемые вагонные весы, и работников весовой бригады, аттестованных согласно требованиям [1].

5 Условия проведения технолого-организационных работ по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов при их испытаниях, поверке, калибровке, юстировке и ремонте

5.1 Условия проведения работ должны соответствовать требованиям, установленным в эксплуатационной документации на вагонные весы, весоповерочный вагон А-300, а также требованиям программ испытаний для целей утверждения типа вагонных весов или программ испытаний на соответствие утвержденному типу вагонных весов, требованиям ГОСТ 8.453, ГОСТ Р 8.598, или методики поверки, входящей в состав эксплуатационной документации, или документам на калибровку или юстировку вагонных весов.

5.2 При проведении работ по метрологическому обслуживанию вагонных весов, устанавливаемых настоящим документом, применяют средства измерений, входящие в состав весоповерочного вагона А-300, а также средства измерений и вспомогательное оборудование, указанные в программах испытаний для целей утверждения типа, испытаний на соответствие утвержденных типов, при поверке, проводимой в соответствии с ПР 50.2.006, при калибровке, юстировке и ремонте весов, указанные в эксплуатационной и технической документации на вагонные весы.

В качестве технических вспомогательных средств используют локомотив, балластные грузы, например, порожний и (или) груженый вагон.

5.3 При выполнении технолого-организационных работ по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов при их испытаниях, поверке, калибровке, юстировке и ремонте по обязательному согласованию с заказчиком допускается проведение перечисленных работ без присутствия представителя заказчика, о чем отдельной записью указывается в документе, содержащем объем, место и сроки выполнения перечисленных выше работ.

6 Методика проведения технолого-организационных работ по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов при их испытаниях, поверке, калибровке, юстировке и ремонте

6.1 Согласно требованиям документов по испытаниям, поверке, калибровке, юстировке и ремонту вагонных весов выбирают соответствующею схеме проведения работ по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов. Схемы, представленные на рисунках 1 - 4. применяют при определении характеристик вагонных весов для статического взвешивания. Схемы, представленные на рисунках 5 и 6 применяют при определении характеристик вагонных весов для взвешивания в движении только для режима статического взвешивания.

На каждую весоповерочную тележку, входящую в состав весоповерочного вагона А-300, грузят не более тринадцати 2-х тонных гирь класса точности M1 по ГОСТ 7328. Общая масса груженой тележки в этом случае составляет 28 т.

6.2 Схемы работ по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов для статического взвешивания, соответствующих требованиям ГОСТ 29329.

В зависимости от вида работ по определению метрологических и технических характеристик весов и требований нормативных и технических документов на испытания, поверку, калибровку, юстировку или ремонт весов используют одну или две весоповерочные тележки с соответствующим количеством 2-х тонных гирь, входящую в состав весоповерочного вагона А-300. Например, масса гирь или гирь вместе с тележкой (тележками) может быть равна 10е, 20е, 500е, 2000е, где е - цена поверочного деления вагонных весов. В зависимости от вида выполняемых работ масса гирь может иметь и другие значения, указанные в соответствующей документации.

После снятия и фиксации необходимых показаний весов выполняют режим разгружения весов. Тележки с гирями скатывают в обратной последовательности. При разгружении грузоприемной платформы снимают и фиксируют необходимые показания весов.

При необходимости используют способ последовательных замещений согласно требованиям ГОСТ 8.453. Количество замещений не должно превышать значений, установленных в этом стандарте.

В качестве балласта используют порожний весоповерочный вагон А-300, массу которого определяют на тех же весах, метрологические и технические характеристик которых измеряют. При взвешивании порожнего весоповерочного вагона А-300 согласно требованиям ГОСТ 8.453 определяют значение поправки, нагружая сами весы весоповерочными тележками с гирями обшей массой, равной 32 или 34 т.

В качестве балласта используют бетонные блоки, металлолом и т.п. Массу каждой единицы балласта определяют на тех же весах, метрологические и технические характеристик которых измеряют. В зависимости от применяемой схемы нагружения весов масса каждой единицы балласта при каждом замещении должна быть около 28 т (одна весоповерочная тележка с гирями) или около 56 т (две весоповерочной тележки с гирями).

При взвешивании каждой единицы балласта согласно требованиям ГОСТ 8.453 определяют значение поправки, нагружая сами весы весоповерочной тележкой массой, равной 28 т или двумя тележками обшей массой 56 т. Допускается использовать другие значения массы балласта, при этом определяют массу и поправку каждой единицы балласта по методике, приведенной в ГОСТ 8.453.

Общая масса груза вместе с балластом в этом случае не должна превышать требований, приведенных в ГОСТ 8.453.

Балласт укладывают на свободное место грузоприемной платформы с помощью крана или иного погрузочного механизма.

Единицы балласта и весоповерочные тележки снимают (скатывают) с весов в обратной последовательности. При способе последовательных замещений в режиме разгружения показания весов не снимают и не фиксируют.

6.2.1 Работы по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов согласно схеме, представленной на рисунке 1, начинают с установки вблизи весов двух весоповерочных вагонов А-300, у которых торцевые двери должны быть обращены к весам. На железнодорожный путь выгружаются две весоповерочные тележки с гирями одного вагона, а затем две тележки с гирями второго вагона.

Одной груженой тележкой с гирями проверяют наименьший предел взвешивания весов, независимость показаний весов над каждой парой грузоприемных призм или каждой парой весо- и силоизмерительных датчиков и на середине грузоприемной платформы. Для определения других характеристик весов на грузоприемную платформу весов накатывают с двух сторон по очереди остальные тележки с гирями и устанавливают их в середине грузоприемной платформы.

После снятия и фиксации необходимых показания весов с наибольшим пределом взвешивания, равным 100 т (28 + 28 + 28 + 16 т - четыре тележки) выполняют режим разгружения весов. Тележки с гирями скатывают в обратной последовательности. При этом также снимают и фиксируют показания весов.

При работе с весами, наибольший предел взвешивания которых более 100 т, используют способ последовательных замещений. В этом случае в качестве балласта используют один из порожних весоповерочных вагонов А-300, массу которого определяют по методике, приведенной в пункте 6.2. Общая масса эталонного груза на весах (четыре тележки и порожний весоповерочный вагон А-300) около 145 т (28 + 28 + 28 + 28 + 33 т).

После снятия и фиксации необходимых показания весов выполняют режим разгружения весов. Тележки с гирями скатывают в обратной последовательности. При способе последовательных замещений в режиме разгружения весов показания весов не снимают и не фиксируют.

В режиме разгружения весов тележки с гирями скатывают к вагону. Гири и тележки загружают в вагон.

6.2.2 Работы по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов согласно схеме, представленной на рисунке 2, проводят с использованием одного весоповерочного вагона А-300.

Весоповерочный вагон устанавливают вблизи весов. Торцевые двери весоповерочного вагона должны быть обращены к весам. На железнодорожный путь выгружаются две весоповерочные тележки с гирями из весоповерочного вагона. На каждую тележку грузят необходимое количество гирь, входящих в состав весоповерочного вагона А-300.

Рис. 1. Схема поверки весов для статического взвешивания
двумя весоповерочными вагонами А-300

Рис. 2. Схема поверки весов для статического взвешивания одним
весоповерочным вагоном А-300 способов последовательных
замещений (1 вариант)

Одной груженой тележкой с гирями проверяют наименьший предел взвешивания весов, независимость показаний весов над каждой парой грузоприемных призм или каждой парой весо- и силоизмерительных датчиков и на середине грузоприемной платформы. Для определения других характеристик весов две тележки с гирями накатывают на грузоприемную платформу весов и устанавливают в середине грузоприемной платформы.

При этом используют способ последовательных замещений согласно требованиям ГОСТ 8.453. В качестве балласта используют порожний весоповерочный вагон А-300, массу которого определяют по методике, приведенной в пункте 6.2.

На свободное место грузоприемной платформы весов краном укладывают дополнительный балласт (бетонные изделия, металлолом и т.п.), масса каждой единицы балласта при каждом замещении должна быть около 28 т - одна весоповерочная тележка с гирями. Массу и значение поправки каждой единицы балласта определяют по методике, приведенной в ГОСТ 8.453.

При использовании способа последовательных замещений порожний весоповерочный вагон и дополнительный балласт размещают на свободном месте грузоприемной платформы весов.

После снятия и фиксации необходимых показания весов выполняют режим разгружения весов. Тележки с гирями скатывают в обратной последовательности. При способе последовательных замещений в режиме разгружения весов показания весов не снимают и не фиксируют.

В режиме разгружения весов тележки с гирями скатывают к вагону. Гири и тележки загружают в вагон.

6.2.3 Работы по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов согласно схеме, представленной на рисунке 3, проводят с использованием одного весоповерочного вагона А-300.

Для работы по этой схеме нагружения весов используют методику, приведенную в пункте 6.2.2.

Масса каждой единицы балласта при каждом замещении должна быть около 56 т. Массу и значение поправки каждой единицы балласта определяют по методике, приведенной в ГОСТ 8.453.

После снятия и фиксации необходимых показания весов выполняют режим разгружения весов. При способе последовательных замещений в режиме разгружения весов показания весов не снимают и не фиксируют.

В режиме разгружения весов тележки с гирями скатывают к вагону. Гири и тележки загружают в вагон.

6.2.4 Работы по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов согласно схеме, представленной на рисунке 4, проводят с использованием одного весоповерочного вагона А-300.

Для работы по этой схеме нагружения весов используют методику, приведенную в пункте 6.2.2.

Затем тележки е гирями накатывают на грузоприемную платформу весов с одной стороны и устанавливают сначала в ее середине, а затем сдвигают на край платформы ближний к вагону.

Рис. 3. Схема поверки весов для статического взвешивания одним
весоповерочным вагоном А-300 способом последовательных
замещений (2 вариант)

Рис. 4. Схема поверки весов для статического взвешивания одним
весоповерочным вагоном А-300 и контрольным вагоном

В качестве балласта используют контрольный вагон с погруженным в него балластом, масса груженого вагона должна быть в пределах от 50 до 56 т. Для контрольного вагона массу и значение поправки определяют по методике, приведенной в ГОСТ 8.453.

Контрольный вагон устанавливают на платформе весов вместе с весоповерочными тележками с гирями.

После снятия и фиксации необходимых показаний весов выполняют режим разгружения весов. При способе последовательных замещений в режиме разгружения весов показания весов не снимают и не фиксируют.

В режиме разгружения весов тележки с гирями скатывают к вагону. Гири и тележки загружают в вагон.

6.2.5 Работы по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов допускается проводить по схеме, являющейся различными комбинациями схем, приведенных на рисунках 1 - 4.

В этом случае используют один или два весоповерочных вагона А-300, иные значения массы весоповерочных тележек с гирями в зависимости от количества и длины секций, входящих в состав грузоприемной платформы. Используют в качестве балласта груженый до полной грузоподъемности контрольный вагон или иные значения массы груза в вагоне. При этом определяют массу и поправку контрольного вагона и каждой единицы балласта по методике, приведенной в ГОСТ 8.453.

Контрольный вагон единицы балласта устанавливают на платформе весов вместе с весоповерочными тележками с гирями.

После снятия и фиксации необходимых показания весов выполняют режим разгружения весов. При способе последовательных замещений в режиме разгружения весов показания весов не снимают и не фиксируют.

В режиме разгружения весов тележки с гирями скатывают к вагону. Гири и тележки загружают в вагон.

6.3 Схемы работ по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов для потележечного и поосного взвешивания вагонов в движении, соответствующих требованиям ГОСТ 30414, применяют при определении характеристик вагонных весов только для режима статического взвешивания.

В схемах, представленных на рисунках 5 и 6, используют только один весо-поверочный вагон А-300.

В зависимости от вида работ по определению метрологических и технических характеристик весов и требований нормативных и технических документов на испытания, поверку, калибровку, юстировку или ремонт весов используют одну или две весоповерочные тележки с необходимым количеством гирь массой 2 т каждая, входящую в состав весоповерочного вагона А-300.

6.3.1 Работы по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов для потележечного взвешивания вагонов в движении согласно схеме, представленной на рисунке 5, начинают с установки вблизи весов весоповерочного вагона А-300, у которого торцевые двери должны быть обращены к весам. На железнодорожный путь выгружают две весоповерочные тележки с гирями.

Одной груженой тележкой с гирями проверяют наименьший предел взвешивания весов, независимость показаний весов над каждой парой грузоприемных призм или каждой парой весо- и силоизмерительных датчиков и на середине грузоприемной платформы. Затем две тележки с гирями накатывают на грузоприемную платформу весов и устанавливают симметрично в ее средней части.

После снятия и фиксации необходимых показания весов выполняют режим разгружения весов. Тележки с гирями скатывают в обратной последовательности. При разгружении грузоприемной платформы снимают и фиксируют необходимые показания весов.

В режиме разгружения весов тележки с гирями скатывают к вагону. Гири и тележки загружают в вагон.

6.3.2 Работы по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов для поосного взвешивания вагонов в движении согласно схеме, представленной на рисунке 6, начинают с установки вблизи весов весоповерочного вагона А-300, у которого торцевые двери должны быть обращены к весам. На железнодорожный путь выгружают одну весоповерочную тележку с гирями.

Одной груженой тележкой проверяют наименьший предел взвешивания весов, независимость показаний весов над каждой парой грузоприемных призм или каждой парой весо- а силоизмерительных датчиков и на середине грузоприемной платформы.

После снятия и фиксации необходимых показаний весов выполняют режим разгружения весов. Тележку с гирями скатывают в обратной последовательности. При разгружении грузоприемной платформы снимают и фиксируют необходимые показания весов.

В режиме разгружения весов тележки с гирями скатывают к вагону. Гири и тележки загружают в вагон.

6.4 Схемы работ по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов для статического взвешивания, соответствующих требованиям ГОСТ 29329 и имеющих возможность потележечного или поосного взвешивания вагонов в движении, соответствующую требованиям ГОСТ 30414.

В зависимости от вида работ по определению метрологических и технических характеристик весов и требований нормативных и технических документов на испытания, поверку, калибровку, юстировку или ремонт весов используют одну или две весоповерочные тележки с соответствующим количеством 2-х тонных гирь, входящую в состав весоповерочного вагона А-300. Например, масса гирь или гирь вместе с тележкой (тележками) может быть равна 10е, 20е, 500е, 2000е, где е - цена поверочного деления вагонных весов. В зависимости от вида режима работы вагонных весов (режим статического взвешивания вагона в целом и режим статического потележечного или поосного взвешивания вагонов в движении) масса гирь может иметь и другие значения, указанные в соответствующей документации.

После снятия и фиксации необходимых показаний весов выполняют режим разгружения весов. Тележки с гирями скатывают в обратной последовательности. При разгружении грузоприемной платформы снимают и фиксируют необходимые показания весов.

При необходимости используют способ последовательных замещений согласно требованиям ГОСТ 8.453. Количество замещений не должно превышать значений, установленных в этом стандарте.

В качестве балласта используют порожний весоповерочный вагон А-300, массу которого определяют на тех же весах, метрологические и технические характеристик которых измеряют. При взвешивании порожнего весоповерочного вагона А-300 согласно требованиям ГОСТ 8.453 определяют значение поправки, нагружая сами весы весоповерочными тележками с гирями общей массой, равной 32 или 34 т.

В качестве балласта используют бетонные блоки, металлолом и т.п. Массу каждой единицы балласта определяют на тех же весах, метрологические и технические характеристик которых измеряют. В зависимости от применяемой схемы нагружения весов масса каждой единицы балласта при каждом замещении должна быть около 28 т (одна весоповерочная тележка с гирями) или около 56 т (две весоповерочной тележки с гирями).

При взвешивании каждой единицы балласта согласно требованиям ГОСТ 8.453 определяют значение поправки, нагружая сами весы весоповерочной тележкой массой, равной 28 т или двумя тележками общей массой 56 т. Допускается использовать другие значения массы балласта, при этом определяют массу и поправку каждой единицы балласта по методике, приведенной в ГОСТ 8.453.

Общая масса груза вместе с балластом в этом случае не должна превышать требований, приведенных в ГОСТ 8.453.

Балласт укладывают на свободное место грузоприемной платформы с помощью крана или иного погрузочного механизма.

Единицы балласта и весоповерочные тележки снимают (скатывают) с весов в обратной последовательности. При способе последовательных замещений в режиме разгружения показания весов не снимают и не фиксируют.

Последовательность выполнения работ по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов для статического взвешивания, имеющих возможность потележечного или поосного взвешивания вагонов в движении, выбирают, используя методы, изложенные в пунктах 6.2.1 - 6.2.5, 6.3.1 и 6.3.2.

После снятия и фиксации необходимых показаний весов выполняют режим разгружения весов. Тележку с гирями скатывают в обратной последовательности. При разгружении грузоприемной платформы снимают и фиксируют необходимые показания весов.

При способе последовательных замещений в режиме разгружения весов показания весов не снимают и не фиксируют.

В режиме разгружения весов тележки с гирями скатывают к вагону. Гири и тележки загружаются в вагон.

Рис. 5 Схема потележечного взвешивания вагонов на весах
для взвешивания в движении

Рис. 6. Схема поосного взвешивания вагонов на весах
для взвешивания в движении

7 Последовательность работ, выполняемых после завершения технолого-организационных работ по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов при их испытаниях, поверке, калибровке, юстировке и ремонте

7.1 Руководитель весовой бригады должен собрать бригаду и дать уведомление об окончании работ.

7.2 Убирают гири и весоповерочные тележки в вагон, при этом электропитание тележек должно быть выключено. Закрепляют их специальными приспособлениями в кузове вагона.

7.3 Приводят в порядок территорию вблизи весов, складывают в отведенные места инструмент и электрические кабели.

7.4 Машинист весоповерочного вагона должен обесточить вагон.

7.5 Снимают ограждения и запрещающие сигналы с весового пути. Убирают маневровым тепловозом вагон от весов.

8 Оформление результатов проведения технолого-организационных работ по определению метрологических и технических характеристик вагонных весов при их испытаниях, поверке, калибровке, юстировке и ремонте

8.1 Результаты поверки оформляют в соответствии с требованиями ПР 50.2.009 или требованиями методики поверки, входящей в состав эксплуатационной документации на весы.

8.2 Результаты калибровки оформляют сертификатом о калибровке, согласно установленным требованиям и (или) записью в паспорте или в соответствующем разделе руководства по эксплуатации (эксплуатационной документации).

8.3 Результаты юстировки и ремонта весов оформляют документом согласно эксплуатационной или ремонтной документации на весы.

8.4 Окончание работ оформляется актом. В случае остановки работ или их досрочного прекращения оформляют соответствующее предписание с указанием причин остановки работ. Предписание подписывается руководителем весовой бригады представителем организации, в ведении которой находятся весы.

9 Библиография

[1] Инструкция по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и метрологическому обеспечению средств измерений массы грузов, перевозимых железнодорожным транспортом Российской Федерации № ЦМ-921 от 28 октября 2002 г.

[2] ПОТ РМ-01602001 Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.