ГОСТ Р 56488-2015
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воздушный транспорт. Система управления безопасностью вертолетной деятельности. Менеджмент риска
ТИПОВОЕ РУКОВОДСТВО СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЭКСПЛУАТАНТОВ ВЕРТОЛЕТНОЙ ТЕХНИКИ
Основные положения
Air transport. Safety management system of helicopter activity. Risk management. The standard guide on safety management system of helicopter operators. Main provisions
ОКС 03.220.50
Дата введения 2016-03-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" (ОАО "Авиатехприемка")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июня 2015 г. N 763-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Данный стандарт разработан в соответствии с п.4.1.3 третьего издания "Руководства по управлению безопасностью полетов"* (РУБП) Международной организации по гражданской авиации (ИКАО), в соответствии с которым для создания законодательной базы Государственной программы безопасности полетов государство "обнародует требования к системе управления безопасностью полетов поставщиков обслуживания". За основу стандарта принят "Инструктивный материал по разработке СУБП", приведенный в дополнении 4 к главе 5 РУБП ИКАО (далее - Инструктивный материал).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Стандарт адаптирует положения Инструктивного материала к опыту и практике видов деятельности - эксплуатантов вертолетной техники (авиакомпаний).
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на эксплуатантов вертолетной техники (далее - авиакомпании), внедряющих систему управления безопасностью (СУБ) деятельности поставщика обслуживания - авиакомпании [1] в соответствии с требованиями ИКАО, и устанавливает к ней необходимые требования.
Руководство по системе управления безопасностью деятельности авиакомпании (далее - Руководство) подлежит обязательной регламентации в соответствии с видами вертолетной деятельности, которые ведет авиакомпания.
Настоящий стандарт служит инструктивным материалом для вертолетных авиакомпаний, разрабатывающих Руководство, и определяет структуру и элементы СУБ авиакомпании. Руководство может быть представлено отдельным документом или разделом (главой) по СУБ авиакомпании в составе других руководств организации (руководство по производству полетов, руководство по техническому обслуживанию воздушных судов, руководство по аэропортовому обеспечению и т.д.) или включено в описание организации, что определяется масштабом и сложностью деятельности авиакомпании. Структура Руководства должна соответствовать требованиям государственного органа, регламентирующего деятельность авиакомпании.
Руководство служит для представления информации о СУБ авиакомпании внутри организации и соответствующим внешним организациям. Принятие Руководства в качестве официального документа производится авиакомпанией и может потребовать одобрения или утверждения уполномоченного Правительством Российской Федерации органа гражданской авиации.
2 Требования к содержанию Руководства
Руководство по СУБ авиакомпании должно включать в себя следующие разделы:
а) контроль документооборота;
б) нормативные требования СУБ авиакомпании;
в) объем и интегрированность СУБ авиакомпании;
г) политика безопасности;
д) цели гарантирования безопасности;
е) роли, обязанности и ответственности персонала авиакомпании;
ж) представление данных о безопасности;
и) выявление опасных факторов и оценка факторов риска;
к) мониторинг и измерение уровня безопасности при выполнении видов деятельности (в летной деятельности, видов авиационных работ и видов полетов);
л) расследование и последующие корректирующие действия по обеспечению безопасности видов деятельности;
м) обучение персонала и обмен информацией о безопасности видов деятельности и видов полетов, выполняемых авиакомпанией;
н) постоянное совершенствование и аудит СУБ авиакомпании;
п) ведение документации СУБ авиакомпании;
р) управление изменениями;
с) план действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств.
3 Требования к содержанию разделов Руководства
3.1 Контроль документооборота
В данном подразделе необходимо описать, каким образом будет осуществляться обновление Руководства и каким образом авиакомпания будет обеспечивать получение всеми сотрудниками, участвующими в управлении безопасностью видов деятельности, действующего на данный момент времени варианта Руководства.
С этой целью авиакомпания должна иметь:
- утвержденный ответственным руководителем авиакомпании перечень рассылки документов, документы на бумажных носителях или документы, созданные в контролируемой авиакомпанией электронной среде;
- отлаженную взаимосвязь между Руководством и другими существующими руководствами, такими как руководство по производству полетов (РПП), руководство по техническому обслуживанию воздушных судов (РТО), руководство по аэропортовому обеспечению, руководство по системе менеджмента качества и др.;
- налаженный процесс периодического обновления Руководства, форм документов и документов для обеспечения его эффективности, адекватности и соответствия действующим требованиям;
- установленный процесс администрирования Руководства, согласования и утверждения уполномоченным органом гражданской авиации.
3.2 Нормативные требования системы управления безопасностью авиакомпании
В данном подразделе необходимо представить существующие нормативные положения и инструктивный материал СУБ авиакомпании, а также материалы для справок, ссылок для ознакомления всеми участниками процесса.
С этой целью организация должна:
- расшифровать в тексте существующие нормативные положения и требования СУБ авиакомпании, включая сроки соблюдения ее положений, и в соответствующих случаях дать ссылки на консультационные материалы;
- при необходимости тщательно разъяснить значение, смысл и результаты грамотного применения Руководства по СУБ авиакомпании для организации;
- установить взаимосвязи с другими требованиями и стандартами по безопасности авиакомпании.
3.3 Объем и интегрированность систем управления безопасностью
В данном подразделе необходимо описать направления, объемы видов деятельности и ресурсы авиакомпании, которых касается СУБ авиакомпании, а также изложить сведения о процессах, оборудовании и видах деятельности (в летной деятельности - виды авиационных работ и виды полетов), в которых авиакомпания считает необходимым идентифицировать факторы опасности и производить управление рисками.
С этой целью необходимо:
- выделить виды типичной деятельности в соответствии с видами деятельности поставщиков обслуживания, приведенными в [2, п.3.1.3], к которым следует применять положения СУБ вертолетной деятельности (ВД) авиакомпании, в том числе определить их положение и роль в авиационной отрасли в целом;
- определить основные подразделения, отделы, цеха, производственные участки и средства обслуживания, в которых следует применять СУБ авиакомпании;
- определить процессы, оборудование и ресурсы видов деятельности, в которых необходимо выявление факторов опасности и управление факторами риска;
- если СУБ планируется применять в группе взаимодействующих организаций или подрядчиков, необходимо определить и документировать их взаимную ответственность и интегрированность в процессы и виды деятельности авиакомпании;
- определить интегрированность СУБ с другими системами менеджмента, такими как система административного управления организации, система менеджмента качества, авиационная и пожарная безопасность, охрана труда, охрана окружающей среды, и определить их место в СУБ авиакомпании.
3.4 Политика безопасности
В данном подразделе необходимо описать порядок издания декларации о намерениях, принципы управления и обязательства авиакомпании, как поставщика услуг (производителя продукции), в том числе что:
- политика организации в области безопасности должна соответствовать масштабу и сложности видов деятельности и полетов авиакомпании;
- политика безопасности содержит намерения авиакомпании, принципы управления и ее обязательства по постоянному совершенствованию СУБ;
- политику безопасности утверждает и подписывает ответственный руководитель авиакомпании;
- все руководители обязаны управлять безопасностью деятельности подчиненных подразделений через информирование персонала в целях внедрения в повседневную производственную деятельность политики безопасности авиакомпании и принимать все меры для достижения и поддержания задекларированного уровня безопасности для выполняемых видов деятельности. Руководители должны личным примером показывать примеры безопасной практики выполнения по направлениям и видам производственной деятельности;
- политика безопасности должна популяризоваться ответственным руководителем и всеми членами руководства авиакомпании;
- политика безопасности должна периодически пересматриваться;
- сотрудники всех уровней должны участвовать в создании и поддержании СУБ авиакомпании;
- политика безопасности должна доводиться до сведения всех сотрудников в целях их ознакомления с индивидуальными обязательствами по обеспечению безопасности видов деятельности и полетов авиакомпании.
3.5 Цели гарантирования безопасности деятельности авиакомпании
В данном подразделе необходимо описать цели гарантирования безопасности деятельности авиакомпании, которые должны быть представлены в виде краткого заявления (декларации) об общих показателях, которых авиакомпания надеется достичь.
При этом должны быть установлены:
- цели гарантирования безопасности деятельности;
- цели гарантирования безопасности, которые должны быть выражены как наивысший приоритет, описывающий обязательства авиакомпании в достижении безопасности видов деятельности;
- официальный процесс разработки взаимоувязанных целей безопасности;
- цели безопасности авиакомпании и безопасности видов деятельности должны быть опубликованы и распространены;
- порядок и сроки выделения ресурсов для достижения целей безопасности;
- соответствующий процесс мониторинга и измеримость показателей;
- цели безопасности видов деятельности должны быть связаны с индикаторами безопасности.
3.6 Роли и обязанности персонала авиакомпании
В данном подразделе, с учетом требований положения об авиакомпании, руководств по стандартным эксплуатационным правилам, руководства по административным вопросам (в случае наличия в соответствии с масштабом деятельности авиакомпании) и т.д., должны быть описаны полномочия, обязанности и ответственность персонала, деятельность которого регулируется СУБ авиакомпании, при этом:
- ответственный руководитель организации должен отвечать за внедрение и функционирование СУБ авиакомпании всех видов деятельности и полетов авиакомпании и соответствовать установленным квалификационным требованиям;
- в установленном порядке должен быть назначен заместитель ответственного руководителя по безопасности и сформированы комитет по вопросам безопасности и/или оперативная группа по вопросам безопасности;
- должно быть создано независимое структурное подразделение по вопросам аудита безопасности;
- должны быть определены и документально оформлены (в должностных инструкциях) полномочия, ответственность и обязанности по безопасности всего руководящего персонала и сотрудников авиакомпании. Для руководящего персонала должны быть описаны и задокументированы методы и способы воздействия на подчиненный персонал в целях управления безопасностью видов деятельности руководимого им подразделения. Для сотрудников авиакомпании должны быть описаны и задокументированы способы управления безопасностью своей деятельности;
- должно быть описано, каким образом руководящий персонал авиакомпании выполняет управление безопасностью, в том числе каким образом организует деятельность подразделений авиакомпании и осуществляет постоянное руководство подчиненными (воздействует на них) в целях безопасности;
- должно быть описано, каким образом обеспечивается уверенность в том, что руководящий персонал и сотрудники понимают полномочия, обязанности и ответственность по всем процессам СУБ авиакомпании;
- должна быть установлена иерархия ответственности в организации в соответствии с СУБ авиакомпании.
3.7 Представление данных о безопасности
В данном подразделе должна быть описана система обязательных докладов по данным о безопасности. Система должна включать в себя реагирующий компонент (донесения об авиационном происшествии или инциденте и т.д.) и на его основе и/или иных источниках информации проактивные и прогностические компоненты (донесения об опасных факторах, которые могут появиться в процессе выполнения планируемых видов деятельности и полетов). Каждый из компонентов должен быть подробно описан. Описания должны содержать формат донесения, требования к конфиденциальности, указания на адресатов, описание процедур расследования, корректирующие (профилактические) меры и порядок рассылки донесения.
В данном подразделе необходимо описать в том числе:
- процедуру фиксирования внутренних и внешних событий, произошедших (могущих произойти) с эксплуатируемыми организацией вертолетами (и иными объектами), включая авиационные происшествия, инциденты и другие события, входящие в сферу действия СУБ авиакомпании;
- особый порядок работы с обязательными донесениями (в случае авиационных происшествий, серьезных инцидентов, существенных неисправностей и т.д.), о которых необходимо уведомлять соответствующие уполномоченные государственные органы, и порядок работы с информацией об обычных незначительных происшествиях, которых могут не выходить за пределы авиакомпании;
- систему добровольных и конфиденциальных докладов об опасных факторах (событиях), предусматривающую защиту данных и личности информатора от раскрытия;
- процедуры обязательных и добровольных докладов о безопасности, которые должны быть просты, доступны и соответствовать масштабу авиакомпании;
- порядок предоставления и рассмотрения данных о событиях, которые могут иметь серьезные для авиакомпании последствия;
- порядок хранения информации о безопасности в соответствующей базе данных, позволяющей проведение необходимого анализа.
3.8 Выявление опасных факторов и оценка факторов риска
В данном подразделе должен быть описан порядок выявления и структурирования опасных факторов. В целях подготовки документированной процедуры оценки безопасности необходимо:
- описать процесс распределения опасных факторов и факторов риска по категориям, приоритетности и степени значимости;
- описать процессы выполнения оценки безопасности и порядок выполнения профилактических мер;
- порядок учета выявленных опасных факторов, выделения приоритетов и их распределения для целей оценки риска;
- структурированный процесс оценки факторов риска, включающий в себя оценку их тяжести, вероятности, допустимости и возможности контроля для защиты от них;
- обоснование того, что основной задачей при идентификации и оценке факторов риска является обеспечение безопасности видов деятельности и видов полетов авиакомпании;
- порядок использования рабочих журналов, форм или программного обеспечения при оценке факторов риска, соответствующих сложности структуры и деятельности авиакомпании;
- порядок одобрения (визирования) подготовленной оценки безопасности видов деятельности и полетов руководителем соответствующего уровня;
- процесс оценки эффективности разработанных корректирующих, профилактических и восстановительных мер;
- порядок регулярного рассмотрения оценок безопасности и документального оформления их выводов.
Примечание - Например, риск безопасности полетов авиакомпании (R - в целом или по видам авиационных работ, или видам полетов) за определенный промежуток времени определяют по формуле
,
где j=1, ..., m - число полетов авиакомпании (также может быть на определенном виде авиационных работ или виде полетов) за определенный промежуток времени.
Риск одного полета можно определить как функцию суммы видов операционной деятельности, задействованных при осуществлении одного полета
,
где - риск, связанный с операционной деятельностью авиакомпании,
- риск, связанный с используемым типом ВС,
- риски аэропорта вылета,
- риски аэропорта прилета,
- риски, связанные с учебными заведениями, в которых проходили подготовку летный и технический состав авиакомпании,
- риски, связанные с организациями по организации воздушного движения в зоне полета.
3.9 Мониторинг и измерение уровня безопасности авиакомпании
В данном подразделе описан компонент СУБ авиакомпании, касающийся мониторинга и измерения показателей текущего уровня безопасности авиакомпании, в котором должен быть:
- описан формальный процесс разработки и обновления набора показателей уровня безопасности при выполнении текущих видов деятельности авиакомпании и полетов, а также соответствующих целевых задач;
- установлено соответствие между заданными показателями уровня безопасности видов деятельности и целями организации по их обеспечению, а также, при необходимости, процесс одобрения показателей уровня безопасности регламентирующими органами;
- описан процесс мониторинга текущих показателей безопасности видов деятельности, видов авиационных работ и видов полетов;
- описан процесс выполнения корректирующих действий при возникновении отклонений от нормального функционирования;
- установлены любые другие характерные для видов деятельности, авиационных работ и полетов организации дополнительные критерии или процессы мониторинга и измерения уровня безопасности.
Примечание - Методы мониторинга и способы разработки показателей безопасности также рассмотрены в стандартах СУБ других поставщиков обслуживания.
3.10 Расследования и корректирующие действия по обеспечению безопасности видов деятельности авиакомпании
В данном подразделе необходимо описать процессы расследования и обработки данных об авиационных происшествиях, инцидентах и событиях внутри организации, включая:
- соответствие системе выявления опасных факторов и управления факторами риска в СУБ авиакомпании;
- процедуры, обеспечивающие внутреннее расследование авиационных происшествий и инцидентов, о которых была представлена информация;
- порядок предоставления в уполномоченные государственные органы и порядок распространения в авиакомпании отчетов о завершенных расследованиях;
- порядок выполнения установленных или рекомендованных корректирующих действий, порядок оценки их результатов и эффективности;
- порядок дисциплинарных расследований и действий, связанных с данными, приведенными в отчетах о расследованиях;
- определение условий, при которых применяют дисциплинарные меры (незаконные действия, безответственная неосторожность, грубая небрежность или умышленное нарушение и др.);
- процедуры, обеспечивающие выявление отказов при выполнении видов деятельности и видов полетов, а также сопутствующие и опасные факторы;
- формат и процедуру, определяющую, каким образом выявляемые факторы опасности будут включены в систему идентифицированных опасных факторов и в систему управления факторами риска авиакомпании.
3.11 Обучение персонала и обмен информацией о безопасности деятельности авиакомпании
В данном подразделе необходимо разработать и описать различные виды обучения персонала в области СУБ и порядок определения эффективности обучения.
Должны быть описаны:
- порядок документального оформления завершения обучения;
- порядок аттестации персонала;
- процессы и каналы обмена информацией о безопасности деятельности внутри авиакомпании;
- порядок документального оформления учебных программ, прав и требований к потенциальным участникам;
- порядок проведения аттестации для оценки результатов обучения;
- состав и объем обучения, которое должно включать в себя начальную подготовку, переподготовку и, при необходимости, повышение квалификации;
- требования о включении обучения СУБ в общую программу обучения авиакомпании;
- требования о порядке включения ознакомления с СУБ авиакомпании в подготовку сотрудника при найме на работу;
- каналы и процессы обмена информацией внутри авиакомпании.
3.12 Постоянное совершенствование и аудит системы управления безопасностью авиакомпании
В данном подразделе должен быть описан процесс постоянного пересмотра и совершенствования СУБ авиакомпании, в том числе:
- организация процесса регулярного внутреннего аудита (пересмотра) СУБ авиакомпании в целях обеспечения ее соответствия текущим требованиям, адекватности и эффективности;
- другие программы, содействующие постоянному совершенствованию СУБ авиакомпании, обеспечению безопасности видов деятельности и исследованиям в области безопасности.
Примечание - Авиакомпания должна выделять ресурсы на исследования в области безопасности выполняемых видов деятельности, видов авиационных работ и видов полетов, документировать их в виде отчета о проделанной работе и производить внедрение полученных результатов. В Руководстве по СУБ должен быть определен порядок использования результатов исследований и отчетов в текущей деятельности авиакомпании.
3.13 Ведение документации системы управления безопасностью авиакомпании
В данном подразделе должна быть описана система учета и архивирования документации СУБ авиакомпании, которая должна обеспечить сохранность всех документов, созданных в связи с внедрением и функционированием СУБ авиакомпании, и содержать:
- описание документов, подлежащих учету и хранению, включающих в себя отчеты об опасных факторах, отчеты об оценке факторов риска, протоколы заседаний комитета и оперативной группы по вопросам безопасности, таблицы показателей эффективности СУБ, отчеты аудитов (проверок) СУБ и документы о подготовке персонала в области СУБ авиакомпании;
- требование к доступности документов системы документооборота для повседневного использования СУБ авиакомпании, а также для целей внутренних и внешних аудитов.
3.14 Управление изменениями
В авиакомпании должен быть установлен описанный и утвержденный ответственным руководителем порядок управления процессами тех изменений в авиакомпании, которые могут влиять на факторы риска для безопасности видов деятельности, видов авиационных работ и видов полетов, а также интегрированность этого порядка в СУБ авиакомпании. Порядок управления процессами изменений должен включать процедуры:
- обеспечивающие уверенность, что при проведении существенных организационных изменений или изменений в деятельности по эксплуатации вертолетов и иных объектов будет учтено их любое возможное влияние на существующие факторы риска для безопасности видов деятельности, видов авиационных работ и полетов;
- обеспечивающие проведение надлежащей оценки безопасности до внедрения нового оборудования или процессов, которые могут повлиять на факторы риска для безопасности видов деятельности, видов авиационных работ и полетов;
- пересмотра существующих оценок риска для безопасности видов деятельности, видов авиационных работ и полетов в случае изменений в соответствующих процессах или оборудовании.
3.15 План действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств
В данном подразделе должны быть описаны цели и обязательства организации при возникновении аварийных ситуаций, распределение роли и обязанностей ведущих сотрудников, меры по восстановлению нормальной работоспособности авиакомпании. Также в авиакомпании должен быть утвержден план мероприятий на случай аварийной обстановки, в котором описаны роли и обязанности персонала авиакомпании и установлен фиксированный порядок действий в случае серьезного инцидента, кризисной ситуации или авиационного происшествия. Он может быть отдельным документом или быть частью Руководства, в котором должны быть описаны:
- план действий на случай аварийной обстановки, в котором должны быть изложены роли и обязанности персонала в случае серьезного инцидента, кризисной ситуации, авиационного происшествия, чрезвычайной ситуации и т.д.;
- порядок оповещения, который должен включать мобилизационный список, описание внутренних мобилизационных процессов;
- договоренности с другими организациями об оказании помощи в случае необходимости и предоставлении услуг в чрезвычайной ситуации;
- процедуры наблюдения за состоянием всех пострадавших лиц и оповещения их родственников;
- порядок поддержания связей со СМИ и страховыми организациями;
- распределение обязанностей и ответственности руководителей за расследование авиационных происшествий;
- требования в отношении обеспечения сохранности вещественных доказательств, безопасности пораженной зоны и обязательного доклада о событии официальным органам;
- программа подготовки персонала по действиям в чрезвычайных ситуациях;
- план эвакуации выведенного из строя вертолета, иного объекта или оборудования эксплуатантами аэродрома или другими организациями;
- процедуры фиксированных действий, осуществляемых в ходе мероприятий в случае возникновения аварийной обстановки.
Библиография
[1] |
Doc 9859-AN/474 Руководство по управлению безопасностью полетов (ИКАО, 2013 г.) |
[2] |
Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации. Управление безопасностью полетов (ИКАО, 2013 г.) |
УДК 629.735.083:006.354 |
ОКС 03.220.50 |
| |
Ключевые слова: система управления безопасностью, риск, обеспечение безопасности, менеджмент риска |