Об утверждении Положения об организации аварийно- спасательного обеспечения на морском транспорте

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 7 июня 1999 года N 32


Об утверждении Положения об организации аварийно-
спасательного обеспечения на морском транспорте

_______________________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации Министерством юстиции Российской Федерации
Письмо Минюста России N 7127-ЭР от 01.09.99.
______________________________________________________________________________

В настоящий приказ вносились изменения на основании приказа Минтранса России от 11 февраля 2005 года N 9.

Приказ Минтранса России от 11 февраля 2005 года N 9 не применяется в связи с отказом в госрегистрации Министерства юстиции Российской Федерации - письмо Минюста России от 3 мая 2005 года N 01/3432-ВЯ.



В целях совершенствования аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте

приказываю:

Утвердить и ввести в действие прилагаемое Положение об организации аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте.

Министр
 С.О.Франк


УТВЕРЖДЕНО
приказом
Минтранса России
от 7 июня 1999 года N 32

     

Положение об организации аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации аварийно-спасательного
обеспечения на морском транспорте

     

1. Общие положения

1.1. Аварийно-спасательное обеспечение на морском транспорте организуется в целях оказания помощи людям и судам, терпящим бедствие на море, проведения неотложных судоподъемных, подводно-технических и других водолазных работ, ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и других вредных химических веществ в море.

1.2. Госморспасслужба России, бассейновые аварийно-спасательные управления, управления аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ, экспедиционный отряд аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ АО "Северное морское пароходство" (далее - БАСУ), а также спасательно-координационные центры (далее - СКЦ) и подцентры (далее - СПЦ) образуют систему сил и средств для осуществления организации и координации действий спасательных служб министерств и ведомств Российской Федерации и иностранных государств при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море, организации и проведения работ по ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и других вредных химических веществ, включая проведение работ, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации, а также аварийно-спасательных работ (далее - АСР), судоподъемных, водолазных и экспедиционных буксировочных работ.

1.3. Организация и координация действий ведомственных спасательных служб Российской Федерации при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море, возлагается на СКЦ и СПЦ в закрепленных за ними поисково-спасательных районах в соответствии с Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России (зарегистрировано Минюстом России 28.07.95, регистрационный N 917).

Все указания СКЦ (СПЦ), касающиеся поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, обязательны для выполнения соответствующими службами, подразделениями, силами и средствами, выделенными участниками взаимодействия для выполнения конкретной поисково-спасательной операции.

1.4. В целях выполнения задач по оказанию помощи людям и судам, терпящим бедствие на море, и по ликвидации последствий морских аварий Госморспасслужба России совместно с морскими администрациями портов (далее - МАП) организует несение аварийно-спасательной готовности (далее - АСГ) на морских бассейнах Российской Федерации.

Несение АСГ в морских портах организуют МАПы силами и средствами портов, а также на основе заключения договоров МАП с БАСУ, портофлотом на оказание услуг спасательными буксирами (катерами), специализированными судами и оборудованием для ликвидации аварийных разливов нефти (далее - ЛРН).

АСР и ЛРН операции на трассах Северного морского пути организует Администрация Северного морского пути через штабы морских операций.

1.5. Основной задачей АСГ является поддержание установленной готовности сил и средств для оказания помощи людям, терпящим бедствие на море.

1.6. АСГ несут дежурные суда (катера), аварийные партии (далее - АП), морспецподразделения (далее - МСП) и другие средства, перечисленные в п. 2.1 настоящего Положения.

1.7. Количественный и качественный уровень АСГ определяется Госморспасслужбой России по согласованию с БАСУ в зависимости от конкретной обстановки, наличия сил и средств на морском бассейне и утверждается руководством Службы морского флота Минтранса России (далее - Росморфлот).

1.8. Несение установленной согласно п.4.1 настоящего Положения АСГ организуют начальники БАСУ и начальники МАП (капитаны портов), за исключением экспедиционного отряда аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ АО "Северное морское пароходство", где несение АСГ организует руководитель пароходства.

1.9. Возмещение расходов БАСУ по несению АСГ осуществляется в установленном порядке.

1.10. Зоны ответственности БАСУ и МАП по ликвидации разливов нефти определяются региональными и портовыми планами ЛРН соответственно.

1.11. Государственный морской спасательно-координационный центр (далее - ГМСКЦ) Госморспасслужбы России, СКЦ и СПЦ ведут учет сил и средств, несущих АСГ. Информацию по составу сил и средств АСГ диспетчеры БАСУ представляют в СКЦ (СПЦ) еженедельно.



2. Дежурные силы и средства БАСУ

2.1. В состав дежурных сил и средств АСГ БАСУ в общем случае включаются:

- многоцелевые спасательные суда типа "Светломор" и проекта В-92;

- спасательные и спасательно-буксирные суда;

- катера всепогодные спасательные и бонопостановщики;

- водолазные боты;

- МСП;

- АП БАСУ и их подразделений;

- автотранспорт для доставки оборудования ЛРН, сбора и доставки на базу персонала МСП и АП в ночное время и выходные дни;

- АСИ;

-  оборудование для ЛРН.

АСИ должно храниться на дежурном судне или на берегу в готовности к немедленной погрузке.

Имущество и оборудование для ЛРН содержится на складе в готовности к доставке в район аварии, а также может быть частично или полностью заблаговременно погружено на дежурное судно.

2.2. Приказом начальника БАСУ на текущий год объявляется группа несения АСГ, из состава которой привлекаются к дежурству суда, плавтехсредства и подразделения.

В зависимости от объема финансирования состав группы несения АСГ может быть изменен по согласованию с Госморспасслужбой России.

2.3. При отсутствии в БАСУ судов и катеров, перечисленных в п.2.1 настоящего Положения, по согласованию с Госморспасслужбой России к несению АСГ могут быть привлечены другие суда (катера), в том числе ведомственных морских спасательных служб на договорной основе, равноценные по своим возможностям, перечисленным в п.2.1 настоящего Положения.

2.4. Отвлечение дежурных судов на работы, не связанные с несением АСГ, допускается только при равноценной их замене и по согласованию с Госморспасслужбой России.

2.5. Поименный состав судов и катеров, количество МСП, АП из числа включенных в годовые договоры уточняются ежеквартально по представлению начальников БАСУ и включаются в план-график дежурства, утверждаемый руководителем Департамента мореплавания Минтранса России.

2.6. К несению АСГ допускаются суда, катера, имеющие документы Российского морского регистра судоходства, подразделения, отработавшие в полном объеме специальные задачи, а также суда и катера привлекаемых ведомственных морских спасательных служб, подготовленные к решению указанных задач.

2.7. Экипажи судов, катеров, персонал АП и МСП, привлекаемые к АСГ, проводят регулярные тренировки, отрабатывая методы и приемы выполнения спасательных работ, связанных с выполнением возложенных задач, с проведением не реже одного раза в месяц частных и ежегодных комплексных учений под руководством начальников БАСУ, в том числе с привлечением сил и средств взаимодействующих ведомственных морских спасательных служб.



3. Организация АСГ в морском порту

3.1. АСГ на акватории морского порта организует МАП, а где нет МАП - капитан порта силами и средствами в соответствии с абзацем вторым п.1.4 настоящего  Положения. Дежурный буксир порта, привлекаемый МАП (капитаном порта), должен иметь запасы топлива и воды не ниже 60% от полных и провизии не менее, чем на трое суток; на борту должен находиться экипаж в составе не менее двух ходовых вахт (вахта и подвахта), способных обеспечить безопасное выполнение АСР.

3.2. Для транспортировки и погрузки АСИ, принадлежащего БАСУ, на суда и  другие плавсредства для доставки к месту аварии, порт предоставляет транспортные услуги БАСУ на договорной основе.

3.3. Дежурный буксир порта выполняет обычные плановые работы с расчетом возможности выхода его на спасательную операцию в сроки, указанные в п.4.1 настоящего Положения.

3.4. Контроль за несением готовности и руководство спасательными операциями на акватории морского порта осуществляется МАП (капитаном порта) с привлечением, при необходимости, специалистов БАСУ.

3.5. Готовность к ЛРН на акватории порта определяется приказом начальника МАП (капитана порта) в соответствии с Планом ЛРН порта.



4. Готовность спасательных сил и средств

4.1. Для дежурного судна (катера), стоящего в порту у причала (на якоре), устанавливаются следующие степени готовности к выходу в море (съемке с якоря):

-  двухчасовая готовность, при которой вахтенная служба судна должна поддерживать энергетическую установку и другие судовые технические средства в таком состоянии, при котором ввод их в действие может быть обеспечен в течение двух часов;

- 30-минутная готовность, при которой вахтенная служба судна должна поддерживать энергетическую установку и другие судовые технические средства в таком состоянии, при котором ввод их в действие может быть обеспечен в течение 30 минут;

-  постоянная готовность, при которой вахтенная служба судна должна поддерживать энергетическую установку и другие судовые технические средства в таком состоянии, при котором ввод их в действие может быть обеспечен в минимально возможное время, но не более 10 минут.

Готовность судна (катера) к выходу на выполнение поставленной задачи определяется временем от момента получения указания о выходе (приема сигнала бедствия) до окончания отдачи швартовов (съемки с якоря) и начала движения.

К моменту выхода судна на борт должен быть принят персонал АП или МСП и погружено необходимое для выполнения работ АСИ и оборудование для ЛРН.

Степени готовности АП и МСП к погрузке спецоборудования на дежурное судно (катер) должны соответствовать степеням готовности дежурного судна (катера).

4.2. Степень готовности дежурных сил и средств устанавливается начальником БАСУ (МАП) в зависимости от обстановки на морском бассейне (акватории порта). Ответственность за обеспечение установленной степени готовности возлагается на капитана дежурного судна (катера), начальника АП, МСП.

Дежурное судно БАСУ может находиться в АСГ в море, оформленное установленным порядком для выхода в загранплавание.

4.3. На спасательном судне (катере), находящемся в АСГ у причала порта, на борту должно находиться не менее 2/3 полной численности экипажа, способной обеспечить безопасность стоянки и выход судна в море до сбора всего экипажа. Наличие запасов топлива, воды и продовольствия к моменту выхода судна в море должно быть не ниже 80 % от полных.

Пополнение судовых запасов дежурного судна (катера) до требуемых норм обеспечивается в установленном порядке.

4.4. О находящихся в АСГ судах, АП и МСП диспетчер БАСУ еженедельно сообщает в адрес руководителя Госморспасслужбы России, ГМСКЦ (СКЦ, СПЦ) -  Госморспасслужбы России, а об изменениях в составе дежурных сил сообщает в указанные адреса немедленно.

4.5. Поименный и количественный состав АП, МСП перечень плавучих и технических средств, автотранспорта и имущества АП и МСП, находящихся в АСГ, а также степень их готовности определяются приказом начальника БАСУ.



5. Указания по связи

5.1. Аварийное радионаблюдение и работа всех систем Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) осуществляются круглосуточно.

5.2. Все сигналы бедствия и срочности, полученные по каналам ГМССБ радиостанциями любых форм собственности и ведомственной принадлежности, а также любая информация, связанная с авариями судов, разливами нефти, должны немедленно передаваться на СКЦ (СПЦ) средствами связи, обеспечивающими наиболее быстрое прохождение этих сигналов и информации.

5.3. Аварийное радионаблюдение обеспечивается на аварийных частотах 156,8 мГц  (16 канал), 156,525 мГц (70 канал) и 2187,5 кГц. Радиообмен с судном, терпящим бедствие, осуществляется в соответствии с указаниями СКЦ (СПЦ), капитана порта (там, где нет СКЦ или СПЦ) с учетом полосы частот, в которой был принят сигнал бедствия.

5.4. Аварийное наблюдение также обеспечивается Международной аварийной спутниковой системой поиска и спасания терпящих бедствие судов и самолетов (КОСПАС-САРСАТ). Аварийная информация, поступающая от аварийных спутниковых радиобуев, установленных на судах, обрабатывается Международным координационным вычислительным центром (МКВЦ) системы КОСПАС-САРСАТ в г.Москве и направляется в ГМСКЦ для принятия соответствующих мер.

5.5. Предоставление внеочередных междугородных телефонных разговоров по паролю "Бедствие" работникам Минтранса России, Госморспасслужбы России, ГМСКЦ, СКЦ, СПЦ, БАСУ, МАП и других заинтересованных организаций осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области связи.