Санитарные нормы и правила
по ограничению вибрации и шума на рабочих местах тракторов,
сельскохозяйственных мелиоративных, строительно-дорожных
машин и грузового автотранспорта
(утв.
Заместителем министра здравоохранения СССР Главным
государственным санитарным врачом СССР 18 мая 1973 г. № 1102-73)
1.1. Санитарные нормы и правила распространяются на рабочие места водителя (оператора) и обслуживающего персонала тракторов, самоходных шасси, самоходных, прицепных и навесных сельскохозяйственных машин; строительно-дорожных, землеройно-транспортных, мелиоративных и других аналогичных видов машин, а также грузового автотранспорта.
Санитарные нормы и правила являются обязательными для всех организаций, проектирующих, изготовляющих и проводящих капитальный ремонт машин.
1.2. Санитарные нормы и правила распространяются на вновь проектируемые и выпускаемые машины, а также машины, выходящие из капитального ремонта.
1.3. Санитарные нормы и правила устанавливают:
а) допустимые величины вибрации на рабочих местах и органах управления машин, возникающей в процессе передвижения по местности, агрофону и дорогам, выполнения производственных операций без передвижения;
б) допустимые уровни шума на рабочих местах, а также внешнего шума машин в процессе выполнения производственных операций с передвижением и без него;
в) условия измерения вибрации и шума и требования к измерительной аппаратуре;
г) санитарные правила по ограничению воздействия вибрации и шума на организм работающих.
1.4. Замеры вибрации и шума, сопоставление их с допустимыми величинами с внесением соответствующих данных в паспорт машин проводятся при:
а) государственных испытаниях опытных образцов;
б) заводских (ведомственных) испытаниях опытных образцов машин;
в) контрольных испытаниях серийно выпускаемых машин;
г) испытаниях после капитального ремонта, а также при контрольных испытаниях у потребителя.
2.1. Нормируемыми параметрами вибрации являются действующие значения колебательной скорости (v) в м/с в октавных полосах со средними геометрическими частотами 1; 2; 4; 8; 16; 31,5; 63; 125; 250 Гц или их уровни (L) в дБ, определяемые по формуле
где 5·10-8 м/с - величина, условно принятая за стандартную и соответствующая величине действующей колебательной скорости при стандартном пороге звукового давления для тона частотой 1000 Гц.
2.2. Допустимые величины устанавливаются для вертикальной и горизонтальной вибрации, непрерывно действующей в течение 8-часовой рабочей смены, возникающей в результате работы двигателей, рабочих органов машин и в процессе передвижения машин по местности, агрофону, дорогам или при выполнении производственных операций без передвижения, и передающейся на сиденье работающего или рабочую площадку и на органы управления.
Средние геометрические частоты октавных полос, Гц |
Граничные частоты октавных полос, Гц |
Допустимая колебательная скорость |
|||
вертикальная вибрация |
горизонтальная вибрация** |
||||
действующие значения, м/с |
уровни действующих значений, дБ |
действующие значения, м/с |
уровни действующих значений, дБ |
||
1 |
0,88 + 1,4 |
12,6·10-2 |
128 |
5,0·10-2 |
120 |
2 |
1,4 + 2,8 |
7,1·10-2 |
123 |
3,5·10-2 |
117 |
4 |
2,8 + 5,6 |
2,5·10-2 |
114 |
3,2·10-2 |
116 |
8 |
5,6 + 11,2 |
1,3·10-2 |
108 |
3,2·10-2 |
116 |
16 |
11,2 + 22,4 |
1,1·10-2 |
107 |
3,2·10-2 |
116 |
31,5 |
22,4 + 45,0 |
1,1·10-2 |
107 |
3,2·10-2 |
116 |
63 |
45,0 + 90,0 |
1,1·10-2 |
107 |
3,2·10-2 |
116 |
125 |
90,0 + 180,0 |
1,1·10-2 |
107 |
3,2·10-2 |
116 |
250 |
180,0 + 355,0 |
1,1·10-2 |
107 |
3,2·10-2 |
116 |
Примечание. До 1 января 1978 г. возможно превышение нормативных величин до 6 дБ (табл. 2).
_____________
* Срок введения в действие с 1 января 1978 г.
** Для горизонтальной вибрации допустимая колебательная скорость является рекомендуемой.
Средние геометрические частоты октавных полос, Гц |
Граничные частоты октавных полос, Гц |
Допустимая колебательная скорость |
|||
вертикальная вибрация |
горизонтальная вибрация* |
||||
действующие значения, м/с |
уровни действующих значений, дБ |
действующие значения, м/с |
уровни действующих значений, дБ |
||
1 |
0,88 + 1,4 |
25,2·10-2 |
134 |
10,0·10-2 |
126 |
2 |
1,4 + 2,8 |
14,2·10-2 |
129 |
7,1·10-2 |
123 |
4 |
2,8 + 5,6 |
5,0·10-2 |
120 |
6,5·10-2 |
122 |
8 |
5,6 + 11,2 |
2,5·10-2 |
114 |
6,5·10-2 |
122 |
16 |
11,2 + 22,4 |
2,3·10-2 |
113 |
6,5·10-2 |
122 |
31,5 |
22,4 + 45,0 |
2,3·10-2 |
113 |
6,5·10-2 |
122 |
63 |
45,0 + 90,0 |
2,3·10-2 |
113 |
6,5·10-2 |
122 |
125 |
90,0 + 180,0 |
2,3·10-2 |
113 |
6,5·10-2 |
122 |
250 |
180,0 + 355,0 |
2,3·10-2 |
113 |
6,5·10-2 |
122 |
_____________
* Для горизонтальной вибрации допустимая колебательная скорость является рекомендуемой.
2.2.1. Допустимые величины вибрации на сиденье или рабочей площадке указаны в табл. 1.
2.2.2. Допустимые величины вибрации на органах управления (рулевое колесо, рычаги, педали и т.п.) указаны в табл. 3.
Средние геометрические частоты октавных полос, Гц |
Граничные частоты октавных полос, Гц |
Допустимая колебательная скорость |
|
вертикальная и горизонтальная вибрация |
|||
действующие значения, м/с |
уровни действующих значений, дБ |
||
16 |
11,2 + 22,4 |
4,0·10-2 |
118 |
31,5 |
22,4 + 45,0 |
2,8·10-2 |
115 |
63 |
45,0 + 90,0 |
2,0·10-2 |
112 |
125 |
90,0 + 180,0 |
1,4·10-2 |
109 |
250 |
180,0 + 355,0 |
1,0·10-2 |
106 |
2.3. Нормируемыми параметрами шума являются уровни (L) в дБ действующих звуковых давлений в октавных полосах со средними геометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц, определяемыми по формуле
где 2·10-5 H/м2 - пороговая величина среднеквадратичного звукового давления.
Примечание. Для ориентировочной оценки шума допускается пользоваться общим уровнем, измеренным по шкале "А" шумомера, именуемым "уровень звука в дБА".
2.3.1. Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот и уровни звуков в дБ А на рабочих местах машин или внешнего шума на расстоянии 7,5 м от оси движения машин указаны в табл. 4.
Средние геометрические частоты октавных полос в Гц |
Уровень звука в дБА |
||||||||
31,5 |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
|
Уровни звукового давления в дБ |
|||||||||
110 |
99 |
92 |
86 |
83 |
80 |
78 |
76 |
74 |
85 |
3.1. Виброизмерительная аппаратура должна включать вибродатчик, допускающий возможность крепления его не менее чем в двух взаимно перпендикулярных направлениях, и измерительный прибор, позволяющий определять абсолютные величины или их уровни действующей колебательной скорости в октавных полосах со средними геометрическими частотами от 1 до 250 Гц с точностью 2 дБ и удовлетворяющий ГОСТ 16826-71 и 16168-71.
3.2. Замеры вибрации производятся на сиденье или рабочей площадке, на органах управления в процессе передвижения машин на транспортном и основных рабочих режимах.
Условия испытаний, точки измерения и частотные диапазоны устанавливаются стандартами на отдельные виды машин. Вибрацию от работы двигателей и рабочих органов машин в октавных полосах 125 и 250 Гц допускается измерять на стоянке.
3.3. Замеры вибрации рабочих мест на сиденье или рабочей площадке производятся в вертикальном и горизонтальном направлениях. Вибрация на рулевом колесе измеряется в плоскости обода и перпендикулярно к ней, а на рычагах управления и педалях - в местах контакта оператора в направлении приложения усилия при его значении, равном 80 - 100 % максимальной величины, указанной в паспорте машины.
3.4. При измерении вибрации на мягком сиденье водителя датчик крепится к стальному листу диаметром 300 мм и толщиной 4 мм, который помещается между водителем и подушкой сиденья машины. Лист не должен иметь контакта с каким-либо металлическим элементом сиденья. Операторы, испытывающие машины, должны иметь массу от 60 до 80 кг.
3.5. Крепление вибродатчика к объекту должно проводиться способом, указанным в технической документации на виброизмерительный прибор, при этом частота установочного резонанса крепления датчика должна лежать выше нормируемого диапазона частот.
3.6. Шумоизмерительная аппаратура должна включать шумомер и частотный анализатор, позволяющий устанавливать уровни звуковых давлений в октавных полосах частот от 31,5 до 8000 Гц, и удовлетворять требованиям ГОСТ 17168-82 и 17187-71.
3.7. Измерение параметров шума проводят на стоянке с одним человеком на рабочем месте при установившемся холостом режиме всех рабочих органов машины и двигателя в диапазоне оборотов, при котором общий уровень шума (уровень звука по шкале "А") в исследуемой точке достигает максимальной величины.
Измерение параметров шума проводят также на транспортном и основном режимах работы. Измерения проводятся при закрытых и открытых окнах кабин, включенных вентиляторах, кондиционерах, отопительных приборах и т.п., работающих на номинальном режиме.
При замерах микрофон располагается у головы работающего водителя.
3.8. Уровни звукового давления шумовых помех, отличающиеся от уровня звукового давления общего шума (включающего шум машины и помех) менее чем на 10 дБ, должны учитываться при замерах.
При этом из уровня звукового давления общего шума вычитают поправку, которая при разности между этим уровнем и уровнем звукового давления помех, равной от 9 до 6 дБ, составляет 1 дБ, а при разности от 5 до 4 дБ - составляет 2 дБ.
3.9. Измерение внешнего шума машин проводится при движении их без нагрузки. Скорость движения должна составлять 75 % от максимальной скорости на наивысшей передаче, используемой для транспортных работ. Микрофон устанавливается на высоте 1,2 м над землей на расстоянии 7,5 м от оси движения машины.
3.10. Измерения вибрации и шума должны повторяться не менее 3 раз и результаты усредняться арифметически с внесением в случае необходимости поправок на чувствительность и неравномерность частотной характеристики измерительного тракта.
3.11. Измерения вибрации и шума должны проводиться виброшумометрической аппаратурой, прошедшей поверку в организациях Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР в сроки, установленные для данного вида измерительной аппаратуры, и имеющей действующее свидетельство о государственной поверке.
4.1. Не допускается оборудование постоянных рабочих мест без сиденья.
4.2. Поверхности рулевого колеса и рукояток рычагов управления должны облицовываться материалами с коэффициентом теплопроводности не более 0,5 (м.К).
4.3. При сокращенной продолжительности работы машин, в связи с особенностями производственного цикла, что должно подтверждаться соответствующей документацией, вносятся следующие поправки к допустимым уровням звукового давления из табл. 3: при суммарной длительности воздействия шума за 8-часовую рабочую смену до 1 ч - добавляется 12 дБ, от 1 до 4 ч - 6 дБ, от 4 до 8 ч - соответствуют указанным в табл. 3.
4.4. При сокращенной продолжительности работы на машинах, в связи с особенностями производственного цикла, что должно подтверждаться соответствующей документацией, в условиях прерывистого воздействия вибрации длительностью от 30 до 60 мин, чередующейся с регулярно повторяющимися паузами длительностью не менее 15 мин допустимые уровни вибрации на сиденье или рабочей площадке (табл. 1), в диапазоне частот от 8 Гц можно увеличивать на 3 дБ.
При такой же продолжительности вибрации, чередующейся с паузами менее 8 мин, допустимые уровни соответствуют указанным в табл. 1.
4.5. Для уменьшения неблагоприятного влияния шума работающие могут применять индивидуальные защитные средства - противошумы, удовлетворяющие ГОСТ 15762-70, если это не противоречит требованиям безопасного проведения работ.
4.6. Работающим рекомендуется через каждые 2 ч работы в течение 5 мин проводить гимнастические упражнения, направленные на улучшение кровоснабжения рук и ног, а также для снятия утомления мышц туловища.
Не рекомендуется выполнение сверхурочных работ, а при необходимости использования данной машины более одной смены целесообразно организовать замену водителя.
4.7. Допуск к работе в качестве водителей машин подростков и женщин ограничивается в соответствии с действующим законодательством.
4.8. Лица, принимаемые на работу в качестве водителей машин, должны проходить предварительный медицинский осмотр и во время работы периодический медицинский осмотр в соответствии с приказом министра здравоохранения СССР от 30 мая 1969 г., № 400.
Заместитель
министра |
П.Н. Бургасов |
СОДЕРЖАНИЕ