Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 января 2015 г.

"О безопасности строящегося жилья и строительных материалов"

В соответствии Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" были внесены изменения, определяющие, что экспертиза проектов строительства и надзор за строительством не входят в полномочия Роспотребнадзора. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными учреждениями.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза безопасности строительных и отделочных материалов, производимых или ввозимых на территорию страны, на соответствие требованиям санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов проводилась на территории Российской Федерации до 01.07.2010 года.

С 2010 года полимерные, синтетические и иные материалы, предназначенные для применения в строительстве включены в Перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе". Это означает, что такие строительные материалы контролируются Роспотребнадзором только при обороте на рынке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, в который не вошли указанные строительные материалы.

Таким образом, обращаемые на рынке строительные материалы в настоящее время подлежат только декларированию соответствия и/или добровольной сертификации.

Сложившаяся ситуация не позволяет выявить строительные материалы, не соответствующие требованиям санитарного законодательства на стадии производства или ввоза на территорию страны, а также безопасность внутренне среды помещений после использования строительных материалов.

В результате, имеют место случаи использования при строительстве жилых и общественных зданий строительных материалов, которые являются источниками выделения вредных химических веществ, что выявляется в ходе плановых и внеплановых проверок введенных в эксплуатацию объектов.

Это особенно актуально, когда использование некачественных строительных материалов, или же нецелевое применение строительных материалов выявляются в индивидуальном жилищном строительстве, зачастую выведенном из-под проектного и строительного надзора.

Градостроительным кодексом Российской Федерации определено отсутствие необходимости согласования проектов строительства для жилых домов с заданными параметрами, высотой не более 3-х этажей, что выводит самый бурно развивающийся и наиболее востребованный в регионах сектор жилищного строительства Российской Федерации из законодательного поля регулирования в части обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности проживающего в указанных строениях населения.

В целях повышения ответственности отечественных изготовителей строительных материалов и подрядных организаций за соблюдение технологий производства и осуществление строительных работ, а также в целях обеспечения соответствия строительных материалов и объектов капитального строительства установленным нормам, национальным стандартам, нормативным документам санитарного законодательства, Роспотребнадзор выступает с инициативой по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части распространения процедуры государственной регистрации на строительные материалы, в том числе полимерные и полимерсодержащие, являющиеся основными источниками загрязняющих веществ, поступающих в воздух помещений и повышающих риск неблагоприятно воздействия на здоровье населения.

Кроме того, Роспотребнадзор считает целесообразным определить дополнительные требования к содержанию проектной документации для объектов капитального строительства, предусматривающие при проектировании зданий, строений, сооружений расчет выделения в воздух внутренней среды помещений всех химических веществ, с учетом совместного использования всех проектируемых строительных материалов, а также сформировать как дополнительное условие выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию наличие результатов лабораторно-инструментальных исследований содержания химических веществ в воздухе помещений и оценки радиологических показателей, подтверждающих их соответствие требованиям санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

В этой связи, Роспотребнадзор обращает внимание населения на целесообразность организации проведения контроля качества среды обитания, в том числе во вновь возведенных и реконструированных объектах капитального строительства, что позволит оценить как качественные характеристики примененных строительных и отделочных материалов, так и безопасность пребывания в помещениях построенного объекта для здоровья.