Методика расчета эффективности внедрения мероприятий
по
бережливому производству в предприятиях путевого хозяйства
(утв. Департаментом пути и сооружений ОАО "РЖД" 24 февраля 2011 г.)
1. Бережливое производство - система производственного менеджмента, в которой расходование ресурсов на любые цели, отличные от создания ценности, необходимой для конечного потребителя, рассматривается как их потеря, и которая направлена на устранение таких потерь. Основной целью бережливого производства является снижение непроизводительных потерь. Это должно достигаться за счет:
- минимизации потерь от видов деятельности приводящих к непроизводительным расходам;
- гарантии качества выполнения работ;
- эффективной системы мотивации сотрудников.
2. Непременными условиями внедрения бережливого производства должны быть:
- соблюдение технологических процессов;
- соблюдение требований охраны труда и выполнение санитарно-гигиенических норм и правил;
- непревышение плана эксплуатационных расходов;
- мотивация бережливого производства за счет создания системы целевых дополнительных соглашений с работниками подразделений.
3. Настоящая методика распространяется на следующие предприятия:
- дистанции пути;
- дирекции по ремонту и эксплуатации машин и механизмов.
4. В методике определен по возможности унифицированный перечень показателей с учетом особенностей работы различных подразделений путевого хозяйства, основные принципы и порядок расчетов показателей внедрения мероприятий по бережливому производству.
5. Определение эффективности внедрения мероприятий бережливого производства производится путем сравнения для учетных периодов текущего и прошлого годов конечных результатов выполнения установленных показателей для различных подразделений.
А) Действующая структура текущего содержания пути (линейное отделение, линейный участок).
1. Балловая оценка состояния пути (искусственных сооружений).
Результат изменения оценки состояния пути может быть выполнен в двух вариантах - выполнение плана балльности за учетный период и сравнение балловой оценки состояния пути текущего и прошедшего периодов.
1.1. Выполнение плана балловой оценки состояния пути (искусственных сооружений) определяется коэффициентом (Кб1) по формуле:
|
(1) |
где: Кб - балловая оценка состояния пути, балл;
Бп - плановая балльность, балл;
Бф - фактическая балльность, балл.
1.2. Сравнение величины балловой оценки за учетный период текущего и прошедшего годов (Кб2).
|
(2) |
где: Бфс - данные ПУ-32 прошлого учетного периода, балл;
Бфт - данные ПУ-32 текущего учетного периода, балл.
2. Потери от задержек поездов и отказов технических средств, приведших к задержкам поездов (З), определяются в финансовом выражении и равны:
где: Ti - время задержек поездов по видам движения (грузовое, пассажирское, пригородное), час.;
Sni - стоимость одного поездо-час вида движения (грузового, пассажирского, пригородного), руб.
3. Уровень внутрисменного использования рабочего времени (В) определяется величиной прямых потерь (завышение времени регламентированных технологических перерывов, технологических процессов выполнения работ, нормативных величин подготовительно-заключительных действий, обслуживания рабочего места и физиологических потребностей, нерациональными проходами (проездами) к месту работ, завышенным временем переходов (переездов) от одного места работ к другому и т.д.) и определяется формулой:
|
(4) |
где: R - установленная продолжительность рабочего времени, мин;
Rn - время прямых потерь, мин.
4. Потери от отказов технических средств определяются формулой 3.
5. Показатель травматизма определяется один раз в квартал в соответствии с требованиями распоряжения ОАО "РЖД" от 25.01.2010 № 129р и отражает финансовые потери (Ф) за учетный период по формуле:
|
(5) |
где: Фn - плановые затраты на мероприятия по охране труда, включая аттестацию рабочих мест, подготовку и переподготовку персонала, технические мероприятия по улучшению рабочих мест и т.д., тыс. руб.
Фд - дополнительные затраты на исполнение исковых претензий, оплату больничных листов, лечение профессиональных заболеваний и т.п. (кроме выплат по страховым полисам), тыс. руб.
6. Изменение комплексной оценки состояния пути по комплексной оценке (распоряжение ОАО "РЖД" от 14.12.2009 г. № 2536р), определяется сопоставлением результатов весеннего к весеннему и осеннего к осеннему осмотрам текущего и прошлого года.
7. Эффективность выполнения плановых заданий по ресурсосбережению (Sp) определяется двумя критериями - разницей стоимости новых (Sm) и старогодных (Sс) материалов и продлением срока службы объекта. Определение эффективности по разнице стоимости материалов определяется формулой:
|
(6) |
где: k - количество одинаковых по номенклатуре материалов, шт.;
Тэ - предполагаемый срок продления службы объекта (год, месяц, квартал).
Б) Участковая система текущего содержания пути (бригады по осмотру, неотложным работам, укрупненные).
Расчет достигнутого уровня показателей балловой и комплексной оценки состояния пути, задержек поездов, отказов технических средств, сокращения внутрисменных потерь рабочего времени, травматизма и ресурсосбережения определяется по соответствующим формулам, приведенным выше.
Эффективность выполнения графиков осмотров пути определяется как выполнение или невыполнение (ДА - НЕТ).
В) Цех (участок) дефектоскопии.
1. Выполнение графика проверки рельсов по объемам и срокам (точно вовремя) определяется как выполнение (ДА), или невыполнение (НЕТ).
2. Совмещение работ по диагностике рельсов (стрелочных переводов) дефектоскопными средствами и по проверке геометрии пути путеизмерительными тележками приводит к снижению трудоемкости выполнения работ (на 2 сигналиста и одного сопровождающего на один день совмещения) с фондом оплаты труда (ФОТ) в размере, определяемым по формуле:
|
(7) |
где: t - снижение трудоемкости работ по осмотру и диагностике за отчетный период, чел.-час.;
Зч - средняя часовая заработная плата, руб.
3. Потери от отказов технических средств дефектоскопии и путеизмерения (М) в руб. оцениваются по формуле:
М = Тн × Зч, |
(8) |
где: Тн - время ремонта технического средства, час.;
Г) Диспетчерский аппарат
Оценка производится путем установления соответствия рабочего места регламенту (ДА) или его несоответствия (НЕТ).
Д) Мастерские дистанции пути
1. Сравнение по показателю "выполнение плана работ по объемам и срокам (точно вовремя)" производится по плановым и фактически исполненным объемам, номенклатуре и срокам выполнения работ и оценивается как ДА или НЕТ.
2. Потери от возврата в ремонт плохо отремонтированного инструмента, механизмов и инвентаря (П) рассчитывается по среднему времени доставки инструмента в мастерские и обратно (Ч), времени ремонта и среднечасовой заработной плате по формуле:
П = (Ч + Тн) × Зч, |
(9) |
3. Величины потерь от отказов техники, приводящих к передержкам "окон", определяются формулой (3). При отказах от "окон" - его стоимостью.
4. Остальные показатели работы мастерских рассчитываются по соответствующим формулам, приведенным выше.
Е) Дирекция по ремонту и эксплуатации машин.
Все показатели идентичны принятым для других подразделений и рассчитываются по аналогичным формулам.
Директор ПТКБ ЦП |
С.А. Рабчук |
Главный
инженер |
В.М. Ермаков |
СОДЕРЖАНИЕ
|