Постановление Правительства РФ от 3 июля 2014 г. № 614

"О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования"

(в редакции, актуальной с 18 июля 2020 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно постановлению Правительства РФ от 10.07.2020 г. № 1017)

В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования.

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

3. Реализация Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности его работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением подпункта "а" пункта 40 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступающего в силу с 1 января 2015 г.

 

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

 

Правила аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования

(утв. постановлением Правительства РФ от 3 июля 2014 г. № 614)

1. Настоящие Правила определяют порядок аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи и аннулирования сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее соответственно - аттестация, сертификат эксперта), а также срок его действия.

2. Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:

а) наличие высшего образования;

б) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;

в) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее 3 лет.

3. Экспертом признается лицо, прошедшее в соответствии с настоящими Правилами аттестацию и получившее сертификат эксперта (далее - эксперт).

4. Аттестация проводится без взимания платы.

5. Аттестация лица, претендующего на получение сертификата эксперта (далее - заявитель), предусматривает:

а) рассмотрение представленных заявителем заявления и документов, подтверждающих его соответствие требованиям, указанным в пункте 2 настоящих Правил;

б) проверку знаний заявителя по проведению специальной оценки условий труда (аттестационное испытание).

6. Заявитель представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации следующие документы:

а) заявление в произвольной форме, подписанное заявителем лично, в котором последовательно указываются следующие сведения о заявителе:

фамилия, имя, отчество (при наличии);

наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;

контактная информация (почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер контактного телефона (при наличии);

сведения об имеющемся высшем образовании (наименование образовательной организации, проводившей обучение, направление подготовки (специальность), наименование, номер и дата выдачи документа об образовании);

сведения об имеющемся дополнительном профессиональном образовании (наименование организации, проводившей обучение, наименование дополнительной профессиональной программы и количество часов, предусмотренных в соответствующей дополнительной профессиональной программе на изучение вопросов оценки условий труда, номер и дата выдачи документа о квалификации);

сведения об опыте практической работы в области оценки условий труда (наименование работодателя, перечень работ, выполнявшихся в области оценки условий труда, стаж работы в области оценки условий труда);

согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) копия документа об образовании, подтверждающего наличие высшего образования;

в) копия документа о квалификации, подтверждающего наличие дополнительного профессионального образования, дополнительной профессиональной программой которого предусмотрено изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;

г) копия трудовой книжки, и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, и (или) копии документов, подтверждающих наличие опыта практической работы в области оценки условий труда.

7. Заявление и документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил (далее - документы), могут быть представлены (направлены) заявителем в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на бумажном носителе лично или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

В случае направления документов в виде электронного документа они должны быть подписаны видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов.

8. Документы рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 20 рабочих дней со дня их регистрации в Министерстве.

9. По результатам рассмотрения представленных заявителем документов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение о допуске заявителя к аттестационному испытанию или об отказе в аттестации.

10. Основанием для принятия решения об отказе в аттестации является:

а) несоответствие заявителя требованиям, указанным в пункте 2 настоящих Правил;

б) несоответствие представленных заявителем документов требованиям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, или их представление не в полном объеме;

в) представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информирует заявителя о принятом решении в течение 5 рабочих дней со дня его принятия посредством направления соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий - в случае направления документов в виде электронного документа.

В случае принятия решения об отказе в аттестации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает возвращение заявителю документов, представленных на бумажном носителе.

В случае отказа в аттестации по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, заявитель вправе после его устранения повторно подать документы в порядке, установленном пунктами 6 и 7 настоящих Правил.

12. Уведомление Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о допуске к аттестационному испытанию содержит фамилию, имя и отчество (при наличии) заявителя, информацию о дате, времени и месте проведения аттестационного испытания, а также логин и пароль доступа заявителя к системе тестирования.

13. Заявитель проходит аттестационное испытание лично.

14. Аттестационное испытание проводится на русском языке в форме дистанционного тестирования (далее - тестирование).

15. Тестирование проводится по тестовым вопросам, которые размещаются для ознакомления на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

16. Заявитель должен прибыть в указанные в уведомлении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о допуске к аттестационному испытанию дату, время и место для прохождения тестирования, имея при себе это уведомление и документ, удостоверяющий личность.

В случае если заявитель не может по уважительной причине прибыть в установленные дату и время для прохождения тестирования, ему предоставляется возможность (по его письменному заявлению) пройти тестирование в иные дату и время, но не позднее 2 месяцев с даты тестирования, указанной в имеющемся у заявителя уведомлении о допуске к аттестационному испытанию. При этом заявителю направляется новое уведомление о допуске к аттестационному испытанию с указанием даты, времени и места проведения тестирования.

Заявление, оформленное в произвольной форме с указанием причины невозможности прибытия для прохождения тестирования и подписанное заявителем лично, представляется в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее одного дня до даты прохождения тестирования, указанной в уведомлении о допуске к аттестационному испытанию.

17. В случае неявки заявителя в дату, время и место, установленные для прохождения тестирования, и непредставления им в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации мотивированного заявления Министерство принимает решение о неудовлетворительном результате прохождения заявителем аттестационного испытания.

18. Заявитель допускается к тестированию после удостоверения его личности уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение тестирования. Уполномоченное должностное лицо вправе оказывать заявителю техническую помощь в работе с системой тестирования.

19. Во время тестирования может осуществляться видеофиксация прохождения заявителем процедуры тестирования.

20. В ходе проведения тестирования не допускается использование заявителем специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации. Разговоры между заявителями в процессе проведения тестирования не допускаются.

При нарушении указанных требований заявитель удаляется с тестирования уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение тестирования. Результат прохождения таким заявителем аттестационного испытания признается неудовлетворительным.

21. Заявитель регистрируется в системе тестирования, используя логин и пароль доступа, указанные в уведомлении о допуске к аттестационному испытанию.

22. При прохождении тестирования заявитель отвечает на 40 тестовых вопросов, сформированных в системе тестирования, в течение 40 минут.

Заявитель должен выбрать один или несколько правильных, по его мнению, ответов на тестовый вопрос из нескольких предложенных в системе тестирования вариантов ответов и подтвердить свой ответ (ответы).

Тестирование завершается заявителем после того, как он ответил на все вопросы теста, либо автоматически по истечении отведенного лимита времени.

23. Результат тестирования отображается в системе тестирования в электронном виде в форме протокола, в котором содержатся фамилия, имя и отчество (при наличии) заявителя, дата тестирования, количество правильных ответов на тестовые вопросы, итоговый результат тестирования.

Электронная форма протокола (протоколов) тестирования сохраняется в системе тестирования. Заявителю вручается копия протокола тестирования.

24. При наличии правильных ответов не менее чем на 36 тестовых вопросов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение об удовлетворительном результате прохождения аттестационного испытания.

В остальных случаях Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение о неудовлетворительном результате прохождения заявителем аттестационного испытания.

25. В случае неудовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания ему предоставляется право в течение 30 дней пройти повторное тестирование, но не более 2 раз.

Повторное тестирование проводится не ранее чем через 7 дней с даты последнего тестирования заявителя.

26. Итоговое решение о результате прохождения заявителем аттестационного испытания принимается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по результатам последнего пройденного им тестирования.

27. По результатам аттестационного испытания Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение об аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (в случае удовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания) или об отказе в аттестации (в случае неудовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания).

28. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации оформляет в течение 15 рабочих дней со дня проведения аттестационного испытания сертификат эксперта, который вручается эксперту непосредственно или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

29. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информирует заявителя об отказе в аттестации в течение 15 рабочих дней со дня проведения аттестационного испытания посредством направления ему соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий - в случае направления документов в виде электронного документа.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает возвращение заявителю документов, представленных на бумажном носителе.

30. Заявитель вправе обжаловать решение Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об отказе в аттестации посредством представления (направления) в комиссию по рассмотрению апелляций на результаты аттестации (далее - комиссия) соответствующей апелляции, содержащей мотивированное обоснование своей позиции.

Апелляция может быть подана в 2-месячный срок со дня принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения об отказе в аттестации.

К апелляции заявитель прикладывает документы, ранее представлявшиеся в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для прохождения аттестации, а также копию оспариваемого решения.

31. Комиссия создается при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.

Состав комиссии утверждается приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

В состав комиссии включаются представители федеральных органов государственной власти (50 процентов) и представители научных, общественных организаций, объединений профессиональных союзов и работодателей (50 процентов).

Состав комиссии подлежит обновлению в части представителей научных, общественных организаций, объединений профессиональных союзов и работодателей на одну треть один раз в 2 года.

32. Регламент работы комиссии определяется комиссией самостоятельно.

33. К рассмотрению комиссией не принимаются апелляции в отношении содержания и структуры вопросов аттестационного испытания и в отношении нарушения заявителем порядка проведения аттестационного испытания.

34. Заявитель и (или) его представитель, уполномоченный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, вправе участвовать в заседании комиссии, высказывать свое мнение по существу рассматриваемого вопроса, предоставлять дополнительные сведения.

35. Комиссия рассматривает апелляцию в течение 3 месяцев со дня ее поступления в комиссию, принимает решение о ее удовлетворении или отклонении и информирует о принятом решении лицо, подавшее апелляцию.

36. Срок действия сертификата эксперта составляет 5 лет со дня его выдачи.

Срок действия сертификата не продлевается, и по его окончании эксперт для выполнения работ по специальной оценке условий труда должен вновь пройти аттестацию в соответствии с настоящими Правилами.

37. В случае изменения фамилии, имени, отчества эксперт обращается в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с заявлением о переоформлении сертификата эксперта.

В случае утраты сертификата эксперта, его порчи (повреждения) эксперт вправе обратиться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с заявлением о предоставлении дубликата сертификата эксперта.

38. В заявлении о переоформлении сертификата эксперта (предоставлении дубликата сертификата эксперта) указываются:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта;

б) при изменении фамилии, имени, отчества - основания изменения;

в) при утрате сертификата эксперта - обстоятельства утраты;

г) при порче (повреждении) сертификата эксперта - обстоятельства и характер повреждений, исключающих возможность дальнейшего использования сертификата эксперта, с приложением поврежденного сертификата эксперта.

39. Выдача сертификата эксперта в связи с его переоформлением (дубликата сертификата эксперта) осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления.

На дубликате сертификата эксперта штампом синего цвета проставляется слово "дубликат".

40. Сертификат эксперта может быть аннулирован по решению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в случае:

а) назначения в отношении эксперта административного наказания в виде дисквалификации, вступившего в законную силу;

б) установления факта представления экспертом для прохождения аттестации подложных документов или заведомо ложных сведений;

в) установления факта разглашения конфиденциальных сведений, полученных при осуществлении профессиональной деятельности и составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

41. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании сертификата эксперта направляет эксперту соответствующее уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

42. Лицо, сертификат эксперта которого аннулирован, вправе представить документы для прохождения аттестации не ранее чем через 3 года со дня принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения об аннулировании сертификата эксперта.

43. Действия (бездействие) должностных лиц Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке или в досудебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.